Лекция по теме №17




Скачать 450.98 Kb.
НазваниеЛекция по теме №17
страница1/6
Дата публикации27.05.2013
Размер450.98 Kb.
ТипЛекция
vbibl.ru > Философия > Лекция
  1   2   3   4   5   6


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра _философии_

(название кафедры)
Утверждаю

Начальник кафедры философии_

(название кафедры)

. Д.И. Грядовой

(подпись)
Автор Марченя Павел Петрович, кандидат исторических наук,

доцент, доцент кафедры философии

(фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание, должность)
Фондовая лекция

по __________________ФИЛОСОФИИ_____________________

(название учебной дисциплины)
Тема _№ 17 «РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В КРИМИНОЛОГИИ И ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»_

(название темы)

^ (РАЗДЕЛ III. ПРИКЛАДНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ

ЮРИДИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

для специальности 030502.65 «Судебная экспертиза»)
Обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии

протокол №_7_

от «6» _февраля_2008 г.


Москва 2008
ТЕМА № 17
^ РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В КРИМИНОЛОГИИ И ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЛАН


Введение

..…………………………………………….

с. 3

Вопрос 1

Краткий обзор истории философско-криминологических взглядов…………….


с. 6

Вопрос 2

Философско-криминологические принципы классической школы…………


с. 12

Вопрос 3

Позитивизм в криминологии. Современная криминология…...…………


с. 17

Вопрос 4

Философское осмысление механизмов детерминации преступного поведения и роль философской культуры в профилактике преступлений……………..


с. 32

Заключение

..…………………………………………….

с. 41

Список литературы

..…………………………………………….

с. 42

Приложение

Интернет-ресурсы по теме……………….

с. 47


ВВЕДЕНИЕ

Лекция по ТЕМЕ № 17 «РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В КРИМИНОЛОГИИ И ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» принадлежит к РАЗДЕЛУ III. «ПРИКЛАДНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ» рабочей программы по курсу «Философия», разработанной кафедрой философии Московского университета МВД России и предназначена для курсантов и слушателей, обучающихся по специальности 030502.65 «Судебная экспертиза».

Актуальность темы лекции обусловлена необходимостью ее раскрытия для системного решения целого ряда важнейших проблем, стоящих перед системой МВД как в плане подготовки современных квалифицированных специалистов с высшим образованием, так и в плане обеспечения эффективности правоохранительной деятельности в новых, динамично изменяющихся социальных условиях.

Теоретическая значимость лекции заключается в том, что она конкретизирует и систематизирует знания, занимающие одно из ведущих мест в современном социально-правовом знании. Материал данной лекции способствует установлению и актуализации межпредметных связей и углублению уровня понимания и объяснения ключевых терминов научного знания в целом и юридического в частности.

Практическая значимость лекции заключается в том, что она включает в себя знания, имеющие для курсантов и слушателей особое значение в контексте их профессиональной (в том числе экспертной) деятельности.

Усвоение материала данной темы в ведомственном вузе системы МВД России особенно значимо. Будущим офицерам милиции следует знать, что феномен преступности является предметом изучения не только криминологии и других юридических наук, но многих социально-гуманитарных дисциплин. И особо важная методологическая роль в становлении и развитии концептуальных основ криминологии и практической деятельности по профилактике преступлений традиционно принадлежит философии.

Изучение философских основ криминологии сотрудниками органов внутренних дел способствует сознательному профессиональному освоению не только философии и криминологии, но и целого ряда общегуманитарных и специальных учебных курсов, предусмотренных учебным планом Московского университета МВД России, и является одним из фундаментальных условий подготовки работника правоохранительной системы.

Кроме того, теоретическое содержание лекции обеспечено прилагаемыми списками наиболее значимых источников, новейшей специальной литературы и востребованных электронных ресурсов, обращение к которым позволяет практически использовать актуальные современные информационно-образовательные технологии и технические средства обучения.

Предметом лекции является философский анализ комплекса проблем, связанных с теоретическим осмыслением феномена преступности в жизни человечества.

Целью лекции является формирование целостного представления о современном уровне философского осмысления криминологических проблем и путей их решения.

Задачи лекции:

  • постановка фундаментальных проблем философского осмысления криминологических вопросов и ознакомление с ключевыми философско-криминологическими терминами и направлениями;

  • выделение и сравнительная характеристика основных этапов истории философско-криминологических взглядов;

  • выявление и анализ основных философских принципов классической криминологии;

  • ознакомление с основными философскими тенденциями и течениями современной криминологии;

  • философское осмысление механизмов детерминации преступного поведения;

  • определение места и роли философской культуры в профилактике преступлений.

Взаимосвязь лекции с ранее изученными темами проявляется в том, что ее содержание логически вытекает из развития и осмысления материалов предшествующих занятий по философии. Для обеспечения качества и эффективности усвоения материалов этой лекции прикладного раздела следует в достаточной степени освоить материалы предыдущих разделов программы курса (Раздел I. «Природа и сущность философского знания»; Раздел II. «Философские проблемы социально-гуманитарного знания»).

Взаимосвязь лекции с последующими темами обусловлена важностью усвоения ее содержания курсантами и слушателями для понимания и осмысленного изучения иных дисциплин прикладной направленности. Данная тема завершает курс изучения философии.

Вопрос 1

^ КРАТКИЙ ОБЗОР ИСТОРИИ ФИЛОСОФСКО-КРИМИНОЛОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ

В целом, в криминологии можно условно выделить несколько больших направлений (разделов) с различной степенью как взаимосвязи с другими областями знания, так и их разработанности.

Во-первых, это «юридическая» криминология, которая сосредоточена исключительно на феномене преступности, исходя из законодательно определенного круга преступных деяний, на ее характеристиках (состоянии, структуре, динамике и т.д.) Здесь криминология получает исходный первичный материал для дальнейших исследований.

Во-вторых, это прикладная криминология, состоящая в проведении различных эмпирических исследований и их соответствующей интерпретации. Это, прежде всего социологическое изучение уголовных дел и других материалов, а также психологическое (и даже клиническое, психиатрическое) изучение лиц, совершивших преступления. Основной акцент делается на изучении личности преступника и его микросреды. Сюда можно было бы отнести и педагогическую, а также экономическую криминологию.

В-третьих, это «теоретическая» («философская») криминология, которая занимается выявлением остающихся в значительной степени скрытых при названных подходах общих закономерностей преступного поведения.

Это направление исходит из органической целостности социальной жизни, взаимосвязанности правовой, экономической, социальной, политической и духовной сфер общества.

Преступность рассматривается как продукт процессов, происходящих в обществе в целом. Задача криминологии - увидеть место негативных социальных явлений, в том числе преступности, в общем контексте реальной действительности, выявить механизм их причинной обусловленности в целом, и, наконец, определить специфику детерминации преступного поведения. В конечном итоге, решение этой задачи под силу только совместным исследованиям криминологов и представителей других общественных наук.

Особое место в рамках последнего направления криминологии занимает философия. Проблемы преступления и наказания являлись и являются предметом пристального внимания многих выдающихся философов, задавших основную проблематику и направления исследования для собственно криминологов.

Принято считать, что более или менее систематический характер научное осмысление проблемы преступности и борьбы с ней приобрело во второй половине XVIII в. Криминологические идеи, суждения о сущности преступности, ее причинах, путях противодействия своими корнями уходят вглубь веков. Формально датой рождения криминологии как самостоятельной науки можно считать 1885 г., когда под этим названием вышла книга итальянского ученого Рафаэля ГАРОФАЛО. Однако еще до этого были сформулированы и опубликованы достаточно цельные философско-криминологические теории. Преступление и преступность, так или иначе, были предметом философского осмысления еще с древних времен. Но возникновение криминологии как отделившейся от философии специфической науки, в то время еще не получившей своего названия, связывается с классической школой уголовного права.

В развитии собственно криминологии можно выделить три периода:

  • первый (классический) длился со второй половины XVIII в. до последней трети XIX в.;

  • второй (позитивистский) - с последней трети XIX в. по 20-е гг. XX в.;

  • третий (современный, или плюралистический) - с 30-х гг. XX в. по настоящее время.

1. Классический период криминологии непосредственно вытекает из идейного течения Просвещения эпохи перехода от феодализма к капитализму (XVII – XVIII вв.). Он предшествует и затем сопутствует преобразованиям государственной, общественной и духовной жизни, осуществленным после буржуазно-демократических революций в Европе. В это время наука отходит от господствующей прежде теологической трактовки преступления как «духовного падения», рассматривавшегося исключительно в качестве результата действия сверхъестественных сил. Предпринимаются попытки рационального, чисто теоретического объяснения того, почему человек совершает преступление. Разрабатывается значительно более гуманный подход к преступникам, к мерам уголовного наказания и деятельности карательных органов государства. Виднейшими представителями классической криминологии являются Ч. Беккариа и И. Бентам.

^ 2. Позитивистский период в качестве своих предпосылок имел, с одной стороны, осязаемый европейским обществом во второй половине XIX в. рост преступности, с другой - бурное развитие естественных и гуманитарных наук. Возросшей потребности в более глубоком понимании преступности отвечало появление новых методов исследования. В науки, изучавшие человека, внедрялись приемы, заимствованные из точных дисциплин, что, в частности, привело к появлению антропологии, социологии и статистики. Методологическую основу криминологических учений позитивистского периода составляет философия позитивизма. Возникшая в первой трети XIX в., она стремилась собрать положительный количественно определенный материал о разных сторонах жизни общества. Позитивизм О. Конта называют философией среднего уровня, поскольку ее автор отрицал необходимость подниматься до мировоззренческих проблем. «Средний уровень», характерный для криминологии XIX в., остается господствующим и теперь.

В сравнении с умозрительной наукой классического периода позитивистская криминология отличается широким использованием статистических и других фактических данных о совершаемых преступлениях. Позитивистская криминология развивается в двух основных направлениях: биологическом и социологическом. Несмотря на резкое расхождение во взглядах «крайних» представителей этих направлений, граница между ними со временем несколько размывается, наблюдается взаимное проникновение, выражающееся, в частности, в появлении психологических теорий криминологии.

^ Биологическое направление - антропологическая (туринская) школа, основоположником которой является Ч. Ломброзо, возникло в итальянском городе Турине. В дальнейшем оно пополнилось рядом других теорий, среди которых выделяются теория опасного состояния, теории различных биологических предрасположений (конституционального, эндокринного, генетического).

В криминологических теориях данного направления преступное поведение (полностью или в значительной мере) объясняется различными биологическими особенностями человека, предрасполагающими его к совершению преступления. Не являются исключением и суждения о неустранимости врожденной предрасположенности к преступлению у определенных категорий преступников.

Некоторые представители биологического направления предлагали принять к таким лицам меры, хотя и гарантирующие предотвращение опасного поведения, но противоречащие принципу гуманности. В разное время отдельными авторами предлагались такие меры, как пожизненная изоляция, кастрация, лишение жизни. Причем в качестве основания для их применения выдвигалось не совершение преступления, а наличие предрасположенности к таковому. Конечно, не все криминологи, приверженцы биологического направления, были сторонниками столь жестких предупредительных мер. Некоторые из них полагали, что поскольку лица с биологической предрасположенностью не ответственны за свое поведение, постольку общество должно обращаться с ними так же гуманно, как с тяжелобольными.

^ Социологическому направлению дала начало уголовно-социологическая школа, которая использовала в качестве идейной основы социологию О. Конта. Видными представителями указанной школы являются Ф. Лист (Германия), Э. Ферри (Италия), М.В. Духовской, И.Я. Фойницкий, С.В. Позднышев (Россия).

Эти ученые выдвинули идею социальной обусловленности преступного поведения, не отрицая, впрочем, в той или иной мере также значения биологических факторов. Уже в конце XIX в. в криминологии стали применяться методы социологических исследований. Во многих странах изучалась статистика преступлений и применяемых к преступникам наказаний, анализировались данные, характеризующие контингент преступников, предпринимались попытки составить перечень причин преступности, исследовать их сущность и оценить с количественной стороны. Рассмотрение динамических рядов числа преступлений, совершенных в разных странах, и отдельных видов преступлений позволило осуществить первые прогнозы преступности.

На ранних этапах социологическому изучению преступности было присуще стремление охватить как можно большее число факторов, обусловливающих преступления (теория множественности факторов). От одного исследования к другому число этих факторов увеличивалось, удавалось найти все новые и новые обстоятельства, способствующие преступной активности. Для упомянутой теории факторов характерно рассмотрение причин преступности вне какой-либо концепции, позволяющей выделить наиболее существенные из них. Социологические концепции преступного поведения появляются несколько позже.

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция по теме №17 iconЛекция по теме №17
Автор Медушевская Наталья Федоровна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

Лекция по теме №17 iconЛекция по теме №16 «человек в системе хозяйствования» принадлежит...
Трудовая деятельность как основополагающий фактор в философии хозяйства

Лекция по теме №17 iconЛекция по теме №12 «философия права как мировоззренческая и методологическая...
Автор Медушевская Наталья Федоровна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

Лекция по теме №17 iconЛекция по теме №10 «наука и методология» принадлежит к разделу II....
Автор Барсегян Сурен Григорьевич, кандидат философских наук, доцент, профессор кафедры философии

Лекция по теме №17 iconЛекция по теме №5 «философская картина мира» принадлежит к разделу...
Автор Рифицкий Георгий Петрович, доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры философии

Лекция по теме №17 iconЛекция №1. Введение. Элементы дифференциальной геометрии. 2
Лекция №5. Множества Жюлиа, множество Мандельброта и их компьютерное представление. 18

Лекция по теме №17 iconЛекция по теме №15 «философия техники: переосмысление отношения человека...
Автор Гончаров Николай Петрович, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

Лекция по теме №17 iconЛекция по теме №7 «учение об обществе» принадлежит к разделу II....
Автор Медушевская Наталья Федоровна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

Лекция по теме №17 iconЛекция по теме №13 «природа и сущность права» принадлежит к разделу...
Автор Медушевская Наталья Федоровна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

Лекция по теме №17 iconЛекция по теме №1 «специфика философского знания, предмет и функции...
Автор Чугунов Александр Михайлович, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница