Вторая  определенная   религия   00. htm glava02 раздел первый естественная   религия




НазваниеВторая  определенная   религия   00. htm glava02 раздел первый естественная   религия
страница1/86
Дата публикации18.05.2013
Размер8.42 Mb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   86
 

                ФИЛОСОФСКОЕ        НАСЛЕДИЕ

 

                         

==3

-

 

                 ГЕОРГ  ВИЛЬГЕЛЬМ   ФРИДРИХ

                 ГЕГЕЛЬ

 

 

                 ФИЛОСОФИЯ          РЕЛИГИИ

                 В         ДВУХ       ТОМАХ

 

                ТОМ 2

 

                АКАДЕМИЯ НАУК СССР

                ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ

 

                ИЗДАТЕЛЬСТВО

                СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

                ЛИТЕРАТУРЫ

                "   МЫСЛЬ     "

                МОСКВА - 1977

 

                         

==4

-

 

1Ф Г27

 

 

                          РЕДАКЦИИ

                   ФИЛОСОФСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

                Общая редакция А. В. ГУЛЫГИ

 

                    Перевод с немецкого

      П. П. ГАЙДЕНКО, М. И. ЛЕВИНОЙ, АЛ. В. МИХАЙЛОВА

 

   10501-245                    c  Издательство "Мысль", 1977, Г  004(01)-77  подписное           перевод

 

                         

==5

-

 

 

                ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ  РЕЛИГИИ

 

00.htm - glava01
^

ЧАСТЬ ВТОРАЯ  ОПРЕДЕЛЕННАЯ   РЕЛИГИЯ


 

00.htm - glava02

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ ЕСТЕСТВЕННАЯ   РЕЛИГИЯ


                       (продолжение)

 

00.htm - glava03
^

III. ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ  НА СТАДИИ ПЕРЕХОДА К РЕЛИГИИ СВОБОДЫ


 

   Этот переход в силу своей внутренней необходимости основан тем, что  истина, существовавшая на предыдущих  ступенях в себе как основа, теперь действительно извлекается и полагается. В религии фантазии и в религии в-самом-себе-бытия этот субъект, это субъективное самосознание  тождественно, хотя и  непосредственным образом, с тем субстанциальным единством, которое называется Брахманом,  или  есть лишенное  определений ничто (1). Это единое постигается теперь как в нем самом.

 

определенное единство, как субъективное единство в нем самом, и тем самым это единство постигается как тотальность в себе самой. Если единство в самом себе определено субъективно, то оно содержит принцип  духовности в себе самом, и именно этот принцип развивается в религиях, являющих  собою подобный переход.

 

   Далее,  в индуистской религии  всеединое, единство Брахмана, и определенность, множество сил особенного, это появление различий, находились в таком отношении, при котором эти  различия то выступали  как самостоятельные, то исчезали в единстве и в нем уничтожались. Господствующим  и всеобщим  началом было чередование возникновения и уничтожения, чередование снятия особенных сил в единстве и их выхода из него. В религии в-самомсебе-бытия  это чередование, правда, прекратилось, поскольку особенные различия  опять погрузились в единство ничто, однако это единство было пустым и абстракт-

 

                          

==6

-

 

 ным, между  тем истина есть в себе самой  конкретное  единство и тотальность, и само абстрактное единство вместе с различенностью входит в истинное единство, в котором различия сняты, идеальны, негативно положены  в качестве несамостоятельных, но вместе с тем сохранены.

 

   Развертывание  моментов идеи, саморазличение мышления абсолютной субстанции было, следовательно, до сих  пор неполным; с одной стороны, образы терялись в жесткости и твердости, с другой - это развертывание было  лишь бегством в единство, а единство - лишь исчезновением различий. Теперь же выступает рефлексия многообразия  в себе, которая состоит в том, что мышление само содержит в себе определение и тем самым есть самоопределение, а определение лишь постольку имеет значимость и  содержание, поскольку оно рефлектировано в это единство. Таким образом, положено понятие свободы, объективности, - божественное понятие становится единством  конечного и бесконечного. Только в себе сущее мышление, чистая субстанция, есть бесконечное, а конечное  в соответствии с мыслительным  определением - многочисленные боги; единство есть негативное единство, абстракция, погружающая многих в это единое, но оно тем  самым ничего не выиграло, осталось неопределенным, как  и раньше; конечное аффирмативно лишь  вне сферы бесконечного, а не в нем, поэтому, будучи аффирмативным,  оно есть лишенная разума конечность. Но теперь конечное, определенное вообще,  принято в  бесконечность,  форма соответствует субстанции, бесконечная форма тождественна субстанции, которая сама себя в себе определяет и не есть только абстрактная мощь.

 

   Другим столь же существенным  определением служит  то, что тем самым происходит отделение эмпирического  самосознания от абсолютного, от содержания высшего, что  только здесь бог обретает подлинную объективность. На  предшествующих ступенях абсолютным  было  погруженное в себя эмпирическое самосознание, которое есть Брахман, абстракция в себе, или, другими словами, высшее существовало в качестве человека. Следовательно, субстанциальное единство здесь еще неотделимо от субъекта, и,  поскольку оно еще нечто незавершенное, еще не есть в  самом себе субъективное единство, субъект еще находится вне его. Объективность абсолютного, сознание его самостоятельности для себя еще отсутствует.

 

                         

==7

-

 

   Лишь   теперь появляется разрыв  между  субъективностью  и объективностью, лишь  теперь, собственно говоря, объективность заслуживает наименования  бога, и мы  имеем здесь эту объективность бога потому, что содержание  определило себя в себе самом как конкретную тотальность в себе. Это означает, что бог есть дух, что бог во всех религиях есть дух.

 

   Если  в наше время, говоря о религии, прежде всего утверждают, что в религии необходимо субъективное сознание, то это верное представление, инстинктивное понимание  того, что в религии необходима субъективность.

 

Но при  этом представляют себе, что духовное может быть эмпирическим  субъектом,  который  затем, в  качестве эмпирического  сознания, может  считать  своим богом вещь, созданную  природой; таким  образом, духовность может находиться только в сознании, а бог и в качестве природного  существа может  быть  предметом этого сознания.

 

   Так, с одной стороны, бог есть природное существо; но бог есть в своей сущности дух, это абсолютное определение религии как таковой и поэтому основное определение, субстанциальная основа любой религии. Природную вещь представляют себе как человеческий образ, как личность, дух, сознание; однако индуистские  боги лишь  поверхностные  персонификации;  персонификации   отнюдь не достаточно для того, чтобы познать предмет, бога как дух.

 

Персонифицируются   особенные  предметы - солнце, дерево; сюда  относятся и воплощения  богов, однако особенные  предметы не  имеют  самостоятельности, они особенные, они - природные предметы,  и самостоятельность их лишь воображаемая.

 

   Высшее  же есть дух, и это духовное определение и духовная самостоятельность проистекает прежде всего от эмпирического, субъективного духа, либо постольку, поскольку она создана человеком, либо постольку, поскольку Брахман   существует только  посредством  углубления субъекта в себя. Теперь же нет более того, что человек есть бог или бог есть человек, что бог существует только в эмпирическом,  человеческом образе, но бог истинно объективен в себе самом, он есть б самом себе тотальность, определен конкретно в себе, то есть субъективно познается в самом себе, и лишь таким образом он  есть существенно объект и в качестве такового противостоит человеку.

 

                         

==8

-

 

    Возвращение к  тому, что йог является Как человек,  как богочеловек, мы обнаружим  позднее. Однако здесь  начало этой объективности бога.

    Если всеобщее, таким образом, постигается как определение себя в самом себе, то оно вступает в противоположность по отношению к другому и есть борьба со своим другим. В религии мощи нет противоположности, нет  борьбы, ибо акцидентальность не имеет значимости для  субстанции.

    Мощь, теперь  определяя себя в самой  себе, имеет,  правда, эти определения не как нечто конечное, но определенное, пребывает в своей в себе и для себя сущей  истине. Тем самым бог определен как добро. Здесь "добрый" положено не  как предикат; он есть добро. В том,  что лишено определений, нет ни добра, ни зла. Здесь же  добро есть всеобщее, но имеющее цель, определенность,  соразмерную всеобщности, в которой она есть.

    Однако на этой ступени  перехода определение себя  самого носит сначала исключающий  характер. Следовательно, добро вступает в отношение с другим, со злом,  и  это отношение  есть борьба, дуализм.  Примирение  (здесь - только как становление или долженствование)  еще не мыслится в самом этом добре.

    Тем самым  положен  необходимый   вывод, согласно  которому борьба познается как определение самой субстанции. Негативное положено в самом духе и в сравнении с его аффирмативностью; таким образом, это сравнение присутствует в чувстве, составляет страдание, смерть.

 

 Борьба, которая сама себя прекращает, есть стремление  духа прорваться к самому себе, к свободе.

    Эти основные определения дают  следующее деление  этой ступени перехода:

    1. Первое определение есть определение персидской  религии; здесь для-себя-бытие добра еще поверхностно,  поэтому оно имеет естественный образ, природность, лишенную формы,-  образ света.

 

   2. Форма, где сама борьба, страдание, смерть положены в сущности, - это сирийская религия.

 

   3. Выход из борьбы, продвижение к подлинному определению  свободной духовности, преодоление зла, законченный  переход к религии свободной духовности - египетская религия.

 

   В  целом общность этих трех религий состоит в возвращении дикого разгула тотальности в конкретное единство. Здесь уже нет того блуждания, при котором определения единства устремляются во внешние  проявления и случайность, когда из единства, из Брахмана, выходит этот дикий, лишенный   понятий мир богов  и развитие, несоразмерное единство, расщепляется, - подобное безудержное блуждание здесь прекратилось.

 

   Возвращение в субстанциальное единство, субъективное в себе  самом, происходит в двух формах.  Первая форма обнаруживается в парсизме, здесь это возвращение происходит  чистым и  простым способом.  Вторая - это брожение, свойственное сирийской  и египетской  религиям; здесь брожение   тотальности опосредствует себя в единстве, а становление единства протекает в борьбе его элементов.

 

                         

==9

-

 

                 А. Религия добра или света

 

                       а. Ее понятие

 

   1) Возвращение  в единство еще чисто, просто и поэтому  абстрактно. Бог познается как  в-себе-и-для-себясущее, определенное в себе.

 

   Здесь определенность  не эмпирическая, многообразная  определенность, а нечто чистое, всеобщее, самому себе равное, процесс  определения субстанции, посредством которого она перестает быть субстанцией и начинает  становиться субъектом. Это  единство в качестве определяющего  себя имеет содержание, и то, что это содержание  есть нечто  им определенное  и ему  соответствует, есть всеобщее содержание, составляющее то, что называется здесь добром  или истиной, ибо это - лишь формы,  принадлежащие   к дальнейшим  различиям  знания и воления, формы, которые в высшей субъективности суть лишь одна истина, особенности этой одной истины.

 

   То обстоятельство, что это всеобщее есть посредством самоопределения духа, определено духом и есть для духа, составляет ту сторону, в соответствии с которой оно есть истина. Поскольку оно положено духом, есть самоопределение, в котором  дух  остается верным  себе в  своей всеобщности, постольку  не возникают  иные  определения, кроме самого  этого единства, которое есть добро.

 

Оно  есть, следовательно, истинное содержание имеющее объективность, есть добро, а это то же, что истина. Это добро есть одновременно  самоопределение единого, аб-

 

                         

^ К оглавлению

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   86

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вторая  определенная   религия   00. htm glava02 раздел первый естественная   религия icon-
Аллах и приветствует. Именно он и многие другие сподвижники, которые не были арабами, показали нам на практике, что Ислам – это не...

Вторая  определенная   религия   00. htm glava02 раздел первый естественная   религия iconЛев Николаевич Толстой Религия и нравственность «Л. Н. Толстой. Избранные...
Вы спрашивали меня: 1 что я понимаю под словом «религия» и 2 считаю ли я возможной нравственность, независимую от религии, как я...

Вторая  определенная   религия   00. htm glava02 раздел первый естественная   религия iconСтолица Вьетнама – Ханой. Время
Религия. Господствующей религией во Вьетнаме является буддизм, в котором совмещаются некоторые черты конфуцианства и даосизма. Около...

Вторая  определенная   религия   00. htm glava02 раздел первый естественная   религия iconПсевдо религия многих удел. Не понимаете?
Псевдо религия – многих удел. Не понимаете? Не понимайте. Бог же уверен. Коль совести нет, эго пред Господом чести не знает

Вторая  определенная   религия   00. htm glava02 раздел первый естественная   религия iconДокумент 100. Религия в опыте человека
Опыт динамичной религиозной жизни превращает заурядного индивидуума в личность, наделенную идеалистическим могуществом. Религия способствует...

Вторая  определенная   религия   00. htm glava02 раздел первый естественная   религия iconНиконов А. П. Н63 Опиум для народа. Религия как глобальный бизнес-проект / Александр
...

Вторая  определенная   религия   00. htm glava02 раздел первый естественная   религия iconОт автора          5   text htm glava02 Глава первая. Плоды Просвещения             7
У канта нет иной биография, кроме истории его учения. Почти весь свой век он прожил в одном городе — Кенигсберге, он никогда не покидал...

Вторая  определенная   религия   00. htm glava02 раздел первый естественная   религия iconМеждународное право, политика, идеология и религия
Существуют различные точки зрения на соотношение международного права и политики

Вторая  определенная   религия   00. htm glava02 раздел первый естественная   религия icon«Религия древних египтян»
Дать представление об особенностях религиозного мировоззрения, появление которых стало возможным только в классовом обществе

Вторая  определенная   религия   00. htm glava02 раздел первый естественная   религия icon2. Вера. Религия. Наука любви к Богу. 9 ступеней преданного служения 16
Тема Принципы, духовная организационная структура Международного общества сознания Кришны (исккон) 3

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница