Лекция по теме №16 «техника в контексте глобальных проблем» принадлежит к разделу III. «Прикладные философские аспекты юридического знания» рабочей программы по курсу «Философия»,




Скачать 483.03 Kb.
НазваниеЛекция по теме №16 «техника в контексте глобальных проблем» принадлежит к разделу III. «Прикладные философские аспекты юридического знания» рабочей программы по курсу «Философия»,
страница1/4
Дата публикации16.05.2013
Размер483.03 Kb.
ТипЛекция
vbibl.ru > Философия > Лекция
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра _философии_

(название кафедры)
Утверждаю

Начальник кафедры философии_

(название кафедры)

. Д.И. Грядовой

(подпись)
Автор Гончаров Николай Петрович, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

(фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание, должность)
Фондовая лекция

по __________________ФИЛОСОФИИ_____________________

(название учебной дисциплины)
Тема _№ 16 «ТЕХНИКА В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ»_

(название темы)
^ (РАЗДЕЛ III. ПРИКЛАДНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ

ЮРИДИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

для специальности 090103.65 «Организация и технология защиты информации»
Обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии

протокол №_7_

от «6» _февраля_2008 г.

Москва 2008
ТЕМА № 16
^ ТЕХНИКА В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
ПЛАН


Введение

..…………………………………………….

с. 3

Вопрос 1

Современные глобальные проблемы…….

с. 5

Вопрос 2

НТП и определяющие этапы технического развития современной цивилизации…………………………….....



с. 17

Вопрос 3

Философские школы и концепции, посвященные анализу отношений «человек-техника-биосфера»…………….



с. 25

Вопрос 4

Роль экологического мировоззрения в современных условиях……………...….…


с. 43

Заключение

..…………………………………………….

с. 48

Список литературы

..…………………………………………….

с. 49



ВВЕДЕНИЕ

Лекция по ТЕМЕ № 16 «ТЕХНИКА В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ» принадлежит к РАЗДЕЛУ III. «ПРИКЛАДНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ» рабочей программы по курсу «Философия», разработанной кафедрой философии Московского университета МВД России и предназначена для курсантов и слушателей, обучающихся по специальности 090103.65 «Организация и технология защиты информации».

Актуальность темы лекции обусловлена необходимостью ее раскрытия для системного понимания и решения целого ряда глобальных проблем современного общества.

Теоретическая значимость лекции заключается в том, что она конкретизирует и систематизирует знания, занимающие одно из ведущих мест в современной философии и имеющие особое значение для современной науки. Материал данной лекции способствует установлению и актуализации межпредметных связей и углублению уровня понимания и объяснения ключевых терминов научного знания в целом. Курсанты получают научные ответы на вопросы: в чем сущность кризиса современной цивилизации, что собой представляет экологическое мировоззрение, каково значение принципа «духовного единства человека с природой в новых условиях».

Практическая значимость лекции заключается в том, что она включает в себя знания, имеющие для курсантов и слушателей особое значение в контексте их профессиональной деятельности, связанной с использованием техники и технологий. Усвоение материала данной темы в ведомственном вузе системы МВД России особенно актуально для будущих специалистов органов внутренних дел, которым предстоит постоянно иметь дело с техникой не только в быту, но и по долгу службы. Знакомство сотрудника органов внутренних дел с философским осмыслением техники и технического знания способствует сознательному профессиональному освоению не только философии, но и целого ряда общегуманитарных и специальных учебных курсов, предусмотренных учебным планом Московского университета МВД России. В лекции рассматриваются способы, методы, средства практического решения глобальных проблем с использованием современной техники и технологий.

Предметом лекции является философский анализ комплекса проблем, связанных с теоретическим осмыслением техники в контексте решения глобальных проблем человечества.

Целью лекции является формирование целостного представления о современном уровне философского осмысления техники в контексте глобальных проблем, основных противоречий во взаимосвязи человека с природой и роли техники в их разрешении.

Задачи лекции:

  • постановка и анализ фундаментальных проблем философии техники в контексте глобальных проблем и ознакомление с ее ключевыми терминами и направлениями;

  • осмысление НТП и определяющих этапов технического развития современной цивилизации;

  • характеристика философских школ и концепций, посвященных анализу отношений «человек-техника-биосфера»;

  • рассмотрение экологического и ноосферного мировоззрения и его развития в современных условиях.

  • выявление роли экологического мировоззрения в условиях глобального кризиса современного мира.

Взаимосвязь лекции с ранее изученными темами проявляется в том, что ее содержание логически вытекает из развития и осмысления материалов предшествующих занятий по философии. Для обеспечения качества и эффективности усвоения материалов этой лекции прикладного раздела следует в достаточной степени освоить материалы предыдущих разделов программы курса (Раздел I. «Природа и сущность философского знания»; Раздел II. «Философские проблемы социально-гуманитарного знания»). В частности, лекция развивает темы философского осмысления общества, человека, ценностей человеческого бытия.

Взаимосвязь лекции с последующими темами обусловлена важностью усвоения ее содержания курсантами и слушателями для понимания и осмысленного изучения всех тем курса прикладной направленности.
Вопрос 1.

^ СОВРЕМЕННЫЕ ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Человек и общество сталкиваются с множеством проблем-задач. Каждая из них проистекает из противоречия-взаимодействия противоположных сторон вещей, процессов различной сложности. Соответственно у всякой проблемы и ее групп свои особенности, содержание и форма выражения, собственные средства, пути и методы решения возникающих вопросов.

В научной литературе изучение глобальных проблем обычно относят к глобалистике (лат. globus — шар, фр. global — всеобщий). Это научная дисциплина, исследующая происхождение, содержание и динамику явлений и процессов, которые относятся к категории общечеловеческих (глобальных). По отношению к глобалистике, как и любому другому частному знанию, философия выступает в качестве всеобщей теории и методологии.

Философия современных глобальных проблем исходит из того, что они:

  • возникают на базе глобальных противоречий между обществами, находящимися на различных ступенях цивилизационного и формационного развития; между обществом и природой (в рамках макро- и метасоциоэкосистем); между обществом и созданной им в процессе научно-технической революции общегражданской и военной техносферой; между обществом (государством) и человеком; между людьми различных рас, наций, имущественного положения;

  • выражают глобальную необходимость интеграции, установления нового мирового экономического, политического и информационного порядка;

  • формируют всеобщий интерес человечества в сохранении жизни (выживание) и ее «очеловечивании»;

  • фиксируют тотальные причинно-следственные (каузальные) связи в обществе, естественной и искусственной природе;

  • отражают существенные (глубинные), возобновляемые глобальные отношения и направления общественного и природного развития;

  • имеют фундаментальное значение для всех стран, объединяя их усилия в оптимальном разрешении общих противоречий, обеспечении поступательного раз­вития мировой цивилизации.

В настоящее время в целом сложилось представление об основных группах, а также так называемых «универсальных» проблем.

1. ^ Группа социально-экономических глобальных проблем. К ним относятся такие как формирование глобальных (мировых) производительных сил; обеспечение надлежащих мировых условий для нормального общественного производства и воспроизводства; преодоление мировых и региональных финансово-экономических кризисов; решение вопросов, связанных с тенденциями к дезинтеграции, нивелировка в развитии крупных регионов; преодоление растущих экономических различий между сложившимися секторами мировой экономики в глубине разделения труда и их включенности в мировой рынок товаров, капиталов, услуг, рабочей силы и информации и др.

2. Гpynna социально-политических и военных проблем. Среди них наиболее крупные: прежде всего предотвращение новой мировой войны с применением оружия массового уничтожения (атомного, водородного, химического, бактериологического); создание соответствующей реалиям XXI в. всеобщей системы международной безопасности, включающей в качестве неотъемлемых составных частей безопасность политическую, военную, экологическую, экономическую, гуманитарную, демократизация, гуманизация и демилитаризация международных отношений.

3. Нa передний план, начиная с 70-х гг. XX в. выдвинулась группа социально-экологических проблем. В глобалистике она получила широкое признание, поисковую и нормативную разработку в связи с деятельностью Римского клуба.

Особую важность приобрели такие социально-экологические проблемы, как предотвращение дальнейшего загрязнения и отравления окружающей человека среды обитания: земли, воды и воздуха; спасение от разрушения озонового слоя атмосферы, предохраняющего все живое на Земле от губительных космический излучений; деградация живой (фауна и флора) и неживой (неорганической) природы; прогрессирующее исчерпание естественного потенциала планеты (минеральных, водных, земельных и других ресурсов); утилизация огромных и непрерывно увеличивающихся производственных и бытовых отходов, в том числе радиоактивных.

4. На рубеже XX и XXI вв. резко обозначилась группа социально-демографических проблем. Она обусловлена беспрецедентным ростом темпов увеличения мирового народонаселения за счет развивающихся стран. Острота этой проблемы состоит в том, что непропорционально высокий рост населения Земли по отношению к экономическому развитию является одной из причин массовых бедствий, голода, неразрешенности социальных вопросов.

5. ^ Одна из главных современных глобальных проблем — сам человек. Его бытие зависит от решения всех других мировых проблем. В то же время в человеке все они фокусируются, в известном смысле начинаются и завершаются. В XXI в. под угрозой оказалась не только жизнь человека, но и вся совокупность существенных признаков его внутреннего мира.

Каждая крупная глобальная проблема носит относительно самостоятельный характер и одновременно характеризуется множеством связей с другими проблемами человечества, опосредована им.

В современной теории укоренилось различие традиционных и техногенных типов общества. Традиционный тип общества (Восток) обладает замедленным темпом развития, придерживается устойчивых стереотипов, канонизированных форм мышления, устоявшихся образцов поведения. В нем господствуют автори­тарно-административная система и принцип редистрибуции, т.е. сбора дани, налогов и повинности. Для деспотических го­сударств Востока характерны отсутствие частной собственнос­ти, произвол власти, рабская зависимость и угодливость. Все товарные отношения находятся под контролем власть имущих, и неудовольствие чиновников оборачивается разорением и кон­фискацией имущества в пользу казны. В «азиатских» обществах именно власть рождала собственников и собственность, т.е. гос­подствовал принцип «власть — собственность». Социальную зна­чимость имели лишь люди, причастные к власти, богатство и соб­ственность теряли значение, а утратившие власть становились бес­правными.

На рубеже VII—VI вв. до н. э. в результате реформ Солона воз­ник феномен античности. Основу античного генотипа европей­ской цивилизации составили гражданское общество, правовое го­сударство, наличие специально выработанных юридических норм и правил для защиты интересов граждан и собственников. Ан­тичный генотип европейской цивилизации в синтезе с христи­анством способствовал формированию основ рыночного хозяй­ства в средневековье, в эпоху Возрождения, а в Новое время принял форму капитализма.

Несмотря на различия в генотипе, между Востоком и Запа­дом было много общего в культурном развитии. К достижени­ям Востока относятся изобретение компаса, бумаги, шелка, фар­фора, создание крупнейших гидротехнических и оборонитель­ных сооружений, многопалубных кораблей, разборных штифтов; достижения Запада (эпоха Возрождения XIV—XVI вв.) — это кни­гопечатание, система Коперника, великие географические от­крытия.

Европа знакомилась с наследием античности в переводах с арабского языка, так как оригиналы были утеряны. Книгопеча­тание на Западе сопровождалось авторитетом книги, а на Вос­токе — авторитетом учителя, толкователя книги или учения.

Наука Запада была обращена к естествознанию, развитию теоретического мышления. Восток характеризовался изучением этико-философских трактатов, привязанностью к традиции и авто­ритету. Наука на Востоке оставалась в рамках рецептурной дея­тельности, опиралась на чувственно-индивидуальный опыт ученого, его интуицию. Восток не знал такого средства логического мышления, как доказательство, существовали лишь пред­писания, «что делать и как делать», не было потребности в строгой формализации знания и в понятийном аппарате. Поэтому все во­сточные системы знания воспринимались европейцами как «вненаучные», «донаучные», «антинаучные». Консерватизм способов деятельности и медленные темпы эволюции отличают традици­онную цивилизацию от техногенной, которую иногда называют западной.

Техногенное общество возникло в XV—XVII вв. в связи с раз­витием в европейском регионе техники и технологии, оно при­шло на смену аграрному традиционному обществу. В техноген­ных обществах основной ценностью являются не канон и нор­ма, а инновация и новизна. Техногенный тип развития — это ускоренное изменение природной среды, сопровождаемое видо­изменением социальных связей людей. Для техногенной циви­лизации характерно формирование техносферы как искусствен­ного материального мира, который становится основой последующего развития. И уже не природная, а искусственная среда во многом определяет будущее общества. Считается, что техно­генная цивилизация весьма агрессивна и приводит к гибели многие сакраментальные культурные традиции или трансплан­тирует в них модели западного образца.

Внутренними резервами роста и развития техногенных циви­лизаций являются перестройка и переосмысление принятых ос­новоположений, использование новых возможностей. Диалог с естеством на основе принципа невмешательства — «увей», харак­терный для традиционных обществ, прерывается. Внешний мир превращается в арену активной деятельности человека, излуча­ющей токи преобразующего и покоряющего импульса. Отсюда и характеристика общекультурных отношений с использовани­ем понятия «сила»: производительные силы, силы знания, ин­теллектуальные силы. Таким образом, базисные ценности тех­ногенной цивилизации также касаются отношений «человек — природа». Однако в рамках техногенной цивилизации оформля­ется «идеал господства человека над природой, ориентирован­ный на силовое преобразование» (B.C. Степин). Одна из важных ценностей техногенного общества — научно-технический прогресс (НТП). Быстрые успехи в самых различных областях знания делают науку движущей силой развития техногенной цивилиза­ции.

В традиционном и техногенном обществах отношения к про­блеме автономии личности различно: традиционному обществу автономия личности не свойственна, личность может самореа­лизоваться, лишь принадлежа к какой-либо корпорации, как элемент корпоративных связей; в техногенном обществе отстаи­вается автономия личности, позволяющая погружаться в самые разные социальные общности и культурные традиции. Человек воспринимается как активное, деятельностное существо, деятель­ность которого экстенсивна, направлена вовне, на преобразование внешнего мира, а также природы, которую необходимо подчи­нить. Это является основанием всеобщей унификации, подчи­нению стандартам техногенного образа жизни со все возраста­ющим уровнем потребления. Однако природа не может быть бездонным резервуаром для различного рода техногенных упраж­нений.

Культурная матрица техногенного развития включает три ста­дии: предындустриальную, индустриальную, постиндустриальную. Важнейшей ее характеристикой, понятной из самого названия, ста­новится развитие техники и технологии.

Предындустриальному обществу соответствуют примитивные производственные формы, неквалифицированный труд, взаимодействие человека с естествен­ной природой, социальный порядок обеспечивается на основе традиций.

Индустриальному обществу соответствует развитие про­изводства на основе энергетических ресурсов.

Постиндустриальному обществу свойственны тесная взаимосвязь всех сфер произ­водства, обмен информацией и знанием на основе телекоммуникаций.

Этому способствует также переход от сырья и энергии к информации как к основному производственному ресурсу. Поэтому основными признаками постиндустриального общества, по мне­нию Р. Белла, являются центральная роль теоретического знания, создание новой интеллектуальной технологии, рост класса носи­телей знания, интеллектуальной элиты. Для техногенного обще­ства характерны экспансия науки и техники на все виды челове­ческого освоения универсума, стремление к «технизации» всех сфер общества в целом. Техносфера разрастается и обнаруживает стрем­ление к замещению биосферы.

С точки зрения стандартной концепции науки, развивающейся и рамках техногенной цивилизации, наука должна быть ценно­стно-нейтральной. Однако такая позиция не согласуется с выводами ведущих ученых. М. Борн в своей известной книге «Моя жизнь и взгляды» обосновывал вывод, что наука и техника раз­рушают этический фундамент цивилизации, что необходимым следствием роста науки является распад и девальвация этики. К. Поппер подчеркивал, что требование безусловной свободы от ценностей парадоксально, так как объективность, истинность и «сама свобода от ценностей» есть ценности. По мнению совре­менного западного ученого X. Лэйси, «наука и ценности только соприкасаются, но не обусловливают друг друга».

Вряд ли можно с этим согласиться, потому что в современных условиях негативные последствия техногенного развития и машинерии воспринимаются весьма болезненно. Негативы современного технократического развития многообразны — это и угроза ядерной и экологической катастроф, генная инженерия и клонирование, сциентизированное мировоззрение и последствия зомбирования нейролептонного характера.

Последствия техногенного развития следует разделять на природогенные, т.е. те, которые возникают в природных процессах и сами по себе не являются отрицательными результатами тех­нократического развития (например, землетрясения, наводнения, снегопады, сход лавин, ливни и пр.), и телеогенные, т.е. гене­рируемые человеко-машинными, техническими системами и тес­но связанные с ошибками в расчетах, планировании, проекти­ровании (нарушение норм сейсмостойкости, строительство на затопляемой территории, сброс вод в водохранилище и после­дующее за этим наводнение или вымирание рыб и пр.). Об отрицательном влиянии человека на среду обитания свидетельствует и разрушение почвенного покрова, и сокращение площади ле­сов, и уничтожение видов животных и растений. Подобная не­обдуманная эксплуатация естества грозит гибелью самому чело­веку. Очевидно и то, что циклы техногенных процессов во много крат превышают скорость восстановления природных ресурсов и ландшафта. Путь технического конструирования часто свиде­тельствует о человеческой недальновидности, просчетах и произволе. Реализация сиюминутного интереса делает инновационное конструирование весьма конфликтным, основанным на проти­воестественных, т.е. сопротивляющихся природе, решениях.

Осмысление последствий развития техногенной цивилизации приводит к выводу, что неопределенность и риски сопутствуют как глобальному НТП, так и поэтапному внедрению технологи­ческих разработок. Императив современного существования го­ворит о необходимости соорганизации технических разработок и закономерностей мира естественного, коэволюционной стра­тегии, т.е. органичного взаимодействия технической и природ­ной реальности.

Позиция беззаботного технологического оптимизма неоправ­данна, так как задумки техногенного разума не соответствуют (а во многом и противоречат) природной разумности. Диктат конт­ролирующего влияния, установка на сознательную регулируемость техногенного развития во многом преувеличены. Они каждый раз обнаруживают свою несостоятельность, сталкиваясь с реальной спонтанностью новообразований как последствий и реакций на нарушенный гомеостазис.

Современный техногенный мир сложен. Прогнозирование тех­нического развития — одна из наиболее ответственных сфер, со­пряженных с действием многообразных эффектов сложных си­стем, не поддающихся полному контролю. В современном про­гнозировании рассматривается не просто система «техническое устройство — человек», а комплекс, где заявлены параметры ок­ружающей среды, социокультурные ориентиры, динамика ры­ночных отношений. Наряду с настоятельной потребностью уси­ления контроля социального сообщества над тенденциями современного технического развития методологи фиксируют парадоксальную ситуацию: возможны такие негативные послед­ствия, о существовании которых лучше не знать, ибо эти «опас­ные откровения» рождают технологический пессимизм и депрес­сию.

В условиях опасности ядерной катастрофы сама жизнь поко­ления становится рискованным технологическим экспериментом, что в корне меняет отношение к жизни, заставляет жить одним днем, игнорировать отдаленные последствия собственной деятель­ности и целеполагания.

О том, что техника есть инструмент в человеческих руках, мож­но говорить лишь в сослагательном наклонении: техника пре­одолевает человека. Представление о том, что человек опреде­ляет параметры техногенной цивилизации, в современных условиях заменяется представлением о человеке как простом техническом средстве. Абсолютной гарантии от технологических катастроф не существует. Радиоактивное заражение биосферы, генетические мутации ведут к усилению социального напряжения, весьма оригинальна «эпидемиологическая» модель развития и распространения технических инноваций, указывающая на их динамику, подобную волнам распространения инфекционных заболеваний.

В этих условиях весьма злободневно звучат предостережения против пролонгирования техногенного типа развития и призывы к оформлению третьего (кроме традиционного и техноген­ного) типа цивилизационного развития, предусматривающего новые стратегии научно-технического развития — экологическую этику, этику ненасилия, стратегию регулирования сложных человекоразмерных систем.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция по теме №16 «техника в контексте глобальных проблем» принадлежит к разделу III. «Прикладные философские аспекты юридического знания» рабочей программы по курсу «Философия», iconЛекция по теме №17 «философская культура юриста» принадлежит к разделу...
Адные философские аспекты юридического знания» рабочей программы по курсу «Философия», разработанной кафедрой философии Московского...

Лекция по теме №16 «техника в контексте глобальных проблем» принадлежит к разделу III. «Прикладные философские аспекты юридического знания» рабочей программы по курсу «Философия», iconЛекция по теме №16 «человек в системе хозяйствования» принадлежит...
Трудовая деятельность как основополагающий фактор в философии хозяйства

Лекция по теме №16 «техника в контексте глобальных проблем» принадлежит к разделу III. «Прикладные философские аспекты юридического знания» рабочей программы по курсу «Философия», iconЛекция по теме №16 «философия гражданского общества» принадлежит...
Автор Гончаров Николай Петрович, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

Лекция по теме №16 «техника в контексте глобальных проблем» принадлежит к разделу III. «Прикладные философские аспекты юридического знания» рабочей программы по курсу «Философия», iconЛекция по теме №15 «философия российской государственности и права»...
Возникновение и развитие государственности и права: системно-философский анализ

Лекция по теме №16 «техника в контексте глобальных проблем» принадлежит к разделу III. «Прикладные философские аспекты юридического знания» рабочей программы по курсу «Философия», iconЛекция по теме №16 «философия самосознания: роль самосознания в процессе...
Автор Золкин Андрей Львович, доктор философских наук, доцент, заместитель начальника кафедры философии

Лекция по теме №16 «техника в контексте глобальных проблем» принадлежит к разделу III. «Прикладные философские аспекты юридического знания» рабочей программы по курсу «Философия», iconЛекция по теме №17 «философская концепция информационной безопасности»...
Автор Гончаров Николай Петрович, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

Лекция по теме №16 «техника в контексте глобальных проблем» принадлежит к разделу III. «Прикладные философские аспекты юридического знания» рабочей программы по курсу «Философия», iconЛекция по теме №17 «философия хозяйства в современной россии» принадлежит...
Отечественная философия хозяйства XX-XXI вв.: Россия – СССР – Россия. Формирование новой модели хозяйствования и его философское...

Лекция по теме №16 «техника в контексте глобальных проблем» принадлежит к разделу III. «Прикладные философские аспекты юридического знания» рабочей программы по курсу «Философия», iconЛекция по теме №8 «философия человека. Личность и правоохранительная...
Автор Медушевская Наталья Федоровна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

Лекция по теме №16 «техника в контексте глобальных проблем» принадлежит к разделу III. «Прикладные философские аспекты юридического знания» рабочей программы по курсу «Философия», iconЛекция по теме №10 «наука и методология» принадлежит к разделу II....
Автор Барсегян Сурен Григорьевич, кандидат философских наук, доцент, профессор кафедры философии

Лекция по теме №16 «техника в контексте глобальных проблем» принадлежит к разделу III. «Прикладные философские аспекты юридического знания» рабочей программы по курсу «Философия», iconЛекция по теме №7 «учение об обществе» принадлежит к разделу II....
Автор Медушевская Наталья Федоровна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница