1. Разъяснение по поводу установленных мудрецами четырех днях поста. Упоминание о них в книге Мелахим-бет и в книге Йирмеяhу. Трактовка причин объявлений постов




Название1. Разъяснение по поводу установленных мудрецами четырех днях поста. Упоминание о них в книге Мелахим-бет и в книге Йирмеяhу. Трактовка причин объявлений постов
страница1/5
Дата публикации12.05.2013
Размер0.56 Mb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5
З.Дашевский - лекция

10-ое Тевета - 21.12.04

1. Разъяснение по поводу установленных мудрецами четырех днях поста. Упоминание о них в книге Мелахим-бет и в книге Йирмеяhу. Трактовка причин объявлений постов и причин трагических событий, связанных с поведением евреев, таких как: нарушение договора об отпуске раба - еврея на свободу; несоблюдение законов седьмого года, шмитот. О нарушении «связи с землей Израиля». Ответ на вопрос: о возможности перенесения законов о связи народа Израиля с землей на текущие события.

2. Разбор глав книги Йехэзкэля, относящихся к десятому Тевета, и понимание выражения «суть этого дня». О комментарии Йосэфа Каро. Мнение Шломо Фишера. Объяснение, что выделенные традицией даты – это специально предназначенные дни для этих событий. Пример с грехом разведчиков и девятым Ава. Проявление в определенных датах значения дня. Смысл поста Гедалии.

3. Объяснение в чем справедливость и смысл увековечения только древних событий. Посты, как определяющие четыре ступени падения. Связанные с десятым Теветом события в Торе. О причинах «бескорыстной» ненависти к Израилю других народов. Цепочка грехов народа, приводящих к галутам. Главное пророчество Йехэзкеля. Основные ошибки жителей осажденного Невухаднецаром Йерусалима, и бесконечное их повторение потомками во всех поколениях.

^ О четырех днях поста.

Мы знаем, что пророками и мудрецами было установлено четыре дня поста и траура в связи с трагическими событиями, которые происходили прежде всего в эпоху Первого Храма, а потом в эпоху Второго Храма; и эти события приходились на те же даты. С большей или меньшей точностью на них же ложились и трагические события последующих эпох. Безусловно, что центральным из этих четырех дней поста и траура является день Девятого Ава, который мы уже много раз обсуждали. Это единственный из этих дней пост суточный, и самый тяжелый, с самыми строгими запретами. Остальные три дня – это посты дневные, где только запрещено есть и пить, но нет запрета на кожаную обувь и пр. Эти посты не рекомендуется устрожать, но по многим мнениям, человек, крепкий физически и духовно, должен устрожать эти посты в вопросах умывания и смазывания тоже, хотя это не прямая обязанность. Те события, которые легли в основу установления в их память поста, известны, и они связаны с разрушением Храма, в первую очередь, Первого Храма. Десятого Тевета – начало осады Йерусалима войсками Невухаднецара, и это отмечено в книгах Пророков в нескольких местах.

Начнем с книги Мелахим-бет, глава двадцать пятая. Там говорится: «И было это на девятый год его царствования». Поскольку мы книгу Мелахим учили довольно давно, и могли забыть, о чьем царствовании идет речь, то можно напомнить, что речь идет о царствовании Цидкияhу. Дальше сказано: «в десятый месяц, в десятый день месяца» Десятый месяц – это тот, который мы называем месяцем Тевет, и в этот день, как сказано: «Пришел Невухаднецар, царь Бавэльский, он и все его войско против Йерушалаима, и расположился станом против него; построили вокруг него осадное сооружение, и город перешел в осадное положение до одиннадцатого года царствования Цидкияhу». Дальше говорится о том, что девятого числа, прямо не говорится, какого месяца, но из других мест ясно, что речь идет о четвертом месяце, то есть, девятого числа месяца Тамуза, положение резко ухудшилось, и была пробита стена. Здесь не очень ясно, хочет ли Йирмияhу сказать, что уже девятого числа была пробита стена, или прошло еще несколько дней. Во всяком случае мы знаем, что при осаде Йерусалима в эпоху Второго Храма стена была пробита семнадцатого Тамуза, и пост по этому случаю установлен на семнадцатое Тамуза. В этой главе Мелахим дана «краткая справка» о том, что происходило: о том, как попал в руки вавилонян царь Цидкияhу, о его ужасной судьбе.

Дальше, в книге Йирмеяhу есть такое место, которое мы тоже обсуждали, когда учили книгу Мелахим. Обстановка очень тяжелая. Остальные города или пали или они в тяжелой осаде; в осадное положение перешел и Йерусалим. И Всевышний передает через Йирмеяhу пророчество после того, как царь Цидкияhу в связи с тяжелым положением предпринимает очень решительный шаг и заключает договор со всем народом, находящимся в Йерусалиме: «ликро лаhем дрор». Что означает «ликро дрор» мы знаем из закона Торы о том, что в пятидесятый год – «йовель» всех евреев-рабов обязаны отпускать на свободу, независимо от того, сколько времени они пробыли в рабстве. И Цидкияhу заключил с народом договор, что всех евреев-рабов отпускают на волю, то есть, чтобы каждый отпустил своего раба и свою рабыню - евреев на свободу, чтобы больше не было рабов у своего брата. И послушались все начальники и весь народ, которые вступили в этот союз, чтобы отпустить рабов, и чтобы вообще больше не было рабов - евреев. А потом, как говорит стих одиннадцатый, что-то изменилось, они передумали, и обратно вернули своих рабов и рабынь евреев, которых отпустили на свободу, и снова их закабалили рабством.

^ Ответ на вопрос:

Как же можно было их вернуть? - Нам трудно узнать, какие методы давления существовали в те времена или хотя бы одноразово применялись. Возможно, что можно было как-то их запугать. Этот факт мы когда-то немного обсуждали.

Здесь этот факт Йирмеяhу упоминает, по-видимому, не случайно. Мы сейчас рассматриваем те места, где говорится об осаде Йерусалима. И он говорит, что мало того, что они вернули себе рабов, но важно то, как на это реагирует Всевышний; Он говорит: «Я заключил союз с вашими отцами в день, когда выводил их из земли египетской, из дома рабства, и договор этот гласил, что по истечении семи лет отпускайте каждый своего брата – еврея, который будет продан тебе, и будет тебе служить шесть лет, и ты его отпустишь на свободу от себя на волю. И не послушали ваши отцы Меня, и не склонили своего уха» и т.д. Получается, что именно этот грех уже посреди происходящей осады Йерусалима как-то играет по-своему решающую роль в судьбе города и народа. Это видно из семнадцатого стиха, где приводятся слова Господа: «Вы не послушали Меня и не объявили свободу каждый своему брату, своему ближнему, и вот, Я объявляю на вас «свободу» – свободу мечу, и мору, и голоду». Получается как бы очень прозрачная и простая логика «мера за меру»: вот, вы отказались объявить свободу рабам-евреям, так Я объявляю свободу всем этим напастям.

^ Ответ на вопрос:

Относится ли этот закон только к рабам - евреям? - Безусловно, что закон о том, чтобы раб работал шесть лет, а на седьмой год выходил на свободу, и о том, что в пятидесятый год он возвращается к своей семье, - это все относится ислючительно к рабам-евреям. Тот раб-нееврей, который не оставался в статусе нееврея, он переходил в особую категорию ханаанского раба, он был собственностью хозяина, и хозяин не был обязан отпускать его когда бы то ни было. Есть спор мудрецов о том, имел ли хозяин право без достаточного основания отпустить на волю ханаанского раба? Если он по какой-либо причине его отпускал, то тот становился полноценным евреем. При этом, ханаанским рабом можно было стать либо родившись от ханаанской рабыни, либо, когда нееврей добровольно соглашался принять исполнение всех тех заповедей, которые обязана исполнять еврейская женщина, и конечно, если это мужчина, то он должен быть обрезан и окунуться с тем, чтобы стать ханаанским рабом. Когда он прошел такое окунание и обрезание, то в принципе дальше никакой обязательной процедуры, кроме той, что его хозяин добровольно отпускает, уже не требуется. По закону Торы от ханаанского раба до того, чтобы стать евреем, остается только один очень важный элемент, чтобы хозяин его отпустил на волю. Если раб сделал что-то очень хорошее хозяину, то по крайней мере долг чести заставляет хозяина его отпустить.

Важный вопрос: «За какие грехи был разрушен Первый Храм?» - Классический ответ, что евреи совершали три из самых тяжких преступлений, среди которых и идолопоклонство. С другой стороны, когда говорится, что они должны семьдесят лет провести в изгнании, то мидраш говорит и не только мидраш, но и пророки, что за то, что вы не соблюдали законы седьмого года, и не давали отдых земле в седьмой год, за это, за все те шмитот, которые вы не соблюдали, земля теперь от вас отдохнет эти семьдесят лет. Это вопрос необычайно интересный, и нельзя сказать, что он не связан с нашей темой. Если мы говорим о событиях, связанных с разрушением Храма и с галутом, то можно вспомнить о том, что у многих авторов есть такая, может быть, не очень продуктивная, но вполне серьезная линия, что есть два процесса галута: есть галут народа и есть галут земли. Соответственно возвращение из галута тоже идет, вообще говоря, параллельно в этих процессах, но не обязательно совпадает. Можно сказать, что народу дано наказание за совершенные им самые сильные грехи, а земле наказание (они друг за друга тоже страдают) за то, что не соблюдали шмитот и законы юбилейного года и т.д. Похоже, что такая линия вполне правильная. Надо сказать, что земля с человеком связана очень сильно. Уже когда Адам, поел тогда, когда не надо было, и что не надо было, то земля за это была наказана. Тем более, когда речь идет о земле Израиля, она находится с народом Израиля в очень органической и живой связи; здоровье одного из них неотрывно от здоровья другого. Поэтому полноценная геула наступит только в конце дней, когда полнота здоровья вернется к земле, на которой будет народ Израиля, и к народу Израиля, который будет на своей земле. Это вещи, которые невозможно полностью отделить, но тем не менее, можно сказать, что за те семьдесят лет, которые евреи провели в вавилонском изгнании, земля как бы уже «отбыла» свое наказание, и возвращение Эзры – это начало геулы земли Израиля, а что касается народа, то есть очень серьезный взгляд, что все изгнание после разрушения Второго Храма является прямым продолжением того изгнания, которое начал Невухаднецар, а вся эпоха Второго Храма была некоторой передышкой, чтобы дать народу чуть-чуть набраться сил для убийственно долгого галута.

^ Ответ на вопрос:

Можно ли перенести на текущие события то, что мы говорим о законах связи народа Израиля с Землей? – Мы не можем обсуждать древнюю историю и делать вид, что она не имеет прямого отношения к нашим сегодняшним проблемам. Она имеет к ним самое живое и прямое отношение, и когда говорится об истории, то следует говорить о сегодняшнем дне. Надо не забывать, что из всей земли земля Израиля выделена, как особенно чуткий живой участок, предназначенный для того, чтобы сделать так, чтобы здесь Божественное Присутствие раскрывалось наиболее ярко. Поэтому эта земля изначально предназначена в качестве партнера народу, который взял на себя обязательство исполнять эту задачу. Может быть, именно поэтому Раши начинает комментарий ко всей Торе с такой казалось бы частной и узкой темы. Мы помним, что рабби Ицхак сказал: «Для чего Тора начинает рассказывать вместо того, чтобы сразу начинать с заповедей?» - Для того, чтобы показать народу, чтобы дать им наследие других народов. Если вам скажут, что вы грабители и отобрали землю других народов, то надо сказать, что это сделал Всевышний: «Кому хотел – дал, у кого хотел – отобрал и дал нам». Почему же это в начале Торы? - Потому что эта связь человека с землей, и в частности, народа Израиля, который взял на себя задачу авангарда, с землей Израиля, с которой он связан.

Надо посмотреть еще в книге Йирмеяhу то, что сказано в начале тридцать девятой главы, где Йирмеяhу повторяет уже сказанное в книге Мелахим: «На девятом году Цидкияhу, царя Йеhуды, в десятый месяц пришел Невухаднецар, царь Бавэля, и все его войско к Йерусалиму и осадили его». Дальше очень кратко описывается история о том, как город пал, и как Цидкияhу попал в плен. В сороковой главе этой же книги в стихе четырнадцатом (правда это имеет отношение не к посту десятого Тевета, а к посту Гедалии), говорится: «Известно ли тебе, что Баалис, царь сынов Аммона, послал Йишмаэля бен Нетанйа убить тебя?». Он не поверил, и мы помним эту историю, когда Гедалия проявил не столько великодушие, а скорее прекраснодушие и сказал, что ты наговариваешь на хорошего человека. Поэтому многие сотни евреев погибли от рук этих бандитов – Йишмаэля и небольшого (примерно десять человек) его «отряда», которые всех перебили самым подлым образом. Пророк считает Гедалия повинным в этой трагедии, потому что он проявил полное отсутствие бдительности, что для руководителя народа является должностным преступлением. Возвращаясь к нашей основной теме – к Десятому Тевета, надо сказать, что мы видели до сих пор два места в книгах Мелахим и Йирмеяhу, и то и другое написано пророком Йирмеяhу, где явно указано начало осады Йерусалима.

^ Разбор событий десятого Тевета в книге Йехэзкэля. Проявлление предназначения дня в определенных датах.

В книге Йехэзкэля, которую до сих пор мы еще совсем не учили, в главе двадцать четвертой Йехэзкэль говорит: «Было слово Всевышнего ко мне в девятом году в десятый месяц, десятого числа месяца (та же самая дата): «Сын человечий (обычное обращение Всевышнего к пророку), запиши себе имя этого дня, суть дня этого; приблизился царь Вавилона к Йерусалиму к сути этого дня»». Это очень сильная фраза и не совсем понятная. Трудно понять, что означают эти выражения «имя этого дня» и «суть этого дня»? Слова «эт –эцем hайом» нам встречались довольно часто в Торе. Так, прежде всего приходит на память Йом-Кипур, где говорится, что всякий, кто не будет поститься в сути этого дня, будет отрезан от корня жизни. Это далеко не первое место, где появляется это выражение. Скорее всего, простое hалахическое понимание этого оборота такое, что имеется в виду собственно день, а не то, что выходит за пределы этого дня. В случае Йом-Кипура здесь есть проблемы, понимать ли здесь день, как потивоположность ночи, поскольку там ведь и ночь надо поститься. Так как же понимаются эти выражения? Радак объясняет это таким образом. Он говорит, что «имя дня» означает – запиши, какой это день недели, а «суть этого дня» - какой это день месяца. Почему это так, как считает Радак, остается тоже не совсем ясным. Мне представляется так, что на уровне драша выражение «эцем hа-йом» должно говорить что-то о потенциале, заложенном в этот день, то есть, о сути этого дня, его сущности, о том, что этот день не является просто одним из будничных дней в ряде других дней, что в нем есть какой-то свой характер, заложен какой-то потенциал. Трудно представить себе как можно иначе истолковать эти слова, как оправдать тот факт, что в одной фразе дважды повторяется этот оборот. Он говорит: «Было слово ко мне (в девятый год и т.д.), запиши себе «имя этого дня» (дальше он говорит) и «суть этого дня»», и затем повторяется, что подошел царь Вавилона к Йерусалиму в «сути этого дня». Если одно и то же выражение два раза повторяется в одном стихе, то это безусловно не случайно, а оно должно быть очень существенно. Здесь есть одна подробность, которая очень понятна на уровне пшата. Где находится в это время Йехэзкэль? – Он находится с изгнанниками в Вавилоне, ведь изгнание не началось после разгрома и падения Йерусалима. То есть, он находится далеко, на реке Прат, и ему в этот день сообщают, что сейчас вот началась осада. Необычайно важно понять, как он мог получить эти сведения? Он – настоящий пророк, и он знает, что сейчас со своими войсками подошел цаь Невухаднецар к Йерусалиму. Это очень важно, возможно, именно это оправдывает двойное повторение этого выражения, и некоторые комментаторы так и считают: запиши в самый этот день, что в самый этот день подошел. На уровне пшата это объяснение вполне удовлетворяет. Надо заметить, что в книгах Пророков в третий раз названа дата начала осады. Что касается самого пророчества Йехэзкэля, то оно, конечно, очень существенно, и мы к нему еще обратимся.

Стоит упомянуть следующее, о том, что пишет «Бейт Йосэф». Немного напомним об этом произведении. Примерно в четырнадцатом веке появилась такая важная книга «Арбаа турим», написанная большим ашкеназским авторитетом, который прожил большую часть своей жизни в Испании, раббейном Йаковом бен Ашер. Его отец был самым авторитетным hалахическим руководителем всего ашкеназского мира, а потом он переехал и произвел очень важное воздействие на подход сефардского мира к решению hалахических вопросов. Его сын написал вот эту книгу «Арбаа турим». Позднее в шестнадцатом веке к ней написал довольно обширный комментарий известный нам Рав Йосэф Каро, который был очень трудолюбивым учеником: сначала он написал подробный комментарий ко всем четырнадцати книгам Рамбана, потом он написал комментарий к «Арбаа Турим», который по объему сильно превзошел саму книгу, и назвал он этот комментарий «Бейт Йосэф». Позже он решил, что комментарий длинноват, сжал его, и эта «выжимка» называется «Шульхан арух». Так вот, он в своем комментарии «Бейт Йосэф» там, где он говорит о законах этих траурных дней, он пишет, что рав Давид Аводраhам написал в законах поста, что десятое Тевета отличается от остальных постов. Чем же этот день отличается? Он отличается тем, что если бы он выпал на шабат, то его невозможно было бы оттолкнуть на следующий день – подобно Йом-Кипуру, потому что любой другой пост, который выпадает на шабат, его переносят на завтра (пост Эстер – это несколько особый случай). Это пишет Йосэф Каро, но не ясно, откуда он это взял? Наш современный рав Шломо Фишер, который ведет еще уроки, он выпустил книгу очень серьезных драшот - «Бейт Ишай». Попробуем немного пересказать его мысли. Он цитирует начало двадцать четвертой главы Йехэзкэля, которое мы только что читали, и говорит, что в словах «суть этого дня» слышится какая-то глубокая тайна, и мы не знаем, что это за тайна. Требуется разъяснить, почему этот день, когда вавилонский царь пришел к Йерусалиму, установлен в качестве поста на грядущие поколения?

Мы, конечно, знаем, что для каждого такого дня должно быть какое-то серьезное объяснение, потому что это логика для всех выделенных дат еврейского года. У нас нет праздников победы и у нас нет постов поражения. Первый еврей Авраам одержал первую внушительную победу над объединенными армиями четырех царей, и никто не празднует этот день победы в отличие от праздников в честь других побед, например, Ватерлоо. То есть, утверждение заключается в том, что любые выделенные даты, как установленные законами Торы, так и мудрецами, устанавливают не юбилей какого-то события, а подчеркивают характер этого дня, который проявился в соответствующем выдающемся событии. Например, традиция утверждает, что мы празднуем Песах пятнадцатого Нисана не потому, что в этот день мы вышли из рабства на свободу; совсем наоборот: мы вышли из рабства на свободу потому, что именно это время предназначено для выхода на свободу. Можно полагать, что так обстоит дело со всеми установленными выделенными датами, как праздников так и постов. Попробуем несколько подкрепить эту мысль. Посмотрим на даты постов. Так, пост семнадцатого Тамуза установлен в связи с тем, что это дата, когда пробита стена. Но мы знаем традицию, которая говорит, что первое коренное событие, произошедшее в этот день, было гораздо раньше и оно описано в Торе, когда была разбита другая каменная вещь, были разбиты Скрижали в связи с золотым тельцом. Характер этого дня таков, что что-то важное и каменное разбивается. Не потому это повторилось, что вот, разбилось одно, а теперь разбивается другое, а потому, что характер дня такой. В этих днях есть какой-то потенциал, и он раскрывается или нет в зависимости от нашего поведения. Относительно Девятого Ава мы тоже знаем события в Торе, когда вернулись разведчики, и весь народ плакал, и дело не в том, что разведчики оговорили землю, хотя они конечно были причиной, и они тут же были наказаны. Главное же состояло в том, что народ проявил слабость, народ плакал и плакал без причины. И это преступление гораздо более глубокое по своим корням, чем поклонение золотому тельцу. Казалось бы, что наоборот, там идолопоклонство, а здесь просто плакали без причины. Однако, это последнее преступление с разведчиками оказалось гораздо сильнее по своим последствиям, чем грех золотого тельца. Они побоялись, они не поверили Богу. Оказалось, что их доверие к Богу и Его обещаниям и их связь с этой землей недостаточно сильны. Поэтому формулируется так, что они погнушались этой землей.

^ Ответ на вопрос:

Ведь есть другие объяснения вины разведчиков? – Когда мы разбираем мотивы поступков этих разведчиков, мы можем найти объяснения от самых низких до самых высоких и, может быть, что все они верны. Одно объяснение, что они понимали, что в новых условиях будут нужны новые руководители, и жалко этот глупый народ, чтобы они остались без таких руководителей. С другой стороны, есть очень идеалистическое возвышенное объяснение, что вы живете здесь в пустыне и не отвлекаетесь на разные бытовые глупости, вы впитываете Божественное присутствие, что же вам от добра искать добра? Что же вы добровольно пойдете сеять и пахать, когда тут можно все время учить Божественную мудрость? Это очень высокое соображение. При этом все эти мотивы содержат в себе преступление, но это преступления отдельных людей или отдельной группы, но мы сейчас говорим о народе. Там, в истории с золотым тельцом народ в своей массе был повинен в том, что они не удержали зачинщиков и активистов, которые бесчинствовали, но народ в целом не поклонялся золотому тельцу. В истории с разведчиками народ плакал, и в отличие от «глупой Эльзы», плакал не о том , чего не было, но могло бы быть, а они плакали о том, чего не могло быть. Бог сказал, что дает им землю, а они говорят, что это не получится. Такая «глупость» несравненно больше. Правда, легко говорить со стороны, но когда человека стращают, то он боится и за себя и за своих детей и т. д. Слава тому, кто всегда боится! Однако, надо понять, чего бояться и на что полагаться. Когда первые евреи стали подавать заявления на выезд из Советского Союза, и их никуда не выпускали, а остальных не брали на работу, то им говорили, что они мерзавцы: мало того, что вы себе не делаете ничего хорошего, но вы и всем рубите сук. Теперь видно, что если бы они не подали и не боролись, то где бы были остальные? Поэтому появилось мудрое высказывание, что все евреи делятся на смелых и очень смелых. Смелые – это те, кто едут, а очень смелые – те, кто остается. Ясно, что жить вообще боязно и небезопасно, есть ответственность, и следует принимать решение, нельзя сидеть и ждать, что поезд куда-нибудь дойдет. Надо решать: или плакать или довериться. Некоторым вещам надо доверяться, а некоторым – нет.

Очень красиво в другом месте пишет Шломо Фишер, что наказание за грех разведчиков еще и потому сильнее, что когда они стали поклоняться золотому тельцу, то они тогда были в растерянности и проявили повышенную доверчивость, они поверили, что золотой телец божество. Когда же в случае разведчиков они проявляют повышенную недоверчивость, то можно сказать, что же вы противоречите сами себе? Если вы поверили какому-то ничтожеству, золотому тельцу оттого, что он головой ворочает, то как же вы можете не верить Всевышнему, который столько для вас сделал! У вас была возможность убедиться, что на Него можно полагаться.

Вопрос о том, почему семнадцатое Тамуза и Девятое Ава установлены в качестве постов на грядущие поколения, решается так, что в этих датах проявляется значение этого дня. Тут проявляется какой-то коренной характер дня и его взаимодействие с народом. То же самое можно сказать с чуть большей натяжкой и большим трудом про день поста Гедалии. Про этот пост трудно сказать, что это событие может стоить того, чтобы его отмечали. Действительно, мало ли было злодейских убийств хороших людей. Тем более, что Гедалия при всех его замечательных свойствах был сам повонен в своей смерти, да еще и в смерти других людей. Поэтому то, что следует увековечить его злодейское убийство, было совершенно непонятно. Однако, поскольку этот день положил конец еврейскому пребыванию в земле Израиля на семьдесят лет, и из-за этого начался галут земли, потому что, пока евреи присутствуют на ней, та святость, которая была внесена в землю при ее завоевании, остается, но из-за того, что евреи покинули её, эта святость исчезла по основному мнению, и Эзре пришлось снова заселять и как бы освящать эту землю. Поэтому пост Гедалии отмечает какой-то очередной рубеж.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:

1. Разъяснение по поводу установленных мудрецами четырех днях поста. Упоминание о них в книге Мелахим-бет и в книге Йирмеяhу. Трактовка причин объявлений постов iconЛекция 30. Недельный раздел Итро (20: 17-20: 26) Трактовка заповеди...
Что касается года шмиты, то, по-видимому, имеется специальное поле, которое принадлежит, например, Храму, а не частному хозяину,...

1. Разъяснение по поводу установленных мудрецами четырех днях поста. Упоминание о них в книге Мелахим-бет и в книге Йирмеяhу. Трактовка причин объявлений постов iconБизнес по-еврейски : 67 золотых правил
В этой небольшой книге приводятся уникальные правила ведения бизнеса, созданные древними мудрецами много лет назад, которые удивительно...

1. Разъяснение по поводу установленных мудрецами четырех днях поста. Упоминание о них в книге Мелахим-бет и в книге Йирмеяhу. Трактовка причин объявлений постов iconУрока рава Йегуды Амиталя. Сайт: Yeshivat Har Etzion
В своих рассуждениях Маараль опирается на известный «Мидраш» о четырёх империях, властвовавших над еврейским народом, принявших в...

1. Разъяснение по поводу установленных мудрецами четырех днях поста. Упоминание о них в книге Мелахим-бет и в книге Йирмеяhу. Трактовка причин объявлений постов iconПохвала книге Классный час с применением икт разработан Юдинцевой...
...

1. Разъяснение по поводу установленных мудрецами четырех днях поста. Упоминание о них в книге Мелахим-бет и в книге Йирмеяhу. Трактовка причин объявлений постов iconБоб Фрисселл в этой книге есть немного правды
Официальное дополнение к "В этой книге нет ни слова правды, но именно так все и происходит"

1. Разъяснение по поводу установленных мудрецами четырех днях поста. Упоминание о них в книге Мелахим-бет и в книге Йирмеяhу. Трактовка причин объявлений постов icon-
Каждый человек, который считает себя истинным рабом Аллаха, должен знать, что дозволил Аллах и что Он запретил. В частности это касается...

1. Разъяснение по поводу установленных мудрецами четырех днях поста. Упоминание о них в книге Мелахим-бет и в книге Йирмеяhу. Трактовка причин объявлений постов iconКонтрольная работа по дисциплине «Политология»
Благодаря крупным международным исследованиям, проведенным американскими политологами Г. Алмондом, С. Вербой, Л. Паем и др. Результаты...

1. Разъяснение по поводу установленных мудрецами четырех днях поста. Упоминание о них в книге Мелахим-бет и в книге Йирмеяhу. Трактовка причин объявлений постов iconПроект «Здравствуй, Эстония»
Однако поселения на его территории существовали давно. Так, к 1241 году относится первое упоминание в Датской поземельной книге о...

1. Разъяснение по поводу установленных мудрецами четырех днях поста. Упоминание о них в книге Мелахим-бет и в книге Йирмеяhу. Трактовка причин объявлений постов icon«Учение дона Хуана. Абстрактная магия.»: Isbn 978-5-9524-2837-9 Преображенский А. С
В книге содержится вся необходимая информация, благодаря которой читатель сможет отправиться в путь изучения абстрактной магии самостоятельно,...

1. Разъяснение по поводу установленных мудрецами четырех днях поста. Упоминание о них в книге Мелахим-бет и в книге Йирмеяhу. Трактовка причин объявлений постов iconИгорь Лебедев о книге А. Никонова "Конец феминизма": чем журналист отличается от человека
А. Никонов, преподносит в своей книге "Конец феминизма" вот так: "Хочу жить богато и счастливо, а ещё вполне благопристойно, чисто,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница