Лекция Смысл жизни, человек и философия




Скачать 94.77 Kb.
НазваниеЛекция Смысл жизни, человек и философия
Дата публикации30.04.2013
Размер94.77 Kb.
ТипЛекция
vbibl.ru > Философия > Лекция
Учебные информационные материалы в помощь студентам по курсу лекций «Философия».

Лекция 1. Смысл жизни, человек и философия.
Преподаватель: Л.И. Крашкина, к.ф.н.
(Тезисы лекции)
1. Смысл жизни и философия.

Вопрос о смысле жизни это вопрос о таинстве человеческого сущест­вования в мире. История развития духовной культуры человечества прони­зана поиском смысла жизни. Эта проблема вечная, она повторяется в каж­дом витке истории, в сознании любого, кто размышляет о жизни.

Зачем человек родился? Для чего он живет? Каково его предназначе­ние? В чем ценность его существования? Как правило, эти вопросы возни­кают у человека в кризисные, переломные моменты жизни, когда привыч­ная система ценностей подвергается серьезному испытанию. Это глубоко личное переживание человеком своего отношения к миру, которое он пы­тается осознать и переосмыслить.

  • «Человеку требуются идеи и убеждения, придающие смысл его жизни и позволяющие найти свое место во Вселенной. Он пре­одолеет самые невероятные испытания, будучи убежденным, в том, ради чего он это делает. Но когда все неприятности уже позади, он может потерпеть сокрушительное поражение, уз­нав, что участвует в идиотской и бессмысленной затее. Роль духовных учений как раз заключается в том, чтобы сделать жизнь людей осмысленной. Именно ощущение глубокого смысла существования на Земле возвышает человека над потребитель­ством». (Юнг К.Г. Человек и его символы.)

Философия, как учение о мире в целом, о сущностном проявлении универсального в системе «мир – человек», может помочь человеку при­открыть завесу тайны. Интерес к философии возникает из глобальной по­требности человека объяснить самому себе мир, в котором ему суждено жить; найти фундаментальные основы бытия, понять многообразие и из­менчивость жизни, смысл существования и свое предназначение в мире. Философское познание человека, в этом случае, направлено на поиск та­кого знания, которое помогло бы ему преодолеть страдание, достичь гар­монии ума и сердца и создать условия для оптимальной жизни. Цель этой философии в стремление обрести мудрость, как высшую радость и знание о сущности бытия, познать естественное благо жизни, открыть сознание гармонии мира и ощутить её силу и свободу в системе отношений «мир-человек».

  • «Философия есть любовь к мудрости и раскрытие мудрости в че­ловеке, творческим порывом к смыслу бытия”. (Бердяев Н. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. Париж, стр. 57)

Широко распространено мнение о том, что философское знание - это теоретическое мировоззрение, в котором, в виде системы абстрактно-ло­гических суждений, понятий и категорий, вы­ражено отношение человека к миру. Одновременно философия – это знание и о самом философском знании. Оно не существует вне человека. Философское знание неизменно включает в себя и самого философствую­щего субъекта, и опыт критиче­ской рефлексии способа его существования. Это процесс по­знания, тре­бующий напряжения духовных и интеллектуальных сил чело­века, это путь, который человек, приобщаясь к философскому знанию, все-таки должен пройти сам.

Поэтому философия должна стать не только формой теоретиче­ского мировоззрения, в котором выражено в абстрактнологических понятиях и суждениях отношение человека к миру, но и духовно-практической деятельностью человека, способом его гармоничной жизни в этом мире, как результат правильного знания.

^ 2. «Смысл жизни» и способ существования.

Проблема смысла жизни не может решаться вне связи со всем тем, что принято называть культурной парадигмой, менталитетом, традиционным укладом, моделями поведения, в которых отражены социальные стереоти­пические взгляды на жизнь. Понимание смысла жизни человеком всегда опосредовано теми культурными ценностями, которые он усвоил в период своего становления как личности. Эти ценности, преломляясь сквозь призму сознания человека, формируют его основные цели, мотивы, направление деятельности и модели поведения. Ценности дают человеку представление о сущности и одновременно являются условием его полноценного бытия. Они определяют изнутри, из сокровенных глубин личности то, что впоследствии реализуется в способе существования человека.

Модели поведения – это способы утверждения, воплощения и воспроизведения определенных духовных, культурных и социальных ценностей, которые воплощают образ желаемого качества жизни. Ценности представляют то, чего человек хотел бы достичь в своей жизни. Качество жизни определяет модель поведения человека, и наоборот, способ духовно-практической деятельности влияет на качество жизни.

Человек рождается, взрослеет, вступает в брак, рожает детей, которых растит до достижения ими социальной самостоятельности и дожидается смерти в соответствии с обычаями своего общества.

С точки зрения повседневного, обыденного и естественного понимания жизни считается, что человек самореализовался, если он, избежав серьезных болезней, в достаточной мере удовлетворил свои первичные потребности. То есть потребности поддержания жизни, обеспечения безопасности, продолжения рода, общения и др. Чтобы преуспеть в жизни в этом смысле, достаточно следовать существующим в обществе правилам поведения и установкам общественного сознания, которые широко транслируют СМИ. На этом уровне понимания жизни авторитетами в выборе моделей поведения являются: семья, учителя, врачи, священники, представители системы власти и правопорядка.

Можно выделить две основные модели социально-культурного поведения человека или два способа социальной реализации.

  1. Полное некритическое принятие существующих в культурной парадигме моделей поведения и воспроизведение их в своей жизни. В этом случае, человек, продолжая культурную традицию, неосознанно повторяет и опыт ошибок предыдущих поколений.

  2. Осознанный выбор жизненных целей и моделей поведения сделанный на основе критического анализа и переосмысления опыта ошибок предыдущих поколений.

Первая модель поведения обеспечивает повторение цикла существования предметного мира, воспроизведение традиционного уклада определенной системы ценностей. Вторая – дает возможность преобразования своей социальной судьбы путем творческого воздействия на жизнь. В этом случае жизнь - это естественный фон, в котором личность реализует свой сценарий. Главное здесь цель, которую ставит перед собой личность, а жизнь – это одно из необходимых условий осуществления цели.

Этическая оценка этих моделей поведения зависит от того, какие ценности воспроизводит человек. Подлинная и полная смысла жизнь всегда опирается на глубокую внутреннюю убежденность человека в том, что его жизнь связана с метафизическими максимами. Это может быть вера в Бога, в Высший Космический Разум, в Иерархию Светлых Сил, в идеалы Истины-Добра-Красоты и т. д.

«Смысл жизни» – это переживание некоторой ценности, которая укрепляет и стимулирует активное деятельное начало в человеке. Переживая любовь, человек любит. И, переживая счастье, он счастлив. Но, убеждая себя в том, что он любит и счастлив, – человек не чувствует на самом деле ни любви, ни счастья. И, напротив, переживая любовь и счастье, он не нуждается ни в каких умозаключениях.

В основе любого переживания лежит потребность, которую человек стремиться удовлетворить. Чем сильнее потребность, тем активнее человек ищет способа её удовлетворения. Жаждущий истины, любви, успеха занят поисками не ради того, чтобы искать, а ради того, чтобы найти, почувствовать момент истины, испытать любовь, пережить успех и т. д.

Важным в определении смысла жизни является и то, к какому психологическому типу восприятия относится человек. ^ Эрих Фромм (1900-1980) выделяет два основных характера отношения к жизни: «некрофильный» (отрицание жизни и любовь к искусственному, к неживой материи), что, в сущности, проявляется в пессимизме, и «биофильный» (любовь ко всему живому, к жизни, к свободе творчества), что выражается в оптимизме. У большинства людей «биофильная» и «некрофильная» тенденция смешаны, и речь идет о том, какая из них доминирует.

«Среди специфических условий, необходимых для развития биофилии, я хотел бы упомянуть,- пишет Э.Фромм,- следующие: теплые, преисполненные любви контакты с людьми в период детства; свобода и отсутствие угроз; обучение принципам, которые ведут к внутренней гармонии или силе, причем скорее примером, чем увещеваниями, введение в «искусство жизни»; оживленный обмен с другими людьми и обустройство жизни, определяемое подлинными интересами. Противоположные предпосылки способствуют развитию некрофилии: созревание среди людей, которые любят мертвое; недостаток инициативы; страх; условия, которые делают жизнь рутинной и неинтересной; механистический порядок вместо рационального устройства жизни, обусловленного непосредственными отношениями между людьми».

«Совершенно очевидно,- продолжает Фромм,- что сегодня есть много мужчин, которых больше интересуют спортивные машины, теле- и радиоаппаратура, космические полеты и всевозможные технические игрушки, чем женщины, любовь, природа и хорошая еда».

Размышляя о принципах жизни, он приходит к неутешительным выводам: «...абстрагирование, бюрократизация и овеществление - отличительные черты нынешнего индустриального общества – не есть принципы жизни; они являются механическими принципами, если их применяют к людям, вместо того чтобы применять их к вещам Люди, живущие в такой системе, становятся равнодушными к жизни и чувствуют влечение к мертвому. Правда, сами они это не замечают. Они принимают возбуждающие соблазны за радость жизни и пребывают в иллюзии, что ведут очень живую жизнь, если обладают и могут пользоваться множеством вещей» (Фромм Э. Душа человека. – М., 1992. С.21-46)

Если человек разделяет гуманистическую позицию Фромма, то для него очевидна смысловая связь между жизнью и любовью. Иметь смысл жизни, значит любить жизнь, и переживать примерно такие же чувства, как в тех случаях, когда мы влюблены в человека. Любить жизнь – значит принимать не только радость и счастье, но также горе, боль и страдания, так как они тоже часть этой жизни. При этом всеми силами души стремиться уменьшить количество страдания и подарить больше радости людям. Всю жизнь человек учится решать глобальную проблему совмещения Высшего и земного. Мудрость жизни заключается в том, чтобы найти золотую середину между этими противоположностями и осуществить их в своей жизни.

^ 3. Вопрос о смысле жизни в истории философии.

В философии древней Греции наблюдаются различные решения данного вопроса. Пифагор (ок. 580 -ок. 500 до н.э.) смысл жизни связывал с познанием совершенного числа души. Сократ ( ок. 469 – ок. 399 до н.э.) смысл жизни видел в осуществлении идеалов истины-добра - красоты в жизни, в счастье, достижение которого связано с добродетельной жизнью, трепетным отношением к законам, принятым государством. Платон (428/427-348/347 до н.э.) считал основным предназначением человека заботу о душе. Аристотель (384-322 до н.э.) и его последователи смысл жизни соотносили с развитием доблести, мужества и гражданской ответственности человека перед государством. Эпикур (341-270 до н.э.) усматривал смысл жизни в поисках гармонии мира, в избегании страданий и достижении спокойного и радостного состояния духа. Стоики считали, что в жизни все предопределяется судьбой и поэтому смысл жизни они связывали с умением стойко переносить страдания, с освобождением от страстей, обретением мудрости и спокойного состояния духа.

В эпоху средних веков смысл жизни связывали с необходимостью познания Бога. Отсюда смысл человеческой жизни «во Христе»,  в единении с Богом, в «царстве Божьем». Конечную цель человеческих устремлений в Учении Блаженного Августина (354-430) представляет блаженство слияния с божественным.

До XVII века европейская философская мысль базировалась на теологической основе, заложенной Блаженным Августином и Фомой Аквинским (1225/1226- 1274), цель которой - в познании Бога. XVII-XVIII  век кроме расцвета науки принес ослабление влияния церкви и христианской этики. Постепенно, как и в античной философии, вновь появляется разнообразие в воззрениях на смысл жизни в различных философских системах.

По утверждению Канта (1724-1804), смысл жизни не вне, а внутри человека, он имманентен личности. Фактором, образующим смысл жизни, является идея, которая принимает вид этического закона, обязанности, которая доведена до полноты понимания высшего блага, внутренне переживаемого человеком как одухотворенно-приподнятое состоянии души. В этом контексте выделяются два момента.

  1. Смысл жизни, по Канту, не существует сам по себе, как некий атрибут реальности вообще. Он - в осознании индивидом своего человеческого бытия, а это и есть проявление личности человека.

  2. Именно человеческий смысл дает индивиду в жизненных ситуациях ориентир добровольного самоподчинения этическому закону, который поднимает человека над его собственной природой. Условием и духовной формой такого возвеличивания человека над собой есть осознание им своего места в мире (Кант, 1966, с. 11).

Если Кант смысл жизни находил в следовании принципам нравственного долга, другой немецкий философ - Фейербах (1804-1872)- в стремлении к счастью на основе всеобщей любви людей друг к другу, то Маркс (1818-1883) и Энгельс (1820-1895) - в борьбе за коммунистические идеалы, Ницше (1844-1900) - в «воле к власти».

В работах русских философов начала XX века Бердяева, Франка, Соловьева, Трубецкого и др. главным условием наличия смысла жизни становится вопрос о вере в Бога. В то же время в материалистической философии, где человеческая жизнь конечна и за ее порогом ничего нет, само существование условия для решения этого вопроса становится затруднительным. И тогда во всей полноте обнаруживаются сложно разрешимые этические проблемы.

Особо следует отметить роль экзистенциальной философии, которая берет начало в творчестве Кьеркегора (1813-1855). В XX веке Сартр, Камю, Хайдеггер, Ясперс и др. рассматривают «жизнь как бытие к смерти». Перед лицом смерти человек способен обрести понимание смысла жизни, освободившись от ложных целей и ненужных мелочей. Он начинает иначе смотреть на себя и окружающий мир. Таким образом, в экзистенциальной философии анализ проблемы смерти важен для постижения тайн жизни человека, определения ее смысла. Экзистенциализм является отрицанием универсального смысла, поскольку смысл жизни может быть только уникальным, как уникальна человеческая индивидуальность.

^ Домашнее задание.
1. Сформулируйте определение понятия «смысл жизни» исходя из контекста лекции. Продолжите:
Смысл жизни как рациональное самопознание.

Смысл жизни как воспроизводимая ценность.

Смысл жизни как переживание.

Смысл жизни как выбор жизненной стратегии и модели поведения.

Смысл жизни как цель существования.

Смысл жизни……………………………………………………….

Смысл жизни……………………………………………………….

Смысл жизни……………………………………………………….

Смысл жизни……………………………………………………….
2. В чем Смысл Вашей Жизни?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция Смысл жизни, человек и философия iconЛекция что такое философия?
А. Первое определение формулируется, например, следующим образом: «Философия – это система взглядов на мир в целом и на отношение...

Лекция Смысл жизни, человек и философия iconЛекция №4. Тема: Западная философия XIX xx века
Основные направления современной западной философии: позитивизм, экзистенцианализм, религиозная философия

Лекция Смысл жизни, человек и философия iconЛекция по теме №16 «человек в системе хозяйствования» принадлежит...
Трудовая деятельность как основополагающий фактор в философии хозяйства

Лекция Смысл жизни, человек и философия iconДля того чтобы лучше понять смысл и суть философии как науки, полезно...
Древнего Востока, античная философия, философия средневековья и эпохи Возрождения, философия Нового времени, развитие отечественной...

Лекция Смысл жизни, человек и философия iconЛекция по теме №17 «философия хозяйства в современной россии» принадлежит...
Отечественная философия хозяйства XX-XXI вв.: Россия – СССР – Россия. Формирование новой модели хозяйствования и его философское...

Лекция Смысл жизни, человек и философия iconЧеловеку со всей определенностью необходимы общие убеждения и идеи,...
Человек способен преодолеть совершенно невозможные трудности, если убежден, что это имеет смысл. И он терпит крах, если сверх прочих...

Лекция Смысл жизни, человек и философия iconПервая лекция новое пришествие христа в эфирном
Через этот процесс человек продвигается вперёд в духовном познании, а также и в духовной жизни

Лекция Смысл жизни, человек и философия iconИрвин Ялом. Мамочка и смысл жизни. Психотерапевтические истории
Мамочка и смысл жизни. Психотерапевтические истории / Пер с англ. Е. Филиной. — М.: Изд-во эксмо-пресс, 2002. — 288 с. (Серия “Искусство...

Лекция Смысл жизни, человек и философия iconЛекция по теме №16 «философия гражданского общества» принадлежит...
Автор Гончаров Николай Петрович, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

Лекция Смысл жизни, человек и философия iconТематика рефератов
Философия и частные науки. Философия и математика. Философия и психология. Философия и экономика. Философия и право

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница