Лекция по теме №12 «философия права как мировоззренческая и методологическая основа юридического мышления» принадлежит к разделу II.




Скачать 312.47 Kb.
НазваниеЛекция по теме №12 «философия права как мировоззренческая и методологическая основа юридического мышления» принадлежит к разделу II.
страница1/3
Дата публикации27.04.2013
Размер312.47 Kb.
ТипЛекция
vbibl.ru > Философия > Лекция
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра _философии_

(название кафедры)
Утверждаю

Начальник кафедры философии_

(название кафедры)

. Д.И. Грядовой

(подпись)
Автор Медушевская Наталья Федоровна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

(фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание, должность)
Фондовая лекция

по __________________ФИЛОСОФИИ_______________________

(название учебной дисциплины)
Тема № 12 «ФИЛОСОФИЯ ПРАВА КАК МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ЮРИДИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»

(название темы)

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии

протокол №_4_

от «14» _ноября_2007 г.

Москва 2007
ТЕМА № 12
^ ФИЛОСОФИЯ ПРАВА КАК МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ЮРИДИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
ПЛАН


Введение

..…………………………………………….

с. 3

Вопрос 1

Сущность философского подхода к пониманию права ………………………...


с. 5

Вопрос 2

Философия права в системе философских и юридических наук ……...


с. 15

Вопрос 3

Функции философии права...…………….

с. 22

Вопрос 4

Юридический позитивизм.…….................

с. 24

Заключение

..…………………………………………….

с. 30

Список литературы


..…………………………………………….


с. 31


ВВЕДЕНИЕ

Лекция по ТЕМЕ № 12 «ФИЛОСОФИЯ ПРАВА КАК МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ЮРИДИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ» принадлежит к РАЗДЕЛУ II. «ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ» рабочей программы по курсу «Философия», разработанной кафедрой философии Московского университета МВД России и предназначена для курсантов и слушателей всех специальностей.

Актуальность темы лекции обусловлена тем обстоятельством, что философия права как научная дисциплина, являясь отражением правовой реальности, служит мировоззренческим и методологическим основанием ее познания и преобразования.

Теоретическая значимость лекции состоит в том, что философия права позволяет ответить на теоретические вопросы о возможности познания правовой реальности, выявить закономерности развития права и государства, определить роль права в жизни человека и общества, осмыслить цель права и его соотношение с другими формами человеческой культуры.

Практическая значимость лекции определяется ролью философско-правовых знаний в формировании личности сотрудника ОВД, в совершенствовании правового аспекта общественной жизни. Без фундаментальных мировоззренческих и методологических основ, разрабатываемых философией права, невозможно решение таких задач, как совершенствование правопорядка, построение правового государства.

Предметом лекции является философия права как мировоззренческая и методологическая основа юридического мышления.

Цель лекции заключается в усвоении курсантами смысла философско-правовых знаний, мировоззренческого и методологического воздействия философии права на юридическое мышление и определении возможностей использования философско-правовых знаний в практической деятельности сотрудника ОВД.

Задачи лекции:

  • выявление сущности философского подхода к пониманию права и правосознания;

  • понимание соотношения между философией права и юридической наукой;

  • выявление специфики философского обоснования права,

  • изучение методологических принципов осмысления природы, закономерностей и содержания права;

  • осмысление функций права;

  • критическое осмысление юридического позитивизма как одной из наиболее распространенных форм философского обоснования права и юридической науки.

Взаимосвязь лекции с ранее изученными темами проявляется в том, что данная лекция конкретизирует содержание лекций по темам № 6 («Познание, его возможности и границы. Сущность и специфика научного познания»), № 10 («Наука и методология») и № 11 («Методология социально-гуманитарного познания»). Выявленные в ходе изучения этих тем общие принципы научного познания, специфические принципы социально-гуманитарного познания конкретизируются применительно к философии права и юридическим наукам.

Взаимосвязь лекции с последующими темами проявляется в том, что главные положения темы № 12 являются основой изучения следующих тем – лекций № 13 («Природа и сущность права») и № 14 («Основные категории философии права»).
Вопрос 1

^ СУЩНОСТЬ ФИЛОСОФСКОГО ПОДХОДА К ПОНИМАНИЮ ПРАВА

Первая задача нашей лекции – определить те условия, при которых становится не только необходимым, но и возможным органическое сочетание юридического и философского подходов к познанию права в целом. Решать эту задачу можно, только если установлено принципиальное отличие философского подхода к пониманию права от юридического подхода.

Прежде всего, следует признать, что философская и юридическая теория качественно различаются как методологии. Когда общая теория права пытается использовать философскую методологию, она неизбежно утрачивает специфичность взгляда на свой предмет и начинает говорить чуждым ей языком.

Вопрос о философском подходе к праву первоначально должен быть поставлен как вопрос о неюридическом понимании сущности права. Точно так же, и вопрос о юридическом подходе к праву не может быть поставлен первоначально иначе, как вопрос о нефилософском понимании сущности права.

Юридическая теория относится к сфере науки, а потому в полной мере подчинена требованиям и законам научного познания. Не будучи основанной на науке, юридическая теория превращается в схоластическую доктрину. Поэтому качественное различие между философским и юридическим подходом естественнее всего устанавливать на основании различения философской и научной формы познания явлений.

Философия не может существовать и развиваться вне связи с системой теоретического и эмпирического познания; она не может не принимать во внимание достижений современной ей науки. Но при этом философия, даже если она именует себя научной, не становится просто интерпретацией или обобщением научных знаний. Ее познавательные возможности не перекрываются методологией научного познания. Ее идеи не тускнеют и не отбрасываются оттого, что в какой-то момент перестают согласовываться с научными данными, в то время как устаревшие или оказавшиеся ложными научные утверждения не могут быть совместимыми с новыми знаниями и сохраняют свою ценность только как факт истории науки.

Философия лежит в основании многих наук. Философское знание не строится в строгом соответствии с требованиями научности.

Кроме того, философия всегда стремилась использовать наиболее общие методы и способы познания, те методы, которые философия самостоятельно разрабатывает или берет их из других областей духовного производства, и в первую очередь из естествознания.

Философии присущи такие черты научного знания, как объективность, рациональность (доказательность, рационалистическая обоснованность), системность знания, проверяемость. Философия тесно связана с наукой, во многом определяет ее развитие.

Вместе с тем, философия связана и с обществоведческими дисциплинами. Она изучает также и общество, и в частности, такие вопросы, как соотношение общественного сознания и общественного бытия, специфика социального познания и т.п. Философия тесно связана с частными общественными науками: правоведением, экономической наукой, политологией, социологией и т.д.

Но философия при этом не сводится ни к естественному, ни к общественному видам научного знания.

Традиция рассматривать философию, как одну из наук особенно усилилась в 18-19 вв., когда для многих людей понятия философия и наука стали казаться тождественными. В действительности связь между философией и наукой существует, но философское знание может выступать как в научной, так и в донаучной или заведомо ненаучной форме, не переставая в то же время быть философией.

Целью юридической теории является истина. Целью же философии является позиция, определенное мировоззренческое постижение предмета. Вопрос об истинности философских утверждений не является принципиальным для определения их качественности, хотя и может быть весьма существенным в случаях, когда эта позиция оказывает влияние на научную постановку вопроса. Научные знания выполняют лишь вспомогательную задачу, но отнюдь не обязательно влияют на те или иные интеллектуально-духовные установки философии. Философская позиция кристаллизуется и воспроизводится в сетке аксиологических координат (как ценная, смысложизненная, моральная, сакральная и т.п.) в отличие от юридических утверждений, оцениваемых в диапазоне значений «истина-заблуждение».

Юридическая теория, если она научная, относится к области внеиндивидуального, внесубъективного, коллективного духовного бытия; философия же всегда оказывается продуктом личного творчества. В этом – ее самостоятельная ценность, как, например, и ценность художественного творчества, и ценность экстатического общения с Духом.

Принципиальные различия философского и юридического подходов к пониманию права:

1. Философия – область парадигмального мышления. Философско-правовая парадигма – рациональная методологическая модель высокой степени обобщения, предписывающая разрабатывать конкретные проблемы правовой философии в русле определенных исходных мировоззренческих и познавательных принципов и обладающая императивной силой для многих поколений исследователей.

Мы можем отнести к предмету философии парадигмы отражения и конструирования действительности в целом, парадигмы опредмечивания мысли в конкретные моменты реальности и распредмечивания объективной реальности в знания, в духовные установки и интеллектуально-деятельные способности человека.

В юридической же теории предметом научного интереса выступают те или иные моменты действительности, определенные предметные области.

Признаком парадигмального мышления является возможность осознанного выбора между парадигмами, а также способность и стремление ясно видеть и разумно объяснять смену парадигм. Такой выбор не может быть сделан на чисто рациональной основе, и одно это уже отгораживает юридическую теорию от проблемы самостоятельного выбора парадигм познания и интеллектуальной оценки утверждений о праве.

2. Все формы познавательной деятельности так или иначе сопряжены с интеллектуальными интуициями, находящими свое выражение в способности суждения, продуктивного воображения, обобщения, абстракции и т.д. Для философии интуиции – опорные точки философствования по поводу права.

Напротив, для юридической теории интуиции представляют собой только смутные, неотчетливые, неосмысленные представления, нуждающиеся в объяснении, в рациональном оформлении. Там, где познание предмета связано с обнаружением закономерностей, там логика, рациональность вытесняет целостное, интеллектуально-чувственное, и одномоментное схватывание предмета.

3. Философия всегда рефлексивна. Рефлексия – принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания; деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека. В философствовании переплетены и одновременно реализуются две интеллектуальные интенции: 1) направленность на объект, его созерцание, осмысление (рационализация, одухотворение) и 2) направленность на сам процесс постижения предмета, самоосмысление субъекта.

Философия никогда не направлена прямо на опыт или на какой-нибудь предмет. Для нее вопрос «что это за предмет, каков он?» не является специфическим: в противном случае она была бы принципиально неотличимой от науки. Специфический же философский вопрос звучит иначе: «почему предмет таков; почему я его именно так, а не как-нибудь иначе воспринимаю?»

Юридическая теория, как и любая другая наука, может считаться продуктом нерефлексирующей мысли. Наука, как область нерефлексивного мышления, рационально обосновать свои начала не в состоянии.

Рефлексивное мышление обладает способностью выражать закономерности и создавать эти правила по принципам, характеризующим природу и логику самого разума. Рефлексивное мышление поглощено задачей самообоснования теоретического разума средствами самого же разума.

Наука воспроизводит и конструирует реальность фрагментарно. Философия же воспроизводит (и конструирует) мир в его цельности, в абстракции.

Таким образом, философия – не просто способ познания действительности, но и самосознание и самопознание.

5. Для юридической теории право является единственным и специфическим предметов, причем предметом, взятым в его особенности. Особенность права предстает, с одной стороны, как его отличие от других форм социальной реальности, а с другой стороны, как его относительная самостоятельность.

Для философии право – неспецифический предмет. Оно и в данном случае понимается как момент социальной реальности, но такой реальности, которая являет собой неразрывное единство всех ее моментов, их целостность. Это значит, что в праве, как и в любом другом феномене, отражается социальная реальность в целом. Следовательно, право является выражением всеобщих характеристик человеческого бытия.

Поэтому право для философии выступает как некая интегральная (универсальная) характеристика социальной и духовной жизни. Философское понимание права принципиально синтетично, целостно, независимо от того, является ли высказываемая мысль о праве содержательно богатой или бедной, простой.

6. Философия и юридическая теория качественно различаются по пониманию сущности права. Юридическая теория имеет своим предметом отчужденное право, поскольку исходным пунктом анализа для нее является не субъект, а социальная реальность, общество, все объективированные формы социальности. Поэтому право предстает как социальный институт регуляции деятельности людей. Право в таком случае принципиально не может быть увидено как форма духовности, а тем более – как универсальная характеристика социального и индивидуального бытия.

Для философии источником права является субъект, и право предстает как имманентный атрибут человека. В обществе нет ничего принципиально отличного от человека и существующего помимо него. Поэтому, только говоря о праве как свойстве субъекта, мы в состоянии уловить право в его отчужденных формах.

Вывод: вопрос о сущности права не может быть поставлен в полном объеме юридической теорией, в данном вопросе юридическая теория должна обратиться к связи с философской интерпретацией проблемы.

И для философско-правовой, и для теоретико-правовой мысли право выступает формой утверждения системы социальных целей, ценностей, идей.

Для юристов право неразрывно связано с государством и может быть понято только через эту связь.

Философия права может играть по отношению к общей теории права весьма конструктивную роль. Она в состоянии помочь общеюридической теории осознать принципиальную фрагментарность ее понимания права. Такая установка обязательно положительно скажется на результатах последовательного и корректного юридического анализа. Философия права помогает связать анализ права с действием системы условий и факторов, присущих социальной реальности во всем ее объеме, в ее целостности.

Содержание фундаментальных проблем философии права имеет в своей основе философское знания. Но отсюда вовсе не следует, что все содержание этих проблем является чисто философским. Законы и категории общей философии не просто «иллюстрируются» правовым материалом, а модифицируются, трансформируются, преобразуются сообразно специфике исследуемых объектов. Более того, современный опыт развития познания в области философии права свидетельствует о своеобразном двуедином процессе: с одной стороны, происходит «адаптация» философского знания к правовой «среде», философизация правового знания, а с другой – сама эта «среда» все чаще порождает такие условия осмысления правовой реальности, которые достигают высот философского обобщения. Обе эти тенденции благотворно воздействуют на прогресс философии права.

В области философии права происходит определенная проверка познавательной силы самой философской доктрины. Ведь нередко философская система, входящие в нее категории ориентированы в основном на данные естественных и традиционных общественных наук. А тут, в сфере права, перед наукой – своеобразный, уникальный фактический материал, относящийся к духовной области и одновременно имеющий объективированный, опредмеченный характер. Это дает возможность определить жизненность и познавательные возможности соответствующих философских категорий и исследовательских подходов.

В литературе существует множество точек зрения, которые стремятся отождествить философию права с какой-нибудь чисто юридической дисциплиной. Особенно это касается общей теории права, о которой речь шла выше. Подводя итог, можно сказать, что теория права изучает право как реальный социальный институт, философия права – проявление в праве лишь отдельных, хотя и фундаментальных аспектов бытия: соотношение материального и духовного, свободы воли человека и ее материальной, духовной предопределенности (воли человека и божественной воли – в религиозных системах), содержание общественного сознания и т.д.

Таким образом, теория права выступает как индуктивное знание, исходящее из достижений конкретных юридических наук, тогда как философия права формируется в качестве дедуктивного знания о праве, выводимого из более общих знаний о мироздании.

Позитивная юриспруденция изучает право как независимую от человека реальность, а философия права (юридическая антропология) изучает становление права из человеческой активности.

Философия права есть учение о смысле права, то есть о том, в результате каких универсальных причин и ради каких универсальных целей человек устанавливает право (Тихонравов).

Правовая тематика, как известно, изучается всей юридической наукой, предметом которой является так называемое позитивное (положительное) право. Философия же права занимается поисками истины о праве. С точки зрения позитивного права вся истина о праве суммируется в законе. Здесь истина о праве исчерпывается волей законодателя.

Но уже простые размышления о позитивном праве порождают целый ряд вопросов, ответы на которые требуют выхода за рамки позитивного права. Почему именно эти нормы даны законодателем в качестве позитивного права? Что такое право? В чем состоит его природа и сущность, его специфика? Каково соотношение правовых и других социальных норм? Почему именно нормы права, а не религиозные, моральные нормы обеспечиваются возможностью принуждения? В чем ценность права? Справедливо ли право и в чем состоит справедливость права? Всякий ли закон является правом или возможно антиправовое законодательство, произвол в форме закона? Каков путь к правовому закону?

В целом все эти вопросы можно свести к главному – к проблеме различения и соотношения права и закона. Этот правовой подход распространяется и на государство. Поэтому в предметную область философии права традиционно включаются проблемы философского исследования государства. Здесь поднимаются следующие вопросы: право и государство, человек – общество – государство, правовые формы осуществления функций государства, правовая организация самого государства, государство как правовой институт, правовое государство как реализация идеи господства права и т.д.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция по теме №12 «философия права как мировоззренческая и методологическая основа юридического мышления» принадлежит к разделу II. iconЛекция по теме №15 «философия российской государственности и права»...
Возникновение и развитие государственности и права: системно-философский анализ

Лекция по теме №12 «философия права как мировоззренческая и методологическая основа юридического мышления» принадлежит к разделу II. iconЛекция по теме №16 «человек в системе хозяйствования» принадлежит...
Трудовая деятельность как основополагающий фактор в философии хозяйства

Лекция по теме №12 «философия права как мировоззренческая и методологическая основа юридического мышления» принадлежит к разделу II. iconЛекция по теме №16 «философия гражданского общества» принадлежит...
Автор Гончаров Николай Петрович, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

Лекция по теме №12 «философия права как мировоззренческая и методологическая основа юридического мышления» принадлежит к разделу II. iconЛекция по теме №17 «философия хозяйства в современной россии» принадлежит...
Отечественная философия хозяйства XX-XXI вв.: Россия – СССР – Россия. Формирование новой модели хозяйствования и его философское...

Лекция по теме №12 «философия права как мировоззренческая и методологическая основа юридического мышления» принадлежит к разделу II. iconЛекция по теме №16 «философия самосознания: роль самосознания в процессе...
Автор Золкин Андрей Львович, доктор философских наук, доцент, заместитель начальника кафедры философии

Лекция по теме №12 «философия права как мировоззренческая и методологическая основа юридического мышления» принадлежит к разделу II. iconЛекция по теме №17 «философская культура юриста» принадлежит к разделу...
Адные философские аспекты юридического знания» рабочей программы по курсу «Философия», разработанной кафедрой философии Московского...

Лекция по теме №12 «философия права как мировоззренческая и методологическая основа юридического мышления» принадлежит к разделу II. iconЛекция по теме №16 «техника в контексте глобальных проблем» принадлежит...
Автор Гончаров Николай Петрович, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

Лекция по теме №12 «философия права как мировоззренческая и методологическая основа юридического мышления» принадлежит к разделу II. iconЛекция по теме №17 «философская концепция информационной безопасности»...
Автор Гончаров Николай Петрович, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

Лекция по теме №12 «философия права как мировоззренческая и методологическая основа юридического мышления» принадлежит к разделу II. iconЛекция по теме №13 «природа и сущность права» принадлежит к разделу...
Автор Медушевская Наталья Федоровна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

Лекция по теме №12 «философия права как мировоззренческая и методологическая основа юридического мышления» принадлежит к разделу II. iconЛекция по теме №14 «основные категории философии права» принадлежит...
Автор Медушевская Наталья Федоровна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница