Лекция по теме №6 «познание, его возможности и границы. Сущность и специфика научного познания» принадлежит к разделу I. «Природа и сущность философского




НазваниеЛекция по теме №6 «познание, его возможности и границы. Сущность и специфика научного познания» принадлежит к разделу I. «Природа и сущность философского
страница1/5
Дата публикации20.04.2013
Размер0.5 Mb.
ТипЛекция
vbibl.ru > Философия > Лекция
  1   2   3   4   5


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра _философии_

(название кафедры)
Утверждаю

Начальник кафедры философии_

(название кафедры)

. Д.И. Грядовой

(подпись)
Автор Марченя Павел Петрович, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры философии

(фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание, должность)
Фондовая лекция

по __________________ФИЛОСОФИИ_______________________

(название учебной дисциплины)
Тема _№ 6 «ПОЗНАНИЕ, ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ И ГРАНИЦЫ.

^ СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ»_

(название темы)

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии

протокол №_8_

от «12» _марта_2007 г.

Москва 2007
ТЕМА № 6
^ ПОЗНАНИЕ, ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ И ГРАНИЦЫ. СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
ПЛАН


Введение

..…………………………………………….

с. 3

Вопрос 1

Познание мира как предмет философского анализа …………………...


с. 5

Вопрос 2

Проблема истины…………………………

с. 9

Вопрос 3

Специфика научного познания.

Научная рациональность ………………...


с. 13

Вопрос 4

Научные картины мира и их значение......

с. 19

Вопрос 5

Структура научного знания………………

с. 32

Заключение

..…………………………………………….

с. 48

Список литературы

..…………………………………………….

с. 49

Приложение

Интернет-ресурсы по теме……………….

с. 52


ВВЕДЕНИЕ

Лекция по ТЕМЕ № 6 «ПОЗНАНИЕ, ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ И ГРАНИЦЫ. СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ» принадлежит к РАЗДЕЛУ I. «ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ» рабочей программы по курсу «Философия», разработанной кафедрой философии Московского университета МВД России и предназначена для курсантов и слушателей всех специальностей.

Актуальность темы лекции обусловлена необходимостью ее раскрытия для системного решения важнейших образовательных задач, формирования основ научного мировоззрения и методологической культуры курсантов и слушателей.

Теоретическая значимость лекции заключается в том, что она конкретизирует и систематизирует знания, являющиеся универсальной базовой предпосылкой для любой осмысленной познавательной (в том числе учебно-образовательной, научно-исследовательской и профессиональной) деятельности. Материал данной лекции выполняет методологическую роль не только для курса философии, но и для всех других дисциплин, способствует установлению и актуализации межпредметных связей и углублению уровня понимания и объяснения ключевых терминов научного знания в целом.

Практическая значимость лекции заключается в том, что она включает в себя знания, без которых не осуществимо получение качественного университетского образования как вообще любого (в том числе сугубо гражданского) специалиста, так и будущего офицера милиции, изучающего соответствующие дисциплины в ведомственном вузе системы МВД. Знакомство сотрудника органов внутренних дел с философским осмыслением научного познания способствует сознательному профессиональному освоению не только философии, но и целого ряда общегуманитарных и специальных учебных курсов, предусмотренных учебным планом Московского университета МВД России.

Кроме того, теоретическое содержание лекции обеспечено прилагаемыми списками наиболее значимых источников, новейшей специальной литературы и востребованных электронных ресурсов, обращение к которым позволяет практически использовать актуальные современные информационно-образовательные технологии и технические средства обучения.

Предметом лекции является философский анализ комплекса проблем, связанных с теоретическим осмыслением содержания, особенностей, форм, средств и способов познавательной деятельности человека.

Целью лекции является формирование целостного представления о современном уровне философского осмысления познавательной деятельности вообще и специфически научно-познавательной деятельности в частности.

Задачи лекции:

  • постановка и анализ фундаментальных проблем теории познания и ознакомление с ее ключевыми терминами и направлениями;

  • выделение и сравнительная характеристика основных философских интерпретаций истины;

  • определение специфики научного познания, критериев и типов научной рациональности;

  • осмысление научных картин мира и их значения;

  • выявление структуры научного познания.

Взаимосвязь лекции с ранее изученными темами проявляется в том, что ее содержание логически вытекает из развития и осмысления материалов предшествующих занятий по философии. Для обеспечения качества и эффективности усвоения материалов лекции следует также в достаточной степени освоить материалы предыдущих тем программы курса (тема 1. «Специфика философского знания, предмет и функции философии в социокультурном опыте человечества и личности»; тема 2. «История западноевропейской философии: от античности до XIX в.»; тема 3. «Философские школы современности»; тема 4. «Русская философия: основные этапы и специфика»; тема 5. «Философская картина мира»), акцентируя в них гносеологическую и методологическую проблематику.

Взаимосвязь лекции с последующими темами обусловлена основополагающей методологической ролью усвоения ее содержания курсантами и слушателями для понимания и осмысленного изучения ими всех тем курса, как в его общей, так и в прикладной части.
Вопрос 1.

^ ПОЗНАНИЕ МИРА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

Проблемы познания тайн мироздания относятся к самым древним проблемам философии. Воздействуя в своей деятельности на природу, повседневно взаимодействуя с ней, человек рано обнаружил, что знания - великая сила, источник его могущества, величия и процветания.

Современное развитие исторического процесса убедительно свидетельствует о принципиальной познаваемости действительности. Вопрос о познаваемости мира в марксистской традиции рассматривается как часть основного вопроса философии, как его вторая сторона.

Изучению и анализу данного вопроса посвящен такой раздел философии, как «гносеология». Сам термин происходит от греч. gnosis - познание («gnoseo» – знаю, познаю…) и «logos» – слово, смысл, разум, учение, понятие…

Таким образом, гносеология представляет собой раздел философии, который изучает проблемы природы и возможностей познания мира человеком, отношение знания и реальности, исследует всеобщие предпосылки познания, выявляет условия его достоверности и критерии истинности знания. В гносеологии, как теории познания, существуют различные взгляды и подходы к вопросу о познаваемости мира, природе и сущности познавательного процесса и пр.

Термины ГНОСЕОЛОГИИ (от греч. gnosis - познание), ЭПИСТЕМОЛОГИИ (от греч. episteme - знание) и ^ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ – как раздела философии, в котором изучаются закономерности и возможности познания, отношения знания (ощущений, представлений, понятий) к объективной реальности, исследуются ступени и формы процесса познания, употребляются не всегда тождественно.

Так, иногда «эпистемология» рассматривается как раздел «гносеологии», в котором изучаются проблемы природы научного познания, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познавательного процесса, выявляются условия его истинности. А эпистемология, в отличие от гносеологии «вообще», изучает не любые характеристики познавательного процесса, а только такие, которые приводят к получению знания, описывающего реальное положение дел в мире и в этом смысле обладающего признаком истинности (о чем пойдет речь ниже). Обобщая методы и приемы, используемые современной наукой, теория познания выступает в качестве ее философско-методологической основы.

Большинство философов считает, что мир в своей сущности познаваем, но наряду с этим подходом в теории познания сложились философские концепции скептицизма и агностицизма, которые отстаивают иную точку зрения по вопросу о познаваемости мира.

СКЕПТИЦИЗМ – (греч. skeptikos - разглядывающий, расследующий, сомневающийся) – учение, подвергающее сомнению возможность познания объективного мира; философская позиция, характеризующаяся сомнением в существовании какого-либо надежного критерия истины.

Направления античной скептической философии: ранний скептицизм (Пиррон), скептицизм Академии платоновской (Аркесилай, Карнеад), поздний скептицизм (Энесидем, Секст-Эмпирик и др.).

В новое время термин скептицизм нередко использовался как синоним свободомыслия, критики религиозных и философских догм (М. Монтень, П. Бейль и др.

В современной философии взгляды и суждения скептиков нашли свое продолжение в теориях позитивистов и неопозитивистов, которые считают бессмысленным любые обобщения и гипотезы, недоступные прямой проверке опытом.

Крайняя форма скептицизма - агностицизм.

АГНОСТИЦИЗМ (греч. а - не, gnosis – познание) - учение, отрицающее частично или полностью познание мира, существование или возможность познания абсолютной истины, претензии науки на познание сущности предметов и закономерностей развития действительности.

Сам термин был введен английским естествоиспытателем Гексли (1825-1895). Возникнув в форме скептицизма, в античной философии агностицизм классически оформился в философии Д. Юма (1711-1776) - «Исследование о человеческом разуме» (1748), И. Канта (1724-1804) - «Критика чистого разума» (1781).

Современный агностицизм нашел свое продолжение у представителей прагматизма, неопозитивизма, которые пытаются обосновать невозможность познания мира.

В противовес скептикам и агностикам, большинство современных теоретиков познания основываются на таких принципах как тождество мышления и бытия, диалектичность процесса познания, признание практики в качестве основы и движущей силы познания, его цели и критерия истинности (подробнее об этом ниже).

^ В структуре процесса познания принято выделять:

  • СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ - человек, индивид, социальный слой, социальная группа, общество в целом как носитель познавательной активности;

  • ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ - явления, процессы, на которые направлена познавательная деятельность субъекта;

  • ПРЕДМЕТ ПОЗНАНИЯ - часть объекта, социально выделенная для его более глубокого изучения;

  • СРЕДСТВА ПОЗНАНИЯ – использующиеся в процессе познания модели, технические средства, приборы и т.п.;

  • РЕЗУЛЬТАТ ПОЗНАНИЯ - знания об объекте (предмете).

ЦЕЛЬЮ ПОЗНАНИЯ большинство гносеологов считает постижение ИСТИНЫ.
Вопрос 2.

^ ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ

Проблема истины является ведущей в гносеологии. Понятие истины относится к важнейшим в общей системе мировоззренческих проблем. Оно находится в одном ряду с такими понятиями, как «справедливость», «добро», «смысл жизни»…

Имеются разные понимания истины.

Наиболее популярной является точка зрения, согласно которой истина есть соответствие знаний действительности. Это положение является главным в классической концепции истины, которую еще называют корреспондентной. Она является древнейшей из всех концепций истины. Первые попытки ее исследования были предприняты Платоном и Аристотелем. Классическое понимание истины разделяли Ф. Аквинский, П. Гольбах, Г. Гегель, Л. Фейербах, К. Маркс. Разделяют его и многие философы ХХ столетия. Концепция корреспондентности истины устанавливает соответствие между формами психики и определенным объективным содержанием. Так, еще Аристотель считал, что истинное и ложное находятся не в вещах, а в мыслях. Согласно концепции соответствия, истина есть форма соотношения психики субъекта и объекта. Это соответствие иногда понимается довольно прямолинейно, например, аналогично соотношению фотографии и того, что на ней отображено. В простейших ситуациях приведенная аналогия уместна, но в сложных случаях дело обстоит иначе.

Современная трактовка истины, которую разделяет большинство философов, включает в себя следующие моменты.

Во-первых, понятие «действительность» трактуется прежде всего как объективная реальность, существующая до и независимо от нашего сознания, как состоящая не только из явлений, но и из сущностей, скрывающихся за ними.

Во-вторых, в «действительность» входит также и субъективная действительность, познается, отражается в истине также и духовная реальность.

В-третьих, познание, его результат – истина, а также сам объект понимаются как неразрывно связанные с предметно-чувственной деятельностью человека, с практикой; объект задается через практику.

В-четвертых, признается, что истина не только статична, но также и динамична - истина есть процесс.

Эти моменты отграничивают диалектико-материалистическое понимание истины от агностицизма, идеализма и упрощенного материализма.

Одно из определений объективной истины таково: истина – это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый субъект так, как он существует сам по себе, вне сознания.

Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной сторон.

Истина, по определению, в субъекте, но она же и вне субъекта. Истина субъективна - и это значит, что она не существует помимо человека и человечества; истина объективна – и это значит, что подлинное содержание объектов познавательных усилий человека не зависит ни от человека, ни от человечества.

Из понимания истины как объективной, не зависящей от индивидов, классов, человечества, следует ее конкретность. ^ Конкретность истины – это зависимость знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются. В понятие конкретной истины включается указание на время. Имеется в виду время существования субъекта и момент или период его отражения субъектом. Таким образом, абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Конкретность включается в объективную истину. Вследствие этого понятие истины неотъемлемо от ее развития, от понятия творчества, необходимого для дальнейшей разработки и развития знания.

Помимо корреспондентской теории истины в современной философии отчетливо выделяются еще три концепции истины: конвенционалистская, когерентная и прагматистская.

Относительно сложных, особенно теоретических, рассуждений простая схема прямого соответствия чувства или мысли объекту недостаточна. Отдельные суждения приобретают смысл лишь в системе суждений. Там, где в ходу многозвенные логические конструкции, приходится учитывать последовательность, связность, системность рассуждений и высказываний. В этой связи говорят о когерентной концепции истины. Под когерентностью понимают взаимосоответствие высказываний. Значительный вклад в развитие когерентной истины внесли Лейбниц, Спиноза, Гегель, а также современные философы Нейрат и Гемпель. Концепция когеренции истины не отменяет концепцию соответствия, но ряд акцентов в понимании истины становится иначе. Когерентная концепция истины трактует истинность как согласованность мышления с самим собой, его непротиворечивость.

Третья концепция истины называется прагматической. Значительный вклад в развитие прагматической концепции истины внесли сторонники американского прагматизма (У. Джеймс, Д. Дьюи). Они понимают истину как работоспособность чувств, мыслей, идей, их полезность в деле достижения желаемой цели. Истиной считается то, что приводит к успеху. Другими словами, свойством истинности обладает все знание, которое полезно и практически применимо.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:

Лекция по теме №6 «познание, его возможности и границы. Сущность и специфика научного познания» принадлежит к разделу I. «Природа и сущность философского iconЛекция по теме №5 «философская картина мира» принадлежит к разделу...
Автор Рифицкий Георгий Петрович, доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры философии

Лекция по теме №6 «познание, его возможности и границы. Сущность и специфика научного познания» принадлежит к разделу I. «Природа и сущность философского iconЛекция по теме №13 «природа и сущность права» принадлежит к разделу...
Автор Медушевская Наталья Федоровна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

Лекция по теме №6 «познание, его возможности и границы. Сущность и специфика научного познания» принадлежит к разделу I. «Природа и сущность философского iconЛекция по теме №1 «специфика философского знания, предмет и функции...
Автор Чугунов Александр Михайлович, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

Лекция по теме №6 «познание, его возможности и границы. Сущность и специфика научного познания» принадлежит к разделу I. «Природа и сущность философского iconРоль античной философии в становлении научной рациональности
В эпоху сама возможность научного познания мира отнюдь не были самоочевидной. Немало мыслителей сомневалось в возможности естественнонаучного...

Лекция по теме №6 «познание, его возможности и границы. Сущность и специфика научного познания» принадлежит к разделу I. «Природа и сущность философского iconВопросы к экзамену
Специфика научного познания, его отличие от ненаучных форм осмысления действительности

Лекция по теме №6 «познание, его возможности и границы. Сущность и специфика научного познания» принадлежит к разделу I. «Природа и сущность философского iconЛекция по теме №16 «человек в системе хозяйствования» принадлежит...
Трудовая деятельность как основополагающий фактор в философии хозяйства

Лекция по теме №6 «познание, его возможности и границы. Сущность и специфика научного познания» принадлежит к разделу I. «Природа и сущность философского icon1. Природа и специфика философского знания. Философия как самосознание культуры. 2
Место гносеологии в системе философского знания. Основные познавательные установки: агностицизм, скептицизм, гносеологический оптимизм....

Лекция по теме №6 «познание, его возможности и границы. Сущность и специфика научного познания» принадлежит к разделу I. «Природа и сущность философского iconЛекция по теме №12 «философия права как мировоззренческая и методологическая...
Автор Медушевская Наталья Федоровна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

Лекция по теме №6 «познание, его возможности и границы. Сущность и специфика научного познания» принадлежит к разделу I. «Природа и сущность философского iconЛекция по теме №10 «наука и методология» принадлежит к разделу II....
Автор Барсегян Сурен Григорьевич, кандидат философских наук, доцент, профессор кафедры философии

Лекция по теме №6 «познание, его возможности и границы. Сущность и специфика научного познания» принадлежит к разделу I. «Природа и сущность философского iconЛекция по теме №15 «философия техники: переосмысление отношения человека...
Автор Гончаров Николай Петрович, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница