1. "После этих событий" (или "после этих слов")




Скачать 127.97 Kb.
Название1. "После этих событий" (или "после этих слов")
страница1/2
Дата публикации20.04.2013
Размер127.97 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Философия > Документы
  1   2
Жертвоприношение Ицхака ("Акеда") - Комментарий


1. "После этих событий" (или "после этих слов").
2. "Прошу".
3. "И встал Авраам рано утром".
4. "На третий день".
5. "И сказал Авраам отрокам своим - сидите здесь с ослом".
6. "И возложил на Ицхака".
7-8. Ицхак имеет основания думать, что он должен быть жертвой.
9. "Устроил ... жертвенник".
10. "И взял нож".
11. "Авраам! Авраам!"
13. "вот баран позади, запутавшийся в чаще рогами своими ...
14. "Господь усмотрит".
19. "И возвратился Авраам".

Ниже мы попытаемся дать комментарий к Акедат Ицхак (дословно - "связывание Ицхака", в русской литературе этот эпизод обычно называется "жертвоприношение Ицхака"). Этот комментарий основан на Агаде - дополнительных деталях этой истории, передававшихся вначале устно, а затем записанных во времена Талмуда.

^ 1. "После этих событий" (или "после этих слов") - после каких слов или событий? Агада говорит: после слов Сатана. Сатан (т. е. "ангел-обвинитель") предстал перед Всевышним и сказал: Авраам служит Тебе, но он делает это только ради своего потомства, т. е. ради себя самого, а не ради того, чтобы исполнить Твою волю. Однако Бог ему ответил: вот увидишь (увидит Сатан, и увидит весь мир), что все действия Авраама - из любви ко Мне и во исполнение Моей воли. И если Я попрошу, он принесет Мне в жертву даже Ицхака.

   Другое толкование слов "после этих событий": после того, как спорили Ишмаэль и Ицхак. Ишмаэль говорил: "Я был обрезан в тринадцать лет, и я пошел на это добровольно и сознательно, а ты был обрезан на восьмой день и ничего не чувствовал". Ответил Ицхак: "Ты принес в жертву лишь часть своего тела, а вот я, если будет на то воля Бога, могу отдать в жертву всего себя."

   Сказано в Талмуде: "Человек не должен давать повод Сатану придраться к нему". Когда Ицхак сказал "А вот я могу", ему пришлось пройти испытание, чтобы доказать это.

2. "Прошу" - т. е. язык просьбы, а не приказания. Иначе это не было бы испытанием, Авраам был бы вынужден выполнить приказ. Точнее, это все равно было бы испытанием, потому что человек имеет свободу воли не выполнять приказы Бога. Но таким испытаниям Авраам уже подвергался (всего испытаний было десять), и в данном случае он мог отказаться и остался бы "соблюдающим заповеди", т. е. не виновным в нарушении Божественного закона. Поэтому в этом испытании проверяется его любовь к Богу и желание выполнить даже то, что не обязан.

  "Сына твоего" - ответил Ему Авраам: "Двое сыновей у меня". Сказал Бог:

  "Единственного твоего" - ответил Авраам: "Этот единственный для своей матери, а этот единственный для своей". Сказал Бог:

  "Которого ты любишь" - ответил Авраам: "Обоих люблю". Сказал Бог:

  "Ицхака" - то, что представляется нам монологом с последовательным уточнением, на самом деле - диалог. Авраам ни за что не хочет сам определить, кто из двух сыновей предназначен в жертву, и хотя он и выдвигает принцип их "равенства", но, конечно, понимает, что речь идет об Ицхаке - именно он сын его не только по крови, но и по духу, он единственный продолжатель дела Авраама.

   Возможно и другое понимание этих слов: Бог не сразу произнес имя Ицхака, чтобы Авраам подготовился к этому и чтобы не "смешалось от внезапности" его сознание. И еще - чтобы вознаградить Авраама вчетверо (чтобы показать нам учетверенность его действия), т. к. он взял не просто сына, но единственного, которого отец любил больше всего, и такого выдающегося человека, как Ицхак.

  "В землю Мория" - "Мори-й-а" - это Иерусалим, Храмовая гора, она центр мира и ворота неба. Ее название можно разъяснить как "Явился Бог" или как "боязнь Бога" (если соответственно понять слово мори как образование от роэ - "видеть" или от йира - "бояться").

  "Всесожжение" - ола (дословно "поднятие") - это такой вид жертвы, которая полностью поднимается к небу. Чем же завершились эти события?

   Ицхак был поднят на гору, и это поднятие уже можно понимать как ола. Таким образом, мы видим, что слова Бога исполнились, но совсем в другом смысле, нежели казалось вначале Аврааму. Однако, если бы Авраам с самого начала не стал выполнять слова Бога в том естественном смысле, как он их понял, то и реализации слов Бога в новом смысле не произошло бы.

  "На одной из гор" - не сказал Он сразу, на какой горе, к каким условиям готовить себя. Оставляя праведников в неизвестности, Он хочет увеличить воздаяние, показать нам правильность их действий в условиях неизвестности, их доверие к Богу.

^ 3. "И встал Авраам рано утром" - спеша исполнить желание Бога. Ицхаку он сказал, что они идут учить Тору, Саре - что идут молиться (и то, и другое верно, так как акеда это и служение Богу, т.е.молитва, и Богопознание т.е. изучение Торы).

  "И оседлал осла своего", "И наколол дров для всесожжения" - сам, а не поручил слугам, желая с любовью выполнить слова Бога.

  "И взял с собой двух отроков" - слуг, Ишмаэля (сына от Агари) и Элиэзера (управляющего хозяйством Авраама). Ишмаэль вернулся на правильный путь и был возвращен к Аврааму.

  "И Ицхака" - Ицхаку было в то время тридцать семь лет, он вовсе не был маленьким ребенком, хотя всюду он называется отроком. Ицхак пошел на жертвоприношение сознательно и добровольно. Испытание - это ситуация, в которой от человека требуется совершать поступки, превышающие обычные, нормальные человеческие силы и возможности. Талмуд говорит, что сущность Ицхака - гвура (сила, мощь). Это значит, что способность совершить подвиг, на который он решился, - в его природе. Самопожертвование и преодоление страха как бы естественны для него и поэтому не столь тяжелы, как для менее сильных людей. Но сущность Авраама - хесед (милость, милосердие). Испытание призвано проверить, что в Аврааме сильнее - любовь ко Всевышнему или милосердие и любовь к сыну. Поэтому Акеда - испытание Авраама, а не Ицхака.

  "И встал, и пошел на то место, о котором сказал ему Бог" - Авраам выполняет волю Бога без возражений (хотя в других случаях он вступал с Ним в спор, например, перед уничтожением Содома и Гоморры). Здесь, как и всегда, Авраам, выполняя волю Бога, поступается собственными желаниями. Если бы не воля Бога, он не стал бы совершать то, что само по себе представлялось ему несправедливым и противоестественным. Ведь Авраам шел убивать своего сына - свое будущее и предназначение всех евреев: нести в мир Божественный свет. Бог, казалось бы, не просто пожелал смерти Ицхака от руки его собственного отца. Авраам должен был уничтожить единственное звено между прошлым и будущим, единственную надежду на сохранение веры в Бога в последующих поколениях. Кроме того, Авраам всегда проповедовал, что Ему противно принесение человеческих жертв. И вот он сам идет приносить такую жертву. Дело его нелегкой жизни оказывается ненужным, он выставляет себя на всеобщее посмешище... Когда первый раз Бог сказал ему знаменитые слова: "лех леха" ("Иди из земли своей... в землю, которую Я укажу тебе") (Бытие 12:1), он должен был порвать с прошлым. Теперь те же слова "лех леха" означают разрыв с будущим.

   Все, что делал Авраам в своей жизни, он делал из любви к Богу. Этому способствовали свойственные ему доброта и милосердие, то есть стремление к добрым поступкам, добрым с обычной человеческой точки зрения. Однако слова Бога на этот раз совершенно расходились с естественным человеческим пониманием добра и зла. И все же Авраам доверяет Богу больше, чем себе. Иначе говоря, Авраам верит, что все, что исходит от Него, добро, хотя не всегда человек способен сразу это понять. И вера Авраама в конце концов оправдалась. Итак, поскольку Авраам всегда делал добро не для себя, но для Бога, он не стал спорить с Ним, и пошел туда, куда Бог его призвал.

^ 4. "На третий день" - из этих слов видно, что Авраам поднялся на гору Мория не в сиюминутном порыве самопожертвования. Он шел туда три дня, и у него было время для раздумий и сомнений.

  "И поднял Авраам свои глаза" - еще раз все обдумав и укрепившись в своей решимости, он предстал перед Богом, готовый выполнить Его слова.

  "Издалека" - на этом заканчивается психологическая подготовка Авраама к жертвоприношению, и начинаются главные события. Тора, однако, и здесь не вдается в подробности переживаний и размышлений Авраама. Об этом рассказано в Агаде. Мучительная внутренняя борьба, которую переживает Авраам, здесь также раскрывается в форме диалога, - но не с Богом, как в начале, а с Сатаном-искусителем. Агада уточняет, что слова "встал и пошел" относятся не к Аврааму, а к Сатану, который "встал" на пути Авраама и "пошел" вместе с ним, чтобы помешать ему исполнить слова Бога. И вот как действовал Сатан. Приняв облик старика, он подошел к Аврааму и спроси

   - Авраам, куда ты идешь?

   - Молиться.

   - Но кто же ходит молиться с ножом, хворостом и кремнем для огня?

   - Может быть, мы пробудем там день или два и нам надо будет готовить себе еду.

   - Неправда. Ясно, что ты идешь убивать собственного сына. На виду у всего мира! Что подумают люди? Как они будут себя после этого вести?!

   - Бог просил меня об этом...

   - Но ведь это твой единственный сын! У тебя уже не будет другого. Кто же будет продолжать твой род?

   Но Авраам не отвечал и шел дальше.

   - А если завтра Он попросит тебя о чем-нибудь еще более страшном, ты сделаешь и это?

   - Да. Ему принадлежит жизнь. Ему же принадлежит и смерть.

   Таким образом, вначале Сатан пытался использовать в своих целях милосердие и доброту Авраама. Это ему не удалось.

   Тогда Сатан принял облик юноши и подошел к Ицхаку.

   - Куда ты идешь?

   - Учить Тору.

   - При жизни или после смерти?

   - Тора дана живым. Разве есть человек, который учит ее после смерти?

   - Несчастный сын несчастного отца! Как хотела твоего рождения твоя мать, сколько лет она этого ждала! А теперь твой сумасшедший отец хочет убить тебя. И знаешь, кто будет рад больше всех? Ишмаэль, твой брат! Ему достанется первородство!

   Сказал Ицхак Аврааму: "Отец, ты слышишь, что он говорит мне?"

   Сказал Авраам: "Не обращай на него внимания".

   Не всегда люди знают, что ответить искусителю. В таких случаях надо делать так, как Авраам - не обращать внимания и идти дальше.

   Когда увидел Сатан, что ему никак не поколебать решимость Авраама своими лживыми речами, он попытался сделать это другим способом: превратился в широкую реку, преградив дорогу идущим. Но Авраам вошел в воду и продолжал свой путь. Когда вода дошла ему до подбородка, он посмотрел на небо и сказал: "Владыка вселенной, правящий мирами! Ты сказал мне: принеси сына твоего Ицхака. И вот я иду, чтобы исполнить Твои слова. Но если кто-нибудь из нас утонет - я или Ицхак, - то кто же сможет выполнить Твои слова?" Тотчас река исчезла, и они пошли дальше.

   Авраам мог бы сказать: "У меня нет физической возможности перейти реку. Я хотел, я очень хотел принести жертву, но обстоятельства сильнее меня, и, стало быть, я чист перед Богом". Но Авраам не искал повода, чтобы уклониться от исполнения воли Бога, а старался делать то, что мог, и поэтому вошел в воды реки. Так провалилась третья попытка Сатана помешать Аврааму. Но Сатан не унимался:

   - Авраам! - сказал он. - Послушай, на этот раз я скажу тебе правду. Тебе не придется приносить Ицхака в жертву. Вместо сына ты принесешь в жертву барана. Не разыгрывай трагедию и перестань изображать из себя героя - Бог смеется над тобой! Неважно, вернешься ты домой сейчас или потом, ничего от этого не изменится.

   Но Авраам шел дальше, не слушая голоса искусителя. (Нельзя верить Сатану, даже когда он говорит правду, потому что это не вся правда, но часть ее, равнозначная лжи). Так не удалась и четвертая попытка Сатана. Тем временем Авраам уже подошел к горе.

^ 5. "И сказал Авраам отрокам своим - сидите здесь с ослом"* - все события "Акедат Ицхак" происходили в Рош hа-Шана, день Божественного суда - начало еврейского года. На суд Всевышнего евреи идут одни.**

^ 6. "И возложил на Ицхака" - с этого момента дрова становятся жертвенником и обладают особой святостью, и поэтому осел не может их везти.

    "Огонь" - для сжигания жертвы после ее заклания.

    "Нож" - в значении "нож" здесь употреблено не обычное сакин, но более редкое маахелет, образованное от того же корня, что и слово охель ("еда"). Талмуд говорит, что от этой жертвы будут питаться сыны Израиля. То есть заслуга Авраама, связанная с этим ножом, придаст в будущем духовные силы еврейскому народу.

 
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. \"После этих событий\" (или \"после этих слов\") iconЧернобыль: похороны земли
В даугавпилсе из 400 ликвидаторов сегодня в живых осталась только половина. В городе уже стоят на учете пострадавшие от Чернобыльской...

1. \"После этих событий\" (или \"после этих слов\") iconСемантика словосочетаний
Словоформы, составляющие словосочетание, находятся в определенных синтаксических отношениях, которые строятся на основе взаимодействия...

1. \"После этих событий\" (или \"после этих слов\") iconPractical
П как до, так и после изменений И, и под асимметрией свойство системы с не сохранять признаки п после изменений И. Огромный материал...

1. \"После этих событий\" (или \"после этих слов\") iconПадампа Сангье Дильго Кьенце Сто советов. Учения тибетского буддизма о самом главном
В качестве предисловия к книге я хотел бы после этих вступительных стихов сказать несколько слов об учителе, который в Святой Стране...

1. \"После этих событий\" (или \"после этих слов\") iconЗакон распределения вероятностей дискретной случайной вел-ны
Теорема сложения вероятностей несовместимых событий. Вероятность появления одного из двух несовместимых событий, безразлично какого,...

1. \"После этих событий\" (или \"после этих слов\") iconСобытия после отчетной даты
Аудитору следует принимать во внимание влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность и аудиторское заключение событий, произошедших...

1. \"После этих событий\" (или \"после этих слов\") iconЗачем евреям Израиль, или
Израилю. Многие положения этих обсуждений вызывают у меня, мягко говоря, удивление. В этой статье мною предпринята попытка психологического...

1. \"После этих событий\" (или \"после этих слов\") iconПочему мы не слышим спасительные шофары?
Кончается Песах, и первой же выделенной датой еврейского календаря после него оказывается 27 Нисана День Катастрофы европейского...

1. \"После этих событий\" (или \"после этих слов\") iconА. Концепция «неба» Б. Особенные вопросы (1) Место или измерение?
Тема переходное состояние верующего человека относится к тому, что ждет верующего после смерти. Проникнем в следующие вопросы: (1)...

1. \"После этих событий\" (или \"после этих слов\") iconНам предоставляются шансы
Только старые износившиеся понятия мешают осуществлению этих новых идей. Люди сами надевают на себя оковы, завязывают себе глаза...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница