Лекция 5 Краткая история пасхальной Агады




Скачать 192.13 Kb.
НазваниеЛекция 5 Краткая история пасхальной Агады
страница1/3
Дата публикации20.04.2013
Размер192.13 Kb.
ТипЛекция
vbibl.ru > Философия > Лекция
  1   2   3
Зеев Дашевский

2-й семестр, лекция 5

1. Краткая история пасхальной Агады

2. Четыре сына, фигурирующие в пасхальной Агаде, как четыре основных типа людей

3. Разница между мудрым и нечестивым сыном. Опасность, исходящая от нечестивого

4. Песах как праздник свободы. Отступление, касающееся правил кашрута

5. Смысл обычая употреблять в Песах только пресный хлеб

6. Двойственность пасхальной ночи и смысл этой двойственности
1. Краткая история пасхальной Агады

...В основном вся структура пасхальной Агады существовала еще во время Храма, что видно из мишны, трактат "Песахим". По поводу существования пасхальной Агады во время первого Храма нам, похоже, ничего не известно. Как-то праздновали Песах, но что касается пасхальной Агады во время Первого Храма мне не известно ничего. А вот во времена Второго Храма Пасхальная Агада, во всяком случае к концу этой эпохи, уже вполне сложилась. Откуда мы это знаем?

Это замечание (для чего нам нужно рассказывать, когда мы можем принести жертву - и все) очень интересное. Во время пасхального седера мы исполняем некоторые заповеди Торы и множество установлений мудрецов. Заповеди Торы - это, прежде всего, пасхальный ягненок, который приносится накануне Песаха и должен съедаться в пасхальную ночь. И это, конечно, связано с Храмом и, когда нет Храма, мы не можем это исполнять. Но еда мацы и рассказ об Исходе из Египта существует независимо от Храма. Я никоим образом не берусь утверждать, что во время Первого Храма не существовало какого-то структурированного текста, но надо сказать, что до начала эпохи Второго Храма очень многие тексты, которые существуют сегодня, еще не сложились, как фиксированные тексты. Текст молитвы, которая сегодня фигурирует, хотя и со множеством вариаций, но при совершенно заданном основном содержании, - этот текст оставлен нам мудрецами Великого собрания, которые отмечают переход от эпохи вавилонского изгнания к эпохе Второго Храма. Т.е. молитва, как сложившийся текст, существует, начиная с эпохи Второго Храма. В какой момент сложился текст и порядок пасхальной Агады - это очень трудный вопрос, у нас не осталось никаких свидетельств этому. По крайней мере, я их не знаю.

Помимо двух заповедей, еды пасхального ягненка и еды мацы, в пасхальный седер действует еще одна отдельная очень важная заповедь Торы - рассказать об Исходе из Египта. Что касается заповедей еды пасхального ягненка и мацы, то это не прямо относится к нашему курсу, хотя, если хотите, вы можете пасхального ягненка тоже считать героем ТаНаХа. Но все-таки мы не станем так далеко заходить. Прежде всего, мы остановимся на тех моментах текста пасхальной Агады, который связан с темой нашего курса. А именно - какие герои ТаНаХа фигурируют в этом произведении устной традиции. Мне сказано в Торе, что нужно рассказать об Исходе из Египта. Что сказано в Торе, мы с вами сейчас посмотрим. Это сказано не в одном месте. Строка Торы, где говорится об обязанности рассказать об Исходе из Египта. В том порядке, как это приводится в пасхальной Агаде, вот какие это места. Книга "Дварим", 6:20; книга "Шемот", 12:26; 13:14; 13:8. Четыре места, где говорится об обязанности рассказать об исходе из Египта.
2. Четыре сына, фигурирующие в пасхальной Агаде, как четыре основных типа людей

Мудрецы в мишне постановили, что этот рассказ об Исходе должен быть построен в виде ответа на вопросы. Сын спрашивает, отец отвечает. По этому поводу пасхальная Агада говорит: "О четырех сыновьях сказала Тора". Эти четыре сына будут у нас первыми героями ТаНаХа, о которых мы поговорим сегодня. Когда говорится: "о четырех сыновьях сказала Тора" - не надо искать тех людей, у которых есть ровно четыре сына. Имеются в виду четыре типа сыновей, четыре типа людей, которые к обязанностям, наложенным на нас Торой, и в частности, к исполнению пасхального седера, - относятся по-разному. Какие это четыре типа сыновей? Один сын мудрый, другой - нечестивый, третий - простодушный и четвертый - не умеет спросить. Составитель Агады говорит, что про этих сыновей сказала Тора. В Торе мы не найдем таких ярлыков, Тора нигде не говорит, о каком сыне идет речь, а просто в четырех разных местах упоминает сына. А составитель Агады уже сам дает ему определение, какой это сын.

Мудрый сын, который фигурирует в пасхальной Агаде первым, в Торе встречается последним. Эти четыре типа сыновей, или четыре типа людей являются аллегорией того, что есть сегодня, или того, что было, или того, что может быть. Традиция считает, что Тора - это текст, который дан на все времена, и поэтому он должен быть обращен к каждому поколению. Таким образом, мы должны понять, какому поколению даются эти заповеди, и должны понять, какое отношение это имеет к нашему поколению.

Почему мудрый сын встречается в Торе последним, а в Агаде упомянут первым? Дело в том, что мудрый - он единственный из всех четырех встречается нам не в книге "Шемот", как те три, а в книге "Дварим". Определять четко порядок между разными книгами - дело нелегкое. Потому что есть очень важный принцип, который мы пока не обсуждали в нашем курсе. "Эйн мукдам у мэухар бэ-Тора". Т.е. из того порядка, в котором события описаны в Торе, вообще говоря, нельзя судить об их хронологическом порядке или логическом порядке. Поэтому книга "Дварим" - это книга, которая стоит особняком. Моше произносит этот текст перед своей смертью, повторяет там основные вещи. И можно сказать логически - я не знаю, насколько основательна эта попытка - можно сказать, что первые три, по порядку того, как они следуют в Торе, в книге "Шемот", - это все остальные сыновья. А Моше, когда он повторяет все законы, хочет подчеркнуть самый высокий тип того сына, который может вникнуть в это как следует. А именно - про мудрого сына говорится так.

Книга "Дварим", раздел "Ваэтханан". "Ваэтханан" - это раздел, в котором описывается, как Моше умоляет Всевышнего оставить его в живых. Шестая глава, двадцатый стих. "Если спросит тебя, (или когда спросит тебя) твой сын завтра, сказать: каковы свидетельства, и уставы, и законы, которые заповедовал Всевышний, наш Бог, вам? То скажи сыну своему: рабами были мы у фараона в Египте, и вывел нас Всевышний из Египта сильной рукой, и дал Всевышний знаки и знамения великие и потрясающие в Египте, и на фараона, и на весь дом его на наших глазах, а нас вывел оттуда, ради того чтобы привести нас и дать нам эту землю, о которой клялся нашим отцам. И заповедал Всевышний исполнять все эти уставы, бояться Всевышнего, Бога нашего, чтобы было хорошо нам все дни, чтобы были мы живы, как сей день".

Вот вопрос этого сына и ответ, который рекомендует дать ему Тора. Из характера этого вопроса составитель Агады понимает, что сын этот мудрый. В отличие от него, тот сын, который назван в Агаде нечестивым, представлен в книге "Шемот" совсем по-другому. А именно - говорится, еще до Исхода из Египта, о том, что вот вы придете в свою землю, и будете хранить это служение. И если скажут ваши сыновья: "Что это за служение у вас?" - то нужно ответить им, что это пасхальное жертвоприношение. И традиция, мидраш (составитель Агады не придумал это своим личным домыслом) говорит, что здесь речь идет о нечестивом сыне, и нам необходимо понять, откуда мудрецам известно, что сын, который спрашивает в "Дварим" - это мудрый сын, а сын, который в книге "Шемот" говорит: "Что это за служение?" - это сын нечестивый? Кратко укажу, что в других двух местах говорится: "Если спросит тебя завтра сын твой: что это?" При чем в Торе идет речь совсем не о праздновании Песаха, а о том, что нужно первенца своих животных выкупать, если их нельзя принести в Храм. И наконец, в четвертом месте говорится: "И расскажи сыну твоему..." И никакого вопроса там сын не задает, поэтому в Агаде говорится, что это сын, который и спросить-то не умеет.
3. Разница между мудрым и нечестивым сыном. Опасность, исходящая от нечестивого

Мы остановимся с вами, прежде всего, на первых двух сыновьях и попробуем понять, чем отличается этот сын из "Дварим", что ему присваивают такое почетное звание "мудрый сын". В чем проявляется его мудрость? Мудрость проявляется в том, что он задает вопрос очень членораздельно. Он не просто спрашивает: "А что нам велено делать?" Он уже классифицирует законы Торы на определенные категории - свидетельства, уставы, законы, - и каждый из них имеет свои особые характеристики, каждый тип закона. А вот тот сын, который фигурирует первым в книге "Шемот", скажут "ваши сыновья: что это за служение у вас?" Тут Агада говорит о нем очень сурово и подчеркивает: "у вас", а не "у него". Поскольку он исключил себя из общего, то и ты притупи ему зубы и скажи: "Ради этого сделал мне мой Бог". Интересно то, что ответы в Агаде совершенно не совпадают с теми ответами, которые приводятся в тексте Торы, и ваша задача - посмотреть, сравнить и подумать, почему так. Но если мы инкриминируем нечестивому сыну то, что он спрашивает: "Что это за служение у вас?" - то мудрый сын спрашивает тоже: "Какие законы разного типа заповедал вам?" Про одного мы говорим, что он нечестивый, а про другого говорим, что он мудрый. Какая разница?

Нечестивый исключает, он говорит: у вас, а не у нас. Но мудрый сын тоже говорит: заповедал вам! Какая разница? Мудрый сын обращается к отцам и спрашивает: вот вы получили какие-то заповеди. Когда мудрый сын спрашивает: "заповедал вам", интересно то, что Иерусалимский Талмуд приводит совершенно другой текст. Он говорит: заповедал НАМ. Но в Торе-то говорится: заповедал вам. И есть следующее объяснение. Моше, говоря о том, что сын спросит: "Какие законы заповедал вам?" - Моше обращается к тем людям, которые еще стояли у Синая и получали эти заповеди. Если даже не стояли у Синая, то, по крайней мере, через Моше непосредственно получили. Почему я говорю: "если не стояли у Синая"? Потому что то поколение, которое стояло у Cиная, уже не входит в землю Ханааанскую, только старики и дети. А все, кто был от 20 до 60 лет, умерли, за одним исключением.

Поэтому можно объяснить такую замену в Иерусалимском Талмуде вот чем. Моше обращается к тем, кто непосредственно получал эти заповеди, и поэтому сын, который не находился там, имеет все основания спросить: "Вы получили заповеди. Расскажите мне, какие нам даны заповеди". Т.е. какие законы заповедал ВАМ Всевышний, который НАШ Бог. Фактически сын просто исходит из реальной ситуации, когда он там не был, и просит рассказать, что они получили для всего народа. Поэтому он не исключает себя.

Иерусалимский Талмуд переводит это на язык последующих поколений, когда отцы не находились там, точно так же, как и сыновья, и поэтому нет больших оснований сыну говорить: "Какие заповеди даны вам?" Они даны нам всем. Ты получил по традиции - передай мне по традиции. Тем не менее, мы не следуем этой линии, мы цитируем Тору так, как там написано: "заповедал вам". Но при этом понимаем, что на самом деле мудрый сын ни из чего себя не исключил. В отличие от нечестивого, который говорит: "Что это за служение у вас?" Он себя исключает из служения, он к себе не относит саму заповедь: у вас какое-то служение, странные вы люди, что это за служение?

Есть несколько очень интересных и содержательных различий между тем, как Тора представляет вопросы мудрого и простодушного сына, и тем, как вводятся слова нечестивого сына. Помимо самого содержания, мы видим, что есть отличие очень серьезное. Один исключает себя из заповеди, другой включает себя. Но есть еще очень интересная разница. Про мудрого, так же, как про простодушного сына, говорится: "Если спросит тебя твой сын завтра..." И про это говорится, что это большая разница - между тем, что сын спрашивает завтра, и тем, что он говорит тебе в момент, когда надо делать. Отец говорит: "Сын, у нас есть важная работа, идем работать". Мудрый и простодушный сын идет и делает вместе с отцом, а назавтра он говорит: "Отец, не можешь ли ты мне объяснить немножко, что это мы делали и почему?" Это очень хороший и правильный подход. Сын должен стараться понять, насколько ему позволяют его способности. А если отец говорит ему: "Пойдем работать", - а сын говорит: "Нет, отец, ты мне сначала докажи необходимость и достаточность того, что это надо делать, а потом я уже решу, пойду я или нет". Это уже само по себе является большим несчастьем для семьи и признаком того, что сын не в порядке. Потому что сын должен доверять отцу, что если он говорит: "Пошли быстро делать", - то надо делать, а потом спрашивать.

И помимо того, что есть разница между тем, что сын спросит завтра, и тем, что он тут же реагирует: "Сначала докажи" - есть отличие в самом глаголе. Про мудрого и простодушного сына сказано: "Сын твой спросит". А про нечестивого сказано: "Ваши сыновья скажут". Этот спрашивает, он хочет услышать ответ на какую-то проблему, которая его волнует. И поэтому там фигурирует не только глагол "спросит", но и обычная форма инфинитива "леймор" - "он спросит тебя сказать". Он не просто задает вопрос, чтобы ты ему поставил галочку: молодец, задал вопрос, соображаешь! Он просит сообщить ему, он хочет узнать ответ. А у злодея ничего этого нет. Он вообще ничего не спрашивает. По некоторым вариантам комментариев, он сказал свои слова, повернулся и вышел в дверь, т.ч. отвечать тут некому.

И может быть, не на последнем месте - еще та разница, что все остальные сыновья фигурируют в единственном числе. "Сын спросит завтра" в случае мудрого и в случае простодушного. Или "сообщи сыну твоему". А злодей сразу фигурирует во множественном числе: "Скажут ваши сыновья". У них есть мнение, общественно-сложившееся. Вы, отцы, д
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция 5 Краткая история пасхальной Агады iconДерек Джонстон Краткая история философии Дерек Джоннстон Краткая история философии
«философия». Все эти определения философии прежде всего взяты из богатейшего повседневного жизненного опыта человека. Философия (с...

Лекция 5 Краткая история пасхальной Агады iconК. Маркса 165Б аудитория №2
Вузах. Краткая история развития учения о внутренних болезнях. Основные отечественные терапевтические школы. История кафедры пропедевтической...

Лекция 5 Краткая история пасхальной Агады iconИ. В. Вачков основы технологии группового тренинга
Краткая история развития групповых методов психотерапии и практической психологии

Лекция 5 Краткая история пасхальной Агады iconБаптизм- краткая история возникновения. Церковь
Вопросы к экзамену по предмету сектоведение, для миссионерских курсов памяти Иерея Даниила Сысоева

Лекция 5 Краткая история пасхальной Агады icon1. Краткая история психосоматики
Требования к минимуму содержания и уровню подготовки по дисциплине “основы психосоматики

Лекция 5 Краткая история пасхальной Агады iconКраткая история систем кодирования символов естественных языков в...
Кодирование символов: основа для обеспечения возможности работы компьютеров с текстовыми данными

Лекция 5 Краткая история пасхальной Агады iconС. Хури Раздел Краткая оценка возможной обстановки на территории...
Краткая характеристика территории и объекта. Особенности, влияющие на организацию и ведение го

Лекция 5 Краткая история пасхальной Агады iconКарен Армстронг Краткая история мифа
Подходить к пониманию мифа, напоминает автор, следует с открытым и ясным умом, стараясь осознать, каким образом он применим лично...

Лекция 5 Краткая история пасхальной Агады icon«Человек в истории. Россия XX век» родословие. История семьи ларисы трухан
История человека – это история всего человечества. История народов складывается тысячелетиями, некоторых – веками. История мира знает...

Лекция 5 Краткая история пасхальной Агады iconЛекция №1. Введение. Элементы дифференциальной геометрии. 2
Лекция №5. Множества Жюлиа, множество Мандельброта и их компьютерное представление. 18

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница