Лекция по теме №16 «философия гражданского общества» принадлежит к разделу III. «Прикладные философские аспекты юридического знания» рабочей программы по курсу «Философия»,




Скачать 294.86 Kb.
НазваниеЛекция по теме №16 «философия гражданского общества» принадлежит к разделу III. «Прикладные философские аспекты юридического знания» рабочей программы по курсу «Философия»,
страница1/3
Дата публикации18.04.2013
Размер294.86 Kb.
ТипЛекция
vbibl.ru > Философия > Лекция
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра _философии_

(название кафедры)
Утверждаю

Начальник кафедры философии_

(название кафедры)

. Д.И. Грядовой

(подпись)
Автор Гончаров Николай Петрович, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

(фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание, должность)
Фондовая лекция

по __________________ФИЛОСОФИИ_____________________

(название учебной дисциплины)
Тема _№ 16 «ФИЛОСОФИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА»_

(название темы)
^ (РАЗДЕЛ III. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

для специальностей 030501.65 «Юриспруденция»,

030505.65 «Правоохранительная деятельность»)
Обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии

протокол №_7_

от «6» _февраля_2008 г.

Москва 2008
ТЕМА № 16
^ ФИЛОСОФИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
ПЛАН


Введение

..…………………………………………….

с. 3

Вопрос 1

Эволюция учения о гражданском обществе…………………………….…......


с. 5

Вопрос 2

Сущность гражданского общества, его структура, функции..………………...……


с. 14

Вопрос 3

Основные концепции трактовки современного общества…………...……...


с. 26

Заключение

..…………………………………………….

с. 30

Список литературы

..…………………………………………….

с. 31



ВВЕДЕНИЕ

Лекция по ТЕМЕ № 16 «ФИЛОСОФИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА» принадлежит к РАЗДЕЛУ III. «ПРИКЛАДНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ» рабочей программы по курсу «Философия», разработанной кафедрой философии Московского университета МВД России и предназначена для курсантов и слушателей, обучающихся по специальностям 030501.65 «Юриспруденция», 030505.65 «Правоохранительная деятельность».

Актуальность темы лекции обусловлена необходимостью философского осмысления эволюции учения о гражданском обществе. Тем более востребованной является эта задача в настоящее время, когда роль граждан в общественно-политической, духовной и пр. сферах значительно возрастает. Поскольку между обществом и государством наблюдаются как различия, так и взаимодействие и взаимопроникновение, представляется актуальным выявить разграничение функций между ними, учитывая при этом, что главное предназначение современного гражданского общества состоит в том, что оно должно служить людям.

Теоретическая значимость лекции заключается в том, что она конкретизирует и систематизирует знания, занимающие одно из ведущих мест в современном социально-правовом поле. Материал данной лекции способствует установлению и актуализации межпредметных связей и углублению уровня понимания и объяснения ключевых терминов социального знания и философской культуры юриста.

Практическая значимость лекции заключается в том, что она включает знания, без которых не осуществимо получение качественного университетского образования в юридическом вузе системы МВД. Знакомство с философским осмыслением проблем взаимосвязи гражданского общества и правового государства необходимо для усвоения целого ряда дисциплин, предусмотренных учебным планом Московского университета МВД России и осмысленной практической деятельности по несению службы в органах внутренних дел.

Предметом лекции является философский анализ комплекса проблем, связанных с теоретическим осмыслением гражданского общества.

Целью лекции является формирование целостного представления о современном уровне философского осмысления гражданского общества.

Задачи лекции:

  • постановка и анализ фундаментальных философских проблем и ознакомление с ключевыми терминами философии гражданского общества;

  • изучение становления и развития философского учения (учений) о гражданском обществе;

  • выявление сущности гражданского общества, его структуры и функций;

  • ознакомление с основными философскими концепциями и трактовками современного общества.

Взаимосвязь лекции с ранее изученными темами проявляется в том, что ее содержание логически вытекает из развития и осмысления материалов предшествующих занятий по философии. Для обеспечения качества и эффективности усвоения материалов этой лекции прикладного раздела следует в достаточной степени освоить материалы предыдущих разделов программы курса (Раздел I. «Природа и сущность философского знания»; Раздел II. «Философские проблемы социально-гуманитарного знания»).

Взаимосвязь лекции с последующими темами обусловлена важностью усвоения ее содержания курсантами и слушателями для понимания и осмысленного изучения тем прикладной направленности.
Вопрос 1

^ ЭВОЛЮЦИЯ УЧЕНИЯ О ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Процесс формирования человеческого общества явился результатом распада первобытнообщинного строя. Одновременно получили развитие элементарные властные структуры доклассовых обществ.

С этого времени общество и государство выступают в диалектическом единстве. Дальнейший прогресс привел к тому, что итогом социального развития стало гражданское общество, а развития государственности – правовое государство.

Впервые в Древней Греции, Аристотелем в 1У в. до н.э. была выдвинута идея разграничения государства и общества. Он указывал на наличие между гражданами связей отношений, потребностей, которые не покрывались потребностями и интересами государства.

Мыслитель выделяет два ряда отношений между гражданами, живущими в греческом городе – государстве.

1). Собственно политическое общение, непосредственное участие в делах государства.

2) Жизнедеятельность граждан в негосударственной сфере, т.е. их экономические, нравственные, бытовые, религиозные, семейно-брачные и др. отношения и связи, где прямое вмешательство государства нежелательно или недопустимо.

Такой подход к государству имел огромное значение для дальнейшего развития философии гражданского общества.

Последующий подрыв греческой, а затем и римской государственности привел к ослаблению зависимости от нее граждан и создал определенные условия для индивидуальной деятельности, самоутверждения. Зарождался новый взгляд на личные права граждан, укреплялся принцип индивидуальной свободы.

Это новое явление Древнего мира выразил греческий философ Эпикур (III в. до н.э.), положив в основу функционирования государства неразвитую идею общественного договора.

В эпоху Возрождения итальянский мыслитель Н. Макиавелли поддержал эту идею. Возвышая государство, укрепляя его любыми средствами, он одновременно отмечал опасную тенденцию стремления государства подчинить себе общество, «подмять» под себя его суверенность, гражданскую самостоятельность, лишить людей отдельных прав и свободы.

«Самое худшее рабство, писал Макиавелли,- налагается гнетом государства: во-первых, оно всего прочнее и всего менее допускает надежды на избавление; во-вторых, государство всегда старается обеспечить и подорвать всякую деятельность общества, чтобы самому возвыситься»,1 из этих рассуждений видно, что Макиавелли солидаризировался с идеей Аристотеля о несовпадении общества и государства, одновременно пошел дальше, указав на их антагонизм, чреватый для общества последствиями тоталитарного характера.

История убедительно подтвердила правоту его предостережений.

В эту же историческую эпоху к данной проблеме обращается и французский философ Э.Ла Боэси. По его мнению, существует три ряда тиранов: «одни приобретают власть над государством по выбору народа, другие – с помощью вооруженной силы, третьи – по наследству».2

Правящие по выбору обращаются с подданными, как если бы это были быки, которых они взялись укротить. Завоеватели смотрят на граждан как на военную добычу. Наследственные тираны обращаются с подданными как со своими естественными рабами. С тиранами все ясно.

А как относятся к угнетению сами подданные? Люди, никогда не знавшие свободы, рожденные и воспитанные в рабстве, добровольно принимают свое положение.

Отсюда вывод: природа человека такова, что он привыкает к тому, к чему приучен, хотя для него естественно быть свободным и желать быть им. Тем самым, снимается по существу сам собой вопрос о гражданском обществе в силу несовершенства естества человека.

В Новое время английский философ Т.Гоббс развивает концепцию гражданского общества. Он полагает, что вне государства обществу присущи все горести и беды.

К ним относится необузданность людских страстей, бедность, страх, война, варварство, одиночество.

Чтобы избежать этого, принцип государственной власти должен быть безусловным. Гоббс впервые вводит понятие «гражданское общество», чтобы показать, что оно не тождественно государству, мыслитель указывает на необходимость оградить граждан от стремления государства к всевластию, его вмешательству во все области жизни людей.

Более конкретно концепция «гражданского общества» выражена в философских трудах англичанина Дж. Локка. По его мнению, естественное состояние всех людей характеризуется двумя основными моментами.

Это состояние полной свободы людей в отношении их действий и распоряжения своим имуществом и личностью. Они не должны испрашивать на это разрешение у какого-либо лица и зависеть от чьей-то воли. По Локку, свобода – основание всего остального.

Того, кто пожелал бы отнять свободу, принадлежащую членам этого общества, следует подозревать в умысле, отснять все остальное. Люди, по своей природе, являются равными, свободными и независимыми. Никто не может быть выведен из этого состояния и подчинен политической власти другого без своего собственного согласия.

Единственный способ, посредством которого « кто - либо отказывается от своей естественной свободы и надевает на себя узы гражданского общества» - это соглашение с другими людьми об объединении в сообщество».3

Большое внимание разработке общей концепции гражданского общества в ХУ111в. уделял французский философ Ж.-Ж.Руссо. Он отмечал, что при переходе от естественного состояния к гражданскому люди приобретают гражданскую свободу и право собственности на все, чем они обладают.

К этому следует добавить «моральную свободу, которая одна делает человека действительным хозяином самому себе; ибо поступать лишь под воздействием своего желания есть рабство, а подчиняться закону, который ты сам для себя установил, есть свобода».4

Руссо различал общество как лицо юридическое и граждан как составляющих общество частных лиц, чья жизнь и свобода от него независимы.

Обстоятельства, связывающие граждан с обществом, непреложны лишь потому, что они взаимны. Природа их такова, что выполняя их, нельзя действовать на пользу другим, не действуя также на пользу себе. Законы – лишь условия гражданской ассоциации.

Народ, повинующийся законам, должен быть их творцом.

В Западной Европе центры распространения идей гражданского общества перемещались из Древней Греции в Италию, оттуда в Англию, Францию, затем – Германию. Родоначальник классической немецкой философии И. Кант выдвинул ряд оригинальных положений о гражданском обществе, его взаимодействии с государством.

Он полагал, что «величайшая проблема для человеческого рода, разрешить которую вынуждает его природа, - достижение всеобщего правового гражданского общества».5

Только в таком обществе может быть осуществлен высший замысел природы – развитие всех природных задатков, вложенных в человечество. Совершенно справедливое гражданское устройство, по Канту, должно быть высшей задачей природы для человеческого рода.

Кант исходил из того, что гражданское устройство есть отношение свободных людей. Причем их свобода не должна наносить ущерба обществу в целом, ее необходимо подчинить разумным принудительным законам. Гражданское состояние с точки зрения права основывается на таких априорных принципах: свобода каждого члена общества как человека, равенство его с каждым другим как подданного, самостоятельность каждого члена общности как гражданина.

И. Кантом был сделан общий вывод, что это и есть тот первоначальный договор, на котором только и можно основать гражданское, чисто правовое устройство и учредить общность. В полном согласии с основами всей своей философии он рассматривал этот договор как всего лишь идею разума.

Однако, по его мнению, эта идея имеет несомненную практическую ценность («реальность») как для законодателей, так и для подданных.

Философия гражданского общества Г.Гегеля отличается рядом существенных особенностей. Одна из них относится к характеристике положения личности в нем. Конкретное лицо – принцип гражданского общества: это лицо есть для себя особенная цель, некая целостность, в которой воплощены его потребности, природная необходимость и собственный произвол.

Семья в гражданском обществе представляет собой нечто субстанциально целое, призванное заботиться об индивиде. Однако гражданское общество, признавая членов семьи самостоятельными, свободными лицами, разрывает семейные узы, отчуждает членов этой ячейки друг от друга.

Индивид становится сыном гражданского общества, которое предъявляет к нему в такой же мере требования, как он свои права по отношению к нему. Так это общество приобретает качества всеобщей семьи, надзирая за воспитанием детей и пресекая произвол родителей.

Индивид обладает объективностью, истиной и нравственностью лишь постольку, поскольку он член государства. Назначение индивидов состоит в том, чтобы вести всеобщую жизнь: в обществе, семье, государстве, а также в религиозной общине, поскольку религия также нуждается в коллективном служении ей индивидов.

Гражданское общество находится в противоречивом единстве с государством.

С одной стороны, государство – высшая сущность, нравственное целое, абсолютная цель разума, шествие бога в мире. В таком количестве оно включает в себя и гражданское общество, и семью.

С другой стороны, государство и общество не совпадают: первое представляет всеобщую волю граждан, а второе обнимает собой сферу осуществления не общих, а особенных и частных интересов индивидов: опосредованную трудом систему потребностей, основанную на господстве частной собственности и свободе граждан.

В этом плане государство, гражданское общество и семья – самостоятельные социальные институты, субстанциально отграниченные друг от друга.

Объединяет их то, что в обществе и государстве реализуется единый принцип обязанности и права – личная свобода индивида, его формальное

(гражданское) равенство. Другой принципиальной важности момент состоит здесь в том, что и общество, и соответствующее ему государство базируются на развитой социальной структуре, представленной различными сословиями, классами, корпорациями, другими общественными слоями, группами, движениями и объединениями.

Исторический опыт показал, что развитая социально-классовая структура общества действительно необходима для развития демократии, служит связующим звеном между гражданами и властью. Атрибутом демократической жизни немецкий философ полагал также общественное мнение как способ познания «того, чего народ хочет и мнит».

Оно содержит в себе вечные субстанциальные принципы справедливости, подлинное содержание и результат всего государственного строя, законодательства и всеобщего состояния вообще в форме здравого смысла людей.

В гражданском обществе полная свобода предоставлена и учению Церкви, каков бы ни был его характер. Развитие такого общества, государства, семьи и религиозных организаций взаимосвязано; обусловливает и дополняет одним другое.

Социальные анализ приводил Гегеля к тому, что «гражданское общество представляет собой могучую систему, которая завладевает человеком, требует от него, чтобы он на него работал, был всем только посредством него и делал все только посредством него.

Если человек должен быть таким членом гражданского общества, то он сохраняет в нем те же права и притязания, которые он имел в семье. Гражданское общество должно защищать своего члена, отстаивать его права, а индивид в свою очередь обязан соблюдать права гражданского общества».6

Несомненный интерес представляют взгляды на гражданское общество К.Маркса и Ф.Энгельса. Особенностью рассмотрения данной проблематики в марксизме является то, что его классики негативно относились к нему как синониму современного им буржуазного общества.

Они подвергли это общество всесторонней критике – от его экономических основ до высших форм духовной жизни. Против него и соответствовавшего ему буржуазного государства они вели непримиримую теоретическую и политическую борьбу.

В более широком плане молодой Маркс рассматривал основные идеи Гегеля, относящиеся к гражданскому обществу, государству и семье, в своей работе «К критике гегелевской философии права» (1843).

Он подчеркивал, что само государство делит себя на такие сферы, как гражданское общество и семью, предполагает их. Именно поэтому граждане государства являются членами семей и членами гражданского общества.

Эти части государства - способы его существования; они сами себя превращают в государство, являются его движущей силой. По Гегелю же, напротив, они порождены идеей.

В марксизме гражданское общество выводилось из способа производства материальных благ, из исходных базисных условий жизни людей, взятых в совокупности с социальными факторами.

«Возьмите определенную ступень развития производства, обмена и потребления, и вы получите определенные общественный строй, определенную организацию семьи, сословий или классов, словом, определенное гражданское общество».7

В нашей стране обществоведческие науки этим понятием не пользовались и не исследовали его вплоть до конца 60-х гг. ХХ в. Лишь в 80-е – 90-е г.г. положение изменилось к лучшему.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция по теме №16 «философия гражданского общества» принадлежит к разделу III. «Прикладные философские аспекты юридического знания» рабочей программы по курсу «Философия», iconЛекция по теме №17 «философская культура юриста» принадлежит к разделу...
Адные философские аспекты юридического знания» рабочей программы по курсу «Философия», разработанной кафедрой философии Московского...

Лекция по теме №16 «философия гражданского общества» принадлежит к разделу III. «Прикладные философские аспекты юридического знания» рабочей программы по курсу «Философия», iconЛекция по теме №15 «философия российской государственности и права»...
Возникновение и развитие государственности и права: системно-философский анализ

Лекция по теме №16 «философия гражданского общества» принадлежит к разделу III. «Прикладные философские аспекты юридического знания» рабочей программы по курсу «Философия», iconЛекция по теме №16 «человек в системе хозяйствования» принадлежит...
Трудовая деятельность как основополагающий фактор в философии хозяйства

Лекция по теме №16 «философия гражданского общества» принадлежит к разделу III. «Прикладные философские аспекты юридического знания» рабочей программы по курсу «Философия», iconЛекция по теме №17 «философия хозяйства в современной россии» принадлежит...
Отечественная философия хозяйства XX-XXI вв.: Россия – СССР – Россия. Формирование новой модели хозяйствования и его философское...

Лекция по теме №16 «философия гражданского общества» принадлежит к разделу III. «Прикладные философские аспекты юридического знания» рабочей программы по курсу «Философия», iconЛекция по теме №16 «философия самосознания: роль самосознания в процессе...
Автор Золкин Андрей Львович, доктор философских наук, доцент, заместитель начальника кафедры философии

Лекция по теме №16 «философия гражданского общества» принадлежит к разделу III. «Прикладные философские аспекты юридического знания» рабочей программы по курсу «Философия», iconЛекция по теме №17 «философская концепция информационной безопасности»...
Автор Гончаров Николай Петрович, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

Лекция по теме №16 «философия гражданского общества» принадлежит к разделу III. «Прикладные философские аспекты юридического знания» рабочей программы по курсу «Философия», iconЛекция по теме №16 «техника в контексте глобальных проблем» принадлежит...
Автор Гончаров Николай Петрович, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

Лекция по теме №16 «философия гражданского общества» принадлежит к разделу III. «Прикладные философские аспекты юридического знания» рабочей программы по курсу «Философия», iconЛекция по теме №8 «философия человека. Личность и правоохранительная...
Автор Медушевская Наталья Федоровна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

Лекция по теме №16 «философия гражданского общества» принадлежит к разделу III. «Прикладные философские аспекты юридического знания» рабочей программы по курсу «Философия», iconЛекция по теме №10 «наука и методология» принадлежит к разделу II....
Автор Барсегян Сурен Григорьевич, кандидат философских наук, доцент, профессор кафедры философии

Лекция по теме №16 «философия гражданского общества» принадлежит к разделу III. «Прикладные философские аспекты юридического знания» рабочей программы по курсу «Философия», iconЛекция по теме №7 «учение об обществе» принадлежит к разделу II....
Автор Медушевская Наталья Федоровна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница