Тезисы Аспекты качества. Объекты качества. Конкурентоспособность и качество. Профили качества




НазваниеТезисы Аспекты качества. Объекты качества. Конкурентоспособность и качество. Профили качества
страница1/34
Дата публикации16.03.2013
Размер3.09 Mb.
ТипТезисы
vbibl.ru > Философия > Тезисы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34
1.

Введение в курс «Управление качеством»

Тезисы

Аспекты качества. Объекты качества. Конкурентоспособность и качество. Профили качества. Функции качества.

1.1.

Многоаспектность качества

Качество везде и нигде.

Качество — сложная, многоаспектная и одновременно универсальная категория объекта. В зависимости от целей использования и назначения можно отметить следующие аспекты качества: философский, социальный, технический, экономический, правовой.

С философских позиций качество означает существенную определенность рассматриваемого объекта, благодаря которой он становится специфическим и отличается от другого объекта. Категория качества выражает соответствующую ступень познания человеком объективной реальности. Так, например, Аристотель (III в. до н.э.) вкладывал в понятие качества различие между предметами по признаку «хороший — плохой». В китайских рукописях первого тысячелетия нашей эры иероглиф «качество» состоял из двух элементов: равновесие и деньги, что ученые идентифицируют как «высококлассный», «дорогой», то есть близко к понятию Аристотеля. Немецкий философ Гегель (XIX в.) дал понятию качества четкую философскую окраску: «Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так, что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество». Известный американский ученый, родоначальник статистических методов управления качеством У. Шухарт в 1931 г. понятию качества придал два аспекта: c одной стороны — объективные физические характеристики объекта, с другой — субъективная категория — «насколько предмет хорош», то есть качество имеет двойственный характер. Попытки определить качество как ограниченную совокупность свойств также не увенчались успехом. Более точно можно сказать, что категория качества выражает целостную характеристику функционального единства существенных свойств объекта. Таким образом, философская категория качества не должна и не может быть исчерпана.

^ Социальный аспект качества объекта связан с субъективным отношением потребителей к данному объекту. Этот субъективный взгляд на качество зависит от многих факторов, к которым относятся не только физиологические особенности субъекта, но и социальные: уровень культуры, уровень доходов, положение в обществе и др. Социальный аспект качества гораздо больше, чем другие аспекты, объясняет наличие большого числа сегментов рынка товара.

^ Технический аспект качества обусловлен количественными значениями и изменениями определенных показателей объекта, которые в совокупности придают ему качественный характер. В отличие от философского аспекта технические показатели качества позволяют объективно сравнивать характеристики качества разных объектов и выбирать (по показателям) более качественный объект.

^ Экономический аспект качества характеризует потребительскую стоимость объекта. При этом потребительская оценка качества решается в конструктивном противоборстве между экономической и технической сторонами качества. Это противоречие с философской точки зрения определяет одновременно неразрывное единство между экономической и технической стороной качества (одна без другой не может существовать).

^ Правовой аспект качества характеризуется нормативным отражением качества в стандартах и нормативах, то есть имеет место такая совокупность свойств и показателей качества объекта, ниже которой нельзя опуститься при изготовлении или использовании объекта.

1.2.

Понятие «качество» в организации

Каким вы качество определите, таким оно и будет.

Растущая вариабельность рассмотренных аспектов качества, вызванная непрерывным расширением потребительских требований к качеству объектов, приводит к систематическому пересмотру понятия и определения качества.

Остановимся подробнее на определении понятия «качество», которое дается в стандартах по качеству. Так, например, в МС ИСО 8402:94 мы имеем: «Качество — это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности».

В этом определении выделим термины: «объект», «характеристика», «потребность».

Объект — то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено. Объектом, в частности, может быть:

  • любой вид деятельности (научная, производственная, общественная и т.д.) или процесс;

  • продукция (технические средства, программные средства, перерабатываемые материалы, услуги);

  • организация, система или отдельное лицо;

  • любая комбинация из перечисленных объектов.

К объекту предъявляются требования, чтобы определиться в его качестве. Сами «требования» могут выдвигаться и потребителем, и заказчиком, и документацией (например, стандартом).

Под характеристикой понимается отличительное свойство объекта. Характеристиками могут быть, например, показатели качества, а также любые физические, органолептические, эргономические или функциональные свойства объекта.

Термин «собственная характеристика» (в соответствии с МС ИСО 9000:2000) означает «существование в чем-то, особенно если это касается постоянной характеристики». То есть потребитель должен быть удовлетворен не проектными (планируемыми) показателями качества объекта, а фактически существующими (собственными).

Потребность — это состояние неудовлетворенности требований организма, личности, предприятия или общества, необходимых для его нормального функционирования. Очевидно, что с повышением уровня жизни возрастает степень неудовлетворенности потребителя качеством выпускаемой продукции, а следовательно, и возрастает степень его требований к новой продукции, которая должна быть более качественной. Поэтому степень — не абсолютная мера качества (например, самое лучшее на сегодня качество аналогичного объекта), а такая мера качества, которая как раз и удовлетворяет потребности конкретного покупателя или заказчика.

Следует отметить, что точное и четкое понятие качества имеет важное экономическое значение, так как позволяет уменьшить затраты производителей продукции, удовлетворяющих потребности покупателей.

1.3.

Профили качества для потребителя

Качество есть, и вот его уже нет.

Профиль качества — модель, предложенная Н. Кано
(Япония), которая включает три составляющих профиля качества: базовую, желаемую и требуемую. На рис. 1.1 представлена типичная зависимость степени удовлетворенности потребителя от степени реализации ожидаемых им параметров качества в предлагаемом ему продукте.

^ Профиль базового качества — совокупность тех параметров качества продукта, наличие которых потребитель считает обязательным, то есть «само собой разумеющимся». Об этих параметрах потребитель не считает даже необходимым говорить производителю. Примеры таких параметров:

  • гарантии безопасности пассажирских транспортных средств;

  • безошибочность операций со счетами в банке и т.д.

Производитель должен помнить, что базовые показатели качества не определяют ценности продукта в глазах потребителя. Производитель рискует своим имиджем и бизнесом, если он не уделяет надлежащего внимания базовым показателям качества продукта.

^ Профиль требуемого качества — это совокупность показателей качества, представляющих собой технические и функциональные характеристики продукции. Они показывают, насколько продукт соответствует тому, что было задумано. Именно эти показатели качества обычно рекламируются и гарантируются потребителям. Примеры технических параметров:

  • бесшумность, малое потребление горючего автомобилем;

  • быстродействие и память компьютера;

  • скорость и точность услуг городского транспорта;

  • эффективность лекарств и т.д.

Примером функциональных характеристик являются, например, функции, выполняемые электронным прибором, функции управления автомобилем и т.д. Удовлетворенность потребителя возрастает, когда значения параметров качества предлагаемого ему продукта выше, чем ожидалось. Неудовлетворенность появляется том случае, когда требуемые показатели качества продукта ниже ожидаемого потребителем уровня (обычно соответствующего среднему уровню рынка).

^ Профиль желаемого качества — это группа показателей качества, представляющих для потребителя неожиданные (скрытые) ценности предлагаемого ему продукта, о наличии которых он мог только мечтать. Учет в предлагаемом продукте желаемых параметров качества является хорошим индикатором потенциальных возможностей производителя и создает благоприятные условия для прорыва на рынок, дальнейшего улучшения продукта, опережения возможных конкурентов.

Особенность желаемых параметров качества состоит в том, что потребитель не должен придумывать их сам, он их не требует, но высоко оценивает их наличие. Примеры продуктов с желаемыми показателями качества:

  • образование — дистанционное;

  • телефоны — с компьютером и т.д.

Производитель должен помнить, что рассматриваемые профили качества очень изменчивы. Сегодня — это желаемые параметры качества, а завтра — требуемые. К этому производитель должен быть готов и работать по постоянному улучшению качества продукта.

1.4.

Конкурентоспособность, качество и себестоимость

Качество — это игра с тремя неизвестными: покупателями, конкурентами и затратами.

Конкурентоспособность — свойство объектов, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными товарами, представленными на данном рынке. Товаром может быть не только продукция, но и техническая документация, технология, информация, рабочая сила и т.д.

Качество является одним из важнейших свойств продукции, поэтому оно также участвует в конкуренции представленных на рынке товаров.

Конкурентоспособность товара есть понятие вероятностное, и при одинаковых ценах на товары аналогичного назначения конкуренция между ними идет практически только по уровню качества. Но не объективного, фактического качества, а того качества, которое сложилось у покупателя в результате всех своих ощущений, в том числе под действием рекламы, моды, мнения знакомых, личности продавца и т.д.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:

Тезисы Аспекты качества. Объекты качества. Конкурентоспособность и качество. Профили качества iconЕ. В. Титова качество деятельности преподавателя вуза: подход к пониманию и оценке
По существу, в конечном счете, именно от качества деятельности преподавателей вузов зависит общий уровень качества образования в...

Тезисы Аспекты качества. Объекты качества. Конкурентоспособность и качество. Профили качества iconДля контроля и оценки качества нефтепродуктов предусмотрена специальная...
...

Тезисы Аспекты качества. Объекты качества. Конкурентоспособность и качество. Профили качества iconОтчет оу (электронный мониторинг)
Приложение к лекции «Проектирование показателей качества оказываемой услуги (качество образовательной программы, качество условий,...

Тезисы Аспекты качества. Объекты качества. Конкурентоспособность и качество. Профили качества iconПривлекательности дизайна, качества изготовления и ходовых качеств
«гольф-класса». Chevrolet всегда отличает оптимальное соотношение цены и качества, и у модели Cruze оно проявляется, как никогда...

Тезисы Аспекты качества. Объекты качества. Конкурентоспособность и качество. Профили качества iconCистема качества проектной части (скпч) Разработана на основе "исо...
За определение политики в области качества работы Проектной части– директор по проектированию

Тезисы Аспекты качества. Объекты качества. Конкурентоспособность и качество. Профили качества iconГосударственный стандарт в области по
Руководства описывают использование характеристик качества для оценки качества программного обеспечения

Тезисы Аспекты качества. Объекты качества. Конкурентоспособность и качество. Профили качества iconГосударственный Университет Медицины и Фармации им. Н. Тестемицану Фармацевтический факультет
Контроль качества лекарственных средств, задачи и проблемы. Организация контроля качества в Pеспублике Молдова

Тезисы Аспекты качества. Объекты качества. Конкурентоспособность и качество. Профили качества iconВыявление экстремальных условий при первичной обработке данных качества речных вод
Департамент Мониторинга Качества Окружающей Среды Госгидрометслужбы, Кишинев, Молдова

Тезисы Аспекты качества. Объекты качества. Конкурентоспособность и качество. Профили качества icon«Управление качеством»
В истории развития документированных систем качества можно выделить пять этапов, которые иногда представляют в виде пяти звезд качества...

Тезисы Аспекты качества. Объекты качества. Конкурентоспособность и качество. Профили качества iconПеречень вопросов
Расскажите о родоначальниках менеджмента качества. Отразите в таблице их вклад в развитие идей менеджмента качества

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница