Введение в философию права лекции и тестовые материалы




НазваниеВведение в философию права лекции и тестовые материалы
страница1/14
Дата публикации03.04.2013
Размер1.93 Mb.
ТипУчебное пособие
vbibl.ru > Философия > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
Министерство внутренних дел Российской Федерации

Барнаульский юридический институт



Берус В. В.
ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ ПРАВА

ЛЕКЦИИ И ТЕСТОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Барнаул 2010




Берус В.В. Философия права. Лекции и тестовые материалы: Учебное пособие. - Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2010.-172 с.
Рецензенты:

Малахов В. П. – доктор юридических наук, начальник кафедры теории государства и права Московского юридического университета МВД России, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации;

Кениспаев Ж. К. - доктор философских наук, профессор кафедры социально-политических процессов Алтайской академии экономики и права;

Потапов Д. П. - кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии Алтайского государственного университета;

Учебное пособие призвано дать представление о философии права и некоторых смежных с ней дисциплинах и отраслях философского знания, подготовить обучающихся к восприятию в дальнейшем философско-правовой проблематики на более сложном методологически-рефлексивном уровне.

Рассмотрены ключевые темы, проблемы и направления классической и современной философии права: место философии права в правоведении и многообразие философского правопонимания, сущность права в концепциях постмодернизма, естественного права, позитивизма. Особое внимание уделено проблеме философского обоснования правового принуждения. Философия права предстает как поиск внеюридических оснований права, обобщение точек зрения таких дисциплин, как юридическая антропология, философская антропология, криминология, аксиология.

На основе наиболее популярных учебников разработан банк тестовых заданий по философии права, представленный в данном издании.

Предназначено для курсантов, слушателей и студентов юридических вузов МВД России в качестве дополнительного учебного пособия к курсу «философия права».
© Барнаульский юридический институт МВД России, 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Лекция 1. Понятие философии права…………………………...………5

1.1. Предмет философии права…………………………………..............5

2.2. Виды права в философских концепциях………………………….14

3.3. Многообразие философского правопонимания………………….16

Лекция 2. Антропологические основания права….…………………..20

2.1. Антропология философская и правовая……….………………..20

2.2. Права человека как объект антропологии права ……………….23

2.3. Природа человека и право. Человек юридический…………….29

Лекция 3. Аксиологические основания права…………………………32

3.1 Аксиология…………………………………………………………..32

3.2. Правовые ценности с позиций аксиологии.....................................34

3.3. Правосознание ………………..…………………………………….40

Лекция 4. Социальные основания права. Право и власть…………….46

4.1. Право как социальный регулятор………………………………….46

4.2. Государство и право………………………………………………..50

4.3. Право, сила и власть………………………………………………..52

Лекция 5. Проблемы философского обоснования

правового принуждения…………………………………………….…..57

5.1. Постановка проблемы……………………………………………...57

5.2. Принцип «непричинения вреда»………………………….……….59

5.3. Морализм и патернализм………………………………….……….62

Лекция 6. Преступление и наказание…………………………………..67

6.1. Преступление и преступность:

сущность, причины. Разнообразие концепций…………………..……67

6.2. Проблема философского обоснования

уголовного наказания…………..…………….………………………..83

6.3. Критика классического ретрибутивизма

и утилитаризма. Компромиссные концепции……………………….87

Лекция 7. Сущность права. Западные концепции…………………..93

7.1. Право в постмодернизме…………………………………………93

7.2. Классические концепции естественного права…………..…….102

7.3. Сущность права в современных

естественно-правовых теориях……………………………………….106

7.4. Юридический позитивизм о сущности права……….………….114

Лекция 8. Право в российской философско-правовой мысли……..126

8.1. Общая характеристика отечественной

философско-правовой мысли…………………………………………126

8.2. Право как минимум нравственности…………………………….130

8.3. Право как свобода…………………………………………………132

8.4. Право – установленные государством

принудительные нормы………………………………………………..137

Тестовые материалы…………………………………………...............140

Раздел 1: Предмет философии права…………………………............140

Раздел 2: История развития философско-правовой мысли….……..143

Раздел 3: Сущность права. Разнообразие

философско-правовых концепций………………………….………..151

Раздел 4: Русская философско-правовая мысль……………….........157

Раздел 5: Антропологические и аксиологические

проблемы в философии права……………………………….……….160

Раздел 6: Право и власть………………………………………………164

Раздел 7: Проблема правового принуждения………………………..167

Рекомендуемая литература……………………………………………171

Лекция 1. Понятие философии права

1.1. Предмет философии права

Само словосочетание «философия права» оказалось в лексиконе философов и юристов лишь в конце XVIII века. Автором термина считают немецкого юриста Густава Гуго (1764-1844), который выделял в юриспруденции три части: 1)юридическую догматику, или собственно «ремесло юриста», 2)философию позитивного права (сокращенно - «философию права») и 3)историю права. Философию и историю права Г. Гуго именовал «элегантной юриспруденцией» и считал ее «разумной основой» собственно «юридического ремесла». Широкое же распространение термин получил после выхода в свет Гегелевского труда «Философия права» (1820)1.

Конечно, это не означает, что до указанных дат философы не занимались осмыслением правовых проблем. Взаимосвязь философии и права имеет глубокие исторические корни, и в современных учебниках по философии права мы встречаем главы, в которых рассматриваются «философско-правовые идеи» Древнего Востока, Античности, Европейского Средневековья и т. д.

Философия права как учебная дисциплина в вузах России получила достаточно широкое распространение в конце XIX – начале XX вв. Это касалось учебных заведений гуманитарного профиля (университеты, училища правоведения). Однако в советское время традиции преподавания этого предмета были утеряны и начали возрождаться только в начале 90-х гг. XX в.

В такой ситуации важнейшим оказался вопрос о предмете философии права и ее месте в современной системе знаний.

Вот несколько точек зрения по поводу предмета философии права, высказанных современными отечественными специалистами. И. П. Малинова считает, что философия права призвана выражать «форму самосознания правовой культуры»2. По мнению В.С. Нерсесянца философия права занимается исследованием «смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества»3. При этом некоторые считают, что философия права относится к разряду юридических наук (С. С. Алексеев и В. С. Нерсесянц), в то время как другие полагают, что это все же именно философская дисциплина (Г. И. Иконникова и В. П. Ляшенко)4.

В настоящее время в сфере философского знания появилось множество «философских приложений» или «специальных философий». Например, существует философия медицины, философия науки, философия истории, философская антропология, философия религии и т.п. Именно к разряду «философских приложений» относится и философия права.

Почему множится число этих «специальных философий»? В каждой узкой научной дисциплине неизбежно возникают проблемы, которые решить только собственными средствами она неспособна. Например, когда физик сталкивается с необходимостью объяснения свойств такого явления, как скорость, он вынужден определять свои позиции по содержанию таких категорий, как пространство и время, являющихся не только физическими, но и философско-мировоззренческими. Вообще, чем быстрее развивается та или иная наука, тем чаще она начинает пересекаться со сферами интересов других наук, и тогда возникает необходимость выйти за пределы собственных узкоспециальных рамок, в очередной раз уточнить собственный предмет исследований, как бы «взглянуть на себя со стороны», обратившись к исходным, мировоззренческим категориям и принципам, то есть к сфере философии.

Рассмотрим в этом смысле, почему рождается (или возрождается) философия права.

Для юриста-практика взгляд на право с точки зрения «сути человеческого бытия» чаще всего может представляться лишь дилетантской забавой, пустой тратой времени. Ему бы успевать соотносить действительность с действующими реальными законами. Ю. В. Тихонравов по этому поводу пишет: «Юрист-позитивист работает только с действующим правом, им он, подобно бюрократу, признает лишь писаный закон, документ, заверенный подписью и печатью законодателя». Что может заставить выйти за границы узкопрофессионального юридического подхода к феномену права? Скорее всего, толчком к этому может служить основательная встряска субъективных представлений о том, как должно быть устроено «человеческое бытие». Например, изменение представлений о должном государственном устройстве, появление совершенно новых социальных групп, рождение новых технологий, способных изменить взгляды на устройство и назначение общества и, соответственно, принципиально новых видов преступлений, которые еще сначала надо обосновать в качестве преступлений. Возникающие при этом вопросы звучат непривычно для юриста-практика:

- Почему именно эти, а не другие нормы поведения закреплены в действующем законодательстве?

- Могут ли действующие в данный момент законы считаться справедливыми или же это просто произвол в форме закона, а никакое не право?

Как вы понимаете, найти ответ на вопрос, справедлив ли закон, в самом этом законе нельзя, тем более нельзя опираться на действующее законодательство при оценке совершенно новых общественных явлений (они попросту законодательно не определены). Отвечая на эти вопросы, и юристы, и специалисты других областей обществоведения выходят за рамки юриспруденции, входят в область философии права. Необходимость в этом, если подходить с социально-исторической точки зрения, особенно ярко обозначается в переходные периоды жизни общества.

Рассмотрим конкретный пример, ставший хрестоматийным в современной западной философии права. В 1944 г. один германский солдат на короткое время смог побывать дома, получив отпуск. В разговоре с женой он неодобрительно высказался о нацистском режиме и верхушке Рейха. При этом он вслух сетовал по поводу того, что Гитлер не был убит во время покушения на него 20 июля 1944 г. Вскоре после его отъезда жена, имевшая любовника и желавшая избавиться от законного супруга, донесла на него лидеру местного отделения национал социалистической партии, заявив, что «человек, сказавший такое, не достоин жизни». Солдата судили военным трибуналом и приговорили к смертной казни. Однако приговор не был приведен в исполнение, а солдат после краткого тюремного заключения был отправлен на Восточный фронт.

После войны, в 1949 г. его жена была судима западногерманским судом за незаконное лишение мужа свободы. Женщина заявила, что ее муж был заключен в тюрьму согласно законам государства того времени и, соответственно, она поступала по закону. Апелляционный суд признал ее виновной с формулировкой, необычной для юристов: «поскольку законы нацистского государства противоречили здравой совести и чувству справедливости всех порядочных людей». Этот случай стал предметом дискуссии двух современных западных философов права – Герберта Харта и Лона Фуллера5. Совершенно ясно, что судьи в этом деле не могли ограничиваться простым применением закона. Они должны были произвести мировоззренческое суждение философско-этического порядка. И человек, знакомый с опытом производства таких суждений, оказывается более подготовленным к таким ситуациям.

История современной России – наглядный пример: в конце 80 – начале 90-х гг. XX в. само понятие советской государственности дискредитируется, и уже в первой половине 90-х гг. появляются первые учебные издания по философии права, количество которых продолжает нарастать. «... Философия права подобна птице Фениксу, которая постоянно возрождается из своего пепла, несмотря на период, когда противники уже праздновали ее похороны ...».

Итак, предметом философии права является мировоззренческое осмысление права и поиск новых смыслов правотворчества и правоприменения в связи с изменением человеческого бытия.

Иначе можно сказать, что философия права исследует наиболее общие принципы взаимодействия жизненного мира человека, его повседневной реальности с системным миром норм, законов, предписаний, т.е. правовой реальностью.

При таком понимании предмета философии права, вряд ли можно назвать ее юридической наукой, скорее это часть социальной философии, имеющая своим объектом правовую действительность, т.е. философская дисциплина.

Действительно, можно рассуждать по аналогии: никакой медик не назовет работу по философии медицины – медицинским исследованием, философия истории – это тоже не собственно историческая наука, а именно философия. Другими словами, от того, что рассматривает философия, она не перестает быть философией, если уровень рассмотрения остается философским. Возникает вопрос, что необходимо для достижения этого уровня? Другими словами мы оказываемся перед проблемой определения специфики философского рассмотрения изучаемого явления, в нашем случае - правовой действительности.

^ Специфика философского рассмотрения права.

Сущность философского подхода к праву можно определить исходя из принципа: « цель определяет средства». Какова цель философствования по поводу права? Не просто объяснить механизм его функционирования (это как раз задача юристов), а понять его (выявить смысл права). Понять же право, как и любое другое явление, можно лишь выйдя за его пределы. Поэтому философия о праве - это всегда поиск предельных, внеюридических оснований права. Эти основания чаще всего раскрываются как: 1) антропологические, 2) социальные, 3) ценностные (аксиологические).

Для того, чтобы соответствовать заданной предметной цели и оставаться именно на философском уровне, необходимо следование определенным мыслительным принципам. Несмотря на разнообразие взглядов на сущность процесса философствования, можно достаточно определенно назвать основополагающий принцип мышления, позволяющий подняться на философский уровень изучения явлений, - это принцип рефлексирования. В нашем случае речь идет о философско-правовой рефлексии.

Рефлексия (от лат. Reflexio - отражение) - в современном гуманитарном знании понимается как анализ собственных мыслей и их постоянная критическая оценка. Частные науки, в том числе и юриспруденция по своему методу догматичны, то есть стремятся исчерпывающе и окончательно выразить знание об объекте в понятиях и определениях и не занимаются критической проверкой оснований собственного мышления. Философское же сознание никогда не думает просто об объекте, но всегда размышляет от тех факторах, которые заставляют его думать о нем так, а не иначе.

Например, юрист теоретик дает окончательное определение понятию «преступление»: это общественно-опасное, уголовно наказуемое деяние. Законодатель классифицирует общественно-опасные деяния в современном ему обществе и кодифицирует их. Юрист-практик оценивает конкретные человеческие деяния, подводя их под готовые определения уголовного кодекса (определяя наличие состава преступления).

Философ права в этом случае только начинает исследование, формулируя множество неюридических по содержанию вопросов:

- кто определяет содержание и степень общественной опасности деяния? Конкретный человек, группа людей, государство и т. д.

- можно ли вывести всеобщее понятие «общественно-опасного деяния» или же многообразие общества столь велико, что это невозможно сделать?

- существуют ли в человеческой природе некие постоянные составляющие (константы), которые заставляют человека выводить такие понятия и превращать их в правила поведения?

- имеет ли право государство осуществлять уголовное наказание с точки зрения естественных прав человека? Каковы критерии степени наказания?

- только ли непосредственное действие (деяние) является необходимым условием совершения преступления или же возможно «преступление в мышлении» (вспомните процесс по Сократу)?

Список этих вопросов можно продолжить, но все они приводят философствующего именно к предельным основаниям: вопросам о сущности человеческой природы, общества, мышления и познания.

^ Предметные области философии права и ТПГ.

Предметная область философии права пересекается с некоторыми социальными и юридическими дисциплинами.

Особенно сложным представляется вопрос о «разграничении полномочий» философии права и теории права и государства (ТПГ). Действительно, у теории и философии права один объект – правовая действительность. В советское время ТПГ и была своего рода «советской философией права». Поскольку теория права и государства безоговорочно относилась к юридическим наукам, то «по наследству» и философию права сейчас часто называют «специальной юридической дисциплиной» (чаще всего это делают бывшие авторы учебников по ТПГ).

При едином объекте предмет у философии права и ТПГ все-таки различен. Сравним:

^ Предмет философии права – общие принципы взаимодействия всего человеческого бытия и правовой действительности как его части.

Предмет ТПГ – свойства государства, его взаимодействие с обществом и отражение этого взаимодействия в правовых нормах.

Другими словами, предметная область ТПГ более узка. Право в ТПГ обязательно связано с государством и юридическим законом, чего не скажешь о философско-правовых изысканиях. (Философ может допустить, что право – это не обязательно обеспечиваемое государством явление.)

Теория права и государства претендует именно на статус научной дисциплины, поэтому, формулируя понятия и принципы права, она стремится к общезначимости и объективности, независимости определений от личностей, национальностей. Для философии права эти требования не являются определяющими. Поэтому мы можем говорить, например, о русской философско-правовой традиции, но вряд ли можем рассуждать о русской теории государства и права.

При этом обе эти дисциплины используют вырабатываемые ими понятия в равной мере (поэтому их бывает трудно разграничить), например, ТПГ использует понятия, впервые разработанные в философии: право, закон, общество, человек, индивид, благо, справедливость. В то же время, философия права берет на вооружение теоретические юридические понятия: преступление, законность, законодательство, правосудие, обязанность, вина и т.д.

Кроме того, философия права имеет точки соприкосновения с социологией права, политологией, этикой, философской антропологией, антропологией права.

^ Структура философии права.

К основным компонентам философии права относятся:

1. Философско-правовая онтология как учение об основных принципах существования правовой действительности. К этой части философии права относятся проблемы определения сущности права как такового, соотношении права и законов, сущности правосознания и правовой культуры, проблемы правопонимания. В общем, изучаются все феномены права в их связи с бытием человека.

2. ^ Философско-правовая гносеология как учение о природе, методах, логике познания и толковании правовой реальности. Сюда, в частности, относятся вопросы о соотношении эмпирического и теоретического, рационального и иррационального в праве и правоприменении.

3. ^ Философско-правовая аксиология как учение о смысле права как ценности; о соотношении утилитарного и неутилитарного; о праве как справедливости и общем благе.

4. ^ Философско-правовая праксеология как учение о принципах и условиях реализации философски обоснованных принципов права на практике. (Например, под этот раздел подходят исследования о невозможности реализации прав человека в тоталитарном государстве.)

Конечно, все эти разделы тесно взаимосвязаны. Кроме того, мы видим, что структура философии права такая же, как и структура философского знания в целом.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Введение в философию права лекции и тестовые материалы iconАртур Шопенгауэр Введение в философию «Введение в философию»: Белорусский...
«Новые паралипомены», «Об интересном», а также «Введение в философию», представляющее собой краткий набросок университетского курса лекций, в...

Введение в философию права лекции и тестовые материалы iconМайкл Мюррей Майкл Рей Введение в философию религии
«Майкл Мюррей, Майкл Рей. Введение в философию религии»: Библейско–богословский институт св апостола Андрея; М.; 2010

Введение в философию права лекции и тестовые материалы iconУчебник для вузов «Введение в социальную философию. Учебник для вузов»
Он стремится совместить философскую традицию с новейшей методологией обществознания. Автор выстраивает социальную философию недокринального...

Введение в философию права лекции и тестовые материалы iconТема Мировоззрение и философия
Введение в философию: Учебник для вузов: в 2-х ч.; Под общ ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1989. Ч. I. С. 20-42

Введение в философию права лекции и тестовые материалы iconЭкзаменационные вопросы по курсу «Введение в философию»
Возникновение философского мировоззрения, его структура. Предмет и социальные функции философии

Введение в философию права лекции и тестовые материалы iconУчебник Спиркина. Что нам нужно? Первая часть введение в философию...
Оформление статьи должно быть со всеми библиографическими требованиями: автор, название, издательство, год. Эссе по литературе Виктора...

Введение в философию права лекции и тестовые материалы iconГ. Новосибирск, 10-19 июля 2011 г. Авторский коллектив
Институт психотехнологий, Форсайт-Клуба г. Новосибирска, материалы Русской Онтологической Школы в г. Новосибирске, 13-17 июля 2011...

Введение в философию права лекции и тестовые материалы iconОльга Максимова Директор по развитию Аудиторской компании «МаркПриор» Материалы к лекции
Налогоплательщики. Особенности освобождения от обязанностей налогоплательщика и отказ от льгот. Спорные вопросы

Введение в философию права лекции и тестовые материалы iconФролов И. Т. и др. 3-е изд
...

Введение в философию права лекции и тестовые материалы iconКафедра административного права и административной деятельности
Учебно-методические материалы предназначены для слушателей факультета заочного и вечернего обучения, а также преподавателей кафедры...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница