Лекция по теме №17




Скачать 445.33 Kb.
НазваниеЛекция по теме №17
страница1/6
Дата публикации03.04.2013
Размер445.33 Kb.
ТипЛекция
vbibl.ru > Философия > Лекция
  1   2   3   4   5   6


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра _философии_

(название кафедры)
Утверждаю

Начальник кафедры философии_

(название кафедры)

. Д.И. Грядовой

(подпись)
Автор Медушевская Наталья Федоровна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

(фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание, должность)
Фондовая лекция

по __________________ФИЛОСОФИИ_____________________

(название учебной дисциплины)
Тема _№ 17 «ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ КАК ОСНОВНЫЕ УСТАНОВКИ РАБОТНИКА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ»_

(название темы)
^ (РАЗДЕЛ III. ПРИКЛАДНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ

ЮРИДИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

для специальности 030301.65 «Психология»
Обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии

протокол №_7_

от «6» _февраля_2008 г.


Москва 2008
ТЕМА № 17
^ ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ КАК ОСНОВНЫЕ УСТАНОВКИ РАБОТНИКА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
ПЛАН


Введение

..…………………………………………….

с. 3

Вопрос 1

Философия и ее отношение к образованию………………………...……..


с. 6

Вопрос 2

Проблема качества непрерывного образования. Специализация и профессионализм работника правоохранительных органов в условиях современного общества……..……............

с. 16

Вопрос 3

Образование как деятельность…..……….

с. 24

Вопрос 4

Гуманизация и гуманитаризация образования………………………………..


с. 26

Заключение

..…………………………………………….

с. 38

Список литературы

..…………………………………………….

с. 41

Приложение

Интернет-ресурсы по теме……………….

с. 46



ВВЕДЕНИЕ

Лекция по ТЕМЕ № 17 «ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ КАК ОСНОВНЫЕ УСТАНОВКИ РАБОТНИКА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ» принадлежит к РАЗДЕЛУ III. «ПРИКЛАДНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ» рабочей программы по курсу «Философия», разработанной кафедрой философии Московского университета МВД России и предназначена для курсантов и слушателей, обучающихся по специальности 030301.65 «Психология».

Актуальность темы лекции обусловлена незаменимостью философии образования для организации полноценного общения и профессиональной подготовки специалистов-психологов, ибо только осмысленно точное использование философского языка дает настоящий инструмент для дискуссии и создает предпосылки углубленного понимания смысла и содержания своей профессиональной деятельности.

Востребованность философии образования современным обществом осознается, в частности, в контексте анализа глобальных проблем современности, современного социокультурного развития, понимания важности междисциплинарных исследований.

Теоретическая значимость лекции определяется необходимостью выявления и интегративного изучения философских проблем образования, занимающих одно из ведущих мест в современном научном (в том числе, эпистемологическом, методологическом, педагогическом, психологическом, этическом) знании.

Практическая значимость лекции заключается в том, что она включает в себя знания, имеющие для курсантов и слушателей психологического факультета МосУ МВД России особое значение в контексте их профессиональной деятельности. Практическая направленность определяется целями и задачами, связанными с образованием и воспитанием личности – это, прежде всего, пробуждение интереса к целям и смыслам своего существования, бытия других людей, человеческого общества, и формирование самостоятельной духовно-ценностной позиции.

Современные глобальные кризисы требуют от человечества решения таких задач, ответы на которые может дать только наука, в том числе и наука об образовании. Философская рефлексия теории образования становится тем новым направлением философии, на которое все более обращают внимание при поиске выхода из системного кризиса общества. Будущие специалисты правоохранительных органов не должны оказаться вне этих важных процессов.

Предметом лекции является философский анализ комплекса проблем, связанных с теоретическим осмыслением образования и установок на специализацию и профессионализм работников правоохранительных органов.

Цель лекции заключается в изучении основных философских аспектов самосознания и формирования личности и выработке навыков использования философских знаний для анализа проблем профессиональной деятельности сотрудников ОВД.

Целью лекции является формирование целостного представления о современном уровне философского осмысления образования, его основных проблем и путей их решения, в том числе, в контексте служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел России.

Задачи лекции:

  • постановка и анализ фундаментальных проблем философии образования и ознакомление с ее ключевыми терминами и направлениями;

  • выявление тенденций развития философии образования в современной теории и практике;

  • рассмотрение проблемы качества непрерывного образования;

  • характеристика особенностей специализации и профессионализма работника правоохранительных органов как способов социализации;

  • определение смысла образования как деятельности;

  • осмысление гуманизации и гуманитаризации образования в контексте педагогики сотрудничества и личностно-ориентированного образования.

Взаимосвязь лекции с ранее изученными темами проявляется в том, что ее содержание логически вытекает из развития и осмысления материалов предшествующих занятий по философии. Для обеспечения качества и эффективности усвоения материалов этой лекции прикладного раздела следует в достаточной степени освоить материалы предыдущих разделов программы курса (Раздел I. «Природа и сущность философского знания»; Раздел II. «Философские проблемы социально-гуманитарного знания»). В частности, тема фондовой лекции тесно связана с такими предшествующими темами рабочей программы по дисциплине «Философия» как «Специфика философского знания, предмет и функции философии в социокультурном опыте человечества и личности», «История западноевропейской философии: от античности до ХIX в.», «Философские школы современности». «Русская философия: основные этапы и специфика», «Философия человека». «Ценности в структуре человеческой деятельности», «Наука и методология», «Методология социально-гуманитарного познания», «Философия самосознания».

Взаимосвязь лекции с последующими темами обусловлена важностью усвоения ее содержания курсантами и слушателями для понимания и осмысленного изучения иных дисциплин прикладной направленности. Данная тема завершает курс изучения философии.
Вопрос 1.

^ ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ОБРАЗОВАНИЮ

В последние годы значительно вырос интерес исследователей к философской проблематике образовательной деятельности. Это вызвано, прежде всего, объективной и теперь уже осознаваемой обществом ролью образования в решении глобальных проблем. В конце ХХ – начале XXI вв. образование все чаще начинает рассматриваться как стратегически важная сфера жизни общества. Являясь фундаментальным условием осуществления человеком своих гражданских, политических, экономических и культурных прав, образование признается как важнейший фактор развития и усиления интеллектуального потенциала нации, гаранта ее самостоятельности и международной конкурентоспособности. Качественное образование способствует развитию демократии и общественной солидарности – за счет того, что оно формируется и воспитывает хорошо осведомленных граждан, которыми нелегко манипулировать с помощью демагогии и лозунгов.

Образование как социальный институт имеет многовековую историю и в настоящее время включает в себя огромное количество учреждений – от детсада и школы до аспирантуры и докторантуры, - в которых занята огромная армия профессиональных работников. Цель образовательного процесса – троякая. Это передача ученикам знаний, затем – социального опыта и, наконец, умения пользоваться полученными знаниями и опытом. Другими словами, речь идет об образовании, в узком смысле слова, воспитании и обучении ученика навыкам практических умений. В процессе образования решается много различных задач, но в самой главной части оно связано с трансляцией, передачей духовной продукции от тех, кто ее производит, к тем, кто ее, условно говоря, потребляет. Усвоение учащимися знаний в ходе получения ими образования для общества не менее значимо, чем его производство. Образование выступает главнейшим условием воспроизводства общественной жизни во всем ее многообразии.

Сложность ситуации в современном образовании во всем мире состоит в том, что существующая система образования готовила и продолжает готовить не столько личность, сколько специалиста. Процесс дробления науки на множество специальностей, который с все возрастающей активностью продолжается и до сего времени, внес свои коррективы в образование. Если учесть к тому же, что просветительский взгляд на образование сводился к тому, чтобы посредством разума, главным образом научного знания, просветить людей и тем самым покончить с невежеством и обманом, то получалась довольно стройная система подготовки специалистов. Проблема подготовки специалиста есть главным образом задача информационного характера - передачи конкретного знания от преподавателя к ученику.

Воспитание личности связано с формированием у нее своей точки зрения, самостоятельной позиции в отношении смысла своего собственного существования, значимости тех знаний, которые он получает в процессе образования. Учиться означает – учиться стать человеком, то есть личностью, способной понимать цели и задачи общества, в котором он живет, находить в этой жизни свое место, видеть пути и возможности своего сознательного участия в жизни своей страны. Утилитарный и функциональный подход к ученику, взгляд на него только как на будущего специалиста во многом способствует атомизации личности, отчуждению человека, его обособлению от других во всем, что выходит за рамки профессиональной подготовки.

Важнейшую роль в формировании внутреннего мира будущего специалиста, в том числе сотрудника правоохранительных органов, играет философия, этика, искусство, а также изучение культур других народов и цивилизаций, иностранных языков т.п.

Но особую роль в становлении духовных ориентиров играет философия, выполняющая интегративную роль в отношении всех видов знания, которые осваивает обучающийся, с которыми он сталкивается в процессе обучения.

Усвоение содержания различных дисциплин, в первую очередь, гуманитарных, конечно, расширяет кругозор человека. Но для воспитания полноценной личности этого явно недостаточно. Нередко о человеке с несколькими дипломами говорят – знания есть, а убеждений нет.

Воспитание личности – это, прежде всего, пробуждение интереса к целям и смыслам своего существования, бытия других людей, человеческого общества. Формирование самостоятельной духовно-ценностной позиции, то есть ясных представлений об «абсолютных», высших ценностях – процесс длительный, который требует постоянного диалога учителя с учеником. Преподаватель не просто сообщает ученику материал, он учит его жизни и через свое отношение к жизни, и своим собственным поведением и взглядами. Диалог выступает важнейшей частью воспитания современного человека. Одинаково малопригодно и даже опасно знание без смысла и смысл без знания, иными словами, специалист без твердых нравственных убеждений и социальной позиции и фанатически убежденный последователь какой-то, может быть, и возвышенной идеи, но без знаний – конкретных и философско-этических.

По мере становления личности к воспитанию добавляется еще и процессы самовоспитания, самообразования. Самостоятельная, углубленная работа над своими взглядами, над уровнем своих знаний делают доступными для личности сложнейшие творения человеческого духа, открывают перед ней ясную дорогу творчества в избранной ею сфере деятельности – научной, практической, организационной, у которой нет пределов для совершенства.

В самом общем смысле, философия образования есть прикладная философская дисциплина, изучающая наиболее общие закономерности и зависимости образовательных процессов в историческом и социальном контексте (экономическом, политическом, технологическом, педагогическом, психологическом, нравственном). По вопросам об определении понятия «философия образования» и выделении предмета философии образования в научном сообществе нет единой общепринятой точки зрения. Можно выделить как минимум три наиболее популярные точки зрения1:

1) Под философией образования понимается
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция по теме №17 iconЛекция по теме №17
Тема №17 «роль философии в криминологии и значение философской культуры в профилактической деятельности»

Лекция по теме №17 iconЛекция по теме №16 «человек в системе хозяйствования» принадлежит...
Трудовая деятельность как основополагающий фактор в философии хозяйства

Лекция по теме №17 iconЛекция по теме №12 «философия права как мировоззренческая и методологическая...
Автор Медушевская Наталья Федоровна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

Лекция по теме №17 iconЛекция по теме №10 «наука и методология» принадлежит к разделу II....
Автор Барсегян Сурен Григорьевич, кандидат философских наук, доцент, профессор кафедры философии

Лекция по теме №17 iconЛекция по теме №5 «философская картина мира» принадлежит к разделу...
Автор Рифицкий Георгий Петрович, доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры философии

Лекция по теме №17 iconЛекция №1. Введение. Элементы дифференциальной геометрии. 2
Лекция №5. Множества Жюлиа, множество Мандельброта и их компьютерное представление. 18

Лекция по теме №17 iconЛекция по теме №15 «философия техники: переосмысление отношения человека...
Автор Гончаров Николай Петрович, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

Лекция по теме №17 iconЛекция по теме №7 «учение об обществе» принадлежит к разделу II....
Автор Медушевская Наталья Федоровна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

Лекция по теме №17 iconЛекция по теме №13 «природа и сущность права» принадлежит к разделу...
Автор Медушевская Наталья Федоровна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

Лекция по теме №17 iconЛекция по теме №1 «специфика философского знания, предмет и функции...
Автор Чугунов Александр Михайлович, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница