Лекция по теме №15 философия хозяйства как стратегическое осмысл




Скачать 474.49 Kb.
НазваниеЛекция по теме №15 философия хозяйства как стратегическое осмысл
страница1/5
Дата публикации02.04.2013
Размер474.49 Kb.
ТипЛекция
vbibl.ru > Философия > Лекция
  1   2   3   4   5


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра _философии_

(название кафедры)
Утверждаю

Начальник кафедры философии_

(название кафедры)

. Д.И. Грядовой

(подпись)
Автор Марченя Павел Петрович, кандидат исторических наук,

доцент, доцент кафедры философии

(фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание, должность)
Фондовая лекция

по __________________ФИЛОСОФИИ_____________________

(название учебной дисциплины)

Тема _№ 15 «^ ФИЛОСОФИЯ ХОЗЯЙСТВА КАК СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА»_

(название темы)

(РАЗДЕЛ III. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

для специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»)
Обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии

протокол №_8_

от «4» _февраля_2009 г.

Москва 2009
ТЕМА № 15
^ ФИЛОСОФИЯ ХОЗЯЙСТВА

КАК СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА
ПЛАН


Введение

..…………………………………………….

с. 3

Вопрос 1

Сущность философского подхода к пониманию хозяйства ……………………


с. 6

Вопрос 2

Основные этапы философско-хозяйственной мысли …………………….


с. 18

Вопрос 3

Стратегии философского осмысления хозяйствования …...……………………….


с. 22

Вопрос 4

Экономический менталитет: цивилизационные аспекты ………………


с. 31

Заключение

..…………………………………………….

с. 39

Список литературы

..…………………………………………….

с. 42

Приложение

Интернет-ресурсы по теме……………….

с. 47


ВВЕДЕНИЕ

Лекция по ТЕМЕ № 15 «ФИЛОСОФИЯ ХОЗЯЙСТВА КАК СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА» принадлежит к РАЗДЕЛУ III. «ПРИКЛАДНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ» рабочей программы по курсу «Философия», разработанной кафедрой философии Московского университета МВД России и предназначена для курсантов и слушателей, обучающихся по специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

Актуальность темы лекции обусловлена необходимостью ее раскрытия для системного решения целого ряда глобальных проблем современного общества. Философия хозяйства как целостное учение является сравнительно молодой, но уже признаваемой многими философами одной из ключевых отраслей современного философского знания. Для лучшего понимания современности и ориентирования в вопросах, связанных с выбором пути экономического развития, требуется вдумчивый анализ тех идей, которые влияли и влияют на становление экономической культуры общества. Сущность человека, сам образ жизни человека и общества неотделимы от непрерывной хозяйственной деятельности. Осмысление хозяйства и осмысление человека и его места в мире тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Вряд ли можно считать образованным человека, не знакомого с основными философско-хозяйственными идеями, поисками и проблемами прошлого и настоящего в развитии человека и человечества. В настоящее время никакого единства в философско-хозяйственной мысли не существует, что делает ее критический анализ тем более актуальным в связи с необходимостью сделать самостоятельный осмысленный выбор.

Теоретическая значимость лекции заключается в том, что она конкретизирует и систематизирует знания, занимающие одно из ведущих мест в современном социальном знании. Нельзя трезво оценить современные экономические, политические, правовые и социокультурные реалии, не имея представления о том, какими теоретическими воззрениями руководствовались и руководствуются люди, созидающие историю хозяйственной жизни и, соответственно, ее будущее. Материал данной лекции способствует установлению и актуализации межпредметных связей и углублению уровня понимания и объяснения ключевых терминов научного знания в целом.

Практическая значимость лекции заключается в том, что она включает в себя знания, имеющие для курсантов и слушателей экономического факультета Московского университета МВД России особое значение в контексте их профессиональной деятельности. Знакомство будущего специалиста органов внутренних дел экономического профиля с достижениями и особенностями философско-хозяйственной мысли необходимо для сознательного профессионального освоения теории и практики хозяйствования в современном обществе. Будущим специалистам следует знать, что феномен хозяйства является предметом изучения не только экономических наук, но и философии, которая, в свою очередь, синтезирует результаты многих социально-гуманитарных дисциплин и выполняет важную методологическую роль в развитии экономического знания. Изучение философии хозяйства способствует сознательному профессиональному освоению не только философии и экономики, но и целого ряда общегуманитарных и специальных учебных курсов, предусмотренных учебным планом Московского университета МВД России.

Кроме того, теоретическое содержание лекции обеспечено прилагаемыми списками наиболее значимых источников, новейшей специальной литературы, востребованных электронных ресурсов и позволяет практически использовать актуальные современные информационно-образовательные технологии и технические средства обучения.

Предметом лекции является философский анализ комплекса проблем, связанных с теоретическим осмыслением феномена хозяйства в жизни человечества.

Целью лекции является формирование целостного представления о современном уровне философского осмысления хозяйства, хозяйственных проблем и путей их решения.

Задачи лекции:

  • постановка фундаментальных проблем философского осмысления хозяйства и ознакомление с ключевыми философско-хозяйственными терминами и направлениями;

  • выявление и анализ сущности философского подхода к пониманию хозяйства (в первую очередь, в сравнении с экономическим подходом);

  • выделение и сравнительная характеристика основных этапов истории философско-хозяйственной мысли;

  • выявление стратегий философского осмысления хозяйствования;

  • философское осмысление цивилизационных аспектов экономического менталитета.

Взаимосвязь лекции с ранее изученными темами проявляется в том, что ее содержание логически вытекает из развития и осмысления материалов предшествующих занятий по философии. Для обеспечения качества и эффективности усвоения материалов этой лекции прикладного раздела следует в достаточной степени освоить материалы предыдущих разделов программы курса (Раздел I. «Природа и сущность философского знания»; Раздел II. «Философские проблемы социально-гуманитарного знания»).

Взаимосвязь лекции с последующими темами обусловлена важностью усвоения ее содержания курсантами и слушателями для понимания и осмысленного изучения всех тем курса прикладной направленности: темы № 16 («Человек в системе хозяйствования») и темы № 17 («Философия хозяйства в современной России»).
Вопрос 1

^ СУЩНОСТЬ ФИЛОСОФСКОГО ПОДХОДА К ПОНИМАНИЮ ХОЗЯЙСТВА
У философии хозяйства, обязанной своим возникновением не столько философии вообще, сколько политической экономии (однако не в момент ее расцвета, а в период острого кризиса - рубежа ХIХ и ХХ вв.), есть конкретная дата рождения - 1912 год.

В этом году в Московском университете русский православный мыслитель ^ С.Н. БУЛГАКОВ1 защитил докторскую диссертацию по одноименной теме.

Труд «Философия хозяйства»2 стал первым шагом на пути создания религиозно-философского учения о хозяйстве, получившего большой резонанс в философской мысли России.

В этой работе С.Н. Булгаков дает философский (политэкономический, критический и христианско-метафизический) анализ проблемы хозяйства, в котором предпринимает попытку осмысления его как деятельности человека и Софии3 по восстановлению связи между миром и Богом.

В центре книги - задача религиозного осмысления экономической сферы. Тут последовательно «вскрываются софийные корни» хозяйственной деятельности человека в её основных аспектах и категориях - труд, производство, потребление.

Проблема хозяйства осмысливается с трех основных точек зрения.

Во-первых, с точки зрения господствующей науки о хозяйстве - политической экономии.

Эта наука является выражением исторического духа эпохи - экономизма. Ограниченность такого подхода к проблеме хозяйства, по мысли Булгакова, заключается в его наивном догматизме. Экономическая наука строит особую область опыта, но остается при этом равнодушной ко всему, что выходит за его пределы. Между тем, за пределами опыта вопрос о хозяйстве попадает в сферу общефилософскую. Задача философии хозяйства, таким образом, заключается в том, чтобы преодолеть этот догматизм, дать философское основание хозяйству.

Во-вторых, хозяйство рассматривается критически.

Поскольку хозяйство есть некое проявление жизни, оно неразрывно связано с ее «минусом» - смертью. Связь эта проявляется в том, что хозяйство выступает как борьба со смертью за расширение и утверждение жизни. «Хозяйство есть борьба человечества со стихийными силами природы в целях защиты и расширения жизни, покорения и очеловечивания природы, превращения ее в потенциальный человеческий организм»4. По Булгакову, философия хозяйства есть философия объективного действия.

Производство является некоторым активным воздействием субъекта на мир, есть система объективных действий. Поэтому, если возможно объективное действие, то возможно и производство. Объективное действие становится возможным при тождестве субъекта и объекта, при их одноприродности. Живой связью между ними является труд - человеческая активность, объективирующаяся вовне и объективирующая мир. Итак, возможность потребления и производства и, следовательно, хозяйства в целом основывается на одной и той же метафизической основе - тождестве субъекта и объекта. Понимаемое таким образом хозяйство подвергается Булгаковым обстоятельной философской критике.

В-третьих, важнейшим аспектом рассмотрения проблемы хозяйства является его метафизическое осмысление.

Здесь хозяйство анализируется с точки зрения его положительного содержания, причем интерпретируется в понятиях софиологии. Природа, достигнув самосознания, вступает в новую эпоху своего существования. Это эпоха хозяйства. Осознание природой самой себя - выявление живых сил, заложенных в мироздание Творцом. То, что развивается во времени и составляет содержание истории, лишь воспроизводит внутреннюю связь и соотношение элементов мира, нарушенную грехопадением. Хозяйство должно быть понято как творческая деятельность человека, через которого осуществляется всеединство Бога и человека. Таким образом, хозяйство в своем метафизическом основании оказывается софийным. Оно возможно только благодаря причастности человека к обоим мирам - Софии и эмпирическому миру. Мир может вновь вернуться к своему истинному состоянию именно через хозяйство, которое есть не что иное, как деятельность Софии, осуществляющаяся посредством человека, по восстановлению мироздания. Это есть окончательная цель хозяйства, лежащая уже за его пределами.

Таковы основные идеи целостного философского учения о хозяйстве, принадлежащие автору этого учения - С.Н. Булгакову5.

Из них видно, что для философии важно специфическое – неэкономическое - понимание хозяйства. Согласно такому пониманию, хозяйство есть само бытие - божественное, природное и человеческое, рассматриваемое, по-особому - со стороны его производительной (творческой) организации, в единстве ее субъективного и объективного аспектов6. (Видя в хозяйстве само бытие, вовсе не обязательно в бытии видеть одно лишь хозяйство; трактовка бытия как хозяйства не означает, что все бытие и есть хозяйство.) У хозяйства всегда есть субъект - хозяйствующий субъект (природа - тоже субъект, хотя и не такой личностный, как Бог или человек; природа здесь вполне сравнима с человечеством, которое также не слишком личностно), но хозяйство всегда есть также и в чем-то самостоятельный от хозяйствующего субъекта процесс.

^ Хозяйство - не экономика, точнее, не только экономика. Экономика - частный случай хозяйства, особое по качеству, системе организации и реализации хозяйство, специфический способ хозяйства. Философия хозяйства обращена к хозяйству вообще, а не к одной лишь экономике, хотя по традиции часто рассматривается как область экономической науки.

Философия хозяйства - мировоззренческое хозяйствоведение, включающее в себя в качестве органической части и философию экономики. Однако философия экономики не сводится к теоретической экономии, хотя элементы философии хозяйства могут присутствовать в теоретической экономии, в особенности, в политэкономии.

Не сводима философия хозяйства и просто к философским проблемам теоретической экономии и научной экономии, хотя и соприкасается с этими последними.

Философия хозяйства часто принимается за философскую интерпретацию теоретической экономии, в частности, за некое обобщающее знание, позволяющее судить об основаниях теоретической экономии, ее развитии и структуре, концептуальных поисках и решениях, сменяющихся и соседствующих парадигмах, качестве сообщаемых теоретической экономией знаний, переломных моментах его развития и т.п. Философия хозяйства не чужда науковедческих мотивов, но последние не составляют ее главного достояния. Она - не только науковедение, но даже и не философское осмысление проблем теоретической экономии. Тем более нельзя сводить ее к простому философскому переложению теоретической экономии.

Философия хозяйства не отрывается полностью от теоретической экономии, как не закрывает глаза на предмет теоретической экономии - экономику, но она имеет собственный предмет и собственные методы его осмысления, т.е. свою онтологию и свою гносеологию, свою аксиоматику и свои разрешения. Хозяйство шире по объему и богаче по смыслам, чем экономика. И хотя экономика тоже есть хозяйство, только специфическое, многое из того, что свойственно хозяйству вообще, не открывается при рассмотрении экономики лишь как экономики. Экономика или экономическое хозяйство в самом общем виде - товарообменное хозяйство, и внимание науки к специфическому в экономическом хозяйстве мешает осмыслению того, что открывается при обращении к хозяйству вообще, а не к одному лишь экономическому хозяйству.

Увлечение обменно-оценочными проблемами, вполне оправданное для теоретической экономии, не способствует постановке и решению более общих задач хозяйствоведения, не говоря уже о так называемых вечных проблемах бытия, имеющих прямое отношение к хозяйству. Философия хозяйства не просто выходит за пределы теоретической экономии, не только по-особому осмысливает проблематику теоретической экономии, как и саму теоретическую экономию, а имеет свой предмет и свой ракурс видения, что в итоге дает оригинальное знание, которое нельзя обрести иным, т.е. не хозяйственно-философским, путем.

Таким образом, философия хозяйства - область обобщающего, мировоззренческого знания, относящаяся к хозяйству; специализированная философия, обращенная к хозяйству; часть абстрактно-теоретической экономической науки, рассматривающая природу, основания, начала хозяйства, присущие ему фундаментальные смыслы, а также закономерности и процессы, способы устройства и реализации, исторические тенденции7.

Предмет философии хозяйства не тождествен предмету теоретической экономии, хоть и частично с ним совмещается. И обусловлено это не одним волевым расширением сферы познания и осмысления, но и предпочтением иного, не свойственного теоретической экономии, способа познания и осмысления, не только воспринимающего более объемную сферу когнитивного интереса, но и позволяющего обоснованно осуществить само расширение познаваемой сферы. В отличие от теоретической экономии, являющейся более научным, чем собственно философским, знанием, философия хозяйства, не ограничиваясь лишь строго научным подходом, устремляется в такие сферы бытия, которые не могут быть освоенными наукой, во всяком случае, которые не входят, как правило, в ее поле зрения. Философия хозяйства, как и вообще философия, не чурается трансцендентности, почитая последнюю за начало бытия, с которым надо не только считаться, но и которое необходимо вводить в когнитивную конструкцию бытия.

Предмет философии хозяйства масштабен, разнообразен и достаточно неопределенен, что вообще характерно для философии, для любого синтетического знания. То же самое производство потребительных благ, т.е. сфера пристального интереса научной экономии, теоретической экономии и политической экономии, для философии хозяйства явно недостаточно, чтобы служить предметом и «зоной» познания, хотя, конечно, находится оно вовсе не на периферии познавательного внимания с ее стороны. Она не ограничивается собственно производством потребительных благ, а выходит на производство жизни - во всех, по сути, ее аспектах, разумеется, при общем, генерализующем осмыслении. Однако и этого мало. Философия хозяйства нацелена на осмысление производства бытия вообще - в том числе и бытия идеального, не смущаясь при этом и производством бытия виртуального, фиктивного, даже ирреального. Но и это не все: философия хозяйства интересуется и производством небытия, смерти, антижизни.

Любое производство, любая производительная организация, - как позитивного (прибыльного), так и негативного (убыльного) характера, - вызывает интерес у философии хозяйства, ибо все это имеет прямое отношение к хозяйству вообще, к его познанию.

Философия хозяйства обращает внимание не на одно производство потребительных благ (как и на производство антиблаг, а то и просто «непотребных» вещей), но и на производство знания, сознания, души; смыслов, идей, культуры; порядка, институтов, цивилизаций; права, политики, государства; хаоса, кризисов (и катастроф), войн; переходов, перестроек, революций и т.д., т.е. на производство человека и его истории. Ведь все, чего бы мы ни коснулись, соотносится, так или иначе, с хозяйственным (либо с антихозяйственным) началом.

По самому своему предназначению философия хозяйства не может довольствоваться лишь производством и обменом товаров, созиданием доходов и их распределением, оптимизациями производственных и потребительных выборов, действием финансовых механизмов и т.п. - т.е. всем тем, чем обычно довольствуется теоретическая экономия. Не уходя при этом от характерных для теоретической экономии объектов исследования, философия хозяйства обращается к более (несопоставимо) широкому смысловому пространству, позволяющему не только составить более объемное представление о хозяйственном бытии, но и по-иному смотреть на предмет теоретической экономии, замечая все его «входы» и «выходы», проходящие через него смысловые потоки, фиксируя такие в нем качества, закономерности и процессы, которые обычно не схватываются теоретической экономией.

Погружение теоретической экономии в хозяйственно-философскую среду, как просвечивание теоретической экономии хозяйственно-философскими лучами, никак не стирает теоретическую экономию, наоборот, способствует ее верификации и обогащению, а при необходимости и парадигмальному обновлению. Только в более богатом смысловом поле, дарующем возможность новых аксиоматических решений, возможно преодоление смысловой неполноты, неизбежно возникающей в рамках той или иной замкнутой на себя когнитивной конструкции.

Как некое совокупное знание философия хозяйства - не склад всего и вся. Она - совокупность обобщенных знаний, как чисто универсальных (о божественном, природном и социальном универсумах, о самом мироздании), так и специфических, обращенных к тем или иным аспектам бытия. Философия хозяйства не занимается и не может заниматься конкретной технологией хозяйства, выявлением его инженерно-архитектурного облика, познанием конкретных строительных механизмов и организационных алгоритмов. Даже теоретическая экономия обо всем этом говорит обобщенно. Она уходит еще дальше в своих генерализующих мировоззренческих размышлениях. Если уровень конкретных (прикладных) наук признать за первый обобщающий уровень, а уровень теоретической экономии - за второй, то уровень философии хозяйства, безусловно, третий.

Философия хозяйства сообщает человеческому познанию необходимую полноту. Без нее человек познающий остается если и не слепым, то недостаточно зрячим. Она расширяет (практически безгранично) когнитивный горизонт человека, снабжая его воистину необходимым исходно-фундаментальным (начальным - от начал мироздания, природы, жизни) знанием, превращая его из практического работника (инженера, менеджера, экономиста) и человека размышляющего (знатока, эксперта, исследователя) в человека мудрствующего (созерцателя, мудреца, провидца).

Для философии хозяйства нет априорных ограничений ни в познании, ни в знании. Ее феноменология свободно сочетается с ноуменологией, она не довольствуется констатацией явлений и их отношений, а стремится к овладению сущностями. И в овладении этими последними свободно переходит от одного уровня к другому, более абстрактному и общему, не останавливаясь и перед осмыслением тайносущего. Философия хозяйства, как и вообще философия, не претендует, как та же наука, на обретение конечных истин, пусть и условно-временных, а вырабатывает не имеющие определительного предела представления, с помощью которых судит не только об опытно познаваемом, как делает по преимуществу наука, но и интуитивно улавливаемом. Она вторгается в сферу неопределенности, но не ради погашения и интеллектуального преодоления неопределенности, как к тому стремится наука, а ради ее признания, адекватного понимания и отображения.

Трактуя бытие как хозяйство, а хозяйство как бытие, соответственно жизнь как хозяйство, а хозяйство как жизнь, наконец, хозяйство как производительную (творческую) организацию, а последнюю - как хозяйство, философия хозяйства способна ставить и по-своему решать следующие глобальные вопросы: отчего, зачем, с какой целью, каким образом и с каким результатом реализуется хозяйство, прежде всего хозяйство человека. Как выполняет человек выпавшую на него роль хозяйствующего субъекта, творца. Какова генетика и природа человеческого хозяйства, откуда оно, каково его соотношение с божественным и природным хозяйством, в чем его специфика. Все это вопросы, которых избегает теоретическая экономия, ибо не может в силу своей предметности и аксиоматической ограниченности ни поставить их, ни попытаться разрешить.

Философия хозяйства открыта для восприятия всего, что есть в бытии и имеет отношение к хозяйству. И если для теоретической экономии существует явный контекст, находящийся за пределами ее непосредственного интереса, то для философии хозяйства такого «отбрасываемого» контекста просто нет. Для нее важно все, что относится к хозяйству, что в него входит и на него влияет, что его определяет и в чем оно само определяется. Она не может ни от чего «отмахнуться», она обязана уделять внимание всему: духовному, культурному, идейному; природному, материальному, техническому; социальному, политическому, экономическому; психологическому, экологическому, этническому; пространственному, географическому, геополитическому; энергетическому, информационному, коммуникационному; текущему, историческому, футурологическому и т.д. Философия хозяйства стремится к возможно более полному знанию о хозяйстве, естественно, в обобщенных интерпретациях. Ее смысловое пространство - самое объемное, разнообразное и содержательное, хотя это не означает ни ее всеядности, ни ее разбросанности, ни ее размытости.

Философия хозяйства не связана ни с какими мировоззренческими, когнитивными и методологическими установками, кроме исходящих из стремления к пониманию бытия и обретению о нем удовлетворительного знания. Философия хозяйства допускает и вполне теоретические «выходы», т.е. некие целостные смысло-категориальные конструкции. Однако саму ее не следует рассматривать как собственно теорию, ибо это всего более открытое мировоззренческое смысловое поле, чем замкнутый на себя смысловой «агрегат». Что касается многочисленных ветвей, отражающих специфически-аспектные знания, то они могут свободно располагаться на общем древе философии хозяйства.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция по теме №15 философия хозяйства как стратегическое осмысл iconЛекция по теме №17 «философия хозяйства в современной россии» принадлежит...
Отечественная философия хозяйства XX-XXI вв.: Россия – СССР – Россия. Формирование новой модели хозяйствования и его философское...

Лекция по теме №15 философия хозяйства как стратегическое осмысл iconЛекция по теме №16 «человек в системе хозяйствования» принадлежит...
Трудовая деятельность как основополагающий фактор в философии хозяйства

Лекция по теме №15 философия хозяйства как стратегическое осмысл iconЛекция по теме №16 «философия гражданского общества» принадлежит...
Автор Гончаров Николай Петрович, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

Лекция по теме №15 философия хозяйства как стратегическое осмысл iconЛекция по теме №8 «философия человека. Личность и правоохранительная...
Автор Медушевская Наталья Федоровна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

Лекция по теме №15 философия хозяйства как стратегическое осмысл iconЛекция по теме №15 «философия российской государственности и права»...
Возникновение и развитие государственности и права: системно-философский анализ

Лекция по теме №15 философия хозяйства как стратегическое осмысл iconЛекция по теме №12 «философия права как мировоззренческая и методологическая...
Автор Медушевская Наталья Федоровна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

Лекция по теме №15 философия хозяйства как стратегическое осмысл iconЛекция по теме №16 «философия самосознания: роль самосознания в процессе...
Автор Золкин Андрей Львович, доктор философских наук, доцент, заместитель начальника кафедры философии

Лекция по теме №15 философия хозяйства как стратегическое осмысл iconЛекция что такое философия?
А. Первое определение формулируется, например, следующим образом: «Философия – это система взглядов на мир в целом и на отношение...

Лекция по теме №15 философия хозяйства как стратегическое осмысл iconЛекция по теме №10 «наука и методология» принадлежит к разделу II....
Автор Барсегян Сурен Григорьевич, кандидат философских наук, доцент, профессор кафедры философии

Лекция по теме №15 философия хозяйства как стратегическое осмысл iconЛекция по теме №5 «философская картина мира» принадлежит к разделу...
Автор Рифицкий Георгий Петрович, доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры философии

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница