Методическое пособие из серии «Библиотечка профконсультанта»




НазваниеМетодическое пособие из серии «Библиотечка профконсультанта»
страница1/14
Дата публикации20.09.2013
Размер0.89 Mb.
ТипМетодическое пособие
vbibl.ru > Философия > Методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
Лукина А. К.

Сборник профориентационных игр, викторин, конкурсов
Методическое пособие из серии «Библиотечка профконсультанта»


Содержание


Игры 7

«Выбор» 7

«Мальчики - девочки» 7

Участники: Подростки 14-16 лет (не больше 30 человек), двое ведущих. Можно проводить эту игру в смешанном коллективе детей и взрослых. 8

«Перспектива» 11

Тренинг профессионального самоопределения 18

«Остров» 19

«Цепочка профессий» 21

«Сотворение мира» 22

Программа погружения 23

«Профессиональное самоопределение личности» 23

Две жизни 23

Профконсультирование 24

Бюро найма 24

Дядюшкино завещание 26

«Волшебный магазин» 29

«Королевство» 29

«Кораблекрушение» 30

«Моя жизнь / Ваша жизнь» 30

«Чемодан» 31

«Принятие решений» 31

«Путешествия по странам» 32

«Бизнес-риск-мен» 32

«Я – компаньон» 35

Современная ситуация практической профориентации в России характеризуется тем, что возникает все более сильная потребность в разработке качественно новых подходов, связанных с повышением активности личности на этапе профориентации, обеспечении возможностей самореализации личности в динамично меняющемся мире.

В данном пособии представлены некоторые методики, направленные на активизацию профессионального и личностного самоопределения старшеклассника, находящего в ситуации выбора и проектирования своего жизненного пути.

В профориентации традиционно выделяются такие направления, как профинформация, профагитация, собственно профориентация, профессиональное самоопределение, профессиональный выбор, и другие. При этом, например, профориентация и профконсультация – это деятельность специалиста по ориентированию школьника в мире профессий, а, например, профессиональное самоопределение больше соотносится с самоориентированием учащегося, с его собственной активностью по планированию жизненного пути. На Западе этому понятию близко понятие «карьера» как определенная последовательность и комбинация ролей, которые человек выполняет в течение жизни.

Можно выделить несколько уровней помощи человеку в профессиональном и личностном самоопределении:

  • Адаптационно-технологический уровень – ориентирован на помощь человеку в том, чтобы оптимально «вписаться» в определенную систему в качестве органичного члена, «винтика» (в социально-профессиональную группу, коллектив, производственную систему).

  • Социально-адаптационный уровень направлен на помощь человеку в адаптации к данному обществу, что предполагает помощь в построении определенного образа жизни. Сам выбор профессии часто рассматривается как средство для построения определенного образа жизни.

  • Ценностно-смысловой, нравственный уровень затрагивает проблемы смысла жизни, поиска такой сферы деятельности, где человек мог бы в полной степени реализовать себя.

Сущность профессионального самоопределения можно определить как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения.

Противоречивый и сложный характер процесса самоопределения заключается в том, что сам совершенный выбор – это отказ от каких-то других возможностей, которые также имеют определенный смыл и ценность для клиента. И поэтому задача профконсультанта – помочь клиенту найти возможность компенсации несостоявшихся выборов в выборе осуществленном.

При этом можно выделить следующие парадоксы субъектности в профессиональном самоопределении:

  1. Чем больше мы познаем самоопределяющегося субъекта, ем в большей мере, мы лишаем его субъектности, так как он становится более прогнозируемым, возрастает риск манипуляции его сознанием.

  2. Смысл выбираемой профессии часто видится не в ней самой, а в благах, получаемых за работу.

  3. Часто настоящий труженик не получает справедливого вознаграждения. а явный бездельник живет припеваючи – происходит обесценивание труда.

  4. Если человек не хочет самостоятельно решать свои проблемы – то можно ли вообще говорить о субъекте самоопределения?

При всех этих сложностях, главная цель профессионального самоопределения – постепенно сформировать у клиента внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития.

При этом надо понимать, что на разных этапах жизненного пути личности эта проблема поворачивается под разными углами, требует различных стратегий профконсультационной помощи.
^ Особенности ожиданий различных образовательно-возрастных групп клиентов

и реальной профессиональной помощи по каждой из этих групп


^ Образовательно-возрастные группы

Специфика помощи

Типичные ожидания клиентов

Помощь профконсультанта

(основные акценты)

1. Дошкольники

  • выбор кружков

  • интерес к наиболее ярким профессиям

  • интерес к профессии своих родителей

  • стремление попробовать себя в игровой деятельности

  • помощь в выборе кружка (работа с родителями);

  • увлекательные рассказы об интересующих профессиях и о профессиях родителей;

  • проигрывание профессий;

2. Учащиеся младших классов и средней школы

  • интерес к модным (ярким) профессиям

  • стремление увязать учебные предметы с профессиями

  • выбор кружков, секций.

  • увлекательные рассказы об интересующих профессиях

  • постепенное расширение представлений о мире профессионального труда вообще

  • помощь в выборе увлечений, хобби

  • предоставление возможности для совершения реальных проб в различных сферах деятельности.

3. Учащиеся 8-9-х классов

  • выбор дальнейшего образовательного пути

  • более конкретный интерес к профессиям

  • интерес к профессиональным учебным заведениям

  • выбор подготовительных курсов

  • интерес к своей профпригодности

  • профконсультационная помощь в выборе и проектировании дальнейшего образовательного пути (учебное заведение. профиль обучения в школе, индивидуальная образовательная программа)

  • помощь в самопознании

  • акцент – на ценностно-смысловые стороны профессионального труда

  • профинформационная работа – знакомство с особенностями профессий и учебных заведений

  • проектирование будущего

4.Выпускники школ

  • конкретный (окончательный) выбор: дальнейшее обучение, временная работа, служба в армии (для юношей), замужество (для девушек)

  • помощь в конкретном выборе

  • проектирование запасных и резервных вариантов в случае не реализовавшегося выбора (не поступил в институт.._

5. Абитуриенты

  • помощь в выборе факультета, специальности

  • главный акцент – помощь в выборе специальности (хотя лучше это делать через 2-3 года обучения)

6. Студенты

  • уточнение специальности или специализации

  • выбор темы курсовой или дипломной работы

  • выбор научного руководителя

  • выбор места практики

  • проблемы, связанные с кризисами профессионального обучения (кризис студентов 3-го курса)

  • временное трудоустройство




  • помощь по всем этим позициям

  • главный акцент – на ценностно-смысловые аспекты учебной деятельности

  • проблема сочетания учебы и трудовой деятельности как средства материального обеспечения

  • проблема связи различных выборов с проектированием будущего

  • проектирование будущего


Во многом планирование карьеры связано с разными вариантами выделения психологических «пространств» профессионального и личностного самоопределения. Поскольку сущность профессионального самоопределения связана с поиском смыслов предстоящей профессиональной деятельности, то в немалой степени варианты планирования карьеры зависят от понимания того, что является смыслом, и какие вообще возможны смыслы. Условно можно выделить следующие основания для построения типологии вариантов самоопределения в перспективе:

  1. Связь смысла с прошлым, настоящими или будущим. Например, М.Р.Гинзбург на этой основе и выстраивает свою типологию вариантов самоопределения личности.

  2. Устойчивость или фрагментарность смысла, его соотнесенность со всей жизнью, или лишь с определенными жизненными периодами.

  3. Многоплановость смыслов, что иногда приводит к путанице и внутреннему хаосу, а иногда – как бы подстраховывает человека.

  4. Степень иерархичности (соподчиненности) смыслов и ценностей, когда у человека есть возможность выделить для себя что-то более или менее значимое, а, следовательно, сконцентрировать свои усилия на главном деле жизни.

  5. Сама направленность на те или иные смыслы. Например, это может быть эгоистическая или альтруистическая ориентация, или же ориентация на ценности массового сознания, или на ценности уникальности и творчества.

  6. Можно выделить и такое основание, как степень творческого участия самого человека в построении тех или иных жизненных и профессиональных смыслов.

Организация активизирующей профконсультации в немалой степени зависит от изначальной установки клиента на тот или иной вариант построения своих профессиональных и жизненных перспектив. Иногда для практической работы полезно бывает выделить типичные варианты самоопределения, основанные на обобщении эмпирического опыта взаимодействия с разными группами клиентов.

  1. Вариант под условным названием «Тыловик» предполагает примерно следующую логику планирования своих перспектив. Сначала надо как-то обеспечить себе «тылы» для любимого дела своей жизни, а уж потом и заниматься этим делом. В качестве возможных вариантов таких «тылов» могут выступать: деньги как возможность для личностного роста и решения многих бытовых проблем; образование; выгодные связи и т.д.

  2. «Гуляка» рассуждает примерно так: надо сначала познать все радости жизни («нагуляться вдоволь»), а уже потом заняться серьезным делом. Здесь как бы предполагается, что основное дело жизни («серьезное дело») не связано с главными «радостями жизни».

  3. «Максималист» хочет все сразу. Иногда он стремится к этому, полагаясь только на свои силы, и часто не достигает желаемого, чаще – с помощью других людей, но и они не могут дать ему все сразу. В остальных случаях такие люди надеются на случай (например, надеются, что где-то в Америке объявится некая троюродная бабушка, которая оставит им наследство, или на выигрыш в лотерею или на что-нибудь еще).

  4. «Придворный» стремится все время быть поближе к влиятельным и преуспевающим людям. Это как вариант «пристройки» к людям успеха, в надежде на то, что и им что-то перепадет от них.

  5. «Подпольщик» ведет как бы двойную жизнь, скрывая свои истинные стремления и цели. К сожалению, действительно творческие люди часто вынуждены вести такую жизнь, поскольку рискуют быть не только не понятыми окружающими, но и осмеянными и даже наказанными за свою непохожесть на окружающее большинство.

  6. «Непотопляемый» человек способен на тотальную адаптацию к любым (в том числе и принципиально меняющимся) условиям. возможны разные варианты такой «непотопляемости»: «свой парень», который находит общий язык с любыми людьми; «неуловимый» умудряется во всех сложных ситуациях выходить «сухим из воды»; «обыкновенный предатель»; гениальная способность к компромиссам и нахождению общих интересов с разными людьми и т.д.

  7. «Одноразовый человек» всю жизнь вспоминает о каком-то одном интересном и значительном событии в своей жизни. Главный смысл и главная ценность для такого человека как бы находится в прошлом, а будущее существует лишь для того, чтобы самому вспоминать об этом событии и рассказывать о нем окружающим.

  8. «Запрограммированный» человек реализует стереотипные представления о путях к жизненному и профессиональному успеху, характерные для массового сознания.

  9. «Застрявший» в своем развитии человек когда-то, в какие-то периоды или в каких-то ситуациях почувствовал себя значительной личностью, вызывающей восторг, страх, уважение, понимание или просто одобрение со стороны окружающих. И тогда такой человек всю оставшуюся жизнь пытается воспроизводить эти периоды или ситуации.

  10. «Вечный мечтатель» живет в фантазиях, в некотором виртуальном мире, но не в настоящем времени, которого он страшно боится. Для кого-то такой вариант представляется спасительным, но, к сожалению, виртуальность жизни ставит иногда и такой вопрос: а есть ли для данного человека вообще жизнь?

  11. «Восторженное ничто» всю жизнь кем-то восхищается. при этом часто реализуется такая позиция: «Я восхищаюсь Вами, потому что сам по сравнению с Вами являюсь ничтожеством» или «Чем я сам ничтожнее, тем больше я восхищаюсь вашим умом, талантом и т.д.».

  12. «Вечный борец» за какую-то идею готов по-настоящему рисковать своим благополучием и именно в этом находит особое очарование жизни. Это может проявляться в самых разных вариантах, например: новатор, который «пробивает» свою или чужую идею; «революционер», стремящийся преобразовать мир по-своему; имитатор борца, для которого борьба за идею – всего лишь игра; просто банальный склочник и т.д.

  13. «Вечная прелесть» стремится обязательно кого-то очаровать, кому-то понравиться. В силу того, что современный мир характеризуется театрализацией самых разных аспектов нашей жизни (вплоть до образования и политики), такой стереотип становится все более и более реальным.

Для осуществления настоящее профориентации, подлинного самоопределения, необходимо применять различные активизирующие методики, важное место среди которых занимают различные профориентационные игры, викторины, шутливые тесты.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое пособие из серии «Библиотечка профконсультанта» iconМетодическое пособие Киселевск 2012
...

Методическое пособие из серии «Библиотечка профконсультанта» iconМетодическое пособие для выполнения курсовой работы по дисциплине «декоративное садоводство»
Методическое пособие составили: профессор Мамонов Е. В., доценты: Иванова И. В., Ващенко М. А., Скакова А. Г

Методическое пособие из серии «Библиотечка профконсультанта» iconУчебно-методическое пособие специальность 050104 «Безопасность жизнедеятельности»
Учебно-методическое пособие / М. Б. Звонкова, А. В. Неделяева, Ю. В. Егорова, Е. Л. Агеева Н. Новгород: нгпу, 2008. 48 с

Методическое пособие из серии «Библиотечка профконсультанта» iconУчебно-методическое пособие Н. Новгород
...

Методическое пособие из серии «Библиотечка профконсультанта» iconУчебно-методическое пособие для студентов специальностей «История»
Шинаков Е. А., Поляков Г. П., Чубур А. А. Основы восточноевропейской археологии (учебно-методическое пособие). – Брянск, рио бгу,...

Методическое пособие из серии «Библиотечка профконсультанта» iconВ сокращении Учебно-методическое пособие Томск 2008 утверждено
Учебно-методическое пособие предназначено для научных руководителей и студентов, выполняющих квалификационные работы и отчеты о нир...

Методическое пособие из серии «Библиотечка профконсультанта» iconУчебно-методическое пособие для студентов заочной (дистанционной) формы обучения Москва 2008
Знаменский В. В. Налоги и налогообложение: Учебно–методическое пособие. – М.: Миир, 68 с., 2008

Методическое пособие из серии «Библиотечка профконсультанта» iconМетодическое пособие по написанию курсовой работы для студентов экономического...
Методическое пособие одобрено методической комиссией экономического факультета вгсха (протокол от )

Методическое пособие из серии «Библиотечка профконсультанта» iconУчебно-методическое пособие удк 159. 9 (075. 8) Ббк 88. 8я73 г 182 isbn 5-98534-569-6 Гамезо
Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под общ ред. М. В. Гамезо. М.: Ось-89, 2007. 352 с

Методическое пособие из серии «Библиотечка профконсультанта» iconУчебно-методическое пособие
Составитель Синицына З. М. Написание и защита выпускной квалификационной (дипломной) работы. Учебно-методическое пособие для студентов...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница