Философия науки и образования




НазваниеФилософия науки и образования
страница1/16
Дата публикации20.08.2013
Размер1.75 Mb.
ТипУчебное пособие
vbibl.ru > Философия > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


Федеральное агентство по образованию

Нижегородский государственный педагогический университет

В.А. Глуздов, А.А. Касьян,

С.В. Куревина, Л.Е. Шапошников

ФИЛОСОФИЯ

НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Учебно-методическое пособие
Под редакцией

А.А. Касьяна

Нижний Новгород

2010

УДК 167; 168; 378

ББК 87. 25; 74 в1

Ф 561

Авторский коллектив:
В.А. Глуздов (раздел II, темы 1-8)

А.А. Касьян (раздел I, темы 2 -7, 13, 15, 17)

С.В. Куревина (раздел I, темы 8 – 12, 14, 17)

Л.Е. Шапошников (раздел I, темы 1, 16)


Ф561 ^ Философия науки и образования: Учебное пособие /В.А. Глуздов, А.А. Касьян, С.В. Куревина, Л.Е. Шапошников. Под ред. А.А. Касьяна. – Ниж-ний Новгород: Изд-во НГПУ, 2010. 104 стр.

ISBN

В учебном пособии рассмотрены основные проблемы философии науки и философии образования в их исторических и теоретических аспектах.

Учебное пособие ориентировано на аспирантов и соискателей (кандидатский экзамен «История и философия науки»), магистрантов и студентов, изучающих такие учебные дисциплины, как философия науки, философия образования, методология научного познания.


ISBN © В.А. Глуздов,

А.А. Касьян,

С.В. Куревина,

Л.Е. Шапошников, 2010

Содержание
Предисловие

стр. 5
РАЗДЕЛ I. Философия науки
Тема 1. Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения

стр. 7
Тема 2. Предмет философии науки

стр. 9
Тема 3. Проблема возникновения и определения науки

стр. 11
Тема 4. Античный образ науки

стр. 14
Тема 5. Образ науки эпохи Нового времени

стр. 17
Тема 6. Позитивизм: становление и эволюция

стр. 21
Тема 7. Постпозитивизм

стр. 27
Тема 8. Историческая динамика научного знания

стр. 30
Тема 9. Субъект и объект научного познания

стр. 32
Тема 10. Понятие знания. Проблема научной истины

стр. 36
Тема 11. Язык науки

стр. 39
Тема 12. Эмпирический и теоретический уровни науки

стр. 41
Тема 13. Методы научного познания

стр. 45
Тема 14. Предпосылочное знание

стр. 52
Тема 15. Проблема взаимосвязи философии и науки

стр. 55
Тема 16. Философия как методологическая основа познания истории

стр. 60
Тема 17. Наука и общество

стр. 65
Список литературы к разделу I

стр. 70

РАЗДЕЛ II. Философия образования
Тема 1. Социальные институты общества.

Социокультурные и личностно ориентированные программы

стр. 73
Тема 2. Образование как социальный институт.

Предмет философии образования

стр. 75
Тема 3. Человек. Теория человека.

Образование и основные этапы социализации человека

стр. 78
Тема 4. Потребности и способности человека: философский анализ

стр. 81
Тема 5.Образование в обществе.

Социально-политическое бытие образования

(элитарное, демократически доступное образование)

стр. 86
Тема 6. Высшее образование как социально-когнитивный комплекс

стр. 91
Тема 7. Детерминанты и механизмы взаимодействия социальных институтов науки и образования

стр. 96
Тема 8. Учебный предмет в системе образования

стр. 98
Список литературы к разделу II

стр. 103


Предисловие
Наука – один из элементов мира культуры. Образование – также элемент мира культуры. Образование не просто рядоположено науке (как, например, искусство, религия), но выступает необходимо связанной с наукой областью культуры, их раздельное существование невозможно. Более того, образование – одна из сфер функционирования науки. Поэтому философское осмысление науки и философское осмысление образования – взаимосвязаны, дополняют, а в идеале предполагают друг друга. Именно в силу этого философия науки и философия образования в предлагаемом читателю учебном пособии объединены в единое целое.

Это особенно важно для тех, кто получает профессиональную подготовку в педагогическом вузе – ведь образование, деятельность в сфере образования станет для большинства из них способом бытия в мире, профессиональной деятельностью, образом жизни.

Учебное пособие «Философия науки и образования» в первую очередь ориентировано на аспирантов и соискателей, сдающих кандидатский экзамен по дисциплине «История и философия науки» Данный экзамен пришел на смену кандидатскому экзамену по общему курсу философии. Тем самым, аспиранты и соискатели не просто повторяют пройденный материал (общий курс философии), а обращаются к новой философской дисциплине – философии науки. В ней представлено философское осмысление науки в её развитии и функционировании во всём многообразии различных сторон её бытия (онтологические, гносеологические, аксиологические, социальные, культурные, мировоззренческие, этические и др. аспекты). Введение кандидатского экзамена по философии науки имеет цель усилить мировоззренческую и методологическую подготовку будущих специалистов науки и образования, расширить и углубить их философскую культуру по отношению к «жизненному миру» их будущей профессиональной деятельности.

Данное учебное пособие следует «Программе-минимум кандидатского экзамена по философии науки» (утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации №697 от 17.02. 2004 г.). Текст программы включен в «Методические рекомендации к кандидатскому экзамену «История и философия науки» (выходят в НГПУ ежегодно). В этих рекомендациях представлена организационная сторона подготовки аспирантов и соискателей в НГПУ к кандидатскому экзамену.

В то же время учебное пособие не исчерпывает всего содержания программы. В нем рассматриваются ее узловые вопросы. Учебно-методическое пособие раскрывает основные проблемы философии науки, а также философии образования. Эти проблемы представлены в теоретическом и историческом аспектах. Ограниченный объем пособия не позволяет рассматривать темы курса в полном объеме, его задача – ориентация читателя в сути проблем и основных подходов к их решению. Поэтому предлагаемые материалы не могут заменить учебную и научную литературу, «живое» общение с преподавателем.

Содержание пособия основано на современном уровне разработки проблем философии науки и философии образования. Авторы, работники Нижегородского государственного педагогического университета, непосредственно занимаются научно-философским осмыслением некоторых аспектов развития и функционирования науки и образования. Результаты их научных исследований нашли отражение в тексте.

Дисциплину «История и философия науки» изучают (сдают экзамен) аспиранты и соискатели. Студенты философско-теологического факультета изучают и сдают экзамен по дисциплинам «Философия и методология науки», «Философия образования». Аналогичная подготовка ведется и с магистрантами различных специальностей. Некоторые проблемы философии науки и философии образования находят отражение в общих курсах философии и педагогики, а также в таких специальных курсах, как философия физики, математики, методология психолого-педагогических исследований, методологические проблемы гуманитарных наук и т.п. Для всех аспирантов и соискателей, магистрантов и студентов различных специальностей пособие в этом отношении выступает в качестве базового.

Читатели учебного пособия имеют разную предметную специализацию. Их задача – работать с текстом, имея в виду историю своей науки, её современное состояние, апробировать общие положения на материале той или иной научно-учебной дисциплины. Это же относится и к ответам на контрольные вопросы, выполнению заданий.

Помимо данного учебного пособия для подготовки к экзамену необходимо использовать другую учебную литературу по философии науки и философии образования (например, указанные в списках литературы учебники и учебные пособия, авторами которых являются В.П.Кохановский, С.А.Лебедев, Т.Г.Лешкевич, Л.А.Микешина, А.Л.Никифоров, Г.И.Рузавин, В.С. Степин). Рекомендуем также фундаментальное издание – «Энциклопедия эпистемологии и философии науки» (М., 2009, отв. редактор И.Т. Касавин), другие словари и справочники, а также журналы «Вопросы философии», «Философские науки» (выходят ежемесячно), «Эпистемология и философия науки» (ежеквартальник).

Учебное пособие состоит из двух разделов – «Философия науки» и «Философия образования», в которых рассматривается тематика этих дисциплин. Каждая тема завершается контрольными вопросами и заданиями. Каждый раздел завершается соответствующим списком литературы.

Отв. редактор

Раздел I.

Философия науки
Тема 1

^ Философия и мировоззрение.

Исторические типы мировоззрения
Цель изучения темы: Выявление специфики философского знания, его принципиального отличия от мифологических и религиозных идей.

^ Основные вопросы темы: Предмет философии. Понятие мировоззрения и его типы (мифологическое, религиозное, философское). Время и причины возникновения философии. Структура философского знания.
^ Предмет философии, т.е. круг изучаемых ею проблем, во многом определяется спецификой самого философского знания. Философия изучает наиболее общие принципы и закономерности бытия, познания и общества, она стремится ответить на вопрос о смысле человеческого существования, вырабатывая обобщенную систему взглядов на место человека в окружающем мире и социуме.

Философия исторична в двух значениях: во-первых, она появляется на определенном этапе развития общества в 6 в. до н.э. в древних Китае, Индии и Греции; во-вторых, она исторична, так как развивается вместе с прогрессом общества, на передний план в связи с изменениями в социальной сфере выходят либо проблемы субстанции, либо вопросы гносеологии и антропологии, либо проблематика философии истории и философии науки. Философия является мировоззрением, т.е. она содержит систему взглядов, определяющих отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе. Философскому мировоззрению исторически предшествовали мифология (в переводе с греч. – предание, сказание) и религия (в переводе с лат. - благочестие).

^ Мифологическое мировоззрение обладает рядом особенностей: оно отражает мир в образной форме и эти образы для носителя этого мировоззрения «подлинная и максимально конкретная реальность» (А.Ф. Лосев). Поэтому к мифологическим образам относятся эмоционально, их любят, ненавидят, почитают, боятся и т.д., на них часто переносят человеческие свойства.

В мифологическом мировоззрении существуют специфические методы доказательства истинности тех или иных положений. Для мифа неважна логическая аргументация, отсюда понятно, что для него тезисы, построенные на интеллекте, не являются главными. Важнейшее значение имеет апелляция к традиции, события прошлого служат ключом к пониманию настоящего. Вообще время «первопредков, первотворения, первопредметов» выступает совокупностью первопричин, определяющих исторический процесс и современное состояние общества.

Наконец, мифология имеет синкретический характер, так как в ней присутствуют в зачаточном виде элементы религии, философии, науки и искусства. Появление более развитых типов мировоззрения, не приводит к автоматическому отмиранию мифологии, возникают ее новые формы, в частности, связанные с современной научной проблематикой, например, мифы о космических пришельцах, НЛО и пр.

^ Религиозное мировоззрение обязательно включает в себя мифологический элемент и их часто трудно отделить друг от друга, особенно в религиях первобытного общества и раннеклассовых формах религии. В то же время, если в мифах главный упор делается на интерпретацию природной и социальной жизни, то в религии на первый план выступает стремление повлиять на сверхъестественное в желаемом для себя направлении. Отсюда особое значение культа, призванного добиться этой цели. В классовых формах религии появляется церковный институт, т.е. совокупность верующих и профессиональные служители культа. Для последних защита, обоснование и распространение религиозного мировоззрения становится профессией. С появлением монотеизма, (речь, прежде всего, идет об иудаизме, христианстве и исламе) появляется теология (богословие). Это совокупность основных положений вероучения (догматов), построенных на основе священных текстов, полученных в виде божественного откровения. При этом при обосновании догматических начал используется человеческий разум, система рациональных построений, призванных истолковать и разъяснить богооткровенное учение. Догматы, став официальным учением церкви, приобретают статус непогрешимых истин, выступают критерием правильности построения тех или иных спекулятивных умозаключений.

Наконец, философское мировоззрение, возникающее, как мы уже отмечали в 6 в. до н.э. Исторически сложились две концепции возникновения философии – мифогенная, утверждающая, что философия возникает из мифологии. Последняя, опираясь на прогресс в рациональной форме мышления, эволюционирует от образного осмысления действительности к ее понятийному анализу (сторонники: Платон, Гегель, Шеллинг, А.Ф. Лосев и др.). Другая точка зрения гносеогенная – философия возникает как необходимое обобщение преднаучного знания (Г. Спенсер, А.А. Богданов, вообще весь позитивизм).

Современная философия склоняется к тому, что обе эти теории не противоречат друг другу, а взаимно дополняют друг друга, все большее распространение получает гносеогенно-мифогенная концепция возникновения философии.

Спецификой философского мировоззрения является то, что оно отражает мир в понятийной форме. Естественно, в отличие от мифологических и религиозных образов философские идеи доступны только тем, кто знает их язык. Система философских построений носит не хаотический характер, а подчиняется определенной логике. Устанавливается субординация между понятиями, выделяются категории, как наиболее фундаментальные и предельно общие понятия.

Философия не только выдвигает те или иные положения, но стремится обосновать и доказать их истинность. Иными словами появляется система рационализированных построений, опирающихся на разум.

Наконец, для философии не существует догматических ограничений, она обсуждает и рассматривает любые мировоззренческие темы, ничего не принимая на веру. Конечно, в истории философии были многочисленные примеры, когда та или иная социальная система пыталась ограничить ее свободу. Но эти ограничения порождаются не природой философского знания, а навязываются ему извне.

Философия по мере своего развития разделяется на специфические сферы знания, которые находятся в сложной взаимосвязи, взаимовлиянии. Перечислим основные разделы философского знания. Онтология - учение о бытии, основных видах и свойствах бытия. Гносеология (теория познания) - учение о познании, способах, условиях получения истинного знания, о соотношении знания и изучаемой реальности. Философская антропология - учение о человеке, решающее главный вопрос о сущности человека, способах и условиях ее реализации. Социальная философия - учение о сущности, структуре, движущих силах развития общества. История философии - рассматривает генезис и развитие философских проблем и идей. В силу своей плюралистичности, невозможности окончательного решения проблем философия, в отличие от многих других наук, не может быть представлена вне своей истории, как совокупность неоспоримых истин.

Кроме перечисленных, имеются философские дисциплины более частного характера (философия науки, философия языка, философия религии, философия права и т.д.).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Философия науки и образования iconТематика рефератов
Философия и частные науки. Философия и математика. Философия и психология. Философия и экономика. Философия и право

Философия науки и образования iconВопросы к кандидатскому экзамену по дисциплине «История и философия науки»
Проблема возникновения и определения науки. Понятие образа науки (наука как знание, деятельность, социально-культурное явление)

Философия науки и образования iconВопросы к кандидатскому экзамену по дисциплине «История и философия науки»
Проблема возникновения и определения науки. Понятие образа науки (наука как знание, деятельность, социально-культурное явление)

Философия науки и образования iconДля того чтобы лучше понять смысл и суть философии как науки, полезно...
Древнего Востока, античная философия, философия средневековья и эпохи Возрождения, философия Нового времени, развитие отечественной...

Философия науки и образования iconКалендарно-тематический план лекций и семинарских занятий по курсу...
Предмет, структура и функции курса «философия науки». Специфика научного и ненаучного знания

Философия науки и образования iconА. Л. Доброхотов Введение в философию
Но и здесь его союзник философия. Он наивен, и философия, в сущности, наивна; он непрактичен, но и философия отвлекается от непосредственной...

Философия науки и образования icon«Информационные аспекты развития социоприродных систем», по специальности...
Повестка дня: Обсуждение и рекомендация к защите диссертации Даничевой Г. А. на соискание ученой степени кандидата философских наук...

Философия науки и образования iconПриказ от 3 июня 2010 г. N 580 о ведомственных наградах министерства...
Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, n 21, ст. 2603), и в целях поощрения лиц, работающих...

Философия науки и образования iconУчёным советом криппо
Министерства образования и науки Украины от 20. 07. 2004г. №601 и Плана мероприятий об улучшении качества художественно-эстетического...

Философия науки и образования iconАвтономная Республика Крым Министерство образования и науки приказ...
Министерства образования и науки Украины от 10. 12. 2003г. №811, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 16. 02. 2004г...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница