01 апреля 2001 года. Стенограмма проповеди с магнитофонных лент Слово в неделю 5-ю Великого Поста, о преподобной Марии Египетской




Скачать 201.94 Kb.
Название01 апреля 2001 года. Стенограмма проповеди с магнитофонных лент Слово в неделю 5-ю Великого Поста, о преподобной Марии Египетской
страница1/2
Дата публикации12.08.2013
Размер201.94 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Философия > Документы
  1   2
01 апреля 2001 года.

Стенограмма проповеди с магнитофонных лент

Слово в неделю 5-ю Великого Поста, о преподобной Марии Египетской.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня, в пятую неделю Великого поста, Святая Церковь празднует память преподобной Марии, именуемой Египетскою, потому что эта святая женщина просияла в Египте, в пустынях Египетских.

Не случайно, именно этот сосуд Духа Святаго, этот ангел во плоти, причем в женской плоти, в немощном сосуде, была избрана Церковью, чтобы поставить нам в этот день ее подвиг, ее жительство во Христе, ее обращение ко Христу и к покаянию.

И кто внимательно читал ее житие, тот знает, что она была довольно богатой женщиной, молодой, и страдала одной сильной погибельной страстью блудолюбия. И любила, конечно, изысканно поесть, и чревоугодие всегда связано напрямую с вожделеванием плотских удовольствий, всех, и в частности напрямую с блудом, то есть страсть плотского похотения и удовлетворение этой страсти.

И она, не ведая настоящего удовольствия, настоящего блаженства, которые даруются душе только путем отсечения как раз от земных всех этих греховных страстей и прилеплением к Богу, пыталась найти, – как и многие люди в своей жизни, подавляющее большинство людей живет так, – найти удовольствие в том, что легко и быстро достается сейчас уже, в эту минуту и удовлетворять свою плотскую страсть. И у нее была такая возможность, потому что материально она была независимой. И она не только не зарабатывала денег на этом, как иногда мы знаем некоторые несчастные женщины торгуют своими телами для того, чтобы просто, там, заработать деньги или на жизнь, а она платила сама деньги, чтобы удовлетворить этой страсти, то есть покупала просто мужчин противоположного пола за деньги.

И еще у нее была отличительная черта, что она не любила с одним и тем же мужчиной долго быть, а тут же меняла. Это показана сила страсти, что она не только удовлетворяла этой страсти, а еще постоянно нужно было обновление, то есть перемена партнеров. Все время менять, менять и как бы в этом тоже находить удовлетворение, потому что страсть, она приедается и хочется ее все время разнообразить, все время обновлять. И она никогда не удовлетворяет человека по настоящему, поэтому люди, отдающиеся страстям или какой-то одной страсти особенно, они идут обязательно этой пагубной дорогой – сначала отдаются всецело страсти, затем начинают искать новшества в этой страсти и доходят до всевозможных извращений.

И вот будучи в полной погибели, в полном неведении и непонимании и, удовлетворяя этим страстям, провела она семнадцать лет, таким образом, жизни.

И однажды, промыслом Божиим, она увидела как люди идут в Храм. А празднование было у христиан в честь Честнаго и Животворящего Креста Господня. И вот какая-то Божественная искра, которая в ней, как в каждом человеке хранится, вдруг заговорил в ней голос Божий, что ”и пойди и ты поклонись, ты же все-таки христианка!”, ибо она рождена была в Христовой истинной вере, и с детства была крещена. Вот почему особенно для людей лжекрещенных так важно вникать в это житие и что с нею случилось.

И когда она вознамерилась войти, на равных с христианами, в храм, то сила Божия не впустила ее и не дала ей возможности поклониться Честному Животворящему Кресту.

Особенно страшно заходить в храм в плотских грехах. Если, когда человек делом допускает какой-то вид блудодеяния или тяжелых таких грехов, это настолько, что, конечно же не всегда Господь будет творить чудо и не пускать в физическом смысле так, как было с преподобной Марией Египетской, ей был особый промысел. И трижды она пыталась войти и трижды она не могла туда, и прекратила уже эту, физическим таким натиском, попытку попасть в Храм.

И это, непущение ее силой Божией, привело ее в чувство! Она ужаснулася! И вспомнила, если сейчас, в этот праздник меня не допускают, то как же будет со мной после смерти, кто же меня туда впустит? И для нее произошел решительный переворот. Это то, что по-гречески называется – «метанойя». То есть покаяние по-гречески означает «перемена», резкая перемена всего образа мыслей, всего строя, всего отношения. И это, прежде всего, надо оценить в этой удивительной женщине. Она тут, внутри, проделала такую работу, которую многие христиане в течение многих лет не могут сделать в своей жизни. В считанные минуты она умерла для греха! Умерла произволением, желанием, но еще не самим фактом. Но ее настрой, ее перемена умонастроения, который и знаменовал, что наступило покаяние. Она уже вступила в эту минуту! Она решилась уже не жить прежней жизнью! Она решилась прекратить грешить раз и навсегда! И она не только это, как блудный сын, мы знаем, решился, но сказала, что «я, Господи, – и Матери Божией исповедовала, – все, иду, только допустите меня, и я больше никогда даже не вернусь к тем, к окружению, к тем людям, к тем условиям, в которых жила. Просто все оставлю и пойду!». Когда она это пообещала в своем сердце, и от твердой решимости, она была допущена не только поклониться Кресту, а исповедать свои грехи и причаститься Пречистых Страшных и Животворящих таинств тут же!

Вот на каких условиях Бог допускает человека к Чаше Жизни и к исповеди, чтобы получить результат – если будет решимость больше не грешить! Если этой решимости не будет, то человек идет с лукавой совестью. Он делец пред Богом! Он что-то хочет Богу дать, что-то взять, но решительной перемены нету. И поэтому это – лукавство. И человек остается в своем лукавстве, может того не понимая, наказанным. Он лишается благодати исповеди, он лишается благодати причастия, хотя внешне, формально, может быть и будет допущен участвовать.

После этого причащения Пречистых Таинств, она взяла на дорогу только три булки хлеба и, не оглядываясь на погибельный, пагубный мир своей прежней жизни, ушла за Иордан в глубокую пустыню. И там она провела в подвигах 47 лет!

Изнеженная женщина, избалованная, носящая светлые одежды, принимающая всякие благоухания, пышные ванны, купающаяся в цветах, имеющая слуг и рабов, и ублажающая всем своим страстям, пошла на жесткое, страшное для нашего ума, если мы увидим это, жительство. Она была лишена всякого крова, всяких вещей, до того, что не носила даже на теле, когда ее одежда износилась, она не носила ничего, кроме длинных волос, как изображается на иконе, и эти волосы служили единственным ей прикрытием. И естественно этих три хлеба, хотя они очень долго, чудесным образом тянулися, они потом закончились и она питалась только тем, что Бог посылал там, в той пустыне, очень скудно.

И вот 17 лет, сколько она грешила, столько же лет ее мучили страсти. И она оказалась верной своему слову, своему выбору, своей решимости и боролась с этими страстями, призывая Имя Божие и помощь Божию и Крестного знаменья силу, ибо она узнала силу Креста, когда не была к нему допущена и потом, когда была допущена.

Она ложилась крестом на землю и призывала милость Божию и терпела лютую муку от страстей, от которых она отстала и не хотела им повиноваться. Иногда это доходило до лишения чувств, до умоисступления, потому что настолько силы были страсти. И ей опять хотелось есть те прекрасные кушанья, которые она ела в Египте, и ей опять хотелось – телу ее – блудить, но она, ее духовный, внутренний человек уже не хотел этого, и он терпел за это лютые муки.

Через 17 лет все страсти у нее были отняты, после этих борьбы и подвигов, и оставшиеся 30 лет она провела в великом совершенствовании и достигла такого уровня, что преподобный и Богоносный отец Зосима, который промыслом Божиим из монастыря был направлен Великим постом в пустыню, сподобился узреть ее. И сначала по ее виду настолько был... изношенная ее кожа темная, грубая, длинные волосы... Он подумал, что какое-то животное. Затем она его уверила молитвой, что она не животное, и попросила дать ей прикрытие, и он дал ей мантию, она прикрылась. И она ему поведала свое дивное житие и попросила, чтобы он ее причастил Пречистых и Страшных и Животворящих Таинств. Что он и исполнил. И погрести ее тело. Ибо ей было открыто и день смерти ее, точно.

И поразило Зосиму то, что она не имела ни одной книги, никакой и ничего, а знала все Священное Писание и не только по букве, а именно в духе, очень мудро употребляла в беседе эти изречения Священного Писания и толковала удивительно. И он, когда с ней пообщался, побеседовал, он был под таким сильнейшим впечатлением, что сам пошел горько плакать, и все свои подвиги, а он был и девственник, и много лет провел в подвигах, вменял ни во что, видя настоящий.. Для него это был настоящий подвиг, и он нашел повод смирять себя, укорять себя и говорить, что я видел ангела во плоти! Вот что может сделать с человеком покаяние!

Поэтому нет никакого случая нам к отчаянию! Поэтому Церковь указует нам на эту, великого духа человека, на эту великую и славную преподобную Марию Египетскую, чтобы мы никогда не отчаивались. Но главное, чтоб мы увидели в ее подвиге – это решимость, которая проявилась в самоотвержении. В самоотвержении!

Ибо все наши беды в том, что мы не хотим отвергнуться себя и прежнего образа жизни. А так не бывает! Человек рождается и может родиться двояко. Все, первым образом все рождаемся в этот мир из утробы матери. Поскольку туда было семя отца помещено, и оно по действию Божиему возрастает и вырастает, и рождается чудо, человек, подобный родителям. Но это рождество наше, печальное и начинается оно с плача. Ребенок свидетельствует о своей жизни, о бытии, – ибо эту жизнь можно назвать бытием, – плачем. И вот, когда мы выходим в эту жизнь, то нас никто не спрашивает: когда нам родиться, в каких условиях, какого пола мы будем, какой национальности, в какой стране, в каких исторических условиях, в каком состоянии здоровья, и всяких данных, какие будут нам дарованы дары от Бога, таланты, способности, расположения, состояние здоровья, все от нас это не зависит. Мы рождаемся уже в готовом виде. Вот дано. Комплекс каких-то у нас всех, комплект всего такого набора, который каждый имеет свой. И также страсти заложены, потому что природа порчена, от Адама все рождаются порчеными, то есть падшими. Но как бы своеобразие какое-то у каждого человека есть, отличие в страстях. У кого-то господствует одна страсть, у кого-то другая предрасположенность, но все повреждены, все одинаково больны и нуждаются в милости Божией. Поэтому рождество в эту жизнь для нас плача достойно. Начинается с плачем, должно пребывать в плаче, и завершается плачем, если кто умер не обратившись к Богу, не воцерковившись и не стяжав благодать Духа Святаго.

А вот есть другое рождество, это рождение свыше, рождение для Бога, или иначе воцерковление, поскольку оно немыслимо без Церкви, но истинное воцерковление в духе и истине. Это рождество, именуемое благобытием, оно происходит по добровольному выбору человека. Тут человек выбирает его. Ту жизнь мы не выбирали, нас выпихнули из чрева матери и все. И мы уже есть, уже задача у нас есть – разобраться в этой жизни. А там мы выбираем. По своей вере. По своему отношению. И выбирая добровольно Бога, выбирая путь, истину и жизнь, то есть единственного Господа Иисуса Христа, который и является для нас и путем к Божеству и Истиной, потому что Он открывает нам все право, зрение ума нашего, и мы видим правильно себя, окружение, мир, людей, таких же страждущих, видим Бога правильно, мы видим все, что нам нужно видеть. И Он является Жизнью.

И слово ”жизнь” в том и другом случае произносится, но подразумеваются совершенно противоположные и разные вещи. Там жизнь, исполненная болезней, скорбей, подчиненность, рабство греху, бесам, как носителям зла. И она подлежит смерти – вечной в аду и смерти временной, как наказание за выбор Адама и Евы и в его лице – всего человечества.

Эта новая жизнь, она только по созвучию и по форме напоминает слово само, а по содержанию это совершенно другая жизнь. Она для нашего плотского мудрования уму непостижимая. Потому, что мы даже не можем иметь представления что это за жизнь! Она настоящая, потому что она возвращает человека в первобытное состояние до падения, сначала, дарует ему свободу от греха и общение с Богом, примирение с Богом. И Дух человеческий воскрешает и живет с Богом уже так, как он должен был поначалу. Но после искупительной жертвы Христа, эта жизнь нам дается с избытком. И Господь Сам, уча на земле людей, говорил: ”Я пришел, чтобы дать вам жизнь и жизнь с избытком” (Ин.10,10).

О какой же жизни можно было говорить, если Он говорил к живым людям? Конечно же, не о той жизни, которую они уже имели. Какую жизнь принес Господь? Благодать Духа Святаго! А в другом месте назван источник - реки воды живой потекут из чрева (Ин.7,38). То есть вот этими реками воды живой названа та же благодать Духа Святаго. И сам Дух Святый, Которого мы призываем в молитве «Царю Небесный...», и называем мы Его, среди других имен... и Жизни Подателю. Он подает настоящую жизнь.

За эту жизнь и идет борьба, потому что мы духовно мертвы до обращения к Богу. Духовно мертвы. А часто и после обращения к Богу, поскольку это обращение бывает или в младенчестве, по вере восприемников. А вера восприемников такая, что дети не воспитываются в истинном христианском благочестии и не рождаются в духовную жизнь по настоящему, и потом им во взрослом состоянии приходится опять делать этот выбор, чтобы зажить настоящей жизнью. А другие люди, если и взрослыми крещаются, то, опять-таки, не правильно воспринимают это величайшее таинство, которое дарует им жизнь, не ощущают ее должным образом, ибо не подготовлены, не ценят, и поэтому – не живут.

И так, как в этой жизни, человек мертвый называется трупом, и он вызывает у нас только жалость, сострадание и плач, может быть, если он нам дорог был по жизни, и мы просто можем оплакивать лишение его с нами присутствия: ходил, помогал нам, говорил, там что-то делал... вдруг он прекратил это все делать, то в духовной жизни, если человек отсутствует, то он мертвый, в Божественном порядке, в Божественных вещах он мертвый, то он тоже вызывает только сострадание, жалость и Ангелов, и Самого Бога, и святых Божиих людей, которые уже ожили.

И вот, если посмотреть на все человечество с этой мыслью, то подавляющее большинство людей, миллиарды людей, не родились в духовную жизнь. Их нету вообще в Божественном порядке. И существует, один Бог знает сколько, но по сравнению пропорционально, то есть они, их не так много, к сожалению, как вот этих ходящих мертвецов, которым Господь сказал, что «пусть мертвые погребают своих мертвецов» (Мф.8,22). Как мертвые могут погребать мертвецов? Мертвые духом, мертвые душею могут погребать своих и телесно умерших, ибо по отношению к Богу, они одинаково мертвые. Что телом умер человек, что он живет в этой жизни. И это принципиальное различие.

Мы должны понимать и достигать до этой Жизни. Идя путем, Иисус Христос есть Путь, идя Его путем, Он есть Истина (Ин.14,6), принимая истину, ибо первым человек принимает истину, он верит, что есть Бог, он верит, что это Иисус Христос, он верит, что все Его заповеди животворны, и поэтому приемлет эти заповеди, ибо они несут жизнь. Они даруют жизнь! И самая первая, самая важнейшая для нас, умерших грехом, заповедь о покаянии. О покаянии. И Господь ни с какой другой проповеди не начал, как с этой заповеди: ”Покайтеся, ибо приблизилось Царство Небесное или Царство Божие!”. (Мф.4,17). И покаяние почему заповедовано? Потому что это единственное, возможное проявление новой жизни, принесенной Господом на землю, для грешного, мертвого, убитого грехом человека! Никакой другой жизнью человек проявить не может себя. Поэтому оживает человек для Бога и для своей будущей вечности, для Святого Неба только вступлением в по-ка-я-ние.

Покаяние это не есть какое-то ремесло или деятельность, отдельная от жизни, которой можно заниматься по временам, а можно прийти и отдохнуть, как мы от какой-то работы или от учебы отдыхаем. Нет! Покаяние это есть образ жизни, это есть сама жизнь, доступная для грешного, убитого грехом человека. И поэтому он не может не жить! Как бы мы, что бы мы ни делали с телом, но мы дышим, мы подкрепляемся пищей, сном, напитками, имеем нужду одеваться, иметь кров, там, и многие другие необходимые вещи. Так и в духовной жизни. Чтобы жить, что бы ни случилось, мы должны быть в покаянии. Другого способа выражать свою жизнь невозможно.

Поэтому, если человек лежит мертвый и не дышит, и не шевелится, то мы это видим. Но если человек живой рядом ляжет и будет точно так себя вести, то он для нас ничем не отличается от мертвого, ибо он не дышит, не движется, и никакой пользы от того, что он как бы внутренне осознает, что он живой, нет. Так и человек, если он по телу ходит, двигается, что-то делает, но он при этом не находится в покаянии, или он оставил покаяние, или он отпал от покаяния, то он умирает опять. И никакого другого способа вернуться к настоящей жизни у него нет.

И покаяние выражается для нас печалью мыслей – для ума. Ибо каяться должно все естество человека. И печаль мыслей это есть великий дар Божий, это когда человек уже умом своим, правильно увидев, принял от Бога этот дар ведения, ибо ведение исцеляет ум. Ум болен неведением. Исцеляется он мерой ведения. Когда он ведает, что есть Бог, когда он ведает к Нему путь, когда он ведает какой он, по состоянию своему. Он этим просвещается, исцеляется и начинает право видеть и вести за собой все остальные естества человека: то есть душу, дух и плоть подчиняет себе. Для этого нужны и подвиги поста, и бдения, и телесные поклоны, и крестные знамения и другие телесно выражаемые подвиги, чтобы и тело участвовало в покаянии.

Но ум затем должен содействовать духу или сердцу человека, вступить в покаяние. Сердце вступает в покаяние чувством! Первое правильное сердечное чувство, это дар веры, который Господь хранит в каждом сердце человека и которое человек при желании может включить и поверить в Бога, по настоящему. Естественно, что одним чувством человек не обходится, ему нужна истина и сочувствие этой истине. Ум принимает истину, и сердце принимает эту истину чувством. Какое чувство может быть у человека, приговоренного к вечным мукам? У человека, который имеет внутренний страшный разлад в своей природе, великую погибель носит в недрах своих? Который подчинен древнему змию и всем его бесам, и в рабстве страстей? Чувство может быть только одно – это глубокое сожаление об этом состоянии.

Вот это чувство именуется еще покаянным чувством. Или доходящее до сокрушения, оно именуется сокрушением, когда человек очень переживает по своему состоянию, взирая на него, он не может остаться равнодушным, он начинает сокрушаться. И это сокрушение имеет разные степени. Есть степень умиления, когда это сокрушение, чтобы не довело человека до отчаяния, что является грехом, оно тут же Богом растворяется благою надеждою на помилование. И поэтому это есть духовное чувство умиления. Оно настолько драгоценно и велико, что Великий преподобный Серафим Саровский для нас свидетельствует: ”когда с нами умиление, с нами Бог” .

То есть мы не можем быть с Богом постоянно, еще мы слишком немощны, нечисты и грязны. И очень малая часть естества нашего вообще способна к какому-то Богообщению. Но в те минуты, когда мы собираемся внутренно и правильно настраиваем свое сердце, и ум наш прилепляется к Богу в помысле или в словах молитвы, а сердце сочувствует чувством покаяния, обязательно, рано или поздно, мы переживем это первое духовное чувство, свидетельствующее о жизни.

Как ребенок, выходящий из чрева матери, чтобы начать дышать, свидетельствует о своей жизни, что он не мертворожденный, а он живой, плачем, криком плачевным, и начинает плакать и затем еще долгий период времени своего первого младенчества он выражает все свои чувства и желания по отношению к жизни плачем, точно так в духовной жизни, когда рождается этот духовный младенец наш, в покаяние вступает дух наш, он рождается плачем. И без плача представить жизнь человека нельзя. Это не жизнь! Если ребенок не плачет – он мертворожденный. Он выкидыш. Он не может свидетельствовать о жизни. Так и человек. Если он не плачет о своей жизни, если не имеет понятия о плаче, если его сердце не сокрушается, то его обращение не истинно, не реально, не действительно, а ложно, притворно, лицемерно, лукаво и корыстно. В земном смысле корыстно. Значит, он обратился к вере по каким-то совершенно другим соображениям, но не для того, чтобы жить во Христе, а жить и жить во Христе, со Христом, в Церкви. Ибо Христос есть глава Церкви, и поэтому немыслимо, если человек приходит к Нему, он приходит в Церковь. Приходя к Главе, человек приходит в Церковь. Поэтому жизнь может получить только в Церкви. Нельзя отделять Христа от Церкви. Так же как нельзя отделить молитву словами от духа сокрушения и плача. Что Бог сочетал, учат Святые Отцы, человек да не разлучает!

То есть мы не имеем права разлучать нашу молитву, словами произносимую, умом или устами, но ум сопровождает ее, поэтому, хоть она и устная, и гласная, или только одним помыслом, потом, когда мы созреем, то будет у нас такая сила ума, что одним помыслом будем сокрушать сердце без произнесения этой молитвы вслух. На первом этапе это невозможно. Поэтому категорически запрещено молиться про себя. Только в присутствии других людей, в храме, мы можем скрывать свои чувства и чтобы не мешать другим, произносить, но проговаривать про себя молитву. Как только остались наедине, тут же включать гласную молитву. Гласная молитва оживляет сердце, слова этой молитвы убодают глубже, чем просто в мыслях – скользит по поверхности сердца, не задевает его. А гласная молитва скорее оживит наше сердце, умерщвленное грехом. И ум трудится над этим, чтоб со вниманием, пребывает в словах молитвы, особенно в животворной и чудотворной Иисусовой молитве, приносящей нам жизнь. И также при чтении Евангелия, сопровождает животворные словеса Божии и пытается насадить этими помыслами Богомыслие правильное, чтобы была пища для молящегося ума.

Время от времени Бог посылает ему рассматривать, вот эти... Богомыслие... какие-то умозрения о прочитанном Евангелии или Святых Отцов, или жития какого-то святого, или житие Марии Египетской и т.д. И обязательно эти рассмотрения будут. Они будут приводить в покаянное чувство и поддерживать в нас это покаянное чувство – эту жизнь.

Так как человек поддерживает свою внешнюю жизнь, ходит на работу, дышит, пьет, одевается и делает другие необходимые действия, а когда заболевает – лечится, так и в духовной жизни, человек должен не только получить жизнь, а он должен ее сохранить. Сохранить и духовно расти. Как человек в этой жизни растет, с младенца превращается в отрока, с отрока – в юношу, с юноши – во взрослого мужа, так и в духовной жизни. Надо не просто жить чтоб жить, а жить, и возрастать духовно, и хранить эту жизнь, и возрастать вместе с нею, чтобы еще большую полноту жизни ощущать.

Но первое, единственное от нас Богом приемлемое, и оно от нас единственно возможное проявление жизни и ощущение, и чувство, это есть покаянное чувство, именуемое еще иначе сердце сокрушенное, которое одновременно является смиренным. Никакого другого смирения Бог не приемлет. Ибо есть смиренные по природе там, то, что мы называем, скромные, застенчивые, и которые выглядят как смиренные. На самом деле – это не то смирение. Смирение есть одно – от познания своей погибели, зрения своего греха и сокрушения по этому поводу. Отсюда рождается истинное смирение. И такое сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит. Все остальное до этого – Бог уничижает. Все подвиги, какие бы они не были, Бог уничижает, если они сделаны не из сердца сокрушенного, значит, смиренного. Такого смиренного посещает благодать Божия. Если человек не имеет такого сокрушения, а, значит, и смирения, он находится в гордости, а Бог гордым противится. Поэтому никаких шансов на помилование и на спасение, у такого человека не существует.

Да и справедливо. Потому, что как можно помиловать того человека, который сам себя не милует? Который сам к себе относится безразлично, убийственно! Он не хочет признать свою болезнь лютую, неисцельную, увидеть ее и восплакать о ней. Потому что ничего не требует Бог, Он не требует ничего, кроме одного, признать себя грешником и оплакивать! И это мы не хотим делать и этому мы не научены. И это украдено у современных православных христиан. Великое учение о жизни и о плаче украдено! И то, что Бог соединил и сказал: ”ум молится словами, а сердце – чувством плача, и Он сочетал – никто не может разлучить”, люди разлучили. Разлучили.

Если и есть речь об этом, о внутренней жизни, о покаянии, о плаче, то она преподносится как какие-то отдельные несвязанные действия. Не выделяется что главное, не указан порядок, не указана последовательность, не указана важность и нет научения как это делать. И в этом смысле, оно обессмысливается. Это как голодному говорить, что где-то там есть продукты, они растут на дереве, а другие из земли выкапывают, и уйти... Это только расстроит голодного. Да, есть. И если он даже верит в это, то ему еще хуже будет. Потому что ”а я-то здесь, а мне как удовлетворить свою нужду, утолить голод и жажду?”.

Так и здесь. Поэтому отдельные, вырванные какие-то рассказы о покаянии, которые ни с чем не связаны, они не могут удовлетворить душу человека, потому, что она нуждается в жизни! Она хочет жить, не лишайте ее этой жизни!

Мы убиваем этого духовного своего человека, заботясь только о внешнем. И здесь вступает в силу этот закон: Для того, чтобы достигнуть этой блаженной жизни, которая начинается с покаяния, с плача, с сокрушения, с умиления, а ум начинает ее с прозрения даром ведения и вниманием прилежит молитве. Для того, чтобы достигнуть этой жизни и понять, о чем я говорю, ощутить, не только понять это умом, а ощутить на себе, надо испытать эту жизнь в своей молитве. Испытать, ощутить. И тогда уже мы будем уже иметь опытное, реальное представление что такое жизнь. И из нее, из этого правильного познания, а оно отойдет, мы будем уже хвататься за все делания, за все словеса животворные Господни и понимать, почему они суть и свет, и жизнь. И почему выполнение их приводит к жизни, а оставление, как оставление молитвы, приводит к смерти душевной. Если мы это опытно не познаем, нам будет очень трудно ценить и напрягать все усилия к тому, не зная к чему, даже, если оно красиво излагается, и красиво, приятно выглядит и даже, если многие Святые Отцы этого достигли. Но это они, а я остаюсь один на один со своим грехом, и все. И завтра грех опять меня борет, опять меня влечет, он имеет надо мной силу, и я забываю все это...

И почему? Потому, что я не вкусил. ”^ Вкусите, и видите, яко благ Господь” (Пс.33,9)! Вкусите жизнь и у вас уже память об этом никогда не оставит. И даже, если вы утратите это состояние, или еще не приобретете его, оно отойдет, то вы будете знать над чем работать, куда стремиться.

Но для того, чтобы получить ее окончательно, нужно отказаться от этой жизни. Так устроен духовный закон: для того, чтобы достигнуть той жизни, надо отказаться от этой. Отказаться не в смысле, что умереть сразу, физически, нет, а отказаться, чтобы не жить так, как раньше жили. То, что сделала преподобная Мария Египетская. Она отказалась от прежней жизни во грехе, от подчинения греху, от подчинения греховным страстям и бесам. От того образа жизни и строя, от того умонастроения от всего – решительно отказалась. И поэтому улучила, после борьбы, улучила жизнь. Она получила сразу, в благодатном укреплении, иначе бы не смогла и Иордан перейти, не смогла бы и быть в пустыне, не смогла бы и молиться и прочее. Она уже ее получила. Но развитие, полное совершенство она получила, конечно, впоследствии. Но вступила в покаяние – она вступила в жизнь. Затем, пройдя период покаяния она окрепла в жизни, получила исцеление души, и уже дальше росла в меру возраста Христова, достигла христианского совершенства.

Мы должны тоже вступить в эту жизнь. И вот мера решимости, самоотвержения дает нам меру преуспеяния в этом. И если мы не призрем эту тленную жизнь, временную, обреченную на смерть телесную и обреченную на вечные муки, мы никогда не получим жизни той. Ибо, чтобы родиться свыше, надо отказаться от низу. Такой закон. От плотской жизни, от плотского мудрования. А для того, чтобы от него отказаться, надо решиться на саму смерть ради Господа. Это та опора нашей жизнедеятельности во Христе, на которую мы можем опереться. Если человек, в самом начале, когда он на каком-то периоде, хочет реально обратиться и вступить в покаяние, не решится на смерть ради Христа, даже за одну маленькую заповедь, а тем более за покаяние, за плач, за молитву, за примирение с Богом, и за все заповеди, он не благонадежен сам для себя. И для Бога. Он не сможет пройти по-настоящему крестным путем самоотвержений, поруганий, а где-то, может быть, и смерти реальной за Христа. Потому что он и не решился на нее! Как же он может дорожить вечной жизнью, если он дорожит еще временной? Кто поверит ему и кто вверит ему вечную жизнь или дар Духа Святаго, благодать Духа Святаго, что и есть жизнь настоящая для души и духа? Никто ему не даст эту благодать!

И потому люди живут безблагодатно. Хотя, может, и крестятся, и ходят в храмы. А почему? Потому, что они не решились умереть ради Христа! Это не значит, что они должны умереть сразу после решимости. Решимость умереть и умереть это не совсем одно и тоже. Это разные вещи. Решимость умереть и быть готовым в любой момент умереть, если Бог потребует, и понадобится – это одно дело. И с такой решимостью можно просидеть всю жизнь, а умереть только один раз только, когда Бог там призовет: или в муках за Христа, или просто в болезни, или в старости, не имеет значения. Смерть все равно придет, рано или поздно. Но решимость умереть за Христа, она осовбождает душу и дарует ей благодать Духа Святаго. Потому что можно вверить такой душе сразу благодать Духа Святаго. Она уже избрала свой крайний предел, что ”
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

01 апреля 2001 года. Стенограмма проповеди с магнитофонных лент Слово в неделю 5-ю Великого Поста, о преподобной Марии Египетской iconСтенограмма проповеди
Сегодня мы светло празднуем неделю пятую Великого поста. И эта неделя посвящена памяти преподобной Марии Египетской

01 апреля 2001 года. Стенограмма проповеди с магнитофонных лент Слово в неделю 5-ю Великого Поста, о преподобной Марии Египетской iconСтенограмма проповеди
Уроки покаяния: практическое руководство новоначальным об очищении ума (слово в день памяти преп. Марии Египетской)

01 апреля 2001 года. Стенограмма проповеди с магнитофонных лент Слово в неделю 5-ю Великого Поста, о преподобной Марии Египетской iconСтенограмма проповеди с магнитофонных лент Слово в неделю 3-ю по...
Сегодня, в третью неделю по Пасхе, Святая Церковь празднует память святых жен, именуемых мироносицами, а также святого Благообразного...

01 апреля 2001 года. Стенограмма проповеди с магнитофонных лент Слово в неделю 5-ю Великого Поста, о преподобной Марии Египетской iconСтенограмма проповеди
Сегодня мы светло празднуем вторую неделю Великого поста. И этот воскресный день и эта неделя Святой Церковью поставлена в память...

01 апреля 2001 года. Стенограмма проповеди с магнитофонных лент Слово в неделю 5-ю Великого Поста, о преподобной Марии Египетской iconСтенограмма проповеди
Сегодня, в неделю 4-ую Великого поста, Святая Церковь предлагает нам память великого угодника Божия, подвижника, преподобного и Богоносного...

01 апреля 2001 года. Стенограмма проповеди с магнитофонных лент Слово в неделю 5-ю Великого Поста, о преподобной Марии Египетской iconСтенограмма проповеди
Неделя четвертая Великого поста день памяти преподобного и богоносного отца нашего

01 апреля 2001 года. Стенограмма проповеди с магнитофонных лент Слово в неделю 5-ю Великого Поста, о преподобной Марии Египетской iconСтенограмма проповеди
Девою Мариею и поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню, который Святая Церковь выносит сегодня, в третью неделю Великого...

01 апреля 2001 года. Стенограмма проповеди с магнитофонных лент Слово в неделю 5-ю Великого Поста, о преподобной Марии Египетской iconСтенограмма проповеди
Вот и дожили мы милостью Божией до недели Сыропустной, ибо сегодня заговенье на Великий Пост. И с завтрашнего дня начало Великого...

01 апреля 2001 года. Стенограмма проповеди с магнитофонных лент Слово в неделю 5-ю Великого Поста, о преподобной Марии Египетской iconПроповедь с магнитофонных лент Слово о духовном несоответствии и современном духовенстве
Или, наконец, выходит человек, но лишенный разума, или умалишенный, (т е сумасшедший), и его действия для нас есть несвязанные и...

01 апреля 2001 года. Стенограмма проповеди с магнитофонных лент Слово в неделю 5-ю Великого Поста, о преподобной Марии Египетской iconМолитвы Батюшки Олега из проповедей с магнитофонных лент Из проповеди...
«Господи, мир Твой даждь мне! Не так как мир дает, а так как только Ты! Да пребуду в мире Твоем во вся дни живота моего»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница