Понимание проблемы аномии Э. Дюркгеймом Социальное реформирование в обществе: понятие, проблемы, направления




Скачать 173.83 Kb.
НазваниеПонимание проблемы аномии Э. Дюркгеймом Социальное реформирование в обществе: понятие, проблемы, направления
страница1/2
Дата публикации20.03.2013
Размер173.83 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Философия > Документы
  1   2


Задание №17

Содержание

  1. Понимание проблемы аномии Э. Дюркгеймом……………………………3

  2. Социальное реформирование в обществе: понятие, проблемы, направления……………………………………………… …… ……………7

  3. Смысл понятия «социальная технология»…………….. …………………12

  4. Библиография………………………………………………………………..17



  1. Понимание проблемы аномии Э. Дюркгеймом


Дюркгейм (Durkheim) Эмиль (15.4.1858, Эпиналь, - 15.11.1917, Париж), французский социолог-позитивист, основатель французской социологической школы, родился в Эпинале в семье небогатого раввина. В детстве он тоже начал учиться на раввина, но после смерти отца отказался от религиозной стези. В 1879 поступил с третьей попытки в Высшую Нормальную школу в Париже, которую закончил в 1882. В течение 3х лет преподавал философию в провинциальных лицеях. В 1885 совершил поездку в Германию для дополнительного ознакомления с философией, социальными науками и этикой. По возвращении начал читать курс лекций по социальной науке и педагогике на филологическом факультете в университете Бордо. В 1893 защитил докторскую диссертацию "О разделении общественного труда" и в 1896 возглавил кафедру «социальной науки». Это была первая кафедра по социологии во всем мире. Работая в университете Бордо, Дюркгейм публикует две свои самые знаменитые работы: Правила социологического метода (1895) и Самоубийство (1897).

1898–1913 руководил изданием «Социологического ежегодника» – первого в мире научного журнала по социологии. В 1902, получив звание профессора, Дюркгейм перешел в Сорбонну, где возглавил кафедру «науки о воспитании» (с 1913 переименована в кафедру «науки о воспитании и социологии»). Обладая хорошими ораторскими способностями, Э. Дюркгейм как преподаватель пользовался заслуженным успехом. В этот же период вышла его последняя крупная работа: "Элементарные формы религиозной жизни" (1912).

Дюркгейм разработал четкую концепцию предмета социологии. Он считается классиком теории социологического метода (подход - "социальный реализм"), со следующими, сформулированными им, принципами:

1) Общество - часть объективной реальности, включенная в общий порядок природы и имеющей свои специфические законы. 2) Общество первично по отношению к составляющим его людям. 3) Изучаемые социологией социальные факты объективны и не зависимы от человеческого произвола. По его мнению, социология должна изучать социальную действительность, которая обладает специфическими качествами, т.е иметь свои специфические методы.

Центральная проблема в творчестве Дюркгейма – это проблема социальной солидарности. Еще в своей докторской диссертации он утверждал, что солидарность базируется на разделении труда. По его мнению, существует два исторических типа солидарности. Первый тип – механическая солидарность, или солидарность по сходным признакам, когда все индивиды выполняют одинаковые функции и не имеют индивидуальных черт. Этот тип солидарности наблюдается в архаических обществах. С возникновением разделения труда люди все больше отличаются друг от друга и начинают взаимодополнять друг друга, по аналогии со взаимозависимостью и взаимодополняемостью частей тела в организме. Этот второй, более развитый тип солидарности был назван Дюркгеймом органическим.

В "Самоубийстве" Дюркгейм проследил взаимосвязь между социальными фактами и различиями в показателях самоубийств между группами, регионами, странами и разными категориями людей. Он выделил следующие типы самоубийств: эгоистическое самоубийство — намеренный разрыв человеком своих социальных связей, альтруистическое самоубийство — возникает вследствие абсолютной интеграции индивида в социальную среду и аномическое самоубийство — самоубийство, связанное с потерей ценностной системы в обществе.

Эта его работа, в отличие от всех остальных, зиждилась на анализе конкретного статистического материала. Таким образом, Дюркгейм стал основоположником прикладной социологии и способствовал развитию в социологической науке количественного анализа

В своей заключительной работе по социологии религии Дюркгейм истолковал ее как крайнюю форму нематериального социального факта. Религия необходима обществу, так как она укрепляет социальную солидарность, формирует социальные идеалы. Поклоняясь каким-либо священным предметам или идеям, люди, по мысли Дюркгейма, в действительности поклоняются обществу.

Хотя при жизни Дюркгейм уступал в популярности Конту или Спенсеру, современные социологи дают его научным заслугам не менее (а многие – гораздо более) высокую оценку. Дело в том, что для его предшественников был характерен философский подход к пониманию предмета и задач социологии, а Дюркгейму удалось завершить ее становление как вполне самостоятельной гуманитарной науки с собственным понятийным аппаратом, продемонстрировав возможности глубокого социологического анализа конкретных проблем.

АНОМИЯ - (от франц. anomie — беззаконие, безнормность) — такое состояние общества, в котором заметная часть его членов, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно. Теорию аномии ввел в социологию Э.Дюркгейм как часть своей историко-эволюционной концепции, опиравшейся на противопоставление «традиционного» и современного промышленного обществ. Понятие аномии впервые сформулированное Э.Дюркгеймом еще в своей первой книги «О разделении общественного труда» (1893 г.), в книге «Самоубийство» (1897) получило у него дальнейшее развитие и глубокую разработку. Аномия — продукт неполноты перехода от механической к органической солидарности ибо объективная база последней — общественное разделение труда — прогрессирует быстрее, чем находит моральную опору в коллективном сознании. Постоянно воспроизводится необходимое условие аномии— расхождение между двумя рядами социально порождаемых явлений: потребностями, интересами и возможностями их удовлетворения. Предпосылкой цельной, неаномической личности, по Дюркгейму, является устойчивое и сплоченное общество. Иерархическое традиционное общество (например, феодальное) было устойчивым, так как ставило специфические цели разным социальным слоям и позволяло каждому ощущать свою жизнь осмысленной внутри узкого замкнутого слоя. Ход общественной эволюции порождает двойственный процесс: увеличивает «индивидуацию» и одновременно подрывает силу коллективного надзора, твердые моральные границы, характерные для старого времени. Степень свободы личности от традиций, коллективных нравов и предрассудков, возможности личного выбора занятий и способов действия резко расширяются. Но относительно свободная нормативная структура индустриального общества больше не определяет жизнедеятельность людей и начинает воспроизводить аномию в смысле отсутствия твердых жизненных целей, норм и образцов поведения. Это ставит многих в неопределенное социальное положение, лишает коллективной солидарности, чувства связи с конкретной группой и со всем обществом, что ведет к росту в нем отклоняющегося и саморазрушительного поведения.

Особой концентрации аномия достигает в экономической жизни как сфере постоянных перемен и личного расчета, где свободным рынком, конкуренцией и т. п. наиболее полно разбиты традиционные ограничения, но еще не окрепла новая мораль индивидуализма, адекватная современному обществу. В этой сфере аномия из «патологического» стала почти «нормальным» явлением. Одна из главных социально-исторических причин аномии— уничтожение или утрата прежних функций институтами и группами, промежуточными между индивидом и государством. Выявляется психологический парадокс: человек чувствует себя более защищенным и свободным в жесткой закрытой системе с малым выбором занятий и ограниченными возможностями социального продвижения, чем в условиях неопределенности, в подвижной открытой системе с универсальными нормами, формально равными для всех. Тем не менее, путь ослабления аномии — не в искусственной реставрации патриархально-репрессивной дисциплины традиционных институтов, а в дальнейшем развитии либерального «морального индивидуализма» новых профессиональных групп, свободных от средневековой замкнутости, но способных взять на себя функции нравственного контроля и защиты своих членов перед лицом государства. Касательно человеческого поведения дюркгеймово понятие аномия включает два аспекта: один относится к обеспеченности действия определенными целями, другой — к тому, насколько эти цели реализуемы (они могут быть ясны, но недоступны). Отсюда две разные линии теоретического применения понятия аномия в современной социологии. Если в аномии видят первый аспект (условно — «безнормность»), то рассуждают в контексте понятий «отчуждение», «социальная интеграция и дезинтеграция», «слабая социализация» и т. п. Второй аспект («конфликт норм в культуре») разработал Р.Мертон, сделав важнейший после Дюркгейма вклад в теорию аномии и расширив ее до масштаба общей теории девиантного поведения. Таким образом, понятие «Аномии» Э. Дюркгейма и его последователей дали начало и открыло широкие возможности для объяснения конфликтов на базе разделения интересов в обществе (в том числе классовых). Она нашла применение в социологии права, преступности и в др. практически важных областях.
^ 2. Социальное реформирование в обществе: понятие, проблемы, направления
С самого начала реформ 1990-х годов экономические и социальные процессы вступили в острое противостояние друг с другом. Социальная составляющая трансформаций тормозит и блокирует экономические преобразования. Материальное положение основной массы населения оказалось в замкнутом круге: чем ниже уровень производства и реальные доходы, тем больше нуждающихся (бедных) и меньше покупательский спрос, а это ослабляет главную производительную силу – человеческий фактор, качество трудового потенциала; но снижение производительных сил тормозит экономическое развитие, а следовательно, меньше и хуже создаваемый продукт. Если же уменьшается ВВП, то путь повторяется, «идя по кругу».

Процессы общественного реформирования в России свидетельствуют о росте актуальности и значимости социальных преобразований. Дальнейшие продвижения по пути становления цивилизованного рынка практически невозможно без решения накопившихся проблем и противоречий в социальной сфере, а также - без необходимой маркетизации ее отраслей.

Социальное реформирование затрагивает большой комплекс разнородных отношений социального характера и потому оно, с одной стороны, не может быть осуществлено одномоментно, в течение короткого периода времени, а с другой – отдельные компоненты социальной сферы должны преобразовываться не столько в определенной последовательности друг за другом, сколько в жесткой взаимоувязке временных рамок. Возникает непростая задача вроде «квадратуры круга». Но без ее решения реформа будет вносить существенный элемент хаоса туда, где его и так достаточно.

Социальное реформирования в России свидетельствуют о росте актуальности и значимости социальных преобразований. Стремление к продвижению лишь на финансово-экономическом участке реформ привело к «отставанию социальных тылов». Ошибочно считалось, что вначале должны осуществляться экономические преобразования, а затем, когда экономика крепко встанет на ноги в рыночных условиях, очередь дойдет до человека со всеми его малыми и большими заботами.

Происходящие в России радикальные общественные преобразования производились и происходили таким образом, что привели страну к системному кризису, который вызвал острейшие социально-экономические проблемы, а также не менее острые демографические следствия. Это – беспрецедентная бедность основной массы населения и поляризация общества до состояния раскола («две России»), падение оплаты труда у значительной части работающих до уровня ниже прожиточного минимума, все формы безработицы и деградация социальной сферы с подрывом бесплатности предоставления социально значимых услуг, продолжающаяся депопуляция на базе естественной убыли населения, снижение его качественного потенциала и глубокие перекосы в миграционной подвижности. Каждая из названных проблем, влияя друг на друга, мультиплицирует негативный эффект, а в целом – разрушает социально-экономическую безопасность страны.

Первейшая задача сегодня состоит в том, чтобы не только компенсировать, но преодолеть возникшие проблемы и достигнуть, по крайней мере, для всех групп населения уровня жизни, доходов и потребления, которое оно имело в дореформенный период (1990г.).

Сказанное фактически определяет социальную политику на ближайший период. Необходим крутой маневр, радикальные реформы общественной сферы, трансформирующие ее путем перевода на последовательно рыночные рельсы в рамках социального государства.

Основа социальной политики государства - социальная доктрина развития и формирования российского общества.

Социальная доктрина – это наиболее общие методологические представления об основах политики в переходный период, раскрывающие аналитические и теоретические принципы, касающиеся современной социальной ситуации, ключевые проблемы и противоречия в социальной сфере, критерии действий на переходном этапе, концепцию социальной программы, механизмы и способы решения важнейших социальных задач.

Особенности нынешнего состояния общества обуславливают семь главных принципов российской социальной доктрины, определяющей социальную концепцию развития страны, ее социальную политику и соответствующие программы действий .
Первый принцип – оптимальное сочетание либерализма и социальных гарантий. «Либеральная политика» ориентирована на снижение «вмешательства государства» в решение индивидуальных проблем граждан, развитие приватизации социальных функций и маркетизацию отраслей социальной инфраструктуры. Но в исторической ситуации проведение чисто либеральной политики, как показал российский опыт, приводит к социальному кризису, к блокированию социальной адаптации, к дезориентации отдельных групп граждан и, как следствие, к его интенсивной маргинализации. Именно поэтому либеральная концепция в идеальном виде не может быть использована в России.
Второй принцип – радикальное повышение трудовой мотивации, ориентированной на все группы  в целом и каждый слой населения – в отдельности. Для решения проблем экономической мотивации необходим перелом в поляризации доходов, особенно – оплаты труда. Дифференциация заработной платы активизирует занятость, если соотношения в доходах находятся в некотором соответствии с пропорциями в самом труде. Чрезмерная поляризация снижает мотивацию участия в реальной экономике, науке, просвещении, подрывая общественную мораль, утверждая сугубо меркантилистские ценности, криминализацию общества.

Третий принцип состоит в том, что центральное место среди социальных институтов сегодня занимает семья, которая оказывает определяющее влияние не только на демографические процессы в обществе, но и на состояние социального капитала.
Четвертый принцип включает активизацию местного самоуправления и организаций гражданского общества (благотворительные структуры и социальные инициативы). Наряду с опорой на семью социальная политика призвана поддерживать восстановление и обновление специализированных институтов, основанных на ценностях свободы, человеческой солидарности и взаимопомощи.
Пятый принцип касается взаимодействия федеральных и региональных усилий, кардинальная проблема которых - определение их взаимной ответственности. Остроту этой проблемы усиливает наличие значительного числа регионов, пользующихся федеральными субсидиями.
Шестой принцип относится к технологии построения социальной программы действий, а также к выработке стратегии и тактики в рамках социальной политики. Речь идет об эшелонировании мероприятий во времени. Экономическая составляющая реформирования со всей очевидностью показала, что поспешное решение столь масштабных и сложных проблем умножает негативные последствия, которые, на самом деле, сопровождают любые преобразования. Тем серьезнее и осторожнее, с большой предварительной проработкой и апробацией, следует относиться к трансформации социальной сферы, которая касается без исключения каждого гражданина страны.
Седьмой принцип. Следует строго учитывать гендерные и национально-этнические аспекты состояния населения. Имеется в виду ликвидация всех форм дискриминации женщин, а также обеспечение равных возможностей социальной деятельности и социально-культурного развития этносов.

На фундаменте социальной доктрины с учетом сложившихся в обществе проблем формируются социальные стратегии на относительно продолжительный период времени, следование которым определяет текущую социальную политику. Она направлена на решение социальных проблем и преодоление негативных явлений в обществе. Их выявление, оценка актуальности и остроты воздействия на общественную жизнедеятельность населения, ранжирование по силе влияния являются исходным пунктом конструирования социальной политики, а затем и создания конкретных программ действия.

На следующем этапе социального планирования осуществляется переход к программам действия, ориентированным на решение основных проблем, существующих и обостряющихся в обществе. Среди них: проблема бедности, социальной поляризации, чрезвычайно низкой оплаты труда и высокой дифференциации заработной платы, не снижающейся безработицы, бедного уровня пенсионного обеспечения.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Понимание проблемы аномии Э. Дюркгеймом Социальное реформирование в обществе: понятие, проблемы, направления iconАктуальность. Работа выполнена в рамках фундаментальной проблемы цунами
В целом проблема цунами как комплексная представляет собой совокупность трех основных составляющих: проблемы долгосрочного прогноза,...

Понимание проблемы аномии Э. Дюркгеймом Социальное реформирование в обществе: понятие, проблемы, направления iconФилософские проблемы педагогики: изменение целей, оснований, концепций, критериев
Проблемы педагогики проблемы, поставленные обществом перед сферой образования. "Какова цель таковы и средства"

Понимание проблемы аномии Э. Дюркгеймом Социальное реформирование в обществе: понятие, проблемы, направления iconПервая общие вопросы дефектологии основные проблемы дефектологии
Все проблемы в этой области ставились и решались как проблемы количественные. Со всей справедливостью М. Крюнегель (2) констатирует,...

Понимание проблемы аномии Э. Дюркгеймом Социальное реформирование в обществе: понятие, проблемы, направления iconКонтрольная работа по дисциплине «Правоведение» на тему «Правоведение: понятие и сущность»
Проблемы права играют важнейшую роль в современном демократическом обществе и правовом государстве, что способствует тому, что юридическая...

Понимание проблемы аномии Э. Дюркгеймом Социальное реформирование в обществе: понятие, проблемы, направления iconПонимаем ли мы что такое коррупция?
Следовательно, в этом случае понимание того, что же такое коррупция практически отсутствует. Конечно же, для успешной борьбы с коррупцией...

Понимание проблемы аномии Э. Дюркгеймом Социальное реформирование в обществе: понятие, проблемы, направления iconУрок по обществознанию на тему «Социальное развитие и молодёжь»
...

Понимание проблемы аномии Э. Дюркгеймом Социальное реформирование в обществе: понятие, проблемы, направления iconТеоретическая часть проблемы
Практическое состояние и тенденции развития рассматриваемой проблемы в организации

Понимание проблемы аномии Э. Дюркгеймом Социальное реформирование в обществе: понятие, проблемы, направления iconПолитики затягивают строительство электростанции
Можно, конечно, неимоверными усилиями и серьезными затратами решать проблемы по мере их обострения. Чем все наши правительства в...

Понимание проблемы аномии Э. Дюркгеймом Социальное реформирование в обществе: понятие, проблемы, направления icon1. Понятие «процесс» характеризует
Какое из ниже перечисленных определений раскрывает понятие «социальное развитие»?

Понимание проблемы аномии Э. Дюркгеймом Социальное реформирование в обществе: понятие, проблемы, направления iconУчебной дисциплины актуальные проблемы изучения и преподавания русского...
Познакомить учащихся с наиболее важными, сущностными явлениями русской художественной культуры, традиционным национальным бытом,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница