Учебное пособие Допущено Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений по специальности 060800 «Экономика и управление на предприятиях апк»




НазваниеУчебное пособие Допущено Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений по специальности 060800 «Экономика и управление на предприятиях апк»
страница1/31
Дата публикации18.03.2013
Размер3.25 Mb.
ТипУчебное пособие
vbibl.ru > Экономика > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени К. Д. ГЛИНКИ


И. М. Сурков, В. П. Коротеев

РЕЗЕРВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
(методика расчета и мероприятия по их освоению)

Учебное пособие


Допущено Министерством сельского хозяйства

Российской Федерации в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений по специальности

060800 «Экономика и управление на предприятиях АПК»

Воронеж

2009
УДК 631.15/.16:65.012.12

Сурков И.М., Коротеев В.П. Резервы повышения эффективности сельскохозяйственного производства (методика расчета и мероприятия по их освоению): Учебное пособие. Воронеж: ВГАУ, 2009, с. 222


В учебном пособии излагается методика анализа сельскохозяйственных предприятий с определением резервов роста продукции, снижения себестоимости, увеличения прибыли и улучшения всего финансового положения хозяйства.

Табл. 78. Ил. 3. Библиогр.: 36 назв.

Рецензенты: доктор экономических наук, профессор Курской сельхозакадемии Ю.И. Майоров, доктор экономи-ческих наук, зав. кафедрой бухгалтерского учета и аудита ВГАУ, доктор экономических наук, доцент В.Г. Широбоков
ISBN  Сурков И.М, Коротеев В.П., 2009

 Воронежский государственный аграрный

университет имени К.Д. Глинки, 2009

ВВЕДЕНИЕ
Современное состояние экономики предприятий АПК характеризуется спадом производства в два и более раз, резким ростом затрат, снижением главных финансовых результатов (прибыль, рентабельность), стремительным ухудшением общего финансового состояния хозяйств всех форм собственности.

Принято считать, что главными причинами такого положения является диспаритет цен, разрушение организационно-производственных связей, жесткая кредитная и налоговая политика, недостаточная государственная поддержка сельхозпроизводителей и переработчиков и даже полное отсутствие таковой, другие неблагоприятные внешние воздействия.

Это главные причины прироста затрат в сельском хозяйстве и на предприятиях АПК. Однако они не единственные. Немалую роль в приросте затрат играют и внутренние факторы: нерациональное ведение хозяйства, неэффективное управление, отсутствие в хозяйстве противозатратного механизма.

Управленческие решения, как известно, принимаются на основе данных экономического анализа. Значение экономического анализа в рыночной экономике определяется тем, что при усложнении производственных и финансовых отношений фирмы с другими субъектами рынка растет и “цена” потерь от неудачных, необоснованных или неоперативных управленческих решений.

Чтобы добиться правильного и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, надо овладеть искусством точного, своевременного и всестороннего анализа производственной и финансовой деятельности. Обеспечить выживаемость предприятия в современных условиях возможно лишь в том случае, если управленческий персонал умеет реально оценивать финансовое состояние не только своего предприятия, но и потенциальных контрагентов.

В условиях кризисного развития нашей экономики приоритетное значение имеет выявление внутренних резервов роста продукции, выручки, прибыли, снижения затрат на базе роста производительности труда и режима экономии.

Предлагаемое нами учебное пособие поможет специалистам и студентам освоить методику расчета внутренних резервов и правила разработки мероприятий по их освоению.

Глава 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ РЕЗЕРВОВ

^ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
Под термином “резервы” понимаются неиспользованные возможности для роста продукции, выручки, прибыли или для снижения затрат, либо прямые потери, которые несет хозяйство в настоящий момент, но которые можно избежать в будущем, если разработать и внедрить систему соответствующих мероприятий.

Вопросы выявления и расчета экономических резервов успешно решаются методами экономического анализа и должны быть востребованы при принятии управленческих решений по выводу хозяйства из кризисной ситуации.

Экономический анализ представляет собой систему специальных знаний, связанных с исследованием экономических процессов, складывающихся под воздействием объективных экономических законов и факторов субъективного порядка.

Существуют различные подходы к структуризации данной науки: в условиях централизованно планируемой экономики это политэкономический и конкретно - экономический анализ хозяйственной деятельности. Последний подразделялся на теорию экономического анализа и собственно анализ хозяйственной деятельности предприятий конкретной отрасли. В условиях рыночной экономики в связи с необходимостью ведения финансового и управленческого учета анализ хозяйственной деятельности также подразделяется на управленческий и финансовый, который является одной из основ финансового менеджмента, то есть управления финансовыми потоками. Финансовый учет и анализ решают проблемы взаимоотношений предприятия с государством и другими внешними пользователями информации. Управленческий анализ выявляет взаимосвязь экономических явлений на уровне предприятия, определяет факторы, воздействующие на ход и результаты хозяйственных процессов, измеряет их влияние с целью нахождения нераскрытых резервов роста производства и снижения затрат. Он связан со стадией производства, в то время как финансовый анализ (особенно внешний) больше связан со стадией распределения. Истоки финансов заложены в производстве, хотя финансовые отношения, связанные с формированием денежных доходов, накоплений, т.е. финансовых ресурсов, появляются на второй и третьей стадиях общественного воспроизводства. По этой причине управленческий анализ включает в свою систему не только производственный, но и внутренний финансовый анализ, без которого руководство предприятия не сможет осуществить свою финансовую стратегию. Стержневым элементом этой системы является бухгалтерский учет, а вся перечисленная система общественных наук, включая сюда статистику и управление, опирается на экономическую теорию.

В соответствии с вышесказанным внутрихозяйственные резервы можно разделить по фазам воспроизводства на производственные и полученные в сфере распределения и обмена.

В процессе анализа резервы характеризуют по следующим существенным признакам:

1. ^ По масштабам возникновения - народнохозяйственные (отраслевые, региональные) и внутрихозяйственные. Народнохозяйственные - это резервы, связанные с рационализацией размещения производительных сил по зонам страны, межрайонной специализацией производства, централизованной разработкой и внедрением прогрессивных систем техники и технологий.

Внутрихозяйственные резервы - это резервы, которые возникают в производстве или на стадии реализации продукции, в системе финансов хозяйства. В производстве эти резервы возникают за счет лучшего использования производственного потенциала.

2. ^ По времени - текущие и перспективные. Под текущими понимаются резервы, мобилизация которых возможна в предстоящем периоде на основе использования достижений в работе передовиков и новаторов производства. Мобилизация текущих резервов не требует значительных капитальных вложений.

Перспективные - это такие резервы, мобилизация которых возможна при условии оптимизации структуры производства и его фондооснащенности, фондовооруженности, оптимизации других параметров производства; высокой интенсивности производства, внедрении новейших технологий, приемов и методов организации производства, полном освоении системы адаптивного ведения производства и научной организации тру да.

3. ^ По характеру ресурсов, использование которых может быть улучшено, - резервы использования земли, основных фондов, экономия предметов труда и рабочего времени.

Выявление, подсчет и обобщение резервов производства осуществляются на основе применения специальных методов и приемов. Рассмотрим важнейшие из них.

Обоснованным приемом выявления, измерения и обобщения резервов производства следует считать сравнительный анализ внутрихозяйственных и межхозяйственных показателей работы сельскохозяйственных предприятий однотипной специализации с примерно одинаковыми природно-экономи-ческими условиями. Необходимость в сравнительном анализе вытекает из факта различия экономических результатов производства как между производственными подразделениями внутри одного хозяйства, так и между хозяйствами со схожими условиями производства. Такая дифференциация возникает по многим причинам, но главная среди них - различный уровень организации производства, труда и управления. Это приводит к различиям показателей эффективности производства, причем данные показатели могут различаться на 30-50%, а иногда в 2-3 раза. Этот факт дает основания для такого предположения: если уровень организации производства, труда и управления отстающего хозяйства поднять до уровня хотя бы среднего хозяйства, а среднего - до передового, то результативные показатели их работы станут такими же, как в среднем или передовом хозяйстве.

Аналогичным образом можно и нужно сравнивать показатели подразделений хозяйства, равняя отстающее подразделение на среднее, среднее - на передовое, а передовое - на передовое хозяйство района. И такой расчет не просто арифметика: в его основе лежит система мероприятий, позволяющих поднять уровень организации производства в отстающих до уровня средних и передовых. Вот почему разработка таких мероприятий в ходе анализа является ключевым моментом сравнительного анализа и выявления резервов производства.

Для всех предприятий - и отстающих и передовых - повышение эффективности связано с освоением и практическим использованием достижений науки и техники, интенсификацией производства. Однако у рядовых хозяйств есть и специфический резерв, связанный с рациональным освоением технологий, методов организации производства труда и управления, уже внедренных в передовых хозяйствах. Передовыми в районе или области являются экономически мощные хозяйства, в которых производство продукции ведется по прогрессивным технологиям при высокой организации производства, рациональном ведении финансов. Такие хозяйства выдержали удары стихийного рынка, выстояли в условиях кризиса. Показатели их работы являются ориентиром для рядовых хозяйств района.

Задачи сравнительного анализа заключаются в том, чтобы выявить различия в условиях производства между сопоставляемыми хозяйствами, определить пути и возможности выравнивания этих условий, подсчитать текущие резервы производства на основе минимального вложения дополнительных средств и максимального использования передового опыта.

Последовательность поиска текущих резервов производства такова. Вначале определяют границы сравнимости. Сравнивать можно сельскохозяйственные предприятия одинаковой специализации, осуществляющие процесс производства продукции в одних и тех же природно-климатических условиях. Это замечание относится и к специализированным сельскохозяйственным предприятиям и, в частности, к перерабатывающим сельхозсырье.

Границы сравнимости не могут быть неизменными. Научно-технический прогресс в сельском хозяйстве снижает зависимость производства от условий внешней среды и расширяет границы сравнимости. И хотя этот прогресс в кризисных условиях остановлен, но в перспективе эта закономерность развития производства все равно пробьет себе дорогу.

Далее изучают условия производства во взятых для сравнения хозяйствах и их подразделениях. Устанавливают различия в условиях производства между хозяйствами по существенным признакам: плодородию почвы, фондо-энергообеспеченности, обеспеченности трудовыми и материальными ресурсами. Дополнительно анализируются финансовые результаты и финансовое положение хозяйств, их финансовые стратегии. Затем определяют наиболее эффективные пути выравнивания условий производства между сравниваемыми хозяйствами. С этой целью изучают передовые способы и приемы выращивания сельскохозяйственных культур или выращивания и откорма продуктивных животных, уже внедренные в передовых хозяйствах.

Подсчитывают дополнительные вложения средств, необходимых для выравнивания условий производства, т. е. для внедрения соответствующих агрозоотехнических приемов на отстающих участках производства, обеспечивающих достижение равенства условий производства в сравниваемых хозяйствах. При этом учитывается, чтобы сумма дополнительных вложений не превысила сумму отчислений в фонд развития производства в отстающем предприятии. В противном случае резервы производства из текущих превратятся в перспективные и мобилизация их затянется на годы.

И, наконец, когда обеспечена полная сравнимость сопоставляемых хозяйств по существенным признакам, выявляют и подсчитывают текущие резервы. С этой целью деятельность отстающих звеньев, участков бригад, отделений или ферм оценивают по результатам работы средних подразделений, а средних - по результатам работы передовиков.

Возможен и более простой вариант, когда показатели отстающего подразделения в изучаемом хозяйстве оценивают по результатам работы среднего подразделения, среднего - по передовому подразделению, а результаты работы последнего - по показателям работы передового хозяйства или его передового подразделения. В основе таких расчетов лежит принцип подтягивания агротехники, зоомероприятий и уровня организации производства от отстающих подразделений к средним, а средних - к передовым. Поэтапное сравнение гарантирует от завышения величины вскрытых резервов.

В процессе анализа должны быть выявлены не только текущие, но и перспективные резервы производства. При определении перспективных резервов фактически достигнутые показатели работы предприятия сравнивают с прогнозируемым уровнем производства, рассчитанным с учетом полной обеспеченности предприятия материально-техническими и трудовыми ресурсами при максимальном их использовании.

В условиях кризиса такая задача не по плечу даже передовым хозяйствам, но в перспективе она может возникнуть перед ними как первоочередная. Только так можно опередить конкурентов и выйти на передовые позиции.

В условиях конкуренции непросто получить нужную информацию, поскольку она может быть засекречена под видом сохранения коммерческой тайны. Кроме того, не все хозяйства располагают хотя бы минимумом средств дополнительных вложений для выравнивания условий хозяйствования. По этим причинам необходимо сделать упор на выявление внутрихозяйственных резервов.

Внутрихозяйственные резервы помимо приема сравнения можно выявить и другими приемами. Главным из них является факторный анализ, широко применяемый для разложения общего отклонения от плана производственных и финансовых показателей на составляющие. Последовательное разложение отклонения позволяет дойти до первопричин изменения производственных или финансовых показателей и разработать мероприятия по их улучшению.

Примером такого анализа и последующего расчета резервов является факторный анализ выработки тракторного и автомобильного парка, позволяющий обосновать дополнительную выработку на трактор, комбайн за счет различных факторов влияния на выработку. Факторный анализ себестоимости позволяет определить резервы ее снижения в три последовательных этапа их расчета с последующей разработкой мероприятий по их освоению. Аналогичное значение имеют факторный анализ выручки и прибыли вместе с дополнительными расчетами по выявлению резервов.

Экономические резервы могут быть определены на основе метода экономического анализа с помощью специальных его приемов.

Метод экономического анализа основывается на теории познания и представляет собой практическое использование законов диалектики. Это означает, что в процессе исследования осуществляются: системное комплексное изучение хозяйственных явлений в их взаимосвязи в динамике; расчленение (анализ) обобщающих показателей на частные, а частных - на составные элементы; измерение взаимосвязи между отдельными показателями и определившими их уровень факторами; обобщение (синтез) результатов анализа.

В.И. Ленин подчеркивал, что экономический анализ должен быть всесторонним, систематическим, конкретным и объективным, базироваться на общегосударственном подходе к оценке производственно-хозяйственной деятельности предприятий. В работе “Об едином хозяйственном плане” В.И. Ленин писал: чтобы управлять, “... надо научиться деловому и внимательному анализу наших многочисленных практических ошибок и исправлению их постепенному, но неуклонному.”1 Он требовал, “... чтобы экономисты, литераторы, статистики не болтали о плане вообще, а детально изучали выполнение наших планов, наши ошибки в этом практическом деле, способы исправления этих ошибок Без такого изучения мы слепые.”2 Эти ленинские слова актуальны и сегодня.

Для проведения экономического анализа пользуются специальными методами и приемами исследования, часть которых разработана в процессе становления науки (например, метод цепной подстановки), а другие заимствованы из математической статистики, из разделов высшей математики (теория вероятностей и математическая статистика), бухгалтерского учета и других смешанных наук. Вот некоторые из этих приемов, которые подробно рассматриваются в учебниках по анализу хозяйственной деятельности: сравнение, средние и относительные величины, индексы, показатели динамического ряда, группировка, цепные подстановки, балансовая увязка. Для изучения многомерных статистических совокупностей широко применяют методы корреляции и регрессии, дисперсионный и кластерный анализ, линейное программирование, матричные методы, игровые модели и т. д.

Источниками для анализа в зависимости от поставленной цели является бухгалтерская, статистическая и оперативная отчетность. Для анализа необходимы утвержденный бизнес-план, годовой отчет, хозрасчетные задания подразделениям хозяйства, их договорные взаимоотношения, технологические карты, нормы выработки и расхода материалов, лимиты затрат на ремонт, финансовые и другие нормативы. Кроме того, используется и внеучетная информация: личные наблюдения, беседы с мастерами производства, видными управленцами и т.д.

Среди перечисленных методов и приемов наиболее важное значение имеет метод цепной подстановки, или элиминирования. Он имеет ключевое значение в проведении факторного анализа по всем темам курса. Однако практика показывает, что его сущность и методика слабо усваиваются студентами. Не освоив методики расчета, они вынуждены запоминать расчеты по факторному анализу чисто механически, что создает мнимые трудности в усвоении предмета. Эти трудности легко преодолеть, если сразу с первой темы курса усвоить сущность, методику и технику расчетов по цепной подстановке и двух его упрощений – способа разниц и десятиграфной таблицы.

Суть метода цепной подстановки заключается в последовательной замене плановых или базисных показателей на фактические с последующим определением разниц между последующим и ему предшествующим расчетом.

С помощью метода элиминирования определяется количественное влияние факторов на общий результативный показатель. Это влияние может быть: а) односторонним – все факторы влияют прямо пропорционально или обратно пропорционально; б) разносторонним – часть факторов влияет прямо пропорционально, а другая часть – обратно пропорционально.

В первом случае применяется «правило левой руки», то есть замена планового (базисного) показателя осуществляется слева направо, а во втором – «правило правой руки». В результате последовательной замены образуется цепь условных показателей, расположенных между плановым и фактическим показателями, которые стоят на первом и последнем местах соответственно. Разность между каждым последующим и ему предшествующим показывает влияние каждого фактора.

Пусть на результативный экономический показатель (П) оказывают влияние множество факторов:

П = А  Б  В  Г…С

Применяя «правило левой руки», получим:

  1. все факторы и результативный показатель плановые:

Пп = Ап  Бп  Вп  Гп…Сп;

  1. первый показатель фактический, остальные плановые:

Пу1 = А1  Бп  Вп  Гп…Сп.

Влияние фактора А: А = Пу1 – Пп;

  1. первый и второй фактические, остальные плановые:

Пу2 = А1  Б1  Вп  Гп…Сп.

Влияние фактора Б: В = Пу2 – Пу1 и т.д.

Пример расчета влияния трех факторов на общий результат дается в таблице 1.

Если на общий результативный показатель одни факторы влияют прямо пропорционально, а другие обратно пропорционально, применяется «правило правой руки». Замена плановых (базисных) показателей фактическими в этом случае осуществляется справа налево, начиная от количественного показателя. Например, на себестоимость продукции растениеводства (С) прямо пропорционально влияют затраты на 1 га (З), а урожайность (У) – обратно пропорционально. Применяя «правило правой руки», имеем:

Сп = Зп : Уп;

Су = Зп : Уф.
Таблица 1 – Влияние валового надоя молока, расхода кормов

и их себестоимости на сумму затрат на корма по

молочному стаду



Показатели



План


Отчет


Отклонения

(+, -)


Валовой надой молока, ц

Расход кормовых единиц на 1 ц, ц к.ед.

Себестоимость 1 ц кормовых единиц, руб.

Всего затрат на корма, тыс. руб.



10000

1,1

5,0

55000


8000

1,5

7,0

84000


-2000

+0,4

+2

+29000
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие Допущено Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений по специальности 060800 «Экономика и управление на предприятиях апк» iconУчебное пособие для вузов
Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся...

Учебное пособие Допущено Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений по специальности 060800 «Экономика и управление на предприятиях апк» iconУчебное пособие допущено Министерством образования Российской Федерации...
Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001.— 318 с. ІзхШ 5-7567-0159-1

Учебное пособие Допущено Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений по специальности 060800 «Экономика и управление на предприятиях апк» iconСфера
Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

Учебное пособие Допущено Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений по специальности 060800 «Экономика и управление на предприятиях апк» iconУчебное пособие Л. Б. Шнейдер* Г. В. Вольнова, М. Н. Зыкова психологическое...
Руководство предназначено для студентов и аспирантов, может стать полезным в некоторых случаях для преподавателей психологических...

Учебное пособие Допущено Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений по специальности 060800 «Экономика и управление на предприятиях апк» iconДорошев В. И. Введение в теорию маркетинга: Учеб пособие
Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов...

Учебное пособие Допущено Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений по специальности 060800 «Экономика и управление на предприятиях апк» iconУчебник нового века
Допущено учебно-методическим объединением вузов России по педагогическому образованию Министерства общего и профессионального образования...

Учебное пособие Допущено Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений по специальности 060800 «Экономика и управление на предприятиях апк» iconУчебник допущено Министерством образования Российской Федерации в...
Учебник предназначен для студентов, магистрантов, аспирантов, изучающих политические и психологические науки

Учебное пособие Допущено Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений по специальности 060800 «Экономика и управление на предприятиях апк» iconСоциология
Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по...

Учебное пособие Допущено Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений по специальности 060800 «Экономика и управление на предприятиях апк» iconУчебное пособие для вузов
Рекомендовано Советом по психологии умо по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших...

Учебное пособие Допущено Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений по специальности 060800 «Экономика и управление на предприятиях апк» iconПрикладная психология
Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница