Эффективное управление экономикой в реализации ценностей гражданского общества




Скачать 172.31 Kb.
НазваниеЭффективное управление экономикой в реализации ценностей гражданского общества
страница1/2
Дата публикации14.03.2013
Размер172.31 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Экономика > Документы
  1   2


Ведута Е.Н.
Эффективное управление экономикой

в реализации ценностей гражданского общества
За любыми политическими декларациями скрываются интересы стремящихся к власти социальных слоев. Вначале их замысел можно выявить лишь посредством научного анализа предлагаемых механизмов реализации «красивых» слов. В этом и должно быть заинтересовано истинно гражданское общество, бережно относящееся к достигнутому предшествующими поколениями уровню культуры, чтобы максимизировать свой вклад в культурный прогресс для будущих поколений. Чем ниже уровень знаний и ответственности в обществе, тем выше будет заплачена цена большинством за осознание ошибок posteriori.

Нашему обществу понадобилось более 20 лет «выдавливания из себя раба», чтобы выйти из шока и осознать свои национальные интересы в выстраиваемой глобализации по-американски. По этой причине впервые после холодной войны в «стратегическом плане» госдепа США (Strategic plan – Fisсal years 2007 - 2012) в качестве приоритетной задачи названо противодействие «негативному поведению» России в отношении демократических прав и свобод, которое, по их мнению, проявилось, в частности, в усилении централизации власти и растущей роли государства в экономике.

В плане содержатся направления и приоритеты программ зарубежной помощи, осуществляемых Агентством США по международному развитию (USAID) для продвижения демократических идеалов в России и в других странах посредством проведения «свободных» выборов и «цветных» революций. Главная задача внешней политики США на глобальном уровне – продвижение свободы на благо американского народа и международного сообщества. «В современном мире невозможно провести четкую разграничительную линию между нашими усилиями в области развития и нашими демократическими идеалами», - отмечает госсекретарь Райс в предисловии к «стратегическому плану». Данная «высокая» цель объясняет необходимость вмешательства США во внутренние дела всех других государств, исходя из интересов безопасности США.

Постановка главной задачи стратегического плана Госдепа является авторитарной, ввиду отсутствия в ней уважения к представлениям о демократии и свободе в других государствах. Поэтому и меры продвижения американских идеалов на чужих территориях, подкрепленные деньгами и военными действиями, - совсем не демократические. Использование демократической лексики Госдепом в авторитарных целях и мерах реализации плана становится слишком очевидным и навязчивым. У сильного всегда бессильный виноват. «Досуг мне разбирать вины твоей, щенок. Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».

В новой доктрине Госдепа сказано, что «США хотят, чтобы Россия стала открытым, демократическим и стабильным геополитическим партнером» и готовы оказать содействие интеграции России в глобальную экономику, а также появлению в России среднего класса, «поддерживающего демократические институты и главенство закона». «Мы можем попытаться поощрить такое развитие с помощью широкого круга экономических, общественных, научных и политических связей», считают в госдепе. Философия подобных действий Вашингтона, как объясняет американский посол в Москве Бернс, строится на желании содействовать демократии путем ознакомления с накопленным в Америке опытом создания экономических и политических институтов, который может оказаться полезным и для других стран /3/.

Перестройка в СССР, начатая более 20 лет назад, осуществлялась под флагами демократии, прав человека и свободы, рыночной экономики. Демонтаж централизованного управления СССР и отказ от национального стратегического плана привел к развалу мощнейшей в мире единой корпорации «СССР» и потере конкурентоспособности образованных на постсоветском пространстве стран СНГ. Следуя правилам «рыночной экономики», независимые, а потому не связанные общей целью развития гражданского общества, резиденты этих стран свободно «хватают» западные кредиты для максимизации своих доходов и все более увеличивают грозовой навес из долларовых долгов и начисляемых по ним процентам над будущими поколениями России. Для удержания катящейся вниз страны Россия использует властный ресурс, создавая крупные государственные монополии, что не нравится США.

Настойчивость США в реализации все тех же рекомендаций рыночной экономики для построения «светлого будущего» (коммунистического или гражданского, не все ли равно?) не просто ортодоксальна. Она становится опасной для граждан, живущих в России, в связи с нарастанием угроз национальной безопасности по следующим причинам:

- увлечение финансовыми спекуляциями, в т.ч. с недвижимостью, ведет к огромной внешней задолженности резидентов России с последующими их банкротствами и распродажей земли России, ее недр и водных ресурсов;

- внедрение международных стандартов ведения бухгалтерского учета и статистики, финансовой отчетности и организации банковской системы делает ситуацию в России практически неуправляемой со стороны государства, но управляемой со стороны транснациональных корпораций (ТНК), в основном базирующихся в США;

- недоинвестирование производства в России в течение всех лет внедрения «рыночной экономики» приближает катастрофу в сфере ЖКХ, энергетики, авиаперевозок и др. жизненно необходимых сферах экономики;

- ожидаемое в перспективе снижение цен на топливно-энергетические ресурсы (этому потом «поможет» огромный резерв этих ресурсов в США) закончит «подпитку» отечественной экономики за счет импорта;

- рост безработицы в отдельных регионах страны и растущее социальное расслоение усиливают криминализацию общества и опасность массовых беспорядков;

- развертывание глобального кризиса мировой экономики, отражаемого в военных действиях США в Ираке и в движении НАТО на Восток, объективно ведет к эскалации военных действий на территории России, богатой природными ресурсами, но не способной эффективно ими распоряжаться на базе рекомендуемой США ортодоксальной модели «рыночной экономики»;

- снижение качества образования России в ходе Болонского процесса с заменой фундаментальной подготовки кадров на прикладных специалистов будет способствовать закреплению ортодоксальных идей Госдепа США на постсоветском пространстве до полного уничтожения истории живущих на нем народов.

Значительно ослабевшая после развала СССР и институциональных преобразований экономики по западному образцу, но все-таки осознавшая свои национальные интересы Россия, в очередной раз остановилась перед выбором своего пути. Куда и как идти? Не зная, как эффективно управлять национальными ресурсами в интересах живущих в России, и не имея времени на передышку, загнанная под «демократическими» криками Россия будет вынуждена заново повторить (в какой уже раз!) свой исторический виток: «Мы Россию убедили, мы Россию победили». Но главная задача - управление Россией с целью культурного прогресса гражданского общества, так и останется нерешенной. Для повторения Россией этих ускоряющихся витков истории «Мы Россию убедили, мы Россию победили» и требуются «цветные» революции, организуемые Госдепом США.

Возвращая Россию к периоду «холодной войны», Госдеп США «дружески» подсказывает ей точку отсчета возникновения проблем управления страной, нерешенность которых привела к развалу СССР, а теперь угрожает не только будущему России, но уже и будущему США.

Страна – победитель, сумевшая быстро к началу 50-х гг. восстановить экономику и достигнуть военного паритета с США, столкнулась с проблемой эффективного управления экономикой огромной корпорации «СССР» в «мирных» условиях холодной войны. По инициативе ЦК КПСС состоялась дискуссия об экономических законах социализма. Проблемы характера денег при социализме продолжали обсуждаться на конференциях в течение 1951 - 1954 гг. В результате были сделаны абсурдные выводы о товарном характере производства и стоимостной природе денег в централизованно управляемой экономике. Это то же самое, что в рамках единой корпорации предприятия будут ориентироваться не на общий системный эффект ее развития, а на свой узкоэгоистический интерес – прибыль и друг другу давать в долг, что, в конечном счете, естественно ведет к развалу любой корпорации (в, частности, ТНК). Положения абсурдной теории товарного социализма были утверждены после дискуссии, проходившей в 1956 - 1957 гг. в Институте экономики АН СССР под руководством К. Островитянова. Рекомендации теории, переименованной в годы радикальных реформ в «рыночный социализм», сводились к реформам по постепенному уничтожению централизованного управления единой корпорацией «СССР», что и произошло в 1991 г.

Для успешного решения проблемы эффективного управления экономикой руководству страной следовало увидеть значимость кибернетики, изучавшей процессы переработки информации и придававшей значение обратной связи. Но почивать на лаврах победы с наивной верой в неизбежность коммунизма было проще. Новой науке, как и генетике, присвоили название лженауки, затормозив ее развитие в СССР.

Официально история кибернетики началась в 1948 г с опубликованием в США книги Н. Винера. Предмет кибернетики составляют управляющие или информационные процессы, определяющие поведение сложных самоорганизующихся (саморегулирующихся) систем естественной, технической и общественной природы в их взаимодействии с внешней средой. Ее задачей является создание кибернетической системы, описывающей последовательность операций поступления, передачи и обработки информации для выбора оптимального воздействия на управляемый объект в конкретной обстановке с использованием ЭВМ, т.е. автоматизация управления объектом.

Появление кибернетики именно в США не случайно. Не в малой степени этому способствовало как отсутствие военных действий на территории страны, приведшее к промышленному и финансовому могуществу державы, так и стремление базирующихся в ней ТНК к информационному могуществу в мировой экономике.

Необходимость информации для регулирования экономики была осознана в США еще в 1929 –1933 гг., во время Великой экономической депрессии. Там развилась новая дисциплина эконометрика, в которой с помощью математико-статистических методов рассчитываются взаимосвязи макроэкономических показателей, устанавливаемые экономической теорией, для составления прогнозов развития. Там, благодаря исследованиям эмигрировавшего из России В.Леонтьева, получила развитие выдающаяся работа советских статистиков, составивших в 1923/24 гг. баланс народного хозяйства, названный Сталиным «игрой в цифири». На основе содержащейся в балансе таблице межотраслевых связей модели В. Леонтьев создает экономико-математическую модель межотраслевого баланса (МОБ), именуемую также таблицей «затраты - выпуск», и в 30-х гг. проводит расчеты темпов и структуры экономики США. Его исследования вызвали интерес со стороны промышленников, оценивших возможности метода МОБ для структурной перестройки экономики в ходе войны и после войны. При правительстве Ф. Рузвельта составление МОБ становится государственным делом, сбором необходимой информации стали заниматься правительственные организации. Потребность ускорения расчетов по таблицам большой размерности, а также для повышения качества управления любыми сложными объектами вызвали бум развития в США вычислительных машин от механических к электрическим, а затем и к новым поколениям электронных вычислительных машин (ЭВМ).

Негативное отношение Сталина к разработкам баланса народного хозяйства объясняется тем, что сами по себе балансовые таблицы не могли дать ответа на центральный вопрос стратегического плана - как эффективно распределить инвестиции между отраслями, чтобы обеспечить реализацию государственных приоритетов. Но уже в 30-е гг. СССР разработал и реализовал уникальную для мирового сообщества модель централизованного управления экономикой, стержнем которой являлся стратегический план. Разработка плана развития национальной экономики, представлявшая собой итеративный процесс эффективного согласования показателей выпуска и затрат на всех уровнях управления «подсказывала» необходимость применения ЭВМ для повышения точности расчетов, а значит и эффективности управления. Но тогда, во-первых, производство еще не достигло огромных масштабов, и производственные взаимосвязи были не столь усложнены, что проявится уже в 50-х гг., и, во-вторых, страна, занятая ускоренной индустриализаций, просто не имела времени задуматься над необходимостью ЭВМ. Во время войны и в восстановительный период об этом думать также было некогда.

Опыт централизованного управления экономикой вызвал оживленные дискуссии в 30-х – 40-х гг. о рациональном использовании ресурсов в централизованной экономике.

По мнению видного экономиста ордолиберальной «фрайбургской» школы В. Ойкена в централизованной системе депрессии и безработице места нет, так как приказом можно занять любого работника и долговременно форсировать инвестиции, принудительно сокращая потребление до некоторого минимума. В отличие от олигархической системы здесь диспропорциональность производства обнаруживается преимущественно в дефиците потребительских благ и в колебаниях снабжения. Такую же оценку централизованной экономике давали Ф. Хайек и Л. Мизес. Они доказывали, что ликвидация в централизованной экономике рынка делает невозможным рациональное распределение ресурсов в обществе.

Однако централизованная модель экономики в 30 - 40-х гг. была мобилизационной моделью, обеспечивающей в чрезвычайных условиях форсированное развитие отраслей ВПК за счет сокращения платежеспособности остальных отраслей и населения. Рынок, как инструмент направления стратегий производителей в сторону предпочтений конечных потребителей, действительно становится необходимым для оптимизации управления централизованной экономикой после окончания чрезвычайной ситуации. Возможность включения рынка в централизованную экономику признавали А. Лернер (США), А. Пигу, Г. Диккенсон, Р. Холл (Великобритания). Они считали, что эффективность использования ресурсов в централизованной экономике будет значительно выше, если ее механизм будет сконструирован по образцу механизма свободной конкуренции с включением воздействия рынка на установление пропорций народного хозяйства. В противовес реальному социализму они назвали его моделью «конкурентного социализма».

Начиная с 50-х гг. наука управления во всем мире начала теснее связываться с экономико-математическими методами принятия решений и их реализацией с использованием ЭВМ. Все большее количество стран начинают разрабатывать модели МОБ и использовать их в прогнозировании, государственных программах социально-экономического развития. Особенно разработки МОБ развиваются во Франции, Нидерландах, Норвегии, Италии, Японии и в других странах с развитой системой государственного регулирования и программирования экономики. Новое открытие в СССР своего же опыта в конце 50-х гг. было непосредственно связано с распространением и признанием идей В. Леонтьева.

В конце 50-х гг. в СССР возникло новое направление «
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:

Эффективное управление экономикой в реализации ценностей гражданского общества iconСпецифика формирования ценностей гражданского общества у школьников...
Формировании ценностей гражданского общества у подрастающего поколения и студенческой молодёжи является актуальным и фундаментальным...

Эффективное управление экономикой в реализации ценностей гражданского общества iconО концепции развития гражданского общества в Республике Казахстан на 2006-2011 годы
В целях создания условий для ускоренного развития институтов гражданского общества и возможности реализации гражданских инициатив...

Эффективное управление экономикой в реализации ценностей гражданского общества iconОткрытый диалог правительства, промышленности и гражданского общества....
Секции по участию гражданского общества, планированию и осуществлению экологической политики

Эффективное управление экономикой в реализации ценностей гражданского общества iconКонтрольная работа по дисциплине «Экономика организаций» на тему:...
На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и увеличение реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы,...

Эффективное управление экономикой в реализации ценностей гражданского общества icon1. Сущность, роль и задачи контроля в управлении экономикой Понятие...
Стадия реализации мероприятий по достижению цели, Стадия регулирования мероприятий по достижению поставленной цели, Стадия контроля...

Эффективное управление экономикой в реализации ценностей гражданского общества iconРекомендации гражданского общества Группы двадцати по противодействию...
Группа двадцати должна создать анти-коррупционную сеть, состоящую из государственных органов и организаций гражданского общества,...

Эффективное управление экономикой в реализации ценностей гражданского общества iconМы, представители организаций гражданского общества Восточной Европы,...
Подготовительном заседании кур-14 (Комиссии по устойчивому развитию), которое проходило в Тбилиси, Грузия, 13-14 апреля 2006 года,...

Эффективное управление экономикой в реализации ценностей гражданского общества iconАктуальность темы. На современном этапе развития общества эффективное...
Поэтому актуальным представляется вопрос о разработке модели социоэкосистемы приморского региона, в которой будет определено место...

Эффективное управление экономикой в реализации ценностей гражданского общества iconНастоящая диссертация «В борьбе за гражданственность. Идея и реальность...
Ядром диссертации является сравнение идеи и реальности гражданского общества как на Западе, так и в России, между тем как историческая...

Эффективное управление экономикой в реализации ценностей гражданского общества iconСеминар: Эффективное управление
Программа рассчитана на собственников, руководителей и менеджеров агентств недвижимости

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница