1. (стр. 49) Написано в Торе (Шемот 20: 12): "Почитай отца своего и мать свою". Это позитивная




Название1. (стр. 49) Написано в Торе (Шемот 20: 12): "Почитай отца своего и мать свою". Это позитивная
страница1/9
Дата публикации12.05.2013
Размер1.04 Mb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Первая Глава.
1. (стр. 49) Написано в Торе (Шемот 20:12): "Почитай отца своего и мать свою". Это позитивная1 мицва из Торы - уважать отца и мать. Нужно быть очень осторожным в уважении отца и матери и в боязни перед ними. Сказали наши мудрецы (Талмуд, трактат Нида 31а): [При рождении] человека есть три партнера: Всевышний, его отец и его мать. Когда человек уважает отца и мать, Всевышний говорит: "Я засчитываю им, как будто Я сам жил среди них, и они Меня уважали". Поэтому особенно важно каждому изучать эти законы и разбираться в них, так как эта мицва очень велика. В особенности это относится к ученикам ешивы перед тем, как они уезжают отдыхать [и возвращаются к родителям] на каникулы.
2. (стр. 55) Нет границ мицвы уважения родителей, это настолько бесценная мицва, что чем больше человек ее исполняет, тем более это похвально. Тот, кто исполняет заповедь уважения отца и матери, заслуживает длинную жизнь и в этом мире, и [хорошую участь] в мире грядущем, а также он будет богатым и успешным в других вещах. Он заслужит, что когда состарится, и его дети будут его уважать и бояться2. Тот, кто исполняет эту заповедь на Земле Израиля, получит еще большую награду, чем исполняющий ее вне Земли Израиля3.
3. (стр. 61) Написано в книге Зоар (3:281а), что каждый должен положит на сердце заповедь любить родителей, как самого себя. Пусть также человек уважает родителей, признавая их положительные качества. Когда родители просят его что-то сделать, пусть он делает это энергично и с радостью. И следует постараться, чтобы было видно, что он делает их повеления ради мицвы уважения родителей. Пусть он учит своих детей принимать его родителей и родителей жены с радостью и уважением. И также как положена большая награда за уважение родителей, также положено большое наказание в случае их неуважения. Тот, кто расстраивает родителей, приводит к тому, что Присутствие Творца покидает его, и большие наказания и мучения приходят к нему. Но даже если он не будет наказан в этом мире, его будет ожидать наказание в будущем мире.
4. (стр. 65) Тот, у кого умерли родители, пусть исполняет мицву тем, что уважает их после смерти. Также4 пусть он особенно уважает пожилых людей, и мудрецов Торы, или старшего брата, как уважал бы он родителей. Пусть он также уважает Субботу, хорошо и чисто одеваясь в этот день. И пусть он аккуратно переплетает святые книги, [показывая уважение к ним]. И пусть он уважает своих раввинов, и боится их, и других мудрецов, как он уважал бы и боялся бы родителей. И пусть особенно уважает и боится мудрецов поколения. И тогда ему засчитается, как будто он выполнил заповедь уважения родителей. Также пусть он упрекает тех, у кого родители живы, но они недостаточно их уважают, и тогда ему засчитывается, как будто он сам исполняет заповедь уважения родителей.
5. (стр. 66) Все законы уважения родителей одинаково относятся к мужчине и к женщине5, и также нет разницы между уважением отца и матери. Поэтому, всегда, когда мы упоминаем [в этой книге] закон в отношении уважения отца, он относится и к матери, и наоборот. Ведь законы уважения обоих родителей одинаковы.
6. (стр. 67) Хотя мицва уважения родителей очень важна и нужно исполнять ее очень осторожно, тем не менее, еврейский суд не заставляет6 ее исполнять, потому что мы не заставляем человека исполнять любую мицву, за которую Тора обещает награду (Талмуд, Трактат Хулин 110б). Тем не менее, некоторые считают, что если еврейский суд хотел, он мог заставить человека уважать родителей, хотя суд не был обязан так сделать. В любом случае, по всем мнениям, суд может уговаривать человека словами, чтобы он соблюдал заповедь уважения родителей как следует.
7. (стр. 71) Но в любом случае, если человек посрамляет родителей и они обижаются, у еврейского суда есть мицва упрекнуть и заставить его так не поступать.
8. (стр. 73) Хотя суд не заставляет соблюдать заповедь уважения родителей, тем не менее, если отец взял деньги в долг и умер, оставив детям в наследство недвижимость, его дети должны выплатить заем, и суд их заставляет это сделать. Но если отец оставил им только движимое имущество, по букве закона [Талмуда] суд не заставлял их выплатить долг, но ради мицвы [уважения родителей] им следовало расплатиться с долгами отца из наследства. Но Гаоны7 установили, чтобы человек расплачивался с долгами отца и из движимой собственности, которую он унаследовал, поэтому в наше время суд заставляет наследников расплатиться с долгом из того, что они получили в наследство, даже если долг был оформлен устно [без деловой расписки]. Этот закон относится, даже если это имущество было куплено должником после того, как он взял долг, и хотя он не написал в долговой расписке, что любое имущество, которое он купит, [будет отдано наследниками для выплаты долга].
9. (стр. 74) Если отец взял [у еврея] деньги в долг под процент неразрешенным способом8, тогда дети не должны выплачивать процент. Также, если отец сам занимался ростовщичеством и оставил детям в наследство деньги, которые он заработал, [нарушая закон Торы], дети не обязаны отдавать эти деньги тому, кто их заплатил. Но если отец оставил наследникам корову или талит, или любую определенную вещь, которую ему дали, оплачивая процент от займа, и отец перед смертью раскаялся за свой грех, но не успел вернуть эти предметы владельцу, тогда наследники должны вернуть эти вещи из-за уважения к родителям. Так как это определенная вещь, которую он получил в компенсацию процента и она постоянно напоминает о грехе отца, нужно вернуть ее.
10. (стр. 75) Исполняющий мицву уважения родителей не делает на это благословения. На это есть несколько причин: во-первых, мудрецы не установили благословение на те мицвы, до которых мы бы и сами додумались. Также, раз отец может "простить" сына, т.е. разрешить ему не соблюдать заповедь уважения9, получается, что мицва уважения может не исполняться при таких обстоятельствах, [и поэтому невозможно сделать благословение на мицву, которая возможно не относится10]. Кроме того, так как мицва уважения родителей действует постоянно, благословение не было установлено на мицву, которая действует всегда.
11. (стр. 90) Есть мнение, что мицва уважения родителей считается мицвой между человеком и Всевышним, а есть мнение, что эта мицва - между человеком и человеком11, и это главное мнение. И существует много следствий этого диспута12.

-- ------------

12. (стр. 100) Некоторые считают, что если человек нарушил мицву уважения родителей, кроме того, что он должен признать свой грех во время Йом Кипура, он также должен попросить у них прощения перед Йом Кипуром, как в случае нарушения всех мицв между людьми, которые не прощаются, пока человек не получит прощения от того, кого он обидел. Но по другим мнениям, мицва уважения родителей - это мицва между человеком и Всевышним, и поэтому достаточно покаяться перед Творцом, и нарушитель получает искупление в Йом Кипур, даже не попросив прощение у родителей. Главным считается первое мнение.
13. (стр. 100) Когда человек исполняет заповедь уважения родителей, по некоторым мнениям ,ему не нужно специально иметь в виду, что он исполняет заповедь. Но по другим мнениям, так как мицва уважения родителей также является мицвой между человеком и Всевышним, при ее исполнении нужно иметь в виду, что делаешь мицву Творца. И так как это нетрудно, то стоит следовать этому мнению, и, когда исполняешь заповедь уважения родителей иметь в виду, что делаешь это ради мицвы Всевышнего.
14. (стр. 102) Если человек находится в месте, где плохо пахнет, и у него появилась возможность исполнить мицву уважения родителей, пусть сделает ее, не концентрируясь на "исполнение заповеди Творца", т.к. подобная концентрация запрещена в месте, где плохо пахнет. Тем более, что по другим мнениям, мицва уважения родителей - это мицва между одним человеком и другим, и она не требует специальной концентрации.
15. (стр. 105) Тот, кто хочет на самом деле уважать родителей, пусть занимается Торой и добрыми делами и ведет себя честно и праведно, и это является наибольшим уважением к его родителям. Тогда люди говорят: "Счастлив человек, который вырастил такого сына!". Но если сын не идет по правильному пути, тогда родители стыдятся его, и нет для них большего срама. Пусть человек также не спорит с другими, чтобы те не стали срамить его родителей.
^ Вторая Глава.
1. Мицва уважать родителей относится и к акции, и к словам и к мыслям. Каким образом она относится к акциям? Нужно кормить, поить, одевать, выводить [на улицу] и вводить [домой]. Сын должен прислуживать родителям, или побеспокоиться, чтобы кто-то их обслуживал; и чтобы у них была подходящая одежда. По некоторым мнениям, сын должен также прислуживать родителям, как прислуживает ученик раввину.
2. Хотя нельзя заниматься своими делами до утренней молитвы, но можно купить молоко или еду для отца и матери, тем более если это невозможно будет сделать после молитвы.
3. Если родители рано утром уезжают в далекий путь, хотя уже пришло время утренней молитвы, сын может до молитвы подъехать к ним, чтобы попрощаться, и благословить их чтобы они отправились с миром. Также можно поехать в аэропорт, чтобы проводить родителя, отправляющегося заграницу. Но при прощании, не следует упоминать слово «Шалом13», а сказать просто "счастливого пути", и т.п. И следует сыну сначала прочесть утреннее Шма [перед поездкой в аэропорт]. А если есть возможность, стоит организовать миньян в аэропорту, чтобы все смогли помолиться с миньяном перед поездкой заграницу. А если его родители приезжают в город на поезде или самолете, сын может поехать их встречать на вокзал, хотя он еще не молился утреннюю молитву, так как если он не приедет, это может оскорбить родителей.
4. Если сын еще не помолился утреннюю молитву, и встретил отца, можно поцеловать его руку, даже до молитвы.
5. Каким образом уважают родителя в мыслях? Пусть человек не презирает родителей в сердце, даже если он [это не показывает] и делает вид, что их уважает. Пусть он всегда считает родителей великими и важными людьми, даже если большинство людей не считают таковыми его родителей, и это важная часть его уважения.
6. До какой степени человек должен уважать родителей? Даже если они взяли его кошелек с деньгами и бросили перед ним в море, пусть он их не обижает и не злиться на них. Но пусть примет на себя заповедь Торы и молчит, боясь Царя царей, Святого Творца, Благословен Он, Который приказал уважать родителей. Но существуют мнения, что если он может помешать им бросить кошелек в море, ему разрешается это сделать. В любом случае, так как для уважения родителей, человек не обязан тратить свои деньги14, поэтому [если они выбросили его кошелек] сын может вызвать родителей в еврейский суд, чтобы они выплатили ущерб. А если родители попросили его дать кошелек, и сын знает, что они собираются его выбросить в море, он не обязан им давать.
7. Человек обязан уважать родителей даже в вещах, не касающихся их впрямую15, например, делать для них покупки, чистить их дом, готовить для них, приносить им лекарства, когда требуется, [но если сын занят учебой или работой, см. ниже].
8. То, что мы сказали, что сын обязан кормить и поить, и одевать отца, все это делается на деньги отца, если у него есть деньги. От сына требуется лишь обслуживание родителей, но он не обязан расходовать свои деньги, чтобы кормить, поить и одевать их. Но если у отца нет денег на насущные расходы, а у сына они есть, мы заставляем сына прокормить отца согласно возможностям сына, как требует закон о содержании бедных. Но сын не обязан собирать милостыню, чтобы содержать родителей, и также он не обязан брать деньги в долг. Пусть он только делает что может, обслуживая их. Но по некоторым мнениям, сыну следует даже собирать милостыню для родителей, если нет другого выхода.

8. Все законы уважения родителей относятся в случае, когда родители просят сделать что-то, что касается их самих прямым образом, например, помочь им поесть, или почистить их квартиру. Но если родитель просит то, что к нему прямым образом не относится, например, чтобы сын показал кому-то дорогу, и от этого родителям нет никакой пользы, сын не обязан слушать. Тем более если сын хочет пойти заниматься Торой, он не обязан прерываться. Также если сын занят Торой, а родители просят чтобы он пришел на какое-то семейное празднество, или трапезу, посвященную мицве16, он не обязан их слушать. Но если родители расстроятся, если сын не придет, и это празднество происходит лишь один раз, пусть он их послушает.
10. Если отец просит сына чтобы тот прервал работу и его обслуживал, или что-то для него сделал, но сын боится, что его выгонят из-за этого с работы, или из колеля17, и он перестанет получать стипендию, пусть тогда сын объяснит отцу, почему он не может подчиниться. Но если отец все равно настаивает, сын не обязан его слушать. Но если нет опасности, что его выгонят, тогда пусть послушается отца, даже если он на этом потеряет деньги [которые он бы мог за это время заработать]. Все это при условии, что у сына есть достаточно денег, чтобы содержать [семью] в течение следующих 30 дней. Но если у него есть только деньги на один день и не достаточно, что прожить 30 дней, тогда он может не слушаться отца.
11. Если у сына есть деньги, чтобы купить на еду [не только] хлеб, но и мясо, а у отца нет денег на еду, сыну следует не есть мясо, и сэкономить деньги, чтобы купить отцу хлеб.
12. Если у сына есть деньги, а у отца нет, и сын содержит отца на деньги [которые он отделяет] на цедаку18, он должен давать достаточно чтобы одеть родителей, и купить им лекарства, и оплатить налоги, которые родители должны платить, например городские. Все это в случае, если у сына достаточно денег, которые он отделяет на цедаку, но если этих денег не хватает на все вышеперечисленное, то сын не обязан платить больше19. Также, если другие люди хотят давать из своих денег цедаки на содержание его родителей, тогда сын не обязан покрывать все нужды родителей из своих денег, и пусть он сделает партнерами в этой мицве и других желающих.
13. Хотя обычно сын не обязан тратить свои деньги на содержание родителей, например на их еду и питье, тем не менее, если сын потратил на это деньги, это считается для него мицвой, и не попадает в категорию того, что человек сделал когда не требовалось20.
14. Если мать человека одна из тех женщин, которых отец не обязан содержать21, тогда по некоторым мнениям ее сын должен ее содержать. Также если у отца есть достаточно денег, [и он должен по закону содержать жену] но он этого не делает, и еврейский суд не может его заставить, так как он влиятельный человек [и никого не слушается], тогда сын должен содержать маму на свои деньги.
15. Если отец и мать пришли попросить у сына еду и одежду, и у него достаточно денег только для одного из них, пусть сначала отдаст маме, а потом [если останется] - отцу.
16. Если отцу или матери не на что жить, и их содержат дети, у которых есть достаточно денег на это, тогда деньги на содержание родителей или на оплату их пребывания в доме для престарелых или больнице, разделяют между сыновьями пропорционально их богатству. Но если часть сыновей бедные, а часть богатые, тогда бедные освобождены от материальной помощи в содержании родителей, и даже не обязаны давать на это из денег цедаки.
17. Человек, который содержал родителей из своих денег, хотя у них было собственное имущество, после их смерти он может получить компенсацию с их имущества [прежде чем разделят наследство между детьми22].
18. Если у отца нет денег, а сын имеет достаточно, чтобы его содержать, тогда пусть он не содержит родителя на деньги цедаки, потому что этим он может обидеть отца. Даже если отец не будет знать, что сын использует на его содержание деньги отделенные для цедаки, все равно пусть сын так не поступает. Но если нет другой возможности, тогда он может содержать отца на деньги цедаки, и тогда он может отдать родителям всю цедаку, которую он отделяет и не отдавать ничего другим бедным.

19. Если отцу не на что жить, и у сына тоже не хватает на жизнь, но есть деньги "маасера" отделенные на цедаку23, он должен дать их отцу.
20. Если перед человеком много бедных, которых нужно содержать, и среди них его отец, тогда у отца приоритет [в деньгах цедаки].
21. Если отцу другие люди должны деньги, а у него самого больше денег нет, и он не хочет требовать выплаты долгов, тогда сын не обязан содержать отца [на свои деньги]. Но если отец неуверен, сможет ли он получить долги назад, даже если потребует, тогда пусть сын содержит отца [если у него есть на что]. А если сын не хочет так делать, нужно его упрекать [и даже] срамить, чтобы он [передумал] и согласился содержать отца.
22. Если отец экономит деньги и живет очень бедно, или он не хочет работать, хотя ему предлагают работу, тогда сын не обязан его содержать. Но и в этих случаях, если сын будет его содержать, это считается особой праведностью.
23. Если у сына есть пустая квартира, он не обязан бесплатно поселить там отца, если он может ее сдавать за деньги или продать. Даже если отец готов оплатить квартиру, сын не обязан именно ему ее продать, но всегда желательно продавать родственнику в первую очередь. Но если у отца нет денег, чтобы снять квартиру, а у сына есть, мы заставляем сына чтобы тот заплатил из денег цедаки, за подходящую квартиру для отца.
24. Есть мнение, что если отец просит сына прийти, чтобы накормить или напоить его, или сделать для [отца] что-то, то отец должен оплатить сыну стоимость проезда, так как сын не обязан тратить свои деньги на уважение родителей. Но есть мнение, что в случае, когда сын мог прийти пешком, даже если он выбирает приехать, отец не обязан ему оплачивать проезд, но только если сын живет далеко, и не может добраться до отца бесплатно, тогда он может попросить отца оплатить проезд.
25. Если отец освободил сына от содержания себя, и они написали официальную деловую бумагу, и закрепили эту договоренность рукопожатием, и потом отец обеднел, мы заставляем сына содержать отца из денег цедаки.
26. Тот, кто поклялся не уважать родителей, или не бояться их, это считается клятва всуе, и она не ложится24.
27. Человек обязан заниматься исполнением мицвы уважения родителей, даже если родители сами его не о чем не просили, например он должен одевать их, мыть если требуется25 и т.п., см. ниже.
28. Мицва уважения родителей, как и другие позитивные заповеди, может быть выполнена через посланника, т.к. посланник человека - как сам человек. И, тем не менее, как и в других заповедях, в случае уважения родителей, большая мицва выполнить заповедь самому, чем через посланника. Даже если сын является мудрецом Торы, все равно пусть он постарается сам прислуживать отцу. Но если отец просит сына его обслужить, и сыну по какой-то причине трудно это исполнить, тогда он может исполнить мицву уважения через посланника. Но если родители просят, чтобы именно их сын их обслуживал, некоторые считают, что тогда он обязан им сам прислуживать, и если он не захочет так делать, он сломает заповедь бояться родителей. Во всяком случае, выгладит, что если отец стесняется, когда его обслуживают другие люди, тогда сын должен очень постараться обслужить его сам, кроме как если он живет в другом городе, тогда он может выполнить заповедь через посланника. И конечно понятно, что заповедь вставать перед отцом, и бояться его, невозможно выполнить через посланника.
29. Когда родители состарились, лучше их не посылать в дом для престарелых, но взять их к себе домой и пусть сын и его домочадцы их обслуживают. Но если квартира сына слишком маленькая, и им всем будет трудно поместиться, или жизнь с родителями в одном доме приведет к [скандалам с женой] и лишением жизненного покоя, или если для самих родителей лучше быть в доме для престарелых26, или сын живет в другом городе, тогда лучше послать родителей в дом для престарелых. Также если отец не хочет жить с сыном в одном доме, и ему лучше в доме для престарелых, сын обязан оплатить его пребывание там, если у отца нет денег, а сына есть.
30. Если жена не хочет жить в одном дворе со свекровью, но муж хочет жить с родителями, чтобы исполнять мицву уважать и обслуживать их, муж не может заставить жену подчиниться, в особенности, если свекровь приводит к скандалам между ней и мужем, или жене трудно с ней ужиться.
31. Сыну следует делиться с родителями своими проблемами, и в особенности, если родители чувствуют, что сына что-то беспокоит, и если он им не рассказывает, это их огорчает27.
32. Когда отец приказал сыну принести что-то из загорода, и сказал ему ничем другим не заниматься ни для себя, ни для других, пока он не принесет эту вещь, если сын по пути остановился поесть, это не считается, как будто он не выполнил заповедь отца.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. (стр. 49) Написано в Торе (Шемот 20: 12): \"Почитай отца своего и мать свою\". Это позитивная iconПредстоящие в следующем году парламентские выборы снова поставят...
...

1. (стр. 49) Написано в Торе (Шемот 20: 12): \"Почитай отца своего и мать свою\". Это позитивная iconПомни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай, а день...
Почитай отца твоего и мать твою. Грехи: оскорбление родителей, не почитание их и не поминовение на молитвах, ругань на священство...

1. (стр. 49) Написано в Торе (Шемот 20: 12): \"Почитай отца своего и мать свою\". Это позитивная iconСон Яакова   (Бытие гл. 28: 10-22)
Яаков, бежавший от меча своего брата, оставивший родину свою и дом отца своего, странствующий в ночи по дорогам, ночующий на голой...

1. (стр. 49) Написано в Торе (Шемот 20: 12): \"Почитай отца своего и мать свою\". Это позитивная iconЕсли бы мэром города Усть-Илимска выбрали меня…
Быть мэром – очень сложная работа. Чтобы быть хорошим управленцем для своего города, нужно очень сильно любить свою малую Родину....

1. (стр. 49) Написано в Торе (Шемот 20: 12): \"Почитай отца своего и мать свою\". Это позитивная iconЗаконы ритуальной чистоты в Торе Освящение жизни
И ни к чему священному нельзя ей прикасаться, и в Храм нельзя входить, и от мужа своего будет отлучена она - пока не очистится от...

1. (стр. 49) Написано в Торе (Шемот 20: 12): \"Почитай отца своего и мать свою\". Это позитивная icon     Предложение писать еженедельно толкование к Торе пришло ко мне...
Бытие 40: 23). Слова Мидраша: «Два года этих пришлось ему заточенным в тюрьме быть сверх приговора, ибо возложил уверенность свою...

1. (стр. 49) Написано в Торе (Шемот 20: 12): \"Почитай отца своего и мать свою\". Это позитивная iconДавным-давно в вечности, когда "первая" бесконечная и абсолютная...
Отца Всего Сущего нашла в Вечном Сыне столь же совершенное и адекватное слово для своего божественного выражения, за этим последовало...

1. (стр. 49) Написано в Торе (Шемот 20: 12): \"Почитай отца своего и мать свою\". Это позитивная iconОтметим, что четыре из одиннадцати глав книги Шемот в том числе наша...
Мишкана (переносной Храм в пустыне), описаниям дизайна храмовых сосудов и одежды коэнов (служителей в Храме), а также церемоний,...

1. (стр. 49) Написано в Торе (Шемот 20: 12): \"Почитай отца своего и мать свою\". Это позитивная iconОльга и Святослав
Знал народ его как защитника города своего. И отец был у Святослава и мать была. Хотели ему родители жену найти. И стали звать к...

1. (стр. 49) Написано в Торе (Шемот 20: 12): \"Почитай отца своего и мать свою\". Это позитивная iconВ самом начале нашей недельной главы мы читаем: Когда будешь ты подсчитывать...
Израиля… пусть каждый принесет Творцу искупительный дар за душу свою, и не будут поражены мором при подсчете. Вот, что дадут они,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница