Методическое пособие «как устроена экономика» г. Симферополь, 2011 г




НазваниеМетодическое пособие «как устроена экономика» г. Симферополь, 2011 г
страница1/8
Дата публикации06.05.2013
Размер0.62 Mb.
ТипМетодическое пособие
vbibl.ru > Экономика > Методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8





Крымское республиканское внешкольное учебное заведение

«Центр экономических знаний»

Методическое пособие

«КАК УСТРОЕНА ЭКОНОМИКА»

г. Симферополь, 2011 г.


СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка. 3

I. ЧТО ТАКОЕ РЫНОК. КОМУ И ЗАЧЕМ НУЖЕН РЫНОК. 3

1. «Твой рынок» . 3

Виды рынков. 4

Конкурентные и монопольные рынки. 7

Биржи как часть современного рынка. 9

2. Рынок вокруг нас. 11

Торговля для вас. 11

Твоя судьба и рынок. 13

^ II. ДЕНЬГИ. ЦЕНЫ. ФИНАНСЫ. 19

  1. Деньги и цены в жизни людей и общества. 20

Несколько слов о сущности и истории денег. 20 Виды денег и их назначение. 21 Денежное обращение. 24

Цены, назначаемые и рыночные. 24 Инфляция — болезнь экономики. 27
^ III. ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ. 38

О ценных бумагах и фондовом рынке. 38

Налоги. 40

^ Банки и банковское дело. 43

Литература 46

Пояснительная записка.

Методическое пособие для учащихся 6-8 классов занимающихся по программе «Основы экономики», составлено как практическое руководство, содержащее краткое содержание программного материала, вопросы, деловые игры, практикумы, задания, позволяющие в полном объеме с максимальной эффективностью усвоить программный материал.





^ I. ЧТО ТАКОЕ РЫНОК. КОМУ И ЗАЧЕМ НУЖЕН РЫНОК.

1. «Твой рынок». Рынок – место удовлетворения потребностей.
Слово «рынок» воспринимается по-разному:

  • во-первых, рынок – это место, где происходит купля и продажа товаров. Отметим, что в этом смысле рынком правомерно называть не только так называемые колхозные рынки, «толкучки» (на западе их называют «блошиными» рынками) торговые ряды, базары, ярмарки, аукционы, но и торговые палатки, магазины, торговые дома, универсамы.

  • во-вторых, рынок-это отношения, складывающиеся между продавцами и покупателями товаров, процесс купли-продажи, торг по поводу цены и ее обоснованности, ознакомление с продаваемым товаром. Проще говоря, рынком называют процесс торговли товарами и услугами.

  • в-третьих, рынком стали в наше время сокращенно называть рыночную экономику, то есть экономику, действующую на рыночных началах.



В том, что необходимо производство товаров, вряд ли кто сомневается. Не было бы производства, нечего было бы потреблять. В том, что необходимо потребление, уверены все. Без конечного потребления потребительских товаров и услуг люди просто не могли бы поддерживать жизнь, а без промежуточного потребления сырья, материалов, энергии не могло бы существовать производство. Следовательно, потреблять надо, чтобы поддерживать жизнь, а чтобы было что потреблять, приходится производить товары.

Но вот зачем нужны купля и продажа, обмен товаров, торговля? Некоторые люди считают, что торговля нужна только спекулянтам, которые на ней наживаются. Это глубокая ошибка. Без торговли, рынка, обмена, как известно из истории, не обходились люди еще в древней экономике, а современная экономика уже просто не может существовать. Переход от натурального хозяйства к разделению труда знаменовал, как уже говорилось, значительный шаг, по пути экономического прогресса. А там, где существует разделение труда, не обойтись без обмена, без товарно-денежных отношений. При нормальном, то есть свободном, добровольном обмене, выигрывают обычно оба участвующих в обмене лица, так как каждое из них получает тот товар, в котором нуждается.
Рынок олицетворяет сферу обращения товаров, без которой было бы затруднено их движение к потребителю. Представим на миг, что закрыли все магазины, ларьки, киоски, рынки. Каким образом могли бы товары попадать от производителей в руки потребителей? Начался бы первобытный обмен или пришлось бы прибегнуть к пунктам выдачи, где каждый стремился бы взять себе как можно больше количество товаров. А если при выдаче товаров будут требовать взамен деньги или даже другой товар, так это ведь и есть рынок. В итоге оказывается, что рынок выполняет полезное дело, он нужен и продавцам и покупателям товаров, необходим экономике, часть которой он составляет.






Виды рынков.

В одном понятии «рынок» сосредоточено представление о самых разных видах рынков, отличающихся друг от друга.
Рынки отличаются:



масштабами

(местный, национальный, …)

размерами и

местом нахождения

(городской, районный, …)

зоной действия и

видами товаров

(автомобилей, одежды, …)





В зависимости от объема продаж принято отличать оптовые рынки и рынки розничной торговли. ^ На оптовых рынках, представляющих ярмарки, оптовые базы, магазины оптовой торговли, товары продаются крупными партиями. Чаще всего здесь их закупают торговцы, коммерсанты не для собственного потребления, а для последующей продажи в розницу потребителям товара. Кроме того, оптовые закупки материалов для производства делают предприятия. На рынках розничной продажи товары продаются в незначительном количестве или поштучно. Конечно, если вы пожелаете, то никто не помешает вам купить большую партию товара в магазине розничной торговли, но это не выгодно, ибо розничные цены несколько выше оптовых. Человек, семья, приобретая товары для личного потребления, пользуются рынками розничной торговли.

Более характерно разделение рынков, магазинов по признаку вида продаваемых товаров. Хорошо известно, что существуют, с одной стороны продовольственные рынки, магазины, и с другой стороны, рынки непродовольственных, промышленных товаров. В то же время встречаются и универсальные, смешанные рынки. Универсальные магазины, в которых продаются самые разнообразные товары, называют универсамами. Продовольственные рынки делятся на мясные, рыбные, овощные, фруктовые, молочных товаров, хлебные, гастрономические, кулинарные. Рынки продовольствия иногда называют сельскохозяйственными.

^ Рынок непродовольственных потребительских товаров представлен магазинами, рынками одежды, обуви, тканей, мебели, хозяйственных товаров, галантереи и парфюмерии, предметов культурно-бытового назначения, лекарственных средств. Такой рынок обеспечивает продажу легковых автомобилей, мотоциклов, велосипедов, домашних компьютеров, холодильников, телевизоров, магнитофонов, стиральных машин и много другого.

Следует выделить так же рынок услуг, деятельность которого связана с продажей коммунальных, транспортных, образовательных, лечебных, консультационных и прочих услуг.

На рынке жилья продаются дома, квартиры, жилая площадь, кроме того, сдаются в аренду.


^ Рынок земли, природных ресурсов, средств производства – это продажа земельных участков, источников сырья, производственных сооружений, оборудования, сырья, материалов, энергии. Рынок земли и прикрепленных к ней зданий, сооружений называют рынком недвижимости.
Особое место среди рынков занимает рынок валюты, ценных бумаг, именуемый фондовым рынком.




Рынок денег, капиталов – это особая форма рынка, на котором можно приобрести в долг, в кредит денежные средства, капитальные вложения. Главная фигура на этом рынке – банки.
На рынке труда, рабочей силы, рабочих мест продаются и покупаются трудовые возможности людей, это рынок найма работников.

Еще есть рынок духовного, интеллектуального, информационного продукта.
? Так что видов рынков есть великое множество. В предыдущем изложении названы самые разные рынки. Подумайте, вспомните и расскажите или напишите, каким образом конкретно представлены рынки в месте вашего жительства. Может быть, вам известны другие виды рынков, кроме перечисленных, назовите их. Каких видов рынков не хватает там, где вы живете?
Конкурентные и монопольные рынки.




Конкуренция обеспечивает наилучшее качество продуктов

и развивает наихудшее качество людей.

Девид Сарнофор




Рынок, на котором только один продавец, - это монополия (моно - один). Монополист – продавец товара или услуги на монополистическом рынке. Продукт монополиста не имеет заменителем и является уникальным.



Монополия характеризуется:

  • наличием в отрасли одной единственной фирмы;

  • отсутствием товаров-заменителей продукта, который производит монополист;

  • препятствованием вхождению на рынок других фирм.


При монополии устанавливается единая цена товара, по которой потребитель вынужден его покупать.




Причины возникновения монополии:


  1. Обладание сырьем.

  2. Наличие уникальных способностей и таланта.

  3. Наличие патентного права.

Патент – это документ, который удостоверяет авторство

на изобретение и исключительное право на его использование.

  1. Наличие авторского права. В соответствии с этим видом монополии авторы имеют исключительное право на продажу, тиражирование и использование той или иной продукции.

  2. Наличие товарного знака. В соответствии с этим видом монополии другим предприятиям запрещено использовать зарегистрированные товарные знаки.




^ Рынком монополистической конкуренции называют такой рынок, на котором действует небольшое количество конкурирующих друг с другом торговых фирм, то есть продавцов однородного товара.

На подобном рынке конкуренция, соревнования между продавцами в борьбе за покупателя имеют ограниченный характер. Возможен сговор, объединение между собой всех продавцов данного товара и превращение рынка практически в монопольный. В этом случае все продавцы продают свой товар по одной, обычно высокой цене.

Монопольным в собственном смысле слова считают рынок одного продавца или объединившихся между собой продавцов однообразного товара. При монополии устанавливается единая цена монополиста на товар, по которой покупатель вынужден производить покупку.




^ Рыночная монополия – это диктат продавца по отношению к его покупателям.Негативные экономические последствия деятельности монополий заключается в том, что монополист производит меньше имеющихся производственных возможностей, присваивает доход и усиливает неравенство доходов.

В условиях рыночной экономики государство стремится препятствовать монополизму, принимая антимонопольные законы. Покупатели, потребители создают потребительские общества для борьбы с монополизмом и защиты прав потребителей. От естественной государственной монополии, сложно избавится. Вряд ли целесообразно создавать конкурентный рынок продажи опасного оружия, наркотических лекарственных средств. Сложно построить несколько конкурирующих между собой железных дорог, это стоило бы очень дорого.



  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое пособие «как устроена экономика» г. Симферополь, 2011 г iconМетодическое пособие «Краткий словарь юного экономиста» г. Симферополь, 2011 г
Антиквариат – это старинные предметы, картины великих художников, скульптуры, драгоценности

Методическое пособие «как устроена экономика» г. Симферополь, 2011 г iconМетодическое пособие «Характеристика видов предпринимательской деятельности» г. Симферополь 2011
В широком смысле — это предприимчивость, инициативность, активность в сфере экономики. В узком смысле — это экономическая деятельность...

Методическое пособие «как устроена экономика» г. Симферополь, 2011 г iconЭкономика предприятия
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очной и заочной форм обучения по специальности 080502. 65 Экономика и управление...

Методическое пособие «как устроена экономика» г. Симферополь, 2011 г iconЛекция 18 сердечные гликозиды
Профессор А. И. Бекетов. Курс лекций по фармакологии (учебно-методическое пособие для отечественных и иностранных студентов). Часть...

Методическое пособие «как устроена экономика» г. Симферополь, 2011 г iconМетодическое пособие Киселевск 2012
...

Методическое пособие «как устроена экономика» г. Симферополь, 2011 г iconМетодическое пособие для выполнения курсовой работы по дисциплине «декоративное садоводство»
Методическое пособие составили: профессор Мамонов Е. В., доценты: Иванова И. В., Ващенко М. А., Скакова А. Г

Методическое пособие «как устроена экономика» г. Симферополь, 2011 г iconСписок болельщиков ск «таврия» 1 автобус яблонька Юрий Яковлевич,...
Воротилов Николай Ильич, 14. 04. 1947 г р., г. Симферополь Проковская Татьяна Станиславовна, 08. 11. 1965 г р., г. Симферополь Другов...

Методическое пособие «как устроена экономика» г. Симферополь, 2011 г iconУчебно-методическое пособие специальность 050104 «Безопасность жизнедеятельности»
Учебно-методическое пособие / М. Б. Звонкова, А. В. Неделяева, Ю. В. Егорова, Е. Л. Агеева Н. Новгород: нгпу, 2008. 48 с

Методическое пособие «как устроена экономика» г. Симферополь, 2011 г iconУчебно-методическое пособие Н. Новгород
...

Методическое пособие «как устроена экономика» г. Симферополь, 2011 г iconУчебно-методическое пособие для студентов специальностей «История»
Шинаков Е. А., Поляков Г. П., Чубур А. А. Основы восточноевропейской археологии (учебно-методическое пособие). – Брянск, рио бгу,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница