Учебное пособие для студентов заочной (дистанционной) формы обучения 2-е издание




НазваниеУчебное пособие для студентов заочной (дистанционной) формы обучения 2-е издание
страница1/40
Дата публикации27.04.2013
Размер4.23 Mb.
ТипУчебное пособие
vbibl.ru > Экономика > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40


Международный институт "ИНФО–Рутения"
Знаменский В.В.


Налоги
и налогообложение



Учебное пособие
для студентов
заочной (дистанционной) формы обучения

2-е издание,
переработанное и дополненное



Допущено УМО по образованию в области прикладной геологии Минобразования РФ
в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

Москва 2007

З-72
Знаменский В.В. Налоги и налогообложение. Учебное пособие.
2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: МИИР, с. 316, 2007.

Учебное пособие "Налоги и налогообложение" предназначено для студентов заочной (дистанционной) формы обучения.

Рецензенты: заслуженный деятель науки,
д.э.н., проф. Кравцова Валентина Ильинична

д.э.н., проф. Краева Татьяна Аркадьевна

Подготовлено и издается по заказу
Международного института "ИНФО–Рутения"


Печатается в авторской редакции

Подписано в печать 08.05.2007. Сдано в производство 08.05.2007.

Формат бумаги 60 х 90/16 Бум. множ. Гарнитура Times.

Усл.печ.л. 20,0 Уч.изд.л. 19,75 Тем. план 2007 г.

Тираж 200 Заказ № 2101

ООП МИИР, 109280, Москва, Автозаводская, 16.


© Знаменский В.В., 2003

© МГУ "ИНФО–Рутения", 2003



Содержание



Введение 5

Глава 1 7

Теоретические основы налогов и налогообложения 7

1.1. Налоги в финансовой системе страны. 7

1.2. Налог как экономическая категория. 9

1.3. Налоговое бремя. 12

1.4. Принципы налогообложения. 15

1.5. Налоговые льготы. 17

Глава 2 21

Налоговая система и принципы ее функционирования 21

2.1. Налогообложение как система. 21

2.2. Основные понятия налоговой системы. 24

Глава 3 34

Возникновение и развитие налоговой системы 34

3.1. История формирования системы налогообложения. 34

3.2. История налоговой системы России. 36

Глава 4 44

Налоговая система Российской Федерации 44

4.1. Особенности переходной экономики и налоговая система. 44

4.2. Организационно-экономическая база налогообложения. 46

Глава 5 57

Налоги и формирование бюджетов разных уровней 57

Федеральные налоги 57

5.1. Налог на добавленную стоимость. 57

5.2. Акцизы. 71

5.3. Налог на прибыль организаций. 89

5.4. Налог на доходы физических лиц. 105

5.5. Единый социальный налог. 119

5.6. Таможенные пошлины. 133

5.7. Налог на добычу полезных ископаемых. 152

5.8. Плата за пользование недрами. 157

5.9. Плата за пользование водными объектами. 159

5.10. Плата за загрязнение окружающей природной среды. 167

5.11. Налог на операции с ценными бумагами. 171

Специальные налоговые режимы 179

А. Упрощенная система налогообложения. 179

Б. Единый налог на вмененный доход. 180

Глава 6 184

Региональные и местные налоги 184

Региональные налоги 184

6.1. Налог на имущество предприятий. 184

6.2. Транспортный налог. 191

Местные налоги и сборы 193

6.3. Земельный налог. 196

6.4. Налог на рекламу и другие местные налоги и сборы. 204

Глава 7 209

Налоги и регулирование экономики 209

7.1. Основы системы налогового (косвенного) регулирования экономики. 209

7.2. Классификация налоговых льгот. 214

7.3. Анализ налогового стимулирования и поощрения
эффективного использования научно-технического потенциала в США. 219


Глава 8 225

Налоговый учет в организациях 225

8.1. Формирование системы налогового учета организации 225

8.2. Принципы организации и ведения налогового учета 228

8.3. Особенности налогового учета 234

Глава 9 248

Государственная налоговая служба 248

9.1. Налоговые органы. 248

9.2. Государственный налоговый контроль. 253

Глава 10 265

Права, обязанности и ответственность налогоплательщиков по уплате налогов 265

10.1. Обязанности и права налогоплательщиков. 265

10.2. Ответственность налогоплательщиков за нарушения налогового
законодательства. 268


Глава 11 273

Политика налоговых платежей субъектов хозяйствования 273

11.1. Налоговые платежи субъектов хозяйствования и граждан
в условиях рыночной системы. 273


11.2. Оптимизация налоговых платежей. 279

11.3. Способы минимизации налоговых платежей. 284

11.4. Специальные методы оптимизации налоговых платежей. 295

11.5. Метод оффшора. 305

11.6. Криминальные способы минимизации налоговых платежей. 315

Глава 12 322

Налоговая политика и совершенствование налоговой системы Российской Федерации 322

12.1. Государственная налоговая политика Российской Федерации. 322

12.2. Налоговая политика стран с рыночной экономикой. 330

12.3. Направления совершенствования налоговой системы
Российской Федерации. 337




Введение

Налоги – одна из древнейших экономических категорий. Их общественное предназначение – формирование финансовых ресурсов государства, необходимых для его жизнедеятельности. Поэтому важнейшей функцией налогов является так называемая фискальная функция. По тому, как она реализуется можно судить об эффективности налоговой системы в целом. Другой важной функцией налогов является регулирование процессов, протекающих в хозяйственной жизни страны. В рыночном хозяйстве налоги, будучи одним из основных инструментов экономического регулирования, используются как для подавления неблагоприятных тенденций хозяйственного развития, так и для стимулирования изменений в нужном для развития общества направлении. С помощью налогов государство воздействует на уровень и динамику личного потребления, сбережений и инвестиций, структурные изменения в экономике.

Одной из основных функций налогов является также обеспечение справедливого перераспределения доходов как физических, так и юридических лиц. В российской налоговой системе, однако, эта функция проявляется весьма слабо.

Действовавший до начала рыночных преобразований в нашей стране механизм обязательного изъятия финансовых средств предприятий и граждан можно было рассматривать в качестве "налоговой системы" лишь с очень большой долей условности.

Однако этот механизм в основном отвечал потребностям существовавшей тогда в стране жесткой административно-командной системы и централизованной экономики. Естественно, что кардинальные изменения, произошедшие в политической и экономической жизни российского общества в 1990-1991гг., выявили его непригодность в новых условиях хозяйствования и обусловили необходимость форсированной разработки и скорейшего введения налоговой системы, построенной на принципиально иных началах.

Блок законов, сформировавших новую налоговую систему Российской Федерации, был принят в конце 1991г. Начиная с 1992г. они вступили в действие. За истекшие годы функционирования налоговой системы России, с учетом накопившегося опыта ее применения, в налоговое законодательство было внесено значительное количество различных изменений и дополнений. В основном эти поправки были продиктованы необходимостью приведения налоговой системы в соответствие с теми процессами, которые протекали в экономической и политической жизни страны. Ряд изменений был вызван необходимостью пресечения широко распространившейся практики уклонения многих налогоплательщиков от выполнения своих обязанностей перед государством, а также необходимостью упрощения налоговой системы, более ясного толкования ее отдельных положений, регулирования прав региональных и местных органов власти в налоговой области. К настоящему времени разработан и принят Государственной Думой Российской Федерации Налоговый кодекс Российской Федерации.

Очевидно, что стабильность налоговой системы является одним из первоочередных условий нормального функционирования рыночного хозяйства. Однако в связи с высоким динамизмом процессов, протекающих в хозяйственной жизни страны, их определенной непредсказуемостью, изменения, вносимые в налоговую систему весьма часты (в первые годы, например, – раз в полгода), хотя в целом они носили и носят необходимый и объективный характер. Однако следует подчеркнуть, что наиболее важные, концептуальные положения налоговой системы России за период ее действия не претерпели серьезных изменений.

Настоящее учебное пособие призвано ввести студента в суть проблемы налогообложения. Разрабатывая его, мы ставили перед собой цель ознакомить студента, прежде всего с теоретической базой налогообложения, принципами построения и основными функциями налоговой системы. Вместе с тем мы не стремились подменить положения налогового законодательства. Конкретные расчеты налоговых платежей даны в самом общем виде.

Пособие снабжено необходимыми схемами.

В пособие введены разделы, касающиеся вопросов налогового планирования. Студенты ознакомятся также с типичными криминальными способами уклонения от уплаты налогов с тем, чтобы, начав работать на предприятии, они отдавали себе полный отчет о возможных последствиях тех или иных принимаемых решений при налоговом планировании.

Методологической основой курса является системный анализ. По каждой теме приводятся контрольные вопросы.

Содержание пособия отвечает требованиям государственного стандарта по дисциплине "Налоги и налогообложение".

Глава 1

^ Теоретические основы налогов и налогообложения


1.1. Налоги в финансовой системе страны.
В условиях рыночной экономики товарно-денежные отношения приобретают всеохватывающий характер. При этом финансы выражают экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.

Основные средства государства концентрируются в государственном бюджете. Для государственных финансов стран с развитой рыночной экономикой характерен быстрый рост расходов, что обусловлено мощным развитием производительных сил, милитаризацией экономики, увеличением расходов на социальные цели (образование, здравоохранение, социальное обеспечение), расширением вмешательства государства в экономику. Появились новые государственные расходы на охрану окружающей среды, преодоление экономической отсталости отдельных районов, выделение субсидий и кредитов развивающимся странам.

^ Огромные расходы вызвали необходимость развития системы налогов – главного финансового канала мобилизации ресурсов в государственный и местные бюджеты. Налоги – важнейшее орудие перераспределения национального дохода.

Состав бюджетных доходов, формы мобилизации в бюджет денежных средств, зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых обществом экономических задач.

В нашей стране, где собственником преобладающей массы средств производства до недавнего времени выступало государство, доходы бюджета базировались в основном на денежных накоплениях государственных предприятий. Система взимания платежей в период 1930 – 1990 гг. отличалась тем, что имела одну цель – формирование бюджета, была жестко централизованной, строилась на использовании индивидуальных ставок. Эти черты отражали административно-командный подход к мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государства, свидетельствовали о стремлении центра сосредоточить в своих руках максимально возможную величину денежных средств. Отсутствие объективных критериев, в соответствии с которыми обоснованно определялась бы доля участия каждого субъекта хозяйствования в формировании бюджетного фонда страны, приводило к подрыву финансовой самостоятельности предприятий, пренебрежению их экономическими интересами.

Переход России на рыночные основы хозяйствования потребовал использования экономических методов руководства общественным производством. Система доходных поступлений стала строиться на базе гибкой, дифференцированной системы налоговых платежей; взаимоотношения предприятий с бюджетом были переведены на правовую основу, регулируемую законом.

Налоги органично присущи рыночной экономике и составляют ее неотъемлемый элемент.

Рыночная экономика представляет собой организацию хозяйства в масштабах страны, в основе которой лежат товарно-денежные отношения, многообразие форм собственности, экономическая свобода и конкуренция граждан (как собственников своей рабочей силы) и хозяйствующих субъектов в сфере производства и реализации товаров и услуг.

Законами, определяющими развитие экономического рынка вообще и его трех секторов (товаров и услуг, труда и финансового), в частности, являются:

- закон соотношения спроса и предложения, формирующего, в конечном счете, уровень цен, прибыли, заработной платы, ссудного процента;

- закон конкуренции, результатом действия которого являются улучшение условий производства и реализации товаров, улучшение их качества и снижение общественно необходимых затрат труда, понижение индивидуальной стоимости продукции и получение избыточного дохода в форме добавочной прибыли.

Появление на рынке монополистов ослабляет конкуренцию. В этом случае в силу вступает регулирующая роль государства.

Историческая эволюция привела к формированию двух моделей рыночной экономики:

- либеральная модель – незначительное вмешательство государства в хозяйственные процессы, узкий государственный сектор экономики, широкая свобода хозяйствующих субъектов, минимальное участие государства в решении социальных задач; государственное регулирование носит опосредованный монетарный характер и ограничивается главным образом макроэкономическими процессами. Патернализм государства направлен лишь на бедные слои населения. Этой модели придерживаются США, Англия, Франция;

- социально ориентированная модель – большая степень государственного регулирования, значительный госсектор, высокая степень регламентации рынка не только на макро-, но и на микро-уровне, государственный патернализм направлен почти на все слои населения. Этой модели придерживаются Германия, Норвегия, Швеция, Австрия, Япония.

У нас в стране в настоящее время сложилась некая смешанная рыночная модель, сочетающая в себе элементы обеих моделей.

1.2. Налог как экономическая категория.
Налог – это древнейшая экономическая категория, налоги возникли одновременно с возникновением государства. Русский термин достаточно точно отражает сущность этой категории.

Налог – это установленный обязательный платеж, взимаемый с граждан и юридических лиц (С.И.Ожегов "Словарь русского языка", М.: "Русский язык", 1990, с. 388). Обложить – обязать к уплате (там же, с. 428). Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц (СЭС, М: "СЭ", 1988, с. 858). Поэтому не удивительно, что обязательность налога понимается учеными как основное свойство этой категории.

Вообще проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей разных эпох. Еще Фома Аквинский (1225 или 1226-1274), известный церковный деятель и философ, высказывался относительно налогов, определив их как "дозволенную форму грабежа". Хотя при этом вносил существенную поправку: "Будет справедливо, если подданные оплатят то, чем обеспечивается их благополучие". Критерием установления налогов по Ф. Аквинскому является здравый смысл правителя, направленный на всеобщее благо. Позже Фрэнсис Бэкон (1561-1626), лорд – канцлер при короле Якове Стюарте в книге "Опыты или наставления нравственные и политические (1625г.) писал: "Налоги, взимаемые с согласия народа, не так ослабляют его мужество…. Подать, взимаемая с согласия народа или без такового, может быть одинакова для кошельков, но не одинаково ее действие на дух народа".

Французский писатель и философ Шарль Монтескье (1689-1755) подчеркивал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им.

Практика привела к тому, что налоги устанавливаются с согласия народа, утверждаются парламентом, а их размеры научно обосновываются. В этой связи хочется подчеркнуть осознанную обязательность, как свойство налогов.

Ученые считают, что главным признаком налога является принудительный характер платежа, а отсюда начальной формой налогообложения они считают возникшее на ранних стадиях человеческой цивилизации жертвоприношение богам, обложение данью, а затем – пожертвование церкви. Все это действительно были принудительные выплаты. См.: Черник Д., Починок А., Морозов В. "Основы налоговой системы". – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998, с. 39, 40.

Однако, по нашему мнению, при определении налога как категории, надо исходить, в первую очередь, из общественного, а не принудительного характера налога.

Жертвоприношение богам по своему смыслу в корне отличается от пожертвования церкви. Жертвоприношение нельзя отнести к оплате общественных услуг, то есть к категории налогов. Зато постоянное пожертвование церкви – это типичный налог, плата за услуги, обеспечение содержания церкви. Тем более что это была плата в определенных размерах. Известно, что князь Владимир назначил на нужды созданной им церкви Св. Богородицы десятину от всех доходов граждан, то есть 10%.

К категории налогов нельзя, по нашему мнению, относить и дань порабощенных народов народам-победителям. Дань, конечно, выполняет функцию перераспределения (одну из функций налогов), но другого, внутри экономической системы (государства), а не между экономическими системами.

Однако, безусловно, можно согласиться с тем, что категория "налог" возникла на базе предшествующих ей категорий "жертвоприношение" и "дань". Только в отличие от дани налог платит свой народ, а не чужой, и предназначен он не Высшим силам или другим народам, а для оплаты труда своих, порой специально избираемых, людей, выполняющих общественно полезную работу, или на содержание недееспособных членов общества.

Налог – это осознанно необходимый платеж, призванный обеспечивать выполнение общественных функций. Общество исходит, прежде всего, из необходимости оплаты общественно важных работ и выполнения гражданского долга. Принудительным налог становится для отдельных индивидов, нарушающих или игнорирующих решение общества в целом или, чаще всего, не осознающих важности указанных работ для общества или выполнения общественного долга (содержание инвалидов и т.д.).

Итак, к числу основных качеств налогов можно отнести следующие:

1. Налог служит обеспечению удовлетворения общественных потребностей, которые определяются государством. Государство в данном случае выступает выразителем интересов всего общества.

2. Ставки налога определяет государство. При этом принимаются во внимание мнение налогоплательщиков, их возможности, но в налоге присутствует волевой (силовой) элемент.

3. Взимание налога осуществляется на правовом основании, по юридически закрепленным правилам. Ставки, сроки, льготы и т. д. – все это заранее оговорено законом, так что при взимании не может быть никакого произвола. В установленных случаях налог может взиматься принудительно. Принудительность налога не делает его чем-то антидемократическим: правопорядок тоже обеспечивается государством принудительно, но это как раз является одной из гарантий демократии.

К этому перечню качеств налогов могут быть добавлены и другие, такие, как содействие налога развитию экономики, участие в перераспределении доходов и т. д. Но, для определения налога как экономической категории, достаточно указанных первых трех.

Объединяя все свойственные налогу особые качества, можно сформулировать следующее определение: налог – это сбор, устанавливаемый государством и взимаемый на основании законодательно закрепленных правил, для обеспечения удовлетворения общественных потребностей.

^ Накопителями средств, изымаемых в виде налогов, являются доходные части бюджетов (казна): Федерального, региональных, местных.

Какова величина полученных от налогов средств, в целом, какие общественные потребности будут удовлетворены с их помощью, насколько и как? – это всё вопросы распределения бюджетов, а не их формирования, и на первый взгляд не должны иметь отношения к налоговой системе. Однако, намечаемые к расходованию средства должны согласовываться с реальностью их поступления. Государственная налоговая политика тесно связана с социально-экономической политикой, определяющей цели и объемы расходования государственных ресурсов.

^ Главная задача налогообложения – распределить с той или иной степенью разумности общую тяжесть по формированию бюджета между налогоплательщиками. Порядок обложения, как и сами налоги, устанавливается законом.

^ Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями – фискальной и экономической. С помощью первой формируется бюджетный фонд; реализуя вторую, государство влияет на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Налоги – это по сути своей денежные средства, составляющие доходы бюджетного фонда страны.
^ Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых платежей, устанавливаемых законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны налог- это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и установленные сроки. Совокупность разных видов налогов и налоговых льгот, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образует систему налогов и сборов страны.

1.3. Налоговое бремя.
Выбор той или иной модели рынка определяет размеры перераспределяемых государством средств, налоговую емкость (налоговое бремя, налоговый гнет, налоговый пресс) производства. Либеральная модель позволяет государству взимать минимум налогов, социально же ориентированная экономическая политика предполагает высокие ставки налогообложения, широкий круг плательщиков, незначительные льготы.

Налоговое бремя может исчисляться для экономики страны в целом и для конкретных налогоплательщиков. Налоговое бремя на макро-уровне – это обобщающий показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества. Он определяется как отношение общей суммы взимаемых налогов к величине совокупного национального продукта и показывает, какая часть произведенного общественного продукта перераспределяется в результате действия бюджетных механизмов. В экономически развитых странах с социально ориентированной экономикой среднее значение налогового бремени составляет 40 – 45%. В России этот показатель в начале реформы был несколько выше, с учетом поступлений во внебюджетные фонды он равнялся примерно 48%. В дальнейшем, в результате неплатежей он значительно снизился.

^ Для конкретного налогоплательщика налоговое бремя показывает долю совокупного дохода этого лица, которая отчуждается в бюджет на общественные нужды.

Практически берется отношение суммы всех начисленных налогов и налоговых платежей (иногда сюда включаются и платежи во внебюджетные фонды) к объему реализации продукции (товаров, услуг), включая выручку от прочей реализации (реализация основных средств и иного имущества предприятия: основные и оборотные фонды, нематериальные активы, ценные бумаги и т.д.). Показатель налогового бремени зависит от вида деятельности плательщика. Так, на предприятиях по производству вин и ликероводочных изделий он достигает 50%, так как в цене этой продукции велика доля акцизов, сельскохозяйственные же предприятия, поскольку на них распространяются многие налоговые льготы, несут налоговое бремя, не достигающее и 10%.

От величины налогового бремени зависит объем изымаемых в бюджет средств. Но связь этих двух показателей не является ни прямой и ни обратной, а носит сложный характер и описывается так называемой кривой Лаффера (рис. 1).


^ Рис. 1. Кривая Лаффера
Американский экономист Артур Лаффер описал связь между ставками налогов и объемом налоговых поступлений в государственный бюджет. По мере роста ставки (Т) от нуля до 100% налоговые поступления растут от нуля до определенного максимального уровня max), а затем вновь снижаются до нуля. Налоговые поступления падают после некоторого значения ставки, потому что более высокие ставки налога сдерживают активность хозяйствующих субъектов, а потому налоговая база (на макро-уровне – национальный продукт и доход) сокращается. Так, налоговые поступления при ставке 100% сокращаются до нуля, ибо такая ставка налога фактически имеет конфискационный характер и останавливает всякую производственную деятельность плательщиков. В свою очередь, 100-процентный налог, приложенный к налоговой базе, равной нулю, приносит нулевой налоговый доход. Если экономика находится в точке А, снижение ставок налога совместимо с сохранением устойчивых налоговых поступлений. При переходе от точки А к точке В, т. е. при снижении налоговой ставки, в бюджет будет поступать равный объем средств. Отсюда вывод: более низкие ставки налогов создают стимулы к работе, сбережениям и инвестициям, инновациям, принятию деловых рисков. В результате создаются предпосылки расширенного воспроизводства национального продукта и национального дохода. Расширившаяся налоговая база сможет поддержать налоговые поступления на прежнем уровне даже при том, что ставки налога снизятся. Снижение бюджетного дефицита при этом обеспечивается:

- во-первых, путем снижения случаев уклонения плательщиков от уплаты налогов;

- во-вторых, путем сокращения государственных субсидий на материальную помощь безработным и прочих социальных выплат.

Параметры кривой Лаффера носят эмпирический характер. Это означает, что на практике весьма сложно ответить на вопрос, при какой конкретно ставке налога начинается снижение налоговых поступлений в бюджет.

1.4. Принципы налогообложения.
Налогообложение в любом цивилизованном государстве должно базироваться на определенных принципах – основополагающих идеях и положениях, существующих в налоговой сфере. Эти принципы во все времена были предметом особого внимания со стороны общества, так как от них во многом зависело социально-экономическое благополучие населения и спокойствие граждан. Разные общественные, государственные деятели и ученые в качестве основных выделяли те или иные принципы.

Из суждений основоположника классической политической экономии шотландского философа и экономиста Адама Смита (1723 – 1790) в сочинении "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776 г.) можно вывести четыре основных принципа налогообложения, актуальных по настоящее время:

- принцип справедливости, утверждающий всеобщность налогообложения и равномерность распределения налогов между гражданами (равная обязанность граждан платить налоги) соразмерно с их доходами ("... соответственно их доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства"). Этот принцип означает, что налоги должны взиматься с учетом возможностей налогоплательщика, который обязан принимать участие в финансировании соответствующей части расходов государства. Государственные налоги и расходы должны влиять на распределение доходов. Налоговое бремя возлагается на одних лиц, привилегии предоставляются другим.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие для студентов заочной (дистанционной) формы обучения 2-е издание iconУчебно-методическое пособие для студентов заочной (дистанционной) формы обучения Москва 2008
Знаменский В. В. Налоги и налогообложение: Учебно–методическое пособие. – М.: Миир, 68 с., 2008

Учебное пособие для студентов заочной (дистанционной) формы обучения 2-е издание iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения
Учебно-методическое пособие предназначено для организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по специальности...

Учебное пособие для студентов заочной (дистанционной) формы обучения 2-е издание iconОбщая психология
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 051000. 62 Профессиональное обучение (по отраслям)...

Учебное пособие для студентов заочной (дистанционной) формы обучения 2-е издание iconУчебно-методическое пособие для студентов 1 курса всех специальностей...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1 курса всех специальностей заочной формы обучения. Целью издания является...

Учебное пособие для студентов заочной (дистанционной) формы обучения 2-е издание iconУчебное пособие Курс лекций Для студентов высших учебных заведений...
Учебное пособие предназначено для студентов вузов, но может быть полезно и тем, кто самостоятельно изучает экономическую теорию

Учебное пособие для студентов заочной (дистанционной) формы обучения 2-е издание iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «автомобильные двигатели»...
К61 Методические рекомендации по изучению дисциплины «Автомобильные двигатели» [Текст]: учебно-методическое пособие для студентов...

Учебное пособие для студентов заочной (дистанционной) формы обучения 2-е издание iconПравила и порядок выполнения контрольной работы для студентов заочной...
Зоогигиена/Правила и порядок выполнения контрольной работы по дисциплине фтд. 3 «Зоогигиена» для студентов заочной формы обучения...

Учебное пособие для студентов заочной (дистанционной) формы обучения 2-е издание iconМетодические указания по курсовой работы для студентов заочной формы обучения
Методические указания предназначены для студентов очной и заочной формы обучения. Содержат рекомендации по написанию курсовой работы...

Учебное пособие для студентов заочной (дистанционной) формы обучения 2-е издание iconУчебное пособие для модульно-рейтинговой технологии обучения
Учебное пособие предназначено для преподавателей и студентов технических и химико-технологических вузов

Учебное пособие для студентов заочной (дистанционной) формы обучения 2-е издание iconЕ. А. Кочкурова, С. М. Шевченко управление предприятием гостиничного бизнеса
Учебное пособие предназначено для студентов очной и заочной форм обучения для направлений бакалавриата «Сервис», «Туризм», «Педагогическое...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница