Контрольная работа дисциплина: Социология Тема №1 Название темы: Социология как наука




Скачать 294.91 Kb.
НазваниеКонтрольная работа дисциплина: Социология Тема №1 Название темы: Социология как наука
страница1/3
Дата публикации25.04.2013
Размер294.91 Kb.
ТипКонтрольная работа
vbibl.ru > Экономика > Контрольная работа
  1   2   3


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра Философии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Дисциплина: Социология

Тема № 1

Название темы: Социология как наука
Выполнил студент: Арасланова А.Н.

Группа № ФиК 3 поток (день)

Студенческий билет № 03 ФФД 41814

Проверил: Нигматуллина И.В.


Уфа 2009

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………. 3

  1. Социология как наука, ее объект, предмет. Структура социологического знания … 4

  2. Система категорий, законы и основные функции социологии ………………………. 10

  3. Практическое задание ....................................................................................................... 17

Заключение ………………………………………………………………………………. 18

Список литературы ……………………………………………………………………… 19

Введение

  В современной жизни социология, как говорится, у всех «на слуху». Телевидение, радио, газеты сообщают о результатах социологических опросов населения по самым разнообразным проблемам. Социологические службы парламента, Президента, различных исследовательских центров изучают общественное мнение по важнейшим социально-политическим и эконо­мическим вопросам: рейтингу наиболее влиятельных лиц в государстве, проблемам ценовой политики, удовлетворенности уровнем жизни и т. д. На предприятиях, в регионах проводятся свои специфические социологические исследования, в которых определяется состояние социальной напряженности в коллек­тивах, удовлетворенность населения транспортным обслу­живанием, работой различных организаций, сферы услуг. В институтах студенты осуществляют оценку работы препо­давателей, заполняя анкету «Преподаватель глазами студента». Все это внешний, лежащий на поверхности уровень социо­логических исследований, который создает образ социологии как прикладной эмпирической науки, служащей удовлетворению каких-то текущих, сиюминутных потребностей общества. Но можно ли сказать, что этим исчерпывается предмет и задачи социологии? Что представляет собой социология как наука?

Термин «социология» - производное от двух слов: латинского слова societas - общество и греческого logos — слово, понятие, учение. Для того чтобы понять особенности социологии, социоло­гического подхода к изучению общества, необходимо вычленить собственную область социологического исследования, а также определить те методы, которыми социология оперирует. Для этого, прежде всего, следует провести строгое разграничение между объектом и предметом социологии.

Целью данной контрольной работы является изучение социологии как науки.

Задачи контрольной работы – раскрыть понятие «социология», ее возникновение как науки. Необходимо выделить объект и предмет социологии, раскрыть структуру социологического знания, охарактеризовать систему категорий, законов и основных функций социологии.



  1. ^ Социология как наука, ее объект, предмет. Структура социологического знания.

  На всех этапах истории человечество пыталось осмыслить общество, выразить свое отношение к нему (Платон, Аристотель). Но в научный оборот понятие ”социология” было введено французским философом Огюстом  Контом в 30-х годах прошлого столетия. Как наука социология формировалась в XIX веке в Европе. Причем наиболее интенсивно в ее становлении участвовали ученые, пишущие на французском, немецком и английском языках. Огюст Конт (1798 - 1857) и затем англичанин Герберт Спенсер впервые обосновали необходимость выделения социального знания в самостоятельную научную дисциплину, определили предмет новой науки и сформулировали специфические, лишь ей присущие методы. Огюст Конт был позитивистом, т.е. сторонником теории, которая должна была стать  столь же доказательной и общезначимой, как и естественно - научные теории, должна была основываться только на методе наблюдения, сравнительном, историческом и противостоять умозрительному рассуждению об обществе. Точка зрения Конта на социологию как науку тождественную обществознанию, господствовала в литературе до конца XIX века.

В конце XIX - начале XX вв. в научных исследованиях общества стал выделяться наряду  с экономическим, демографическим, правовым и другими аспектами  также и социальный.  Предмет социологии в этой связи зауживается и начинает сводиться к изучению социальных сторон общественного развития.

О. Конт считал, что новая наука должна рассматривать общество как структурный организм, в котором каждую клеточку нужно исследовать с точки зрения общественного блага. В связи с этим всю социологию он разделил на социальную статику и социальную динамику.

   Первым социологом давшим узкую трактовку социологической науки, был Эмиль Дюркгейм (1858 -1917) - французский социолог и философ, создатель так называемой «французской социологической школы». С его именем связан переход социология от науки тождественной обществознанию к науке, связанной с изучением социальных явлений и социальных отношений общественной жизни, т.е. самостоятельной, стоящей в  ряду других общественных наук.

   Институализация социологии в нашей стране началась после принятия постановления Совнаркома в мае 1918 г. «О социалистической академии общественных наук», где специальным пунктом было записано «… одной  из первоочередных задач поставить ряд социальных исследований  в Петорградском и Ярославском  Университетах». В 1919 г. был учрежден  Социобиологический институт. В 1920 г. в Петроградском Университете  был образован первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением, во главе с Питиримом Сорокиным.

   Эмиль Дюркгейм - основатель французской социологической школы. В отличие от своих современников он считал, что существование и закономерности развития общества не зависят от действий отдельных индивидов. Объединяясь в социальные группы, люди подчиняются правилам и нормам, которые он называл "коллективным сознанием". Каждая социальная единица должна выполнять определенную функцию, необходимую для существования общества как целого. Многие идеи Э. Дюркгейма развиваются в современных социологических теориях, в особенности в структурно-функциональном анализе - важнейшем направлении общественной мысли последних десятилетий.

В настоящее время социология - одна из самых быстроразвивающихся наук. Ее методы, инструментарий берут на вооружение другие науки об обществе экономика, право, демография. Среди них социология начинает играть примерно ту же роль, которую выполняет математика в естественных науках, так как социологические методы позволяют давать точные количественные оценки многих процессов общественного развития.

Что же такое социология? Уточним: любая наука сначала возникает, заявляет о себе, очерчивает границы своего исследовательского пространства, и только после этого определяется ее статус. Обратимся к истории. Изначально философия была матерью практически любой науки. Потом от нее отпочковались другие. Дискуссии о месте социологии среди гуманитарных и социально-политических наук пока не завершились. Но уже определенно можно утверждать следующее: Социология наука - о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей, то есть она изучает социальную специфику развития общества. Н. Смелзер считает, что социология способ изучения людей. Социологи стремятся выяснить, почему люди ведут себя определенным образом, объединяются по разным признакам и основаниям в группы, поклоняются чему-то, женятся, воруют, голосуют, бастуют и т.п.

Социологию можно определить как научное изучение специфики общества и социальных отношений. Это обстоятельство крайне важно подчеркнуть еще и потому, что есть экономическая, политическая, идеологическая специфика развития общества и соответствующие отношения в обществе.

Объектом социологического познания является общество, но определить только объект науки недостаточно. Так, например, общество является объектом практически всех гумантарных наук, поэтому обоснованием научного статуса «социология», как и любой другой науки, лежит в различии и объекта и предмета познания.

   Любое явление, процесс или отношение объективной реальности могут быть объектом исследования самых различных наук (физики, химии, биологии, социологии и т.д.). Когда же речь идет о предмете исследования конкретной науки, то та или иная часть объективной реальности (город, семья и т. д.) берется не целиком, а лишь той ее стороной, которая определяется спецификой данной науки. Все остальные стороны рассматриваются как второстепенные.

Принято считать, что объектом социологического познания является вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Что же такое социальное? Социальное, с точки зрения российского социолога Г. В. Осипова, - это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, и проявляющееся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Именно в процессе взаимодействия друг с другом индивиды оказывают воздействие друг на друга, способствуют тем самым тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования. Т.е. объектом социологии являются: общество как целостная социальная реальность, социальные организации, социальные институты, социальные взаимодействия, социальные явления, социальные процессы, социальные отношения, социальные общности, социальные субъекты.

Так что же является предметом социологии? По Конту, социология - это единственная наука, изучающая как разум, так и ум человека, совершается это под воздействием социальной жизни.

Сен - Симон считал что, предмет социология - социальные обязанности, группы, социальные институты, общественные явления и процессы, а так же взаимодействия между ними и их взаимоотношения, функционирование и развитие. «Социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, с другой» (П.Сорокин). Добавляет: «...между человеческие взаимодействия», т.е. дает границы.

Общество - это социальный организм, состоящий из сложного, взаимосвязанного, целостного и противоречивого комплекса  социальных общностей, институтов, коллективов, групп. Каждый из компонентов этого комплекса является относительно самостоятельным субъектом общественной жизни и находится во взаимодействии с иными элементами по поводу ее воспроизводства, осуществления  и развития как единого целого.

Если общество представить в виде куба и условно обозначить сферы жизнедеятельности людей, то получится:

  • Предмет социологии - социальная сторона жизни общества.

Итак, мы получили, что социология изучает всю совокупность связей и отношений, которые носят название социальных.

Социальные отношения - это отношения между группами людей, занимающими разное положение в обществе, принимающими неадекватное участие в его экономической, политической и духовной жизни, различающимся образом жизни, уровнем и источником доходов, структурой личного потребления.

Итак: Объект познания -  все то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности, его особенности связаны с понятием социального, социальных связей и отношений и способа их организации. Предметом социологии можно считать: систему существенных свойств и законов, характеризующих бытие объекта социологии, его внутреннюю определенность, т.е. способ существования и механизм проявления и функционирования социальных явлений, социальных процессов и отношений.

В зависимости от критерия, положенного в основу, выделяются три типа структур социологии:

1. Фундаментальная теоретическая и прикладная эмпирическая наука.

Помимо внешней институционализации, социология, как и всякая другая наука, должна пройти процесс внутренней институционализации. Внутренняя институционализация означает совершенствование организационной структуры науки, наличие устойчивого разделения труда внутри дисциплины, формирование правил и норм профессиональной этики, разработку эффективных исследовательских методов и приемов. Все это должно обеспечить действительный процесс производства и систематизации знаний в определенной области познания. Одно из важнейших мест в этом процессе принадлежит разделению труда, наличию структуре науки трех относительно независимых уровней:

1. Уровень фундаментальных исследований, задачей которых является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы данной области. Фундаментальная теоретическая социология отвечает на вопросы, что познается (определение объекта, предмета науки) и как познается (основные методы социологии). К ней относят теории общесоциологического уровня.

Теоретическая социология предполагает получение нового знания, описание, объяснение, понимание процессов социального развития: разработку концептуальной социологической модели исследования; познание социальной реальности; преобразование социальной действительности. В рамках теоретической социологии существуют различные социальные и частные социологические теории.

2. Уровень прикладных исследований, в которых ставится задача изучения актуальных, имеющих непосредственную практическую ценность проблем, на основе существующих фундаментальных знаний. Прикладная социология предусматривает нахождение средств для осуществления социально значимых целей, осуществление практической реализации теоретической социологии, осуществление социального управления, реализацию методов социального планирования и прогнозирования. Прикладная социология изучает и предлагает способы воздействия на социальную реальность, на социальные общности. Она дает представление о реальных процессах общественного развития, занимается прогнозированием, проектированием, формированием социальной политики, разработкой рекомендаций для практики социального управления.

3. Социальная инженерия - уровень практического внедрения научных знаний с целью конструирования различных технических средств и совершенствования имеющихся технологий. По аналогии можно добавить следующее: есть фундаментальные науки - физика, математика, химия, а есть технические прикладные науки, которые физические, химические, биологические закономерности переносят в материальное производство. Их часто называют инженерными науками. Точно так же в социологии можно выделить фундаментальные знания социальных закономерностей и их реальное использование в практике, к чему применимо название социальная инженерия.

2. Макросоциология и микросоциология.

Наряду с тремя уровнями фундаментальной теоретической и прикладной эмпирической социологии, социологи выделяют так же внутри своей науки макро- и микросоциологию.

На макросоциологическом уровне основное внимание уделяется экономической и политической системам общественного устройства, религиям, партиям, классам, типам семьи и т.п. Макросоциология изучает взаимосвязи различных частей общества, их взаимодействие. Макросоциология чаще всего относится к фундаментальной науке.

  Среди современных социологов на макросоциологическом уровне преобладают в основном два подхода: функционализм Э. Дюркгейма, Т. Парсонса и других; теории конфликта К. Маркса и Дарендорфа и других. При социологическом анализе общество делится на имущих и неимущих, правящих и подчиненных. Но сторонники одного подхода не могут объяснить, почему общество сохраняется при такой дифференциации, а другие не могут понять, почему общество изменяется, прогрессирует. Таким образом, даже на уровне макросоциологии пока нет однозначного ответа на самые принципиальные вопросы организации общества.

Микросоциология исследует поведение, общение людей в повседневной жизни, их мотивы, поступки, нормы, правила, которые в свою очередь определяют стабильность, революционные или эволюционные изменения в обществе. На этом уровне есть и определенные теории. Джордж Хоманс считает, что взаимодействие людей строится на основе принципа поощрения и наказания. Эрвин Гофман полагает, что люди ведут себя, как актеры в театре, они играют определенные роли и стараются произвести определенное впечатление, воздействовать на других. Действительно, часто люди стараются показать себя лучше, чем они есть на самом деле.

В отечественной социологии длительное время на микроуровне исходили из того, что все советские люди коллективисты, интернационалисты, патриоты, для которых труд радость, основная жизненная потребность. Вот почему в современном российском обществе наблюдается нравственная неопределенность, а значительная часть людей попала в другую крайность махровый индивидуализм, национализм или космополитизм.

Эти уровни не могут рассматриваться как находящиеся на различных плоскостях и не соприкасающиеся друг с другом. Напротив, они тесно взаимосвязаны, так как непосредственное, повседневное поведение людей осуществляется в рамках определенных социальных систем, структур и институтов. На рис.1 детально показано, каким образом различные уровни социологического анализа пересекаются в разных плоскостях человеческого взаимодействия. Например, группа - это люди, объединенные взаимными интересами или зависимые друг от друга и отличающиеся от других групп отношениями и целями. В этом смысле речь идет и о группе, и о системе. Например, два соседа, семья, нация. Государство - это также группа, рассматриваемая на социетальном уровне. На уровне мировых систем (макроуровне) рассматривается отношение государства с другим государством.

Своеобразной формой пересечения всех этих уровней выступают такие структурные элементы социологии, как отраслевые социологии: социология труда, экономическая социология, социология организаций, социология досуга, социология здравоохранения, социология города, социология деревни, социология образования, социология семьи и т. д. В данном случае речь идет о разделении труда в сфере социологии по характеру исследуемых объектов.


Уровень

Элементы

Примеры

Межличностный

Типовое взаимодействие (по правилам)

Ролевое поведение

Социальный статус

Межличностные связи

Игра в футбол

Тренер – игрок

Адвокат - собственник Студенты института

Групповой

Первичная группа

Организация

Групповое отношение

Компания друзей

Больница

Труд - управление

Социетальный

Институт

Социальный порядок

Класс и слой

Город и общность

Религия

Монархия

Дворянство

Москва

Мировые системы

Международные отношения

Межнациональные организации

Мировая взаимозависимость

ООН

Ислам

Производство нефти
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Контрольная работа дисциплина: Социология Тема №1 Название темы: Социология как наука iconКолоскова Наталья Ивановна [04/09/06] социология как учебная
Социология – относительно молодая дисциплина. С момента появления термина «социология» прошло чуть более 170 лет

Контрольная работа дисциплина: Социология Тема №1 Название темы: Социология как наука iconКонтрольная работа по социологии на тему: Социология как наука

Контрольная работа дисциплина: Социология Тема №1 Название темы: Социология как наука icon1. Социология как наука: структура и уровни социального знания
Социология как самостоятельная наука появилась в 30-е гг. 19в. Ее родоначальником считается французский ученый Огюст Конт

Контрольная работа дисциплина: Социология Тема №1 Название темы: Социология как наука iconКонтрольная работа По дисциплине: «Социология». Тема: «Социология...
Этот факт обосновывает необходимость поиска более эффективных способов и средств сохранения и развития здоровья

Контрольная работа дисциплина: Социология Тема №1 Название темы: Социология как наука icon1. Социология как наука. Структура социологического знания, его уровни
Социология – наука об обществе. Данный термин ввёл в науку французский учёный и философ Нового времени Огюст Конт (1798-1857), основоположник...

Контрольная работа дисциплина: Социология Тема №1 Название темы: Социология как наука icon лекция № Социология как наука     Предмет, объект, функции и методы социологии
Социология марксизма. Материалистическое понимание истории. Концепция общественно-экономической формации и социальной революции

Контрольная работа дисциплина: Социология Тема №1 Название темы: Социология как наука iconЭнтони Гидденс Социология Оглавление социология 1 социология э. Гидденс
Книга Э. Гидденса — это курс лекций, который автор читает уже много лет в Оксфорде

Контрольная работа дисциплина: Социология Тема №1 Название темы: Социология как наука iconСоциология методические указания по выполнению контрольных работ...
По курсу «Социология» студенты должны выполнить одну письменную работу. Выбор темы должен быть согласован с преподавателем

Контрольная работа дисциплина: Социология Тема №1 Название темы: Социология как наука iconКонтрольная работа По дисциплине «социология» тема: «Эмиль Дюркгейм...
Учение о методе Дюркгейма концепции социального факта. Особенности социологизма Дюркгейма

Контрольная работа дисциплина: Социология Тема №1 Название темы: Социология как наука iconКонтрольная работа по дисциплине "Социология" на тему: «Семейная...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница