Тезисы доклада Применение информационных технологий в бюджетном процессе: комплексный подход к автоматизации системы бюджетного планирования О. И. Тимофеева, директор информационно-аналитического департамента ООО «Центр прикладной экономики»




Скачать 90.24 Kb.
НазваниеТезисы доклада Применение информационных технологий в бюджетном процессе: комплексный подход к автоматизации системы бюджетного планирования О. И. Тимофеева, директор информационно-аналитического департамента ООО «Центр прикладной экономики»
Дата публикации14.04.2013
Размер90.24 Kb.
ТипТезисы
vbibl.ru > Экономика > Тезисы
Тезисы доклада

Применение информационных технологий в бюджетном процессе:

комплексный подход к автоматизации системы бюджетного планирования
О.И.Тимофеева,

директор информационно-аналитического департамента

ООО «Центр прикладной экономики»,

кандидат экономических наук
В свете реализуемых реформ в области государственного и муниципального управления становится крайне актуальным вопрос модернизации бюджетного процесса.

Предложена новая модель бюджетного процесса – бюджетирование, ориентированное на результат. Разработаны и применяются на практике новые элементы и механизмы, такие как расходные обязательства, обоснования бюджетных ассигнований, государственные (муниципальные) услуги, государственные (муниципальные) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг, мониторинг финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств. Многие из этих элементов и механизмов концептуально достаточно хорошо проработаны. Однако необходимость совершенствования бюджетного процесса подразумевает не только новые концептуальные подходы к бюджетированию, но и эффективные механизмы их реализации, в том числе с использованием информационных технологий.

На данном этапе сбор, обработка информации, построение требуемых отчетов в большинстве случаев осуществляется вручную. При этом колоссально увеличились объемы информации. Теперь работать нужно с целями, задачами, показателями эффективности и результативности, расходными обязательствами, государственными заданиями, и все это - в условиях трехлетнего периода планирования. Кроме того, в связи с повышением самостоятельности и ответственности распорядителей бюджетных средств, в процесс вовлекается гораздо большее количество участников. Возникает потребность в инструментах для сбора и обмена информацией между ними.

Мы предлагаем автоматизированную систему бюджетного планирования, где взаимосвязаны:

  1. процессы планирования и мониторинга;

  2. ключевые элементы: расходное обязательство, бюджетное ассигнование, результат;

  3. участники процессов: специалисты и руководители финансового органа, главных распорядителей бюджетных средств, бюджетных учреждений и государственных автономных организаций.




Рис.1. Схема планирования расходной части бюджета
В предлагаемой нами системе (рис.1) можно выделить следующие основные блоки или модули автоматизированной системы:

  1. планирование расходов;

  2. государственные (муниципальные) услуги;

  3. целевые программы;

  4. мониторинг.


Планирование расходов

За основу принята методология Минфина России. Планирование расходов осуществляется на основе реестра расходных обязательств. В разрезе расходных обязательств осуществляются расчеты объемов средств на исполнение расходных обязательств (с указанием раздела, подраздела, целевой статьи, вида расхода, при необходимости – операции сектора государственного управления). Проведение расчетов может осуществляться нормативным методом, методом индексации, любым другим методом в соответствии с методикой заказчика.

На основе реестра расходных обязательств составляется перечень бюджетных ассигнований (перечень наименований бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств, по которым возможно приведение непосредственного результата использования бюджетного ассигнования или непосредственного результата деятельности главного распорядителя бюджетных средств). По каждому бюджетному ассигнованию из перечня составляются обоснования бюджетных ассигнований. Обоснование бюджетного ассигнования содержит в себе информацию об объеме бюджетного ассигнования, сведения о значениях показателей непосредственных результатов и источниках информации, определяющих показатели непосредственных результатов, сведения о конечных результатах.

Планирование расходов осуществляются поэтапно. Первый этап предполагает работу с действующими расходными обязательствами, второй этап – с принимаемыми расходными обязательствами.

На первом этапе:

  1. составляется предварительный реестр расходных обязательств на основе уточненного реестра. (В процессе уточняются основания для возникновения расходных обязательств; уточняются расчеты объемов средств на исполнение расходных обязательств на очередной финансовый год и первый год планового периода; проводятся расчеты объемов средств на исполнение расходных обязательств на второй год планового периода);

  2. составляются обоснования бюджетных ассигнований на исполнение действующих расходных обязательств.

На втором этапе:

  1. составляется плановый реестр расходных обязательств на основе предварительного реестра (уточняются основания для возникновения расходных обязательств; уточняются расчеты объемов средств на исполнение расходных обязательств на очередной финансовый год и плановый период, в том числе на исполнение принимаемых расходных обязательств);

  2. составляются обоснования бюджетных ассигнований на исполнение принимаемых расходных обязательств.

После принятия бюджета составляется уточненный реестр расходных обязательств на основе планового реестра.

Основными выходными формами данного модуля автоматизированной системы являются:

реестр расходных обязательств;

обоснования бюджетных ассигнований;

расчеты объемов бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств;

расходы бюджета в ведомственной структуре;

распределение расходов по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов;

перечень публичных нормативных обязательств.

Итогом функционирования модуля является формирование расходной части бюджета, согласованной с реестром расходных обязательств. В процессе мониторинга отслеживаются отклонения фактических значений показателей непосредственных и конечных результатов от запланированных. На этой основе могут приниматься решения о корректировке бюджетных ассигнований.
Государственные (муниципальные) услуги

В реестре расходных обязательств на основе статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации выделяются типы расходных обязательств, в том числе расходные обязательства по оказанию государственных или муниципальных услуг. Для данного типа расходных обязательств предлагается автоматизированная система учета потребности в объемах, инфраструктуре предоставления и качестве государственных (или муниципальных) услуг. Составляющие данной системы:

  1. реестр государственных (муниципальных) услуг, в котором содержатся сведения об услугах;

  2. реестр организаций, в котором содержатся сведения о государственных (муниципальных) учреждениях, оказывающих государственные (муниципальные) услуги;

  3. формирование государственных (муниципальных) заданий на оказание государственных (муниципальных) услуг, включая расчет объемов предоставления услуг и расчет объемов средств на их финансовое обеспечение;

  4. мониторинг исполнения государственных (муниципальных) заданий, включая сбор и анализ отчетности с организаций, формирование сводной отчетности, корректировку государственных (муниципальных) заданий;

  5. реестр государственных (муниципальных) заданий, в котором содержатся сведения о выданных заданиях, изменениях в них, отчеты о выполнении заданий.

Поскольку Центр прикладной экономики является компанией, занимающейся одновременно разработкой программного обеспечения и консалтингом для государственного и муниципального управления, мы в состоянии наполнить программный комплекс реальным содержанием, в частности, выделить услуги, разработать стандарты услуг, рассчитать нормативы или тарифы на оказание услуг, разработать показатели результативности.
Целевые программы

Еще один блок, задействованный в системе бюджетного планирования, позволяет автоматизировать процессы формирования долгосрочных и ведомственных целевых программ, ведение реестра целевых программ и мониторинг их исполнения.
Мониторинг

Важными составляющими любого процесса управления является контроль и регулирование. На нашей схеме это:

мониторинг исполнения государственных заданий;

мониторинг исполнения целевых программ;

внесение изменений в бюджет;

мониторинг качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств.

Эти процессы можно рассматривать вместе с функциональными задачами или самостоятельно. Мониторинг включает в себя сбор отчетов, их анализ, консолидацию, формирование сводной отчетности. По результатам мониторинга возможно осуществление корректировок, например, внесение изменений в бюджет, государственные задания, целевые программы, поощрение главных распорядителей бюджетных средств.
Использование предложенного подхода позволяет создать прозрачную систему бюджетного планирования. На его основе можно представить бюджет в виде, понятном для населения, а также осуществлять контроль за деятельностью главных распорядителей бюджетных средств и бюджетных учреждений. Поскольку показатели деятельности главных распорядителей, бюджетных учреждений увязаны с расходами бюджета, создается система мотивации государственных (или муниципальных) служащих, работников бюджетной сферы. На этой основе возможно снизить затраты на оказание государственных или муниципальных услуг, повысить качество их оказания.
Программное обеспечение организовано на основе модульной структуры. Модуль представляет собой совокупность методического и программного обеспечения, технических средств, выполняет законченную функцию и может применяться самостоятельно или в составе системы. Модули системы могут функционировать как в комплексе, так и независимо друг от друга. Выделяются модули двух типов:

  1. прикладные функциональные, автоматизирующие задачи, непосредственно связанные с определенной областью или задачей бюджетного процесса. Каждый прикладной модуль может функционировать автономно, взаимодействовать с другими модулями, внедряться комплексно или наращиваться поэтапно;

  2. инфраструктурные – образующие среду для взаимодействия модулей. Все инфраструктурные модули являются необходимыми элементами системы.


В процессе бюджетного планирования бюджета задействован ряд участников. Это специалисты финансового органа, главных распорядителей бюджетных средств, бюджетных учреждений. Каждый из участников выполняет свои задачи, а информация должна передаваться от одного участника к другому. Предлагаемая автоматизированная система:

  1. обеспечивает автоматизацию работы специалистов и руководителей финансового органа, главных распорядителей бюджетных средств;

  2. поддерживает информационный обмен с бюджетными организациями, иными юридическими лицами, предоставляющими государственные (муниципальные) услуги (выполняющими работы).

Информационный обмен между пользователями программного обеспечения может осуществляться через различные каналы и среды передачи данных (в зависимости от технических возможностей и пожеланий заказчика).

Преимуществом распределенной системы является возможность формирования единого информационного пространства, то есть возможность обеспечить всех участников процессов достоверной информацией, задать технологические процессы или регламенты действий участников, стандартизировать процессы подготовки и сбора информации. Эта возможность позволяет минимизировать сократить трудоемкость и повысить качество работ.
Пример реализации функциональной задачи: формирование государственного задания.
Итоги внедрения комплексной автоматизированной системы бюджетного планирования:

  1. Организация системы бюджетирования, ориентированного на результат за счет:

интеграции процессов и элементов бюджетного планирования;

согласования расходов бюджета с результатами.

  1. Снижение затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) и повышение качества государственных (муниципальных) услуг (работ) за счет:

формирования системы мотивации государственных (или муниципальных) служащих, работников бюджетной сферы.

  1. Повышение качества управления государственными (муниципальными) финансами за счет:

организации работы пользователей в единой информационной среде;

соблюдения технологических процессов, реализованных в системе;

использования электронных шаблонов;

стандартизации процедур сбора и подготовки отчетов.



Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:

Тезисы доклада Применение информационных технологий в бюджетном процессе: комплексный подход к автоматизации системы бюджетного планирования О. И. Тимофеева, директор информационно-аналитического департамента ООО «Центр прикладной экономики» iconОтчет по учебно-производственной практике по теме: Применение информационных...
Применение информационных систем и технологий на предприятии ООО «Системы промышленной автоматизации (спа)»

Тезисы доклада Применение информационных технологий в бюджетном процессе: комплексный подход к автоматизации системы бюджетного планирования О. И. Тимофеева, директор информационно-аналитического департамента ООО «Центр прикладной экономики» iconИнформационных технологий
Всем специальностям посредством обучения их знаниям основ высшей и прикладной математики, методов математического моделирования процессов...

Тезисы доклада Применение информационных технологий в бюджетном процессе: комплексный подход к автоматизации системы бюджетного планирования О. И. Тимофеева, директор информационно-аналитического департамента ООО «Центр прикладной экономики» iconВ автоматизации швейного производства
На качественно новом уровне решены все задачи проектирования и подготовки производства швейных изделий, автоматизированы организационные...

Тезисы доклада Применение информационных технологий в бюджетном процессе: комплексный подход к автоматизации системы бюджетного планирования О. И. Тимофеева, директор информационно-аналитического департамента ООО «Центр прикладной экономики» iconНовосибирский Государственный Университет Факультет Информационных...
Этап 1: Определение требований к системе автоматизации дистанционного образования фита на основе анализа по «Инфотехно»

Тезисы доклада Применение информационных технологий в бюджетном процессе: комплексный подход к автоматизации системы бюджетного планирования О. И. Тимофеева, директор информационно-аналитического департамента ООО «Центр прикладной экономики» iconНовосибирский Государственный Университет Факультет Информационных...
Этап 1: Определение требований к системе автоматизации дистанционного образования фита на основе анализа по «Прометей»

Тезисы доклада Применение информационных технологий в бюджетном процессе: комплексный подход к автоматизации системы бюджетного планирования О. И. Тимофеева, директор информационно-аналитического департамента ООО «Центр прикладной экономики» iconТехническое задание на аппаратное обеспечение системы автоматизации...
Настоящий документ предназначен для описания аппаратного решения системы документационного обеспечения управления с использованием...

Тезисы доклада Применение информационных технологий в бюджетном процессе: комплексный подход к автоматизации системы бюджетного планирования О. И. Тимофеева, директор информационно-аналитического департамента ООО «Центр прикладной экономики» iconТехническое задание на создание системы автоматизации делопроизводства Коммунального предприятия
Настоящий документ предназначен для описания основных технических требований к созданию системы документационного обеспечения управления...

Тезисы доклада Применение информационных технологий в бюджетном процессе: комплексный подход к автоматизации системы бюджетного планирования О. И. Тимофеева, директор информационно-аналитического департамента ООО «Центр прикладной экономики» iconТехническое задание на создание системы автоматизации делопроизводства Коммунального предприятия
Настоящий документ предназначен для описания основных технических требований к созданию системы документационного обеспечения управления...

Тезисы доклада Применение информационных технологий в бюджетном процессе: комплексный подход к автоматизации системы бюджетного планирования О. И. Тимофеева, директор информационно-аналитического департамента ООО «Центр прикладной экономики» iconОоо «Фабрика Информационных Технологий»
Целью данного проекта является создание единого информационно-образовательного пространства города или региона

Тезисы доклада Применение информационных технологий в бюджетном процессе: комплексный подход к автоматизации системы бюджетного планирования О. И. Тимофеева, директор информационно-аналитического департамента ООО «Центр прикладной экономики» iconВэй Чуньлэй Применение информационных технологий в исследованиях...
Применение информационных технологий в исследованиях по Исследованию состава биологически активных соединений кемпферии галанга и...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница