Курсовая работа по экономической теории на тему: «Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования»




Скачать 273.36 Kb.
НазваниеКурсовая работа по экономической теории на тему: «Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования»
страница1/2
Дата публикации30.07.2013
Размер273.36 Kb.
ТипКурсовая
vbibl.ru > Экономика > Курсовая
  1   2


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра экономической теории

КУРСОВАЯ РАБОТА

по экономической теории на тему:

«Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования»


Калуга – 2007

Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3

1. Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции……………………………………………...……4

2. Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета…………………………………………………………………………..10

3. Балансирование госбюджета и его особенности в России….……………...16

Практикум………………………………………………………………………..21

Заключение………………………………………………………………………23

Литература……………………………………………………………………….25


Введение

Тема моей работы «Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования». Она актуальна, потому что бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. С давних времён бюджет волнует и будоражит умы профессиональных политиков, экономистов и многих других великих мира сего.

Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики.

Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С другой стороны достаток бюджетных средств позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды. Так же достаток бюджетных средств позволяет государству принимать активное участие в жизни страны. Наличие бюджетных средств позволяет государству осуществлять государственное регулирование экономики не только в приказной форме. Достаточное количество бюджетных средств позволяет государству задействовать непосредственно экономические рычаги государственного регулирования.

Таким образом, бюджет, его формирование и статьи расходов является важным разделом в экономической науке, требующим большого внимания со стороны не только занимающих высокие посты экономистов и политиков, но и рядовых граждан.

^ Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции

Государственный бюджет – это сумма ожидаемых государственных доходов и ожидаемых государственных расходов. Это крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Совокупность входящих в него организационных структур образует бюджетную систему.

Структура бюджетной системы той или иной страны зависит, прежде всего, от её государственного устройства. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет двухъярусное построение – государственный и местный бюджет. В странах с федеральным государственным устройством имеются промежуточные звенья – бюджеты штатов, земель, субъектов федерации.

Через бюджетную систему реализуются функции бюджета: распределительная и контрольная.

Распределительная функция предполагает концентрацию денежных средств в государстве через различные каналы поступления и их использование для выполнения государственных целей и функций.

Контрольная функция проявляется в проведении контролирующих мер за процессом формирования и использования денежных средств в различных структурных звеньях экономики.

Государственный бюджет образует централизованный фонд денежных ресурсов правительства для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, здравоохранения, образования, выплаты социальных пособий. Бюджет является мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осуществления мер по её стабилизации.

С помощью бюджета государство осуществляет сочетание централизованных и местных интересов регионов через распределение налогов, бюджетных дотаций, трансфертов. Как экономический документ бюджет отражает политическую и социальную динамику общества.

Местные бюджеты – бюджеты штатов, земель, субъектов федерации. На их долю в федеративных государствах приходится от 40 до 50% всех бюджетных ресурсов, тогда как в унитарных государствах не более 30%.

Бюджет центрального правительства и местные бюджеты тесно взаимосвязаны как по источникам поступления денежных средств, так и их расходованию. В главном они совместно решают политические, экономические и социальные цели общества на принципе компромисса интересов основных групп, как в политике, так и в экономике.

Таким образом, государственный бюджет представляет собой не только бюджет центрального правительства, но и совокупность бюджетов всех уровней государственных и административно-территориальных властей.

В любом государственном образовании выделяется внутренняя структура бюджета по доходам и расходам.

Структура государственного бюджета в каждой стране имеет свои особенности. Они обусловлены характером административной системы, структурными особенностями экономики, развитием оборонных отраслей.

Доходы государства – та часть национального дохода, которая сосредоточивается в руках государства за счёт налогов и неналоговых поступлений.

Налоги на 75% и более формируют доход государственного бюджета.

Неналоговые поступления (доходы от государственных предприятий, проценты по выданным кредитам, рентные платежи, займы лотереи и т.д.) формируют оставшуюся часть бюджета.

В зависимости от методов их сбора налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги – это налоги, которые плательщик непосредственно выплачивает из своего дохода налоговой службе или местным органам власти.

Прямые налоги:

1. Личный подоходный налог (от ¼ до ½ всех поступлений в бюджет) – это налог, взимаемый с личных доходов домохозяйств и предприятий, не входящих в корпорации.

2. Налог на заработную плату – налог, взимаемый как с работодателей, так и с лиц наёмного труда. Он представляет собой страховой взнос, выплачиваемый в рамках планов обязательного страхования, например, страхования старости, государственной программы бесплатной медицинской помощи, предусмотренных существующим законодательством о социальном обеспечении.

3. Налог на прибыль корпораций – налог на чистый доход корпораций. Он составляет важную часть поступлений в бюджет (до 20%).

4. Налог на наследство и прочие налоги. Налогом на наследство облагаются как прижизненные дары, так и наследства по завещанию. К прочим налогам относятся гербовые сборы по финансовым контрактам, лицензии и разрешения.

5. Поимущественный налог, или налог на собственность – налог на стоимость собственности, которой владеют фирмы и домохозяйства. Поимущественный налог, налог на наследство, а также сборы за разнообразные лицензии и разрешения – это налоги, которые взимают местные органы власти. Такие налоги не вносят существенного вклада в доходную часть бюджета.

Наряду с прямыми взимаются и косвенные налоги.

Косвенные налоги – это налоги с продаж, акцизные сборы, налог на имущество.

Если большую часть доходов федерального бюджета составляют прямые налоги, то косвенные налоги составляют значительную часть доходов местных органов власти.

Косвенные налоги включаются в розничную цену и, соответственно, увеличивая её, перекладываются на «плечи» потребителя.

Косвенные налоги:

1. Налоги с продаж и акцизные налоги. Различие между ними заключается в сфере действия налога. Налоги с продаж распространяются на широкий диапазон продукции, в то время как акцизные налоги охватывают небольшой, избранный перечень товаров, произведённых внутри страны.

2. Таможенные сборы, взимаемые с импортных товаров.

3. Налог на добавленную стоимость: налогооблагаемая величина устанавливается как разница между ценами товаров, продаваемых и купленных предприятием.

Косвенные налоги обеспечивают устойчивые и оперативные поступления в бюджет.

В зависимости от того, какая доля личного дохода подлежит отчислению в пользу государства, различают следующие виды налогов:

1. Регрессивный налог – налог, средняя ставка которого понижается по мере роста дохода. Налоги с продаж, акцизные налоги, налоги на заработную плату и поимущественный налог имеют регрессивную тенденцию.

2. Пропорциональный налог – налог, средняя ставка которого остаётся неизменной при увеличении или сокращении дохода налогоплательщика. Он забирает у каждого индивида одну и ту же долю дохода.

3. Прогрессивный налог – налог, средняя ставка которого повышается по мере роста дохода. Личный подоходный налог и налог на прибыль корпораций являются прогрессивными.

В 70-х годах ХХ века появилась теория кривой Лаффера, которая показала связь между величиной налоговой ставки и налоговыми поступлениями в государственный бюджет.

Лаффер считал, что если 0 и 100% налоговая ставка ничего не даёт бюджету, то должна существовать оптимальная налоговая ставка, при которой поступления в государственный бюджет оптимальны.


Максимальный уровень налоговых поступлений

100


Налоговые поступления


Налоговые поступления

0


Рис. 1. Кривая Лаффера1
Из рис. 1 видно, что по мере роста налоговой ставки от 0 до 100% налоговые поступления достигнут своего максимума в точке М.

В любой стране в каждый данный момент есть действующая налоговая ставка, которая обычно не совпадает с оптимальной. Правительство должно для роста дохода государственного бюджета поступать так: 1) если действующая ставка ниже оптимальной, то её нужно увеличить и доход будет расти; 2) Если действующая ставка выше оптимальной, то её нужно уменьшить и доход будет расти.

Второй составной частью бюджета являются расходы.

Государственные расходы – расходы, производимые государством с целью создания нормальных условий для повседневного проживания населения и частной предпринимательской деятельности.

В наши дни государственные расходы в развитых странах составляют боле 30% ВНП, хотя в начале ХХ века этот показатель был менее 10%. Направления государственных расходов также изменились. Раньше они направлялись на поддержание правопорядка и законности, а сейчас – на решение социально-экономических проблем.

Государственные расходы по назначению можно разделить на бюджетные группы: федеральные, республиканские и местных органов власти.

Основные статьи федеральных расходов – это:

1) национальная оборона, или поддержание боеготовности страны, и внутренняя безопасность;

2) социальные выплаты, или расходы на множество программ по поддержанию уровня доходов, которые предусматривают помощь престарелым, нетрудоспособным, безработным, инвалидам, нуждающимся в медицинской помощи, семьям без кормильца и т.д.;

3) экономическая помощь республикам и местным органам власти, или так называемая политика фискального федерализма;

4) выплата процента по государственному долгу, а также расходы на содержание дипломатических служб, гранты местным властям.

В последние годы в развитых странах крупнейшая из этих статей – статья расходов по выплате процента по государственному долгу.

Основные статьи – республиканских расходов и местных органов власти – это расходы на образование, социальное обеспечение, здравоохранение и больницы, автомагистрали, а также расходы на обычные функции государства: поддержание порядка и внутренняя безопасность.

Государству приходится платить не только за блага разового пользования, но и за долгосрочные блага. Разовые блага связаны с регулярными платежами и поэтому их закупку надо оплачивать из регулярных же поступлений. Капитальные же расходы – расходы на строительство дорог, кредитование государственных предприятий и содержание университетских зданий – справедливее финансировать за счёт государственных займов, хотя выплата долга частично ляжет и на будущие поколения их пользователей.

^ Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета

Государственный бюджет построен на соотношении доходов и расходов. Теоретически наиболее оптимальным будет такой бюджет, который предполагает равенство доходов и расходов. На практике добиться такого положения очень сложно.

Здесь мы сталкиваемся с бюджетным неравновесием, когда расходы превышают доходы, т.е. дефицит бюджета или когда доходы превышают расходы, т.е. профицит бюджета.

Бездефицитность бюджета еще не означает «здоровья» экономики. Поскольку централизация финансовых ресурсов в руках органов власти всегда уменьшает финансовые возможности хозяйствующих субъектов, мешая им лучше оснастить производство, быстрее перейти на новые технологии и добиться тем самым более эффективных результатов хозяйствования, то в связи с этим излишняя мобилизация доходов в бюджет только вредит. Именно из-за этого негативного влияния профицита бюджета на экономику в законодательстве многих стран присутствует правовая норма, запрещающая формировать и принимать бюджет с превышением доходов над расходами.

Если профицит бюджета обнаружится в процессе исполнения бюджета, то и здесь его наличие не может быть оценено однозначно положительно. Профицит бюджета, возникающий в результате более экономного и эффективного использования бюджетных средств при 100%-ном финансировании предусмотренных по бюджету расходов, — явление положительное. Однако, если более высокие доходы бюджета были получены лишь в результате выгодно сложившейся экономической конъюнктуры, явились следствием экономии, бума или недофинансирования расходов и тому подобное, то положительно оценивать профицит бюджета нет оснований. Но какой бы ни была причина образования профицита бюджета, необходимо принять меры к сохранению бюджетных средств, не предназначенных для расходования в рамках утвержденного бюджета. Как правило, средства, полученные при профиците бюджета, направляются на пополнение резервов, на дополнительное погашение долговых обязательств, на покрытие расходов, предусматриваемых в бюджете на очередной финансовый год.

Но заметим, что в основном такое неравновесие складывается во многих странах в пользу превышения расходов над доходами. Рост бюджетных дефицитов явление распространённое и даже закономерное. В связи с этим сосредоточим внимание на проблемах, связанных с бюджетным дефицитом.

Бюджетный дефицит, несомненно, относится к так называемым «негативным экономическим категориям» типа инфляции, кризиса, безработицы, которые являются, однако, неотъемлемыми элементами экономической системы, базирующейся на рыночных отношениях.

Существует несколько видов дефицита бюджета.

Виды дефицита:

1) общий дефицит – это запланированное правительством и утверждённое парламентом превышение расходов над доходами;

2) первичный дефицит – это общий дефицит государственного бюджета, уменьшенный на сумму выплачиваемых процентов по государственному долгу;

3) фактический дефицит – это дефицит бюджета на определённый момент времени;

4) структурный дефицит – это разница между доходами и расходами бюджета, рассчитанная для уровня национального дохода при полной занятости;

5) циклический дефицит – это разница между фактическим и структурным дефицитами.

При бюджетном дефиците государству не хватает средств для нормального выполнения своих функций и приходится прибегать к различным займам, прежде всего у кредитной системы, что отрицательно сказывается на устойчивости всего денежного обращения и является основной причиной инфляции. Бюджетный дефицит не обязательно свидетельствует о каком-то чрезвычайном положении в экономике страны. Он может быть вызван, например, необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, что отражает скорее рост валового национального продукта, нежели кризисное состояние государственного регулирования. Возможны чрезвычайные обстоятельства, связанные с войнами, стихийными бедствиями, затраты на которые не могли быть заранее спланированы, но должны быть обязательно осуществлены независимо от наличия средств в резервном фонде бюджета.

Причины дефицита госбюджета:

1. Падение доходов в условиях кризисного состояния экономики и уменьшения прироста национального дохода.

2. Уменьшение акцизных налогов, поступающих в госбюджет.

3. Увеличение бюджетных расходов.

4. Непоследовательная финансово-экономическая политика.

Огромное воздействие на состояние бюджета оказывает темп роста инфляции. С одной стороны, за счет воздействия инфляционного фактора увеличиваются доходы бюджета, но, поскольку происходит падение темпов производства и наблюдается рост взаимной задолженности предприятий, в целом такое увеличение доходов не имеет стабильного характера. Расходные статьи бюджета полностью не индексируются, и это ухудшает положение предприятий и отраслей, которые зависят от бюджетного финансирования. В этих условиях, как правило, имеет место недофинансирование не только по сумме, но и по срокам. Увеличение временного расстояния между установленными и фактическими сроками выделения бюджетных ассигнований приводит к росту задолженности бюджета перед предприятиями и населением. Невыполнение государством собственных обязательств нарушает денежный оборот и финансовую стабильность.

Если возникает временный бюджетный дефицит, имеются перспективы его преодоления, и он не составляет большого удельного веса по отношению к стоимости валового внутреннего продукта, его не следует считать исключительным событием. Но в тех случаях, когда бюджетный дефицит глубок, возникает в результате чрезвычайных обстоятельств и отражает кризисные явления в экономике – ее развал, неэффективность финансовых связей, – тогда, разумеется, это явление наносит огромный ущерб всему обществу и необходимо принимать кардинальные меры для преодоления значительного разрыва между расходами и имеющимися доходами.

Бюджетный дефицит по установившимся народным стандартам не должен превышать 5% от ВВП. Покрывается он внутренними и внешними государственными займами в виде продаж государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов, а также ужесточением налогообложения.

Но это не единственный путь покрытия бюджетного дефицита. Во время экономических потрясений, которые могут постигнуть государство, правительство нередко прибегает к эмиссии денег для покрытия бюджетного дефицита. Последствия такой эмиссии перерастают в неконтролируемую инфляцию.

Сумма накопленных за несколько лет бюджетных дефицитов образует государственный долг.

Мультипликатор сбалансированного бюджета – воздействие равных приростов (сокращений) правительственных расходов, связанных с приобретением товаров и услуг, а также повышения (снижения) налогов на равновесный ЧНП, выражающееся в его увеличении (уменьшении) на величину этих равных приростов (сокращений).

Налоги и государственные расходы предполагают друг друга. Каждый является экономическим рычагом, воздействующим на рост валового национального продукта. Но действие этих рычагов противоположно, поэтому эффекты их одновременного использования могут взаимопогашаться. Рост налогов подавляет динамику ВНП, а увеличение государственных закупок, создавая дополнительный спрос, может вести к увеличению предложения товаров, т. е. к росту ВНП. Если степень воздействия указанных рычагов одна и та же, то эффекты их применения будут бесполезными.

Для эффективного использования налогов и государственных расходов важно точно определить силу воздействия каждого из них на динамику ВНП. Для решения этой проблемы применяется анализ мультипликатора сбалансированного бюджета, представляющий своеобразный вектор действия противоположных сил,— налогового мультипликатора и мультипликатора государственных расходов. Сопоставим их между собой, чтобы найти мультипликатор сбалансированного бюджета. Для решения этой задачи предположим, что суммы государственных расходов и величина собранных налогов равны между собой и составляют 20 единиц.

Если известна предельная склонность к потреблению (МРС) и предельная склонность к сбережению (MPS), можно определить мультипликационные эффекты. Пусть МРС будет равна 3:4, а MPS - 1:4.

Увеличение государственных расходов (G) вызовет цепную реакцию роста совокупного спроса и увеличения ВНП. В этом примере прирост на 20 единиц приведет к приросту ВНП на 80 единиц, так как мультипликатор государственных расходов MG обратно пропорционален предельной склонности к сбережениям (если MPS = -1:4, то MG = 4).

Рост налоговых поступлений также вызовет цепную реакцию изменений в экономике, так как произойдет сокращение объёма потребления, а значит и падение совокупного спроса и величины ВНП. Силу этой цепной реакции отобразит налоговый мультипликатор MT. Налоговый мультипликатор имеет отрицательный знак, так как отражает процесс сжатия ВНП при росте налогов.

Увеличение налогов сокращает личные расходы, которые население реализует через личное потребление и сбережения. Если сбережения не вкладываются, то они не способны оказать влияние на динамику ВНП. Это означает, что такие сбережения не обладают мультипликативным эффектом. Сокращение потребления же такой эффект даст. Увеличение налогов на 20 единиц сократит потребление, но не на всю указанную величину, а только на 15 единиц (- (С= Т (МРС))). Еще на 5 единиц сократятся сбережения.

Сжатие потребления на 15 единиц приведет к последующему сокращению совокупного спроса, что, с учетом мультипликативного эффекта, приведет к сжатию ВНП на 60 единиц (-15 • 4).

Итак, прирост государственных расходов на 20 единиц увеличил ВНП на 80 единиц, а увеличение налогов на 20 единиц сократило ВНП на 60 единиц. В результате действии, указанных взаимопогашающихся эффектов, ВНП увеличился всего на 20 единиц, что равно размеру первоначального прироста государственных расходов и налогов, т. е. мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице.

Следовательно, рост государственных расходов, сопровождаемый ростом налогов для балансирования бюджета, вызовет рост реального дохода на ту же самую величину.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курсовая работа по экономической теории на тему: «Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования» iconКурсовая работа по экономической теории на тему: «Государственный...
Мнения зачастую настолько противоречивы, что захотелось разобраться в сложном бюджетном механизме и определиться в собственном отношении...

Курсовая работа по экономической теории на тему: «Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования» icon№15: Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования
Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции

Курсовая работа по экономической теории на тему: «Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования» iconКурсовая работа по экономической теории на тему: «Государственный долг и его последствия»

Курсовая работа по экономической теории на тему: «Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования» iconГосударственный бюджет как инструмент
Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции

Курсовая работа по экономической теории на тему: «Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования» iconКурсовая работа по экономической теории на тему: «Рынок труда и безработица»
В этой связи исследование процессов формирования рынка труда и разработка адекватной системы его регулирования является для России...

Курсовая работа по экономической теории на тему: «Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования» iconКурсовая работа по экономической теории на тему: «Государственный долг и его последствия»
На современном этапе проблема бюджетного дефицита в России не явля-ется главной проблемой экономики Российской Федерации, но сохраняет...

Курсовая работа по экономической теории на тему: «Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования» iconКурсовая работа по дисциплине Финансы на тему: «Бюджетная система рф»
Бюджет служит для аккумуляции финансовых ресурсов и их использования на выполнение основных функций государства. Таким образом, бюджет...

Курсовая работа по экономической теории на тему: «Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования» iconКурсовая работа по экономической теории на тему: Экономический рост
Поэтому важно знать, как достичь экономического роста, и найти оптимальные пути решения возникающих при этом проблем, всё это поможет...

Курсовая работа по экономической теории на тему: «Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования» iconКурсовая работа по экономической теории на тему: «Сбережения и инвестиции в рыночной экономике»
Данная работа будет посвящена функциям сбережений и инвестиций в рыночной экономике. Самое общее определение указанных понятий можно...

Курсовая работа по экономической теории на тему: «Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования» iconКонтрольная работа по экономической теории на тему: Экономическая теория как наука
Она охватывает такой широкий спектр значений, что при любом кратком определении остаются без внимания какие-либо важные аспекты предмета....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница