Урок №18




Скачать 380.54 Kb.
НазваниеУрок №18
страница1/4
Дата публикации14.03.2013
Размер380.54 Kb.
ТипУрок
vbibl.ru > Экономика > Урок
  1   2   3   4
Урок №18
Экономический рост и развитие. Экономические циклы
Предмет: экономика.

Класс: 10.

Дата: 12.01.2012 г.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.
Цель – рассмотреть понятие экономического роста, определить факторы экономического роста и развития, познакомиться с теорией цикличности развития экономики.

Тип урока: изучение нового материала.
План урока


  1. Понятие экономического роста.

  2. Факторы ускорения экономического роста.

  3. Экономическое развитие.

  4. Цикличность экономического роста и методы её регулирования.




  1. Вводная беседа.




  1. Приветствие.

  2. Контроль численного состава обучающихся на уроке.

  3. Сообщение темы и цели урока.

  4. Беседа по вопросам:




  • Что такое национальные счета?

  • Чем отличается ВНП от ВВП?

  • Назовите элементы, составляющие расходный метод подсчётов ВНП.

  • Чем отличается ЧНП от ВНП?

  • Что не включается в подсчёты ВНП?

  • Что такое дефлятор ВНП?

  • В чём суть классической количественной теории?

  • Опишите процесс автоматической коррекции экономики.

  • Что такое потенциальный национальный доход?


  1. Беседа по плану урока.


Экономический рост позволяет стране производить больше различных благ и услуг. Важно отметить, что об экономическом росте можно говорить только тогда, когда увеличение производства достигается не ценой аврального перенапряжения всех сил (такое случается, например, во время войны), а стабильно – в ходе обычной, нормальной хозяйственной деятельности.
^ Понятие экономического роста
Экономические проблемы излагаются неверно, когда они рассматриваются лишь с точки зрения статичного равновесия (спроса и предложения), а не с позиций органического роста экономики.

^ Альфред Маршалл
Мы уже выяснили, что человеческие потребности относительно безграничны и постоянно развиваются: едва человек удовлетворит одни свои потребности, как у него возникают новые. Кроме того, численность человечества постоянно возрастает и со временем всё быстрее (рис. 10-1).

Рис. 10-1. Рост численности населения Земли на протяжении последних 10000 лет
По расчётам историков, человечеству потребовалось немногим менее 10000 лет, чтобы его численность достигла 1 млрд. человек. Это произошло в 1850 г. Но затем рост населения Земли пошёл куда более высокими темпами: численность в 2 млрд. человек была достигнута уже к 1930 г., то есть удвоение произошло всего лишь за 80 лет. Ещё через 45 лет – в 1975 г. – на Земле жило уже 4 млрд. человек. И, по оценкам демографов, если этот процесс не замедлится, то к 2020 г. численность человечества достигнет примерно 8 млрд. человек.

Сочетание этих двух факторов: относительной безграничности человеческих потребностей и роста числа жителей в большинстве стран мира заставляет человечество постоянно наращивать масштабы производства благ и услуг. Этот процесс получил название экономического роста.

Экономический рост – устойчивое увеличение год от года производственных возможностей страны.

Экономический рост позволяет стране производить больше различных благ и услуг. Важно отметить, что об экономическом росте можно говорить только тогда, когда увеличение производства достигается не ценой аврального перенапряжения всех сил (такое случается, например, во время войны), а стабильно – в ходе обычной, нормальной хозяйственной деятельности.

Если использовать уже знакомую нам модель кривой производственных возможностей страны и разделить все производимые в стране блага на сельскохозяйственные и промышленные, то процесс экономического роста символически можно изобразить следующим образом (рис. 10-2):

Как мы видим на рис. 10-2, при экономическом росте кривая производственных возможностей страны как бы сдвигается вправо (кривая А2В2) от прежней кривой (А1В1). Это означает, что страна начинает теперь устойчиво производить больше продукции всех ранее выпускавшихся видов.

Таким образом, экономический рост выражается в увеличении общей величины валового продукта. Так как в практике статистики применяют разные способы определения этой величины, то обычно пользуются терминами либо валовой внутренний продукт (ВВП), либо валовой национальный продукт (ВНП). Разница между ними состоит в круге учитываемых доходов граждан страны.

Чтобы показатель валового продукта мог служить действительно объективным показателем экономического роста и, значит, улучшения условий для повышения благосостояния граждан страны, необходимо соблюдать два условия его использования:

  1. экономический рост надо оценивать на основе изменения реального, а не номинального объёма валового продукта. Это означает, что данные о том, как растёт объём валового продукта надо очищать от влияния инфляции (аналогично тому, как это делается при определении реальных доходов граждан);

  2. экономический рост лучше оценивать на основе изменения не общей, а удельной величины валового продукта на душу населения страны. И вот тогда действительно становится ясно: возрос ли «кусок пирога», который в среднем приходится на каждого жителя страны?

Если возрос, значит, экономический рост обеспечил главный результат – рост уровня жизни граждан страны. Если величина валового продукта в расчёте на душу населения сокращается, то уровень благосостояния граждан падает. Значит, в стране либо вообще нет экономического роста, либо темпы роста общей величины валового продукта ниже, чем темпы роста численности населения страны.

Руководствуясь этими принципами, посмотрим, как росла экономика, например, США на протяжении большей части XX в. (1929-1989 гг.) (рис. 10-3).


Рис. 10-3. Экономический рост в США в период 1929-1989 гг. (общая величина валового продукта и величина валового продукта на душу населения, в неизменных ценах 1982 г., 1929 г. = 1,0)
Как мы видим, на протяжении большей части рассмотренного периода в США происходил рост как абсолютной, так и его средней величины в расчёте на душу населения. Но были периоды (1930-1939, 1946-1960 гг.), когда валовой продукт в расчёте на душу населения падал ниже уже достигнутого ранее уровня, то есть населения страны становилось беднее, чем прежде. Обратим также внимание на то, что средняя величина валового продукта в расчёте на душу населения в США росла с 1940 г. медленнее, чем общая величина валового продукта, и это отставание всё возрастало (именно об этом свидетельствует увеличение расстояния между кривыми на рис. 10-3).

Возможность именно такого развития событий была предсказана почти 200 лет назад автором одной из первых теорий экономического роста – известным английским учёным-экономистом Томасом Мальтусом.

Его теория утверждала, что средний продукт на душу населения не только может, но и неизбежно должен расти медленнее, чем общий объём валового продукта. Причина тому – убывающая предельная производительность факторов производства, и прежде всего земли. Более того, Мальтус утверждал, что средний продукт, в конце концов, должен даже начать сокращаться, пока не станет меньше прожиточного минимума. И человечество может справиться с такой закономерностью только путём ограничения своей численности. Соответственно построенная Мальтусом модель экономического роста имеет вид, изображённый на рис. 10-4.


Рис. 10-4. Модель экономического роста, предложенная Т. Р. Мальтусом
Мальтус доказывал, что рост численности населения страны должен происходить не быстрее роста производства в промышленности и увеличения площади сельскохозяйственных угодий. В противном случае увеличение производства жизненных благ будет отставать от прироста численности тех, кто на эти блага претендует.

Когда средняя величина валового продукта на душу населения окажется ниже прожиточного минимума, люди начнут голодать и болеть, а многие просто умрут. В результате численность населения сократится, и средняя величина валового продукта на душу населения снова возрастёт, превысив прожиточный минимум. Иными словами, Мальтус пришёл к выводу, что экономические процессы в человеческом обществе точно также должны регулировать численность человечества, как количество пищи регулирует численность видов в живой природе (недаром до сих пор экономическую науку называют «биологией человеческого общества»). Таким образом, по мнению Мальтуса, численность населения неизбежно должна колебаться в пределах «диапазона сытости» (на рис. 10-4 – это численность населения между точками А и В).

Последующим экономистам пришлось немало потрудиться, чтобы доказать возможность более оптимистических вариантов экономического роста. На чём базируются эти варианты?

Прежде всего, оказалось, что тенденции роста численности населения, обнаруженные Мальтусом, не являются непреложным законом. На самом деле по мере повышения благосостояния темпы роста численности начинают падать. Более того, в преуспевающих странах возможно даже сокращение численности населения из-за падения рождаемости. Именно такая ситуация сегодня характерна для многих богатых европейских стран. Здесь рождается так мало детей, что средний возраст населения страны становится всё выше и выше, и правительства вынуждены проводить политику поощрения рождаемости и выплачивать большие пособия на каждого ребёнка. Например, в Голландии семья с двумя детьми ежемесячно получает пособие в размере примерно 400 долларов (что составляет около 1/3 средней заработной платы).

Падение рождаемости по мере повышения благосостояния – феномен, имеющий два объяснения.

Биологическое объяснение состоит в том, что рост благосостояния обычно сопровождается увеличением продолжительности жизни и падением детской смертности. В этих условиях резко ослабевает действие природных, не осознаваемых человеком механизмов, побуждающих к деторождению.

^ Экономическое объяснение, предложенное американским учёным Гэри Беккером, состоит в том, что в обществе высокого благосостояния для женщины и семьи в целом слишком высока становится цена выбора решения о рождении ребёнка. Эта цена определяется теми немалыми заработками и перспективами собственной карьеры, от которых женщина вынуждена отказываться, желая родить ребёнка. И женщины решают либо вообще не рожать, либо ограничиваются одним ребёнком (что недостаточно даже для простого воспроизводства населения страны, не говоря уже о расширенном).

Даже в России, где сейчас уровень жизни не особенно высок, в среднем 36% женщин всех возрастов, имеющих детей, родили только одного ребёнка.

А среди женщин в лучшем детородном возрасте – 25-29 лет – матерей, ограничившихся одним ребёнком, больше половины.

Впрочем, и в бедных, развивающихся странах замедлить рост численности населения сейчас тоже стало возможно. В этом помогают современные методы контроля рождаемости, подкрепляемые довольно весомыми мерами со стороны государства (например, в Китае малодетные семьи пользуются большими льготами при получении жилья и других благ, чем многодетные).

Второй причиной, подорвавшей универсальную справедливость теории Мальтуса, стало наличие факторов экономического роста, которые позволяют увеличивать производство благ быстрее, чем повышается численность населения.

^ Томас Роберт Мальтус – пророк мрачной экономики. Ограниченность ресурсов планеты Земля и безмерность потребностей растущего людского населения навели молодого английского священника Томаса Мальтуса (1766-1834) на мысль проследить экономические последствия взаимосвязи этих двух фактов. Итогом его размышлений стала книга под названием «Опыт о законе народонаселения», сделавшая имя 32-летнего учёного знаменитым во всём мире и не забытая по сей день.

В основу своих рассуждений Мальтус положил данные статистики, прежде всего материалы исследований, проведённых выдающимся американским государственным деятелем и учёным Бенджамином Франклином (1706-1790). Франклин собрал данные о росте численности населения американских колоний Великобритании и установил, что оно удваивалось примерно каждые 25 лет. Отсюда Мальтус и сделал вывод, что если люди имеют неограниченные ресурсы для обеспечения своей жизни (а именно так и обстояло дело в период колонизации Северной Америки), то численность их может возрастать в геометрической прогрессии. Напомним, что геометрическая прогрессия – это последовательность чисел, в которой каждое следующее число больше предыдущего в одно и то же число раз. Например, 2, 4, 8, 16 – прогрессия со знаменателем 2, поскольку каждое последующее число в 2 раза больше предыдущего.

Выведя таким образом закономерность роста народонаселения, Мальтус затем сопоставил её со следующими обстоятельствами:

  1. площадь земель, пригодных для сельского хозяйства, на Земле ограниченна;

  2. разные участки имеют неодинаковое плодородие, и по мере расширения посевных площадей в оборот вовлекаются всё худшие земли;

  3. если к одному и тому же участку земли прикладывать всё больше труда, это не приведёт к росту урожая с него в той же пропорции, поскольку урожай зависит не только от труда, но и от естественной плодородности почвы. Больше, чем она может родить, от неё не возьмёшь.

Проведя расчёты, Мальтус сделал заключение: как бы человечество ни старалось, количество продуктов питания, которое оно может получить от сельского хозяйства, возрастает лишь в арифметической прогрессии. Напомним, что арифметическая прогрессия – это последовательность чисел, в которой каждое последующее число получается из предыдущего увеличением на одну и ту же абсолютную величину.

Например, 1, 2, 3, 4, 5 – арифметическая прогрессия с разностью 1.

А поскольку арифметическая прогрессия возрастает медленнее, чем геометрическая, то из расчётов Мальтуса следовало: если рост численности населения Земли не будет ограничиваться, то людям неизбежно грозит страшный голод. Отсюда Мальтус сделал вывод, что с точки зрения интересов человечества следует положительно оценивать все факторы, ведущие к росту смертности, а именно: эпидемии, голодный мор и войны.

Эта теория, пожалуй, самая мрачная из всех экономических учений. Но она имеет серьёзные научные основания. И там, где производство и особенно сельское хозяйство организованы плохо, где урожаи низки, а собранное сгнивает из-за нехватки хороших хранилищ, грустные выводы Мальтуса вполне подтверждаются. Чтобы убедиться в этом, достаточно познакомиться со статистикой смертей от голода и эпидемий в беднейших странах мира.


  • Зачем человечеству нужен экономический рост?

  • С помощью какого показателя точнее всего можно оценить темпы экономического роста?

  • Почему развитые страны мира поощряют рождаемость, а беднейшие – стремятся её ограничить?

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:

Урок №18 iconУрок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск

Урок №18 iconУрок XXII пол Урок XXIII пол часть2 Урок XXIV усиление элиминации...
Урок X критический анализ других целебных систем с непредубежденными, беспристрастными обзорами

Урок №18 iconПлан конспект урока по информатике и литературе в 5,6 классе с применением...
Учит. Ивт сегодня у нас необычный урок. Бинарный урок – нестандартная форма обучения по реализации межпредметных связей, урок ведут...

Урок №18 iconУрок Основной комплекс Лечебное воздействие гимнастики
Этот урок вы должны повторить 2 раза в день (утром и вечером). Повторяя урок вечером, сделайте самое первое упражнение "Ладошки"...

Урок №18 iconУрок как целостная система Типология и структура уроков
Более или менее законченный отрезок педагогического процесса в классно-урочной системе обучения — это урок. По образному выражению...

Урок №18 iconУрок является заключительным по теме «Вашингтон»
Урок предназначен для учащихся 8 класса средней общеобразовательной школы

Урок №18 iconУрок у нас сегодня необычный
Урок путешествие. Мы отправляемся в неведомую даль, в страну под названьем букварь

Урок №18 iconПубликации учителей школы
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» «1 сентября». Публикация «Музыка в сказке». Урок музыки в 5 классе

Урок №18 iconУрок №33 Тема: Обобщающий урок по теме «Африка»
Комунальна установа Сєверо-Гундорівської зош №13 І-ІІІ ст. Краснодонської міської ради Луганської області

Урок №18 iconУрок по русскому языку в 7 классе по теме «Причастный оборот»
Вид урока: урок-путешествие с использованием лингвистической сказки Технология: элементы игровой технологии

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница