Контрольная работа по экономической теории на тему: «Роль государства в рыночной экономики»




Скачать 141.54 Kb.
НазваниеКонтрольная работа по экономической теории на тему: «Роль государства в рыночной экономики»
Дата публикации14.03.2013
Размер141.54 Kb.
ТипКонтрольная работа
vbibl.ru > Экономика > Контрольная работа



ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ВЗФЭИ)





Кафедра «Экономической теории»


Контрольная работа по экономической теории

на тему: «Роль государства в рыночной экономики»

Студент: Жаворонкова О.А.

Факультет: «Финансово-Кредитный»

Специальность: «Финансы и кредит»

Группа: 7/1 (II образование)

Номер зачетной книжки: 06ффд60195
^ Преподаватель: Протас В.Ф.


МОСКВА 2007г.


Содержание

1. Задание (Тема №20) ______________________________________________3 стр.

2. Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику ________4 стр.

3. Основные направления государственного регулирования экономики _______7 стр.

4. Тесты ______________________________________________12 стр.

5. Литература _____________________________________________________13 стр.

Тема № 20. Роль государства в рыночной экономике.

  1. Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику.

  2. Основные направления государственного регулирования экономика.

  3. Тесты.

1). Административные меры государственного регулирования включают:

а) списание основного капитала на основе ускоренной амортизации;

б) разрешение или запрет на занятие определенными видами хозяйственной деятельности;

в) введение налога на добавленную стоимость;

г) изменение учета ставки;

д) замораживание заработной платы на определенном уровне.
2). Экономические функции государства, не относящиеся к числу общих:

а) защита окружающей среды;

б) регулирование внешнеэкономических связей;

в) регулирование занятости;

г) содержание армии;

д) обеспечение прогрессивных структурных сдвигов в экономике.

Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику
Проблема вмешательства государства в экономику и границы ее регулирования не является типичной только для России, она всегда оставалась главным вопросом, который задавали себе и государственные деятели, и ученые, и собственники, и предприниматели, и обычные граждане.

За историю развития человечества на свет появилось множество теорий, которые пытались определить роль государства в экономике и необходимую степень его влияния на экономические процессы, происходящие в обществе.

Некоторые теории с течением времени потеряли актуальность, другие наоборот подтвердили свое право на жизнь. Все эти теории при помощи синтеза или наоборот, выделяя главное и отбрасывая побочные суждения, образовывали новые теории, которые в последствии люди пытались и до сих пор пытаются претворить в жизнь.

Говоря о роли государства в рыночных процессах в первую очередь надо упомянуть о теории саморегулирующего рынка А.Смита. Согласно этой теории рынок это саморегулирующийся механизм и вмешательство государства не только не нужно, но и может оказывать негативное влияние на рыночные процессы. Провозглашался принцип невмешательства государства в хозяйственную жизнь. Именно этот принцип и лежал в основе преобразований проводимых после распада СССР при формировании налоговой системы.

Однако с течением времени классическая теория А.Смита показала свою несостоятельность. В конце 20-х – начале 30-х годов ХХ века экономика капиталистических стран столкнулась с устойчивым и беспрецедентно длительным состоянием макроэкономического неравновесия, известным под названием Великой депрессии. Тогда классическая теория не смогла дать адекватное объяснение происходящему и предложить выход из сложившейся ситуации.

Именно тогда появились теории доказывающие необходимость постоянного вмешательства государства в экономические процессы, основной из которых является кейнсианская теория. Об этих теориях пойдет речь в дальнейшем.

Государство и рынок - это великие завоевания цивилизации. Рынок не может нормально функционировать без государства, устанавливающего и поддерживающего «правила игры» в рыночном хозяйстве. Но при этом существуют объективные пределы государственного вмешательства. В связи с этим можно привести слова известного венгерского экономиста с мировым уровнем Яноша Корнаи: «Не надо возводить берлинскую стену между рынком и государством». Рынок и государство – две могущественные силы, которые не противостоят друг другу, но дополняют друг друга в ходе экономического развития.

Первым кто сделал вывод о необходимости вмешательства государства, был экономист Вагнер А. Его расчеты и теоретические выкладки считались истинно революционными, так как он один из первых понял ограниченность рынка, разделил экономику на два сектора – государственный и частный и сформулировал закон возрастающей государственной активности. В соответствии с этим законом во всех странах, где быстро развиваются рыночные отношения, государственные расходы должны увеличиваться. Кроме того, в условиях рынка именно государственная финансовая политика определяет социальный и даже научно-технический процесс. Вместе с тем эти процессы не должны вмешиваться в производственно-финансовую деятельность хозяйствующих субъектов. Государство должно создавать необходимые условия для функционирования рыночных механизмов и с их помощью регулировать экономические процессы.

Также если говорить о необходимости государственно вмешательства в экономику, то надо обязательно назвать голландского экономиста Яна Тинбергена. Он провел комплексный анализ экономической политики государства в 1952 году в работе «Теория экономической политики». Согласно Тинбергену, во-первых, правительственные органы должны выработать конечные цели экономической политики и сформировать их, во-вторых, оценить какими инструментами оно располагает и в-третьих необходимо опираться на какую-либо модель экономики, которая связывает воедино цели и инструменты. Цели экономической политики достигаются путем государственного регулирования экономики. Таким образом, обосновывалась необходимость государственного вмешательства в экономику.

Возвращаясь к настоящему, на сегодняшний день общепризнанной точкой зрения является то, что рыночная экономика вовсе не означает, что государство устраняется от процессов управления и регулирования. Напротив, в период создания основ механизма рыночных отношений усиливается регулирующая роль государства в развитии экономики.

Сейчас страны со стабильной рыночной экономикой уже давно научились регулировать экономические процессы, задавать им нужное направление и несколько методами прямого государственного вмешательства, сколько косвенными методами воздействия на экономику. Это в будущем предстоит сделать и нашей стране, тем более, что в этом направлении уже стали делать определенные шаги. Таким образом, в своих дальнейших рассуждениях я буду исходить из того, что вмешательство государства в экономику оправдано и необходимо.

Теперь необходимо выделить основные формы и методы вмешательства государства в экономику. Прежде всего, важно различать две основные формы: административные методы государственного регулирования через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, управление государственными предприятиями, законотворчество, и экономические методы государственного регулирования с помощью различных мер макроэкономической политики.

Прямое вмешательство – это и существование государственного сектора экономики, это и принятие законодательных актов призванных упорядочить и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы. Во всех промышленно развитых странах существует более или менее значительный по своим масштабам государственный сектор экономики. Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является собственником предприятий. Это делает государство совладельцем части общественного капитала. Примеры государственного регулирования экономики путем разработки законодательных актов очень разнообразны, например, принятие Гражданского кодекса, Налогового кодекса, законов против ограничительной деловой практики и т.д.

Косвенное вмешательство государства предполагает осуществление государственного регулирования посредством использования основных инструментов государственной экономической политики, которыми являются кредитно-денежная (монетарная) и налогово-бюджетная политика.

Кредитно-денежная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования деловой активности путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическим методами – путем применения отлаженной системы налогообложения, выделения дотаций из бюджета, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками. Центральное место в этом комплексе экономических мер принадлежит созданию эффективной и стабильной налоговой системы.
Основные направления государственного регулирования экономики
Государственное регулирование экономики – это система мер за­конодательного, исполнительного и контролирующего характера ста­билизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям. Оно выступает как составная часть процесса воспроизводства и решает задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения сдвигов в отраслевой структуре производства и уменьшения неравенства в распределении доходов.

Свои регулирующие функции государство выполняет, применяя раз­нообразные методы и формы воздействия на экономику, которые меня­ются в зависимости от экономических задач, материальных возможно­стей государства, накопленного опыта регулирования. Мировой опыт позволяет говорить о сложившемся стандартном наборе общественных форм и методов государственного регулирования. Выделяют косвенные (экономические) и прямые (административные) методы государственно­го регулирования. Преобладают экономические методы, среди которых в первую очередь выделяют денежно-кредитную политику. Основные инструменты денежно-кредитной политики - норма обязательных ре­зервов, ставка межбанковского процента, учетная ставка, операции Центрального банка с государственными облигациями на рынке ценных бумаг. Эти инструменты позволяют государству достойно противостоять инфляции, регулировать процентные ставки, а через них инвестицион­ный процесс, производство и занятость, оказывать ощутимое воздейст­вие на движение курса акций.

Значительная роль отводится налоговой политике, без которой не­возможно наладить эффективное стимулирование экономического роста и организовать распределение доходов. К налоговому регулированию присоединяется политика государственных расходов, помогающая осуществить структурные преобразования производства, сгладить регио­нальные диспропорции, снять остроту проблемы вынужденной безрабо­тицы.

Через механизм налогообложения и государственных расходов по социальному обеспечению все большая доля национального дохода пе­редается от относительно богатых к относительно бедным слоям насе­ления. Эта тенденция не претерпела существенных изменений и сохраняется на сегодняшний день.

^ Экономические методы государственного регулирования не ог­раничивают свободу предпринимательского выбора. Например, снижение налогов на бизнес или понижение учетной ставки являются ме­тодами, направленными на рост производства и усиление инвести­ционной активности предприятий. Предприниматели увеличивают инве­стиции и объем производства не потому, что у них нет иного выхода. Они полностью свободны в выборе производственной программы и ин­вестиционной политики. Просто снижение налогов и учетной ставки делает рост производства и инвестиций более выгодным, чем прежде.

^ Экономические методы регулирования адекватны природе рынка. Они непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и через нее _ косвенно на производителей и потребителей товаров и услуг. Так, увеличение трансфертных платежей изменяет конъюнктуру рынка по­требительских товаров, увеличивает спрос, что, в свою очередь, способ­ствует повышению цен и заставляет товаропроизводителей увеличивать объем предложения. Косвенные методы управления действуют, таким образом, через рынок, посредством рыночных механизмов.

Важное место в воздействии государства на экономические процессы занимает государственное предпринимательство. Сущность данного метода состоит в том, что государство выступает как крупный предпри­ниматель. Сфера государственного предпринимательства достаточно широка, но в основном оно развито в таких отраслях, где срок окупае­мости и капиталоемкость сравнительно высоки. Это - энергетика, транспорт, связь, добывающая промышленность, т.е. отрасли низкорен­табельные и поэтому менее привлекательные для частного предприни­мательства. Предприятия данных отраслей малоэффективные не потому, что государственные. Они становятся государственными, потому что они малоэффективные.

По мере развития и усложнения рыночной экономики повышается роль государственного программирования. Правительства свои основ­ные задачи на определенные временные этапы стали формировать в ви­де государственных программ. Для их реализации создаются экономиче­ские центры с привлечением ученых, специалистов, представителей Центральных банков, союзов предпринимателей, профсоюзов. Такие программы утверждаются парламентами, где заслушиваются отчеты о ходе их выполнения.

Экономическое программирование, или индикативное (рекомендательное) планирование, - это процесс ориентации государства на развитие общественного производства посредством регулярного воздействия на его структуру в соответствии предусмотренным вариантом социально-экономического развития. Опыт программирования экономики имеют многие страны.

Все рассмотренные выше экономические методы государственного регулирования направлены главным образом на национальное хозяйство. Вместе с тем в распоряжении государства имеются и иные, не менее эффективные инструменты во внешнеэкономической политике (законо­дательное установление ставок таможенных пошлин и обменных курсов валют, использование иностранных займов, инвестиций и валютных ог­раничений). Чем глубже страна интегрирована в систему мирохозяйст­венных связей, тем больше их значимость в мировой экономике. На­пример, если государство заинтересовано в продвижении за рубеж то­варной массы, оно применяет разнообразные экономические методы, стимулирующие экспорт: предоставляет экспортерам налоговые льготы, берет на себя гарантии экспортных кредитов, использует торгово-экономические соглашения. Сильными средствами поощрения экспорта являются регулирование валютного курса и вывоз капитала.

Стимулирование экспорта государством позволяет отечественным предпринимателям смелее инвестировать производство, привлекать до­полнительную рабочую силу, улучшая тем самым ситуацию на рынке труда и на рынке товаров и услуг. Это приводит к расширению сово­купного спроса на продукты национального производства и, как следст­вие, к экономическому росту. Кроме того, экспортная ориентация дел* ет экономику более динамичной, придает ее развитию новое качество. Известно, что мировой рынок является полигоном проверки потребительных свойств товаров, структуры и эффективности производства.

Административные методы регулирования базируются на властнораспорядительных отношениях и сводятся к административному воздействию на функционирование и результативность хозяйствования субъектов. Среди методов прямого регулирования можно выделить меры по лицензированию и квотированию, субсидии, субвенции, дотации, кредитование, инвестиции со стороны государства. Целью таких методов является достижение приоритетов экономического развития, защита общественно необходимых секторов экономики и отдельных групп населения

К административным методам регулирования экономики следует шести прямой государственный контроль над монопольными рынками. Там, где государственная монополия признана естественной, оправдано полномасштабное администрирование. Здесь имеются в виду директивное планирование производства, издержек и цен, прямой кон-троль над качеством и потребительскими свойствами товаров и услуг, гарантированное материально-техническое снабжение (фундаментальная наука, оборона, энергетика, железные дороги и т.д.).

^ Административное регулирование необходимо при разработке же­стких стандартов, гарантирующих населению жизнь в условиях эко­логической безопасности, при установлении гарантированного мини­мума заработной платы и пособий по безработице, при выработке нормативных актов, направленных на защиту национальных интере­сов в системе мирохозяйственных связей. Применение здесь прямых методов считается экономически оправданным и в целом не противоре­чит принципам, лежащим в основе рыночных отношений.

Государство осуществляет прямое воздействие на размер, структуру и направления развития национального рынка путем государственного заказа. Через инвестиции государство обеспечивает развитие отраслей, определяющих научно-технический прогресс, а также подготовку ква­лифицированных кадров и проведение научных исследований. В обо­ронной промышленности инвестирование осуществляется путем строи­тельства казенных предприятий или национализации предприятий дру­гих форм собственности путем скупки акций.

В группе административных методов регулирования особое место занимают правовые методы. Государство возлагает на себя обязанности гаранта, обеспечивающего правовые нормы поведения индивида, фирмы, госучреждений в системе рыночных отношений. Оно устанавливает правила "экономической игры" для фирм - производителей и потребителей создает необходимую правовую базу для эффективного функционирования экономики.

Применение государством разнообразных методов воздействия на экономику имеет свои границы. Так, недопустимы любые действия го­сударства, которые разрывают связи внутри рыночного механизма, к примеру, тотальное директивное планирование, натуральное распреде­ление материально-технических средств и предметов потребления, ад­министративный контроль над ценами сводят на нет работу механизма рынка. Это вовсе не означает, что государство самоустраняется от бес­контрольного инфляционного роста цен, от всех типов планирования. Напротив, используя различные методы регулирования, государство внимательно следит за ценами, разрабатывает национальные программы, осуществляет административный контроль за производством. Но делает оно это осторожно, не ослабляя и не заменяя рыночные стимулы, не разрушая само регулируемый механизм рынка.

Таким образом, говоря о государственном вмешательстве в эко­номику, следует иметь в виду допустимые его пределы, что очень важ­но. Если государство, пусть даже руководствуясь исключительно благи­ми намерениями, переступает этот предел, то происходит деформация рыночного механизма.

Хозяйственная практика знает немало комбинаций использования различных методов государственного регулирования. Одни методы пря­мо направлены на достижение поставленных целей, а другие выступают в качестве амортизаторов и предназначены для компенсации негативных сторон рынка.

Так как рынки (рынок товаров и услуг, денежный рынок, рынок труда, внешнеэкономический рынок) взаимосвязаны, то применять ме­тоды государственного регулирования необходимо комплексно. Приме­нение односторонних методов воздействия на макроэкономическое рав­новесие не может оказать положительного стабилизирующего эффекта. Более того, односторонний подход может привести лишь к углублению экономического кризиса и заложить перспективные основы его разру­шительного проявления.

Тесты

1). Административные меры государственного регулирования включают:

а) списание основного капитала на основе ускоренной амортизации;

б) разрешение или запрет на занятие определенными видами хозяйственной деятельности ;

в) введение налога на добавленную стоимость;

г) изменение учета ставки;

д) замораживание заработной платы на определенном уровне.
Ответ: б, д.
2). Экономические функции государства, не относящиеся к числу общих:

а) защита окружающей среды;

б) регулирование внешнеэкономических связей;

в) регулирование занятости;

г) содержание армии;

д) обеспечение прогрессивных структурных сдвигов в экономике.
Ответ: а, г.

Литература


  1. Экономическая теория. Учебник. Под ред. И.П. Николаевой. Гл.9. – М.: Проспект,2006г.

  2. Лекционный материал.




Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:

Контрольная работа по экономической теории на тему: «Роль государства в рыночной экономики» iconКонтрольная работа по экономической теории на тему «Несовершенная конкуренция»
И поскольку продавцы на таких рынках обладают рыночной властью, то цены на их товары выше, чем на рынке совершенной конкуренции....

Контрольная работа по экономической теории на тему: «Роль государства в рыночной экономики» iconКонтрольная работа по экономической теории на тему «Инфляция»
Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют...

Контрольная работа по экономической теории на тему: «Роль государства в рыночной экономики» iconКурсовая работа по экономической теории на тему: «Сбережения и инвестиции в рыночной экономике»
Данная работа будет посвящена функциям сбережений и инвестиций в рыночной экономике. Самое общее определение указанных понятий можно...

Контрольная работа по экономической теории на тему: «Роль государства в рыночной экономики» iconКонтрольная работа по экономической теории на тему

Контрольная работа по экономической теории на тему: «Роль государства в рыночной экономики» iconКурсовая работа по экономической теории на тему: «Сбережения и инвестиции в рыночной экономике»
В данной курсовой работе будут рассмотрены функции сбережений и инвестиций в рыночной экономике. Самое общее определение данных понятий...

Контрольная работа по экономической теории на тему: «Роль государства в рыночной экономики» iconКонтрольная работа по дисциплине «Деньги, кредит, банки» Тема №17...
Это вызвано тем, что с переходом к рыночной модели экономики, ликвидацией монополии государства на банковское дело, построением двухуровневой...

Контрольная работа по экономической теории на тему: «Роль государства в рыночной экономики» iconКонтрольная работа по экономической теории на тему: Экономическая теория как наука
Она охватывает такой широкий спектр значений, что при любом кратком определении остаются без внимания какие-либо важные аспекты предмета....

Контрольная работа по экономической теории на тему: «Роль государства в рыночной экономики» iconКонтрольная работа по дисциплине «Политология» на тему: «Теории происхождения государств»
Теория государства изучает разнообразие первопричин образования и развития государства. При этом особое значение придается изменению...

Контрольная работа по экономической теории на тему: «Роль государства в рыночной экономики» iconКонтрольная работа по экономической теории на тему: издержки производства и прибыль
Студент: Двоеглазова Юлия Александровна, заочное отделение, менеджмент организаций

Контрольная работа по экономической теории на тему: «Роль государства в рыночной экономики» iconКонтрольная работа по экономической теории на тему: Социальная политика
Реализация основных принципов социальной политики в России в начале ххiв заключается в

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница