Со скучного слова "режим" мы и начнем разговор о школьных днях




Скачать 174.19 Kb.
НазваниеСо скучного слова "режим" мы и начнем разговор о школьных днях
страница1/2
Дата публикации09.07.2013
Размер174.19 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Биология > Документы
  1   2
Со скучного слова "режим" мы и начнем разговор о школьных днях.

 


Большинство родителей знают, что этот самый режим важен и необходим. Но это теоретически, а на практике, что скрывать, довольно трудно убедить их, что многие трудности обучения, ухудшение здоровья связаны именно с нарушениями режима. На режим смотрят как на правильную, видимо, но все-таки выдумку врачей и педагогов. А ведь он не ими придуман - он основан на закономерностях, по которым живет организм.

Есть показатель, достаточно четко отражающий функциональное состояние организма и его динамику - работоспособность. В обыденной жизни мы часто употребляем этот термин, понимая под ним способность действовать целенаправленно, достигать известных результатов.

 

Работоспособность зависит от внешних условий и функционального состояния организма. У первоклассника она снижается довольно быстро; об этом сигнализирует общее двигательное беспокойство. Через 15-20 минут урока число неслушающих, "вертящихся", отвлекающихся, а то и просто играющих детей катастрофически вырастает; то же самое отмечают родители во время приготовления уроков. Двигательное беспокойство - защитная реакция организма ребенка; он как бы отключается, дает себе отдых, не доводя себя до утомления. Попытка умерить двигательное беспокойство детей словами, окриками, упреками, назиданиями - дело пустое; и только продуманные переключения с одного вида деятельности на другой, смена видов занятий позволяют отодвинуть утомление.

 


Как же изменяется умственная работоспособность? Закономерность ее динамики учитель и родители должны не просто знать, а и учитывать, организуя учебные занятия.
При любой деятельности сначала происходит постепенное повышение показателей работоспособности, так называемое врабатывание. Затем наступает пик работоспособности; а потом появляются первые признаки утомления: снижается внимание, возникает двигательное беспокойство, растет число ошибок. Это - внешние признаки; одновременно повышается напряжение некоторых физиологических функций. Этого не видно на глаз; но цена работы - напряжение всех физиологических систем - возрастает. Если в такой момент не уменьшить нагрузки, а продолжать трудиться с той же интенсивностью, работоспособность резко упадет.


Это - общая схема; но если внимательно приглядеться к изменениям работоспособности в течение каждого урока, дня недели и учебного года, мы увидим все эти периоды. Попробуем это сделать.


Итак, урок. Первые 3-5 минут - врабатывание, верно? Но период врабатывания можно сократить, если сразу же вызвать интерес, создать ситуацию игры, сконцентрировать и привлечь внимание детей к предстоящей работе. Затем - период самой высокой работоспособности. Он продолжается 10-15 минут; но его можно удлинить, если чередовать виды деятельности - и тем поддерживать интерес. Но помните: высокая интенсивность, даже при очень интересной и разнообразной работе, не может сохраняться более 20 минут. Далее - пора дать детям передохнуть, отвлечься. Это может быть физкультминутка с веселой песенкой, а может и просто отдых, расслабление.

 


При занятиях дома необходимо также учитывать эти закономерности: дать время собраться, сосредоточиться (не торопите ребенка в этот момент!), не требовать приготовления всех заданий в один присест. Если видите, что ребенок отвлекается, крутится, потягивается - дайте ему возможность передохнуть. Не забывайте: письмо и чтение - самые трудные занятия в первом классе, а наибольшее напряжение вызывает непосредственно написание букв, слов, предложений, списывание текста. В математике самое трудное - решение задач. Специальными исследованиями установлено: продолжительность непрерывного чтения не должна в 6 лет превышать 8 минут, а в 7-8 лет - 10 минут. Оптимальная продолжительность непрерывного письма - 2 минуты 40 секунд в начале урока и 1 минута 45 секунд в конце (то же самое и при приготовлении домашних заданий).


А теперь рассмотрим динамику работоспособности в течение учебного дня. Первый урок - врабатывание, второй - пик работоспособности, с третьего урока начинается ее снижение, к четвертому уроку оно резко усиливается.


Но может ли быть работа совсем без утомления? И если даже нам удастся создать условия, чтобы ребенок работал без утомления,- будет ли это эффективно?

 


Утомление имеет двойное биологическое действие: с одной стороны, это защитная, охранительная реакция, оберегающая организм от чрезмерного истощения; с другой - оно стимулирует восстановительные процессы, раздвигает границы функциональных возможностей; и при тренировке одна и та же нагрузка будет постепенно все менее утомительной.
Количественно оценить утомление довольно сложно. Известно, что при интенсивной и очень интересной работе усталость может наступить значительно позже, чем при неинтересной и малоинтенсивной. Усталости, вроде, и не чувствуется - а работоспособность упала... Вот оно, утомление!


Его начальные признаки надо знать родителям. Вот они:

1) снижается качество работы (количество правильных ответов), повышается число ошибок;

2) ребенок становится беспокойным, вялым, рассеянным, невнимательным, часто отвлекается;

3) ухудшается регуляция физиологических функций (внешне это непросто заметить, хотя иногда отмечается повышенная потливость, покраснение лица), а нарушение координации движений при утомлении проявляется в изменении почерка - он становится явно хуже;

4) ребенок жалуется на усталость, а у некоторых детей процесс торможения при утомлении столь силен, что они вдруг могут заснуть.

 


Изменения в организме, связанные с утомлением, временны и исчезают при отдыхе или смене деятельности. И, наконец, вопрос: можно ли работать без утомления? Ответ будет таков: учебный процесс не может вовсе избежать утомления, но должен строиться так, чтобы отдалить его наступление, и самое главное, предупредить возникновение переутомления!
Опасность переутомления в том, что при нем изменения, происходящие в организме, не устраняются кратковременным отдыхом и переключением на новый вид деятельности. А когда переутомление хроническое, длительно действующее - это, как правило, сказывается на росте и развитии ребенка, общем состоянии его здоровья. В конечном счете все отрицательные последствия обучения имеют в своей основе переутомление, перегрузку.
Уроки первоклассников не случайно назначают в первую смену - как раз в первой половине дня у большинства детей отмечается наиболее высокий уровень работоспособности; а дальше она значительно снижается.
Изменение работоспособности в течение недели подчиняется все той же закономерности. Понедельник - врабатывание; вторник, среда - период наиболее высокой и устойчивой работоспособности, а с четверга начинается спад... Интересно, что в самом начале обучения (время острой адаптации) период врабатывания словно затягивался; в первые четыре недели обучения наилучшая работоспособность была не во вторник и среду, а в среду и четверг. И только с шестой недели днями высокой работоспособности становились вторник и среда.


Итак, четверг - это день первых признаков утомления, когда значительное волевое усилие и большой интерес могут на некоторое время поддержать работоспособность. И если не дать организму возможности передохнуть, сменить вид деятельности, следующие два дня работы будут малоэффективными. И не поможет никакая сила воли! Именно поэтому в некоторых школах четверг делают днем неполной нагрузки; а для ослабленных детей используют как день дополнительного отдыха. В этот день в расписании 1-2 урока, занятия по внеклассному чтению, физическая культура или прогулки, экскурсии.

 


А теперь - годовая динамика. Первые шесть недель - врабатывание. Затем приблизительно с 20 октября до декабря - относительно устойчивое состояние и высокий уровень работоспособности; затем ее снижение, отдых (каникулы). После каникул снова на две недели врабатывание и очень короткий период устойчивой работоспособности; затем работоспособность резко падает.


Нередко от педагогов можно услышать замечания типа: "Зачем нужны эти каникулы, после них детей не "собрать"?". Действительно, в первые дни после каникул отмечается некоторый спад работоспособности, и чем длиннее каникулы, тем длительнее период нового врабатывания.

Но все же специальные исследования эффективности каникул убедительно показали их необходимость: в итоге после них снижается двигательное беспокойство, улучшается работоспособность и состояние нервной системы детей.


Сделаем общий вывод: начало урока, учебного дня, недели и года должно быть, по возможности, облегченным; то же и для домашних занятий.

 


Вернемся, однако, к режиму.

Что же такое рационально организованный режим дня?


...Итак, ребенок встал (за час-полтора до выхода в школу), сделал утреннюю зарядку, позавтракал (завтрак обязательно должен быть горячим, и не стоит надеяться, что ребенок поест в школе...). Пришел из школы. Помните - на спаде работоспособности! Вот почему абсолютно необходимо ему сначала пообедать, отдохнуть - и ни в коем случае не садиться сразу же за уроки (а так, к сожалению, бывает часто). Отдохнуть надо бы не лежа, не у телевизора или видеомагнитофона, а на воздухе, в активных играх, в движении. Гигиенисты считают: нормальное время прогулки для школьников младших классов - не меньше 3-3,5 часа. Увы - столько времени на воздухе проводят лишь 21 % всех детей младшего школьного возраста... А еще нередки случаи, когда родители лишают детей прогулки - в наказание за плохие оценки, плохое поведение и т. п. Худшего не придумаешь! Наказали не проступок, а самого ребенка, его завтрашнее настроение в школе!
Для детей ослабленных, часто болеющих, со слабой нервной системой лучшим отдыхом будет полуторачасовой дневной сон в хорошо проветренной комнате. Сон способствует еще и разгрузке опорно-двигательного аппарата и служит хорошей профилактикой нарушений осанки. Но это именно для детей ослабленных - есть и много таких, для кого лучшим отдыхом будет движение.

 


Очень важно, как мы поможем школьнику организовать приготовление домашних заданий. Не секрет: даже если официально домашние задания не предусмотрены, это вовсе не означает, что на дом ничего не зададут... Очень часто выполнение заданий затягивается на час, а то и на два: ведь у маленького школьника не сформированы навыки самостоятельной работы. Кроме того, родители сплошь и рядом требуют многократного переписывания работы с черновика на чистовик, заставляют сделать все в один присест. А вспомните, мы уже говорили: максимальная продолжительность работы у младших школьников не больше 30 минут; а у некоторых - значительно меньше. Да еще им необходимы 15-минутные паузы для сохранения работоспособности... Имеет значение и время, когда ребенок делает уроки. Очень часто взрослые велят дождаться мамы: под ее приглядом, мол, дело пойдет надежнее. А дождаться - это значит до шести-семи вечера. Вот именно тогда занятия малоэффективны и очень утомительны: это как раз время резкого снижения работоспособности! Вот и сидит ребенок, мучается; зато вместе с мамой...


Лучшее время для приготовления уроков - 15-16 часов. Через каждые 25-30 минут - перерыв, физкультминутки под музыку (они восстанавливают работоспособность, отдаляют утомление). Начинать приготовление уроков нужно с менее сложных (помните о врабатывании!), затем переходить к самым трудным.


Больной вопрос - телевизор. Не знаем, кто послушает нас, но все ж в сотый раз повторим: не стоит младшим школьникам сидеть у телевизора больше 40-45 минут в день! А детям возбудимым, ослабленным - лучше сократить и это время. Ни в коем случае не смотреть телевизор лежа; а сидеть надо на расстоянии от 2 до 5,5 м от экрана; сзади установить подсветку, чтобы снизить контрастность экрана.


Особенно важно для борьбы с утомлением соблюдение необходимой продолжительности ночного сна. Первокласснику необходимо спать 11,5 часа в сутки, включая 1,5 часа дневного сна. Чтобы сон был глубоким и спокойным, нужно соблюдать элементарные правила: перед сном не играть в шумные, "заводные" игры, не заниматься спортом, не смотреть страшные фильмы, не устраивать взбучку и т. д. Исследования показывают: среди первоклассников, увы, выдерживают необходимые нормативы ночного сна только 24 % детей; остальные же недосыпают от получаса до полутора. А это мало-помалу сказывается: ухудшаются память, внимание, работоспособность. Снижение работоспособности и повышенная утомляемость могут наблюдаться и при достаточном по времени, но беспокойном сне, частых пробуждениях, что нередко бывает, когда в комнате, где спит ребенок, включен телевизор, радио.


Нет, вовсе не пустячное дело - соблюдение рационального режима дня!
...Подтверждение этому - наш подопечный Дима. Он учится с трудом: всегда вялый, быстро утомляется, на уроках частенько зевает, делает много ошибок - то буквы пропустит, то не может решить самый простой пример. Учительница занимается с ним дополнительно после уроков, мама клянется, что сидит с ним часами дома... Кажется, делается все возможное? А успеваемость Димы падает. Неспособный он или же очень ленивый?
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Со скучного слова \"режим\" мы и начнем разговор о школьных днях iconКто изобрел самолет «Максим Горький»?
Согласно принятому закону «О днях воинской славы (победных днях) России» назовите дату Куликовской битвы?

Со скучного слова \"режим\" мы и начнем разговор о школьных днях iconФормула здоровья от
Наше обучение напоминает по форме лекцию, где в нашем своеобразном зале только вы и я. Это даже не лекция, а задушевный разговор....

Со скучного слова \"режим\" мы и начнем разговор о школьных днях iconПролетарский детский сад комбинированного вида «радуга» родительское...
Режим питания предусматривает четырёхкратный приём пищи. Общий объём суточной пищи детей в возрасте от 3 до 5 лет выражается в 1400-1500...

Со скучного слова \"режим\" мы и начнем разговор о школьных днях iconSiui apogee 3500
Режим сканирования: Конвексный, линейный, режим доплера в диапазоне 0 – 12. 0 Мгц

Со скучного слова \"режим\" мы и начнем разговор о школьных днях iconУрок по теме: Конституция – основной закон государства
Учитель: Сегодня мы продолжим наш разговор о нашей Родине. Наш разговор пойдет о Конституции. Но прежде, чем получать новые знания,...

Со скучного слова \"режим\" мы и начнем разговор о школьных днях iconВиноградов В. В. Русский язык (грамматическое учение о слове). 2-е изд., М., 1972. С. 13-23
При одностороннем подходе к слову сразу же выступает противоречивая сложность его структуры и общее понятие слова дробится на множество...

Со скучного слова \"режим\" мы и начнем разговор о школьных днях iconТематический план проведения уроков по обж с учащимися 8 классов на 2012-2013 учебный год №
Здоровье физическое и духовное. Режим труда и отдыха. Умственная и физическая работоспособность. Режим дня. Профилактика переутомления....

Со скучного слова \"режим\" мы и начнем разговор о школьных днях iconИсследование. Прочитайте рассказ П. Бажова «Таюткино зеркальце»
Какой разговор мог бы между Вами состояться? Запишите свой диалог с зеркалом. Обратите внимание на слова автора, которыми сопровождаются...

Со скучного слова \"режим\" мы и начнем разговор о школьных днях iconПравовой режим открытого моря и режим военного мореплавания
Конвенции ООН по морскому праву). С точки зрения правового режима открытое море считается территорией res communis, т е оно не может...

Со скучного слова \"режим\" мы и начнем разговор о школьных днях iconРазгадайте чайнворд и выпишите все слова, которые вы нашли
Задание 2: Выпишите слова в три столбика. В каждый столбик допишите 2 – 3 своих слова

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница