Об особенностях преподавания биологии, экологии, природоведения в общеобразовательных учебных заведениях в 2011-2012 учебном году




Скачать 158.65 Kb.
НазваниеОб особенностях преподавания биологии, экологии, природоведения в общеобразовательных учебных заведениях в 2011-2012 учебном году
страница1/2
Дата публикации24.06.2013
Размер158.65 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Биология > Документы
  1   2
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ, ЭКОЛОГИИ, ПРИРОДОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

В 2011-2012 УЧЕБНОМ ГОДУ.

Школьная биология - важное звено в общей системе образования. Как учебный предмет биология входит в образовательную область "Естествознание" и призвана обеспечить достижение целей обучения, направленных на:

  • овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями;

  • формирование на базе этих знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

  • гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни, способствующих  сохранению физического и нравственного здоровья человека;

  • формирование экологически грамотных людей, понимающих биологические  закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины их видового разнообразия.

Понятие «биологическая грамотность» отражает понимание сущности жизни, системных закономерностей ее устройства на Земле. Освоение естественных наук вносит в формирование компетентности и общей культуры человека очень важные составляющие: умение четко сформулировать проблему, различать доказательства и гипотезы, привлекать для доказательства своей точки зрения экспериментальный подход и системный анализ.

В соответствии с новой Концепцией профильного обучения в старшей школе (приказ МОН Украины № 854 от 11.09.2009г.), в 2011/2012 году содержание биологического образования в старшей школе дифференцируется в зависимости от выбранного профиля. Профиль обучения обеспечивает общеобразовательную подготовку учащихся, подготовку к будущей профессиональной деятельности и охватывает базовые, профильные предметы, курсы по выбору.

Распределение часов на изучение биологии по разным уровням содержания образования:

Учебные предметы

Количество часов в неделю в классах

Уровень стандарта

Академический уровень

Профиль-ный уровень

10 кл.

11 кл.

10 кл.

11 кл.

10 кл.

11 кл.

Биология

1,5

1,5

1,5

1,5

5

5

Экология

-

0,5

-

0,5

2

2

Уровень содержания биологического образования в зависимости от профиля обучения:

Уровень стандарта

Академический уровень

Профильный уровень

Направления обучения

  • Общественно-гуманитарный;

  • Филологический;

  • Технологический;

  • Художественно-эстетический.

  • Универсальный;

  • Спортивный;

  • Естественно-математический:

физико-математический; математический;

физический;

физико-химический; агрохимический;

химико-технологический; географический.

  • Естественно-математический:

биолого-химический;

биотехнологический;

биолого-физический (медицинский);

экологический.



В 2011/2012 учебном году преподавание биологии в общеобразовательных учебных заведениях будет осуществляться по следующим программам:

  • 7-9 кл. Програма для загальноосвітніх навчальних закладів. Біологія. 7-11 класи – К.: Ірпінь: Перун, 2005.

  • 10-11 кл. Уровень стандарта, академический, профильный

  • Програми для профільного навчання учнів загальноосвітніх навчальних закладів: рівень стандарту, академічний рівень, профільний рівень. – Тернопіль: Мандрівець, 2011.

  • Програма для загальноосвітніх навчальних закладів 10-11 клас: рівень стандарту, академічний рівень, профільний рівень. –К: 2010.

  • Програма для загальноосвітніх навчальних закладів. Біологія. 10-11 класи. (Рівень стандарту, академічний, профільний рівень) (сайт Министерства образования и науки Украины www.mon.gov.ua)

Углубленное изучение

  • 8-9 классы:

  • Збірник навчальних програм для загальносвітніх закладів з погибленим вивченням предметів природничо-математичного та технологічного циклу. – К.: Вікторія, 2009. – 224с.. Біологія. 8-9 класи.

  • Програма для загальноосвітніх навчальних закладів з поглибленим вивченням біології / Авторы О. В. Костылев, О. П. Зинченко, Н. Ю. Матяш, А. С. Вихренко, О. А. Андерсон (сайт Министерства образования и науки Украины)

  • 10-11 классы:

  • Програми для профільного навчання учнів загальноосвітніх навчальних закладів: рівень стандарту, академічний рівень, профільний рівень. – Тернопіль: Мандрівець, 2011.

Углубленное изучение биологии дополняется курсами по выбору (Збірник навчальних програм курсів за вибором та факультативів з біології для допрофільної підготовки та профільного навчання – Кам¢янець-Подільский: Аксіома, 2009).

^ Допрофильная подготовка учащихся по естественному направлению и профильное изучение биологии обеспечивается и дополняется учебными курсами и факультативами (Збірник навчальних програм курсів за вибором та факультативів з біології для допрофільної підготовки та профільного навчання. – Кам¢янець-Подільский: Аксіома, 2009.).

Перечень региональных программ курсов по выбору приводится в Приложении 1.

Учебники и учебные пособия по биологии на русском языке, рекомендованные Министерством образования и науки Украины:

  • «Биология. 7 класс» Соболь В.И. – К.: Грамота. 2007;

  • «Биология. 7 класс» Мусиенко М.М. – К.: Ґенеза 2007;

  • «Биология. 8 класс» Межжерин С.В., Межжерина Я.О. 2008;

  • «Биология. 8 класс» Запорожец Н.В., Влащенко С.В. – Харків: Ранок 2008;

  • «Биология. 8 класс» Базанова Т.И., Павиченко Ю.В., Шатровский О.Г. 2008;

  • «Биология. 8 класс» Серебряков В.В., Балан П.Г. 2008;

  • «Биология человека. 9 класс» Шабатура М.Н. и др.– К.:Ґенеза. 2001;

  • «Общая біологія. 10 класс» Кучеренко М.Е. и др. – К.:Ґенеза. 2001, 2004;

  • «Общая біологія. 11 класс» Кучеренко М.Е. и др. – К.:Ґенеза. 2004;

По результатам Всеукраинского конкурса учебников для 9 класса, гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Украины» получили учебники:

  • «Біологія. 9 клас» Базанова Т.І., Павіченко Ю.В., Кармазина І.С., Тіткова А.М., Лінніченко В.М. – Харків: Світ дитинства 2009;

  • «Біологія. 9 клас» Матяш Н. Ю., Шабатура М.Н. – К.: Ґенеза 2009;

  • «Біологія. 9 клас» А.В. Степанюк, Л.С. Барна, Т.В. Гладюк,
    Г.Я. Жирська, Н.Й. Міщук (за редакцією Степанюк А.В.) – Тернопіль: Підручники і посібники 2009;

  • «Біологія. 9 клас» Страшко С.В., Білик В.Г., Горяна Л.Г., Ігнатенко С.А. (за редакцією Страшка С.В.) – К.: Грамота 2009.


Дополнительные учебники и учебные пособия:

  • Тести тематичної атестації та біодиктанти. Зошит для контролю знань. 7 клас. О.А. Андерсон – К.: Школяр 2010;

  • Тести тематичної атестації та біодиктанти. Зошит для контролю знань. 8 клас. А.С. Вихренко – К.: Школяр 2010;

Рабочие тетради для старшей школы разработаны в соответствии с требованиями стандартного и академического уровней на русском языке.

  • Рабочая тетрадь по биологии. 8 класс. А.С. Вихренко – К.: Школяр. 2010;

  • Рабочая тетрадь по биологии. 9 класс. (часть 1) А.С. Вихренко, С.М. Миюс– К.: Школяр. 2010;

  • Рабочая тетрадь по биологии. 9 класс. (часть 2) О.А. Андерсон, А.С. Вихренко– К.: Школяр. 2010;

  • Рабочая тетрадь по биологии. 10 класс. А.С. Вихренко, Т.О. Вихренко – К.: Школяр. 2010;

  • Рабочая тетрадь по биологии. 11 класс. А.С. Вихренко, Т.О. Вихренко – К.: Школяр. 2010.

Электронные пособия:

1.

Віртуальна біологічна лабораторія, 10-11кл.

Компанія СМІТ

2.

Дистанційний курс «Шкільний курс біологіі, 6-11 кл.

НТУУ «КПІ» м. Київ

3.

Біологія, 11 клас. Природничий профіль

ЗАТ «Транспортні системи»


4.

Біологія, 10 клас. Природничий профіль

5.

Педагогічний програмний засіб «Біологія, 10 клас» для загальноосвітніх навчальних закладів

6.

Біологія, 7 клас.

7.

Програмно-методичний комплекс «Біологія, 10 клас»

8.

Віртуальна лабораторія «Біологія людини, 8-9»

9.

Програмно-методичний комплекс «Природознавство 5-6 класи»

10.

«Бібліотека електронних наочностей. Біологія, 6-11 класи»

АТЗТ «Квазар-Мікро Техно»


Курс экологии отвечает синтезу трех основных тенденций: тенденции формирования современных экологических представлений, тенденции формирования нового отношения к природе, тенденции формирования новых стратегий взаимодействия с природой.

Структура и содержание программы "Экология" базируется на принципах непрерывности и последовательности школьного экологического образования, его интеграции на основе межпредметных связей, гуманизации, дифференциации учебного материала в зависимости от практической направленности.

Практическая часть программы является важной и обязательной ее составляющей. Практические работы предусматривают решение экологических и экономических задач, осуществление сравнительного анализа, проведение наблюдений, мини-исследований, социологического опроса, дискуссий, конференций, семинаров, презентаций, экспертиз, "круглых столов", референдумов, деловых игр, мониторинговых исследований, написание творческих работ, разработку индивидуальных и коллективных проектов. Цель проведения этих работ может быть различной: мотивационная, контролирующая и т.д..

Общая цель курса: формирование экологической культуры старшеклассников, навыков, фундаментальных экологических знаний, экологического мышления и сознания, которые базируются на отношении к природе как уникальной ценности.

Основными целями курса "Экология" (10-11 классы) для профильной школы является:

– формирование мировоззренческих знаний об основных тенденциях взаимодействия общества и природы на современном этапе, взаимозависимость экономики и экологии;

– раскрытие научных основ природопользования, формирования знаний о традициях природопользования коренного населения, основных положениях международной стратегии устойчивого развития;

– воспитание понимания современных экологических проблем, осознания их важности, актуальности и универсальности;

– воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, осознание места человека в природе и необходимости соблюдения природоохранного законодательства;

– развитие личной ответственности за состояние окружающей среды на местном, региональном уровне, умение прогнозировать личную деятельность и деятельность других людей;

– развитие системы интеллектуальных и практических умений и навыков изучения, оценивания и сохранения природы родного края и собственного здоровья.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Об особенностях преподавания биологии, экологии, природоведения в общеобразовательных учебных заведениях в 2011-2012 учебном году iconБиология. Экология. Природоведение обучение биологии, экологии, природоведения...
«Об утверждении Типовых учебных планов общеобразовательных учебных заведений III ступени», инструктивно-методическим письмом Министерства...

Об особенностях преподавания биологии, экологии, природоведения в общеобразовательных учебных заведениях в 2011-2012 учебном году iconВ 2012/2013 учебном году изучение химии в общеобразовательных учебных...
В 2012/2013 учебном году изучение химии в общеобразовательных учебных заведениях будет осуществляется в соответствии с инструктивно-методическим...

Об особенностях преподавания биологии, экологии, природоведения в общеобразовательных учебных заведениях в 2011-2012 учебном году iconПлан работы методического объединения учителей естественно- математического цикла
Методические рекомендации мон украины по организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учебных заведениях арк...

Об особенностях преподавания биологии, экологии, природоведения в общеобразовательных учебных заведениях в 2011-2012 учебном году iconИнформация об образовании Золочевского района в 2012/2013 учебном году
...

Об особенностях преподавания биологии, экологии, природоведения в общеобразовательных учебных заведениях в 2011-2012 учебном году iconАналитическая справка об итогах изучения состояния преподавания мировой...
Изучение эффективности деятельности учебных заведений, имеющих классы с украинским языком обучения, по обеспечению преподавания мировой...

Об особенностях преподавания биологии, экологии, природоведения в общеобразовательных учебных заведениях в 2011-2012 учебном году iconПриказ «21» 02 2011 г. №175 г. Севастополь Об организации и проведении...
«О преподавании предмета «Севастополеведение» в общеобразовательных учебных заведениях в 2009-2010 учебном году», с целью внедрения...

Об особенностях преподавания биологии, экологии, природоведения в общеобразовательных учебных заведениях в 2011-2012 учебном году iconЗаседание 1 20 сентября 2012 г. Каб. 17. Тема: «Особенности преподавания...
Об итогах работы кафедры филологических и социально-гуманитарных дисциплин за 2011-2012 учебный год и задачи по совершенствованию...

Об особенностях преподавания биологии, экологии, природоведения в общеобразовательных учебных заведениях в 2011-2012 учебном году iconО проведении городской олимпиады по предмету «Севастополеведение»
«О преподавании предмета «Севастополеведение» в общеобразовательных учебных заведениях в 2009-2010 учебном году», с целью внедрения...

Об особенностях преподавания биологии, экологии, природоведения в общеобразовательных учебных заведениях в 2011-2012 учебном году iconКрасноперекопской райгосадминистрации прика з
Красноперекопской райгосадминистрации на 2012 год, с целью изучения состояния преподавания, уровня учебных достижений учащихся II...

Об особенностях преподавания биологии, экологии, природоведения в общеобразовательных учебных заведениях в 2011-2012 учебном году iconО реализации образовательных программ в 2011 2012 учебном году
В целях регламентации учебно-воспитательного процесса в 2011 – 2012 учебном году, соблюдение требований в образовании

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница