I связи между космосом, землей, животными и человеком первая лекция




НазваниеI связи между космосом, землей, животными и человеком первая лекция
страница1/13
Дата публикации16.03.2013
Размер2.08 Mb.
ТипЛекция
vbibl.ru > Биология > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Часть I

СВЯЗИ МЕЖДУ КОСМОСОМ, ЗЕМЛЕЙ, ЖИВОТНЫМИ И ЧЕЛОВЕКОМ
Первая лекция

Дорнах, 19 октября 1923 г.

На лекциях мы часто говорили, — в частности, рассматривая недавно кругооборот года и проблему Архангела Михаила [Лекциям, представленным в этом томе, непосредственно предшествовали два других цикла лекций: "Кругооборот года как процесс дыхания Земли и четыре великих сезона праздников. Антропософия и характер человека" (ИПН, том № 223) и "Сопереживание годового кругооборота в четырех космических имагинациях" (ИПН, том № 229)], — что человек по своему устройству и всему укладу жизни представляет собой малое мироздание, микрокосм, точно отображающий Макрокосм и содержащий в себе все закономерности и тайны мира. Не думайте только, что понимание этого довольно абстрактного тезиса — вещь несложная. Нет! Чтобы открыть в человеке законы мироздания, надо глубоко проникнуть в многообразие космических явлений. Сегодня мы приступим к рассмотрению этого вопроса следующим образом: прежде всего поговорим о Космосе, мироздании, останавливаясь на определенных фактах, а затем попытаемся понять, каким образом человек, будучи микрокосмом, включается в Макрокосм. Разумеется, все, что мы скажем о Макрокосме, лишь малая частица знаний о нем, ведь для того, чтобы рассказ о нем был полным, пришлось бы пройти всю Вселенную из края в край.

Поднимем сначала взор к небу, посмотрим на существ, летающих над нами, на животных, вознесенных в воздух, на тот класс существ, которые преимущественно обитают в воздухе, — на птиц. Нетрудно заметить, что птицы, приспособленные к жизни в воздухе, — ибо условия их существования определяются воздухом, — имеют иное строение тела, чем животные, живущие на поверхности Земли или под нею. Когда мы хотим описать птицу, то, следуя стереотипам нашего мышления, описываем ее голову, туловище и конечности. Но это воистину нехудожественный подход. Я часто привлекал ваше внимание к тому факту, что для достижения глубокого внутреннего понимания мироздания надо постепенно возвыситься от интеллектуального познания реальности до художественного мировосприятия.

Согласитесь, что по сравнению с головами других животных голова птицы недоразвита и не является, по существу, настоящей головой. Действительно, ограничиваясь исключительно внешним видом птицы и возможностями собственного рассудка, можно, конечно, сказать, что у птицы, как и у всех позвоночных, есть голова, туловище и конечности. Но какими же рудиментарными членами тела являются птичьи лапы по сравнению с ногами верблюда или слона! И сравните недоразвитую голову птицы с головой льва или собаки! Подлинная голова — нечто более внушительное. Голова птицы — это лишь некоторое усложнение той части головы млекопитающего, которая прилегает к области рта. Что же касается конечностей, то они у птицы совершенно атрофированы. И думать, как это обычно делают, что передние конечности млекопитающего преобразовались у птицы в два крыла, — совершенно нехудожественный подход, свидетельствующий о бедности воображения. Для того чтобы проникнуть в тайны мироздания, надо прежде всего принимать во внимание формообразующие, созидающие силы.

Упрощенное мнение, что птица состоит из головы, туловища и конечностей, исключает, в частности, подлинное постижение эфирного тела птицы. Перейдя от физического рассмотрения к имагинативному созерцанию эфирного, можно заметить, что в эфирном теле птицы нет ни туловища, ни конечностей. По существу, это только голова. Вся птица в целом является метаморфозой только головы. А физическая голова птицы на самом деле соответствует нёбу, сопряженному с передними частями области рта. Весь остальной скелет, хотя в нем и находят аналогии с ребрами и спинным хребтом, в действительности — только продолжение, модификация головы. Чтобы понять птицу, надо вернуться к очень отдаленным временам истории Земли. [ См. Штайнер Р. Из хроники Акаши (ИПН, том № 11) и Штайнер Р. Очерк тайноведения (ИПН, том № 3) ]

У птицы очень большое планетарное прошлое, очень долгая эволюция, она гораздо более древнего происхождения, чем, например, верблюд. Птицы, принужденные ходить по земле, такие как страус, произошли в последнюю очередь, но те, что свободно парят в воздухе, — орел, ястреб — самые древние обитатели нашей планеты. Благодаря древности своего происхождения, они, трансформируясь на протяжении следовавших один за другим космических периодов развития Земли (древняя Луна, древнее Солнце) смогли достичь совершенства формы и могущества полета. Все это они перенесли из внутреннего во внешнее вплоть до кожи, произведя в ней примечательные изменения: появился роговидный клюв и перья. Современный внешний вид птиц сформировался недавно, но он является следствием развития с незапамятно древних времен "природы головы", которая составляет их сущность. Сравнительно поздно, уже на древней Луне и на Земле, птицы присоединили к своей первоначальной организации, происходящей из гораздо более отдаленных времен, и оперение.

Эта тайна гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд. Посмотрим на парящего в небе орла.Солнечные лучи подарили ему оперение и роговидный клюв. Они — благодатные дары Солнца (о других мы еще поговорим) этому существу, парящему в его свете. Но у Солнца есть не только световые и тепловые силы, которые изучает физика. Я уже подчеркивал, в частности, говоря о мистериях друидов, что с солнечным светом соединены и духовные силы. Эти духовные силы действуют на орла в глубинах воздуха и придают различным породам птиц разнообразную окраску, формируют их особую структуру. Только духовное прозрение позволяет понять, как Солнце могло дать орлу его оперение.

Если суметь правильно погрузиться в природу орла и научиться развивать в себе художественное постижение природы, затрагивающее и ее духовное начало; если обрести умение созерцать искусную работу солнечных импульсов (подкрепленную другими, о которых еще пойдет речь) и воспринимать, как эти солнечные импульсы словно омывают орла еще до того, как он вылупился из яйца, как неким волшебством из его телесного облика вызывается наружу его оперение (точнее, он покрывается им), то обязательно задумаешься: а что все это означает для человека? Ответ таков: перья соответствуют той силе, которая создает из человеческого мозга орган мышления. Чтобы понять этот маленький фрагмент Макрокосма, которым является орел, надо знать: в орле живет сила, создающая его оперение, его многокрасочные пестрые перья. Эта сила живет и в нас, превращая наш мозг в орган мышления. Да, эта сила формирует наш мозг вплоть до малейших извилин и делает его способным ассимилировать внутреннюю энергию солей, основу мыслительной деятельности, это та сила, которая доводит наш мозг до такой степени совершенства, что мы обретаем способность мыслить. И та же самая сила дарует птицам оперение. Найдя таким образом то, что в человеке соответствует перьям у птиц, мы почувствуем себя в родстве с ними. [ См. лекции 9 и 10 сентября 1923 г. из "Наука Посвящения и познание звёзд"(ИПН, том № 228).] Наши мысли исходят из нашего мозга, как перья из тела птицы.

Если мы поднимемся от плана физического к плану астральному, то сможем сформулировать парадоксальное, на первый взгляд, положение: силы, которые на физическом плане вызывают формирование перьев, на плане астральном формируют мысли. То, что орлы покрываются перьями, является физическим аспектом возникновения мысли. И, наоборот, то, что человек имеет способность мыслить, в астральном мире соответствует росту перьев.

Гений народного языка часто выражал это удивительным образом. Когда обрезают перо и вычищают из него начинку, в народе обычно говорят, что у пера вынули "душу". [ По-немецки "душа" и "сердечник" обозначаются одним словом. — Примеч. перев.] Можно считать, что это лишь совпадение, но можно и предположить, что оно открывает некоторое смутное прозрение того, что духовно присутствует во всяком пере, — мистерию рождения мысли.

А теперь оставим орла, этого царя воздуха, и обратимся к изучению млекопитающих, например, льва. Чтобы понять природу льва, надо почувствовать ту радость, то удовольствие, которое получает это животное от жизни в атмосфере, непосредственно прилегающей к земле. Никакое другое животное (за исключением ближайших родичей льва) не имеет такой мощной и столь сбалансированной дыхательной системы. Как правило, в организме животных ритм дыхания находится в гармонии с ритмом кровообращения. Но часто ритм кровообращения отягощается из-за того, что к нему присоединяется пищеварительная функция. Что же касается ритма дыхания, то он, наоборот, часто бывает облегчен из-за стремления уклониться в более тонкую сферу организации мозга. У птицы, которая в мире является только воплощением головы, ее мысли — это виды ее оперения. Нет ничего более трогательного для правильного восприятия природы, не отвергающего роли прекрасного, как сопереживание внутреннего родства человеческого мышления с оперением птиц. Кто приобрел в этом определенный опыт, точно знает, когда он думает, как павлин, когда — как орел, а когда — как воробей. Эти вещи поразительно соответствуют друг другу, только одни астральной природы, а другие — физической. Так что можно сказать: дыхание играет важнейшую роль в жизни птицы, а все остальное — циркуляция крови и так далее — почти стирается. Отягощение пищеварением, даже трудности циркуляции крови не ощущаются птицей, они просто отсутствуют в ее самоощущении.

У льва между дыханием и кровообращением возникает равновесие. Ритм кровообращения несколько отягощен, но не так сильно, как у верблюда или быка, пищеварительные функции которых гораздо сильнее влияют на их кровообращение. У льва пищеварительный тракт сравнительно короткий и организован таким образом, что пищеварение совершается с наиболее возможной быстротой. Поэтому оно не может сильно перегружать кровообращение. С другой стороны, и "природа головы" у льва тоже сильно развита, она влияет на обе ритмические функции — на ритм дыхания и ритм биения сердца, гармонизируя их. Прежде всего не надо забывать, что лев — это животное, у которого обе ритмические функции уравновешены и гармонизированы наилучшим образом. Если мы проникнем в его внутреннюю жизнь, то увидим результаты этого равновесия. У льва особая манера поглощать добычу — он безудержно прожорлив, можно сказать, он торопится поскорее покончить с едой. Но это оттого, что он страдает от голода больше, чем какое-либо другое животное, — когда лев сыт, он не обнаруживает ни желания полакомиться, ни обжорства. У него нет времени распробовать пищу, которую он пожирает. Для того чтобы обеспечить ему хорошее самочувствие, зависящее от равновесия его органических функций, пища должна как можно скорее перейти в его кровь. Когда поглощенная пища переходит в кровь, обращением которой управляет биение сердца, а биение сердца приведено в ритмическое соответствие с дыханием, несущим льву радость, — ибо он с глубоким внутренним удовлетворением переживает дыхание, — только тогда он воспринимает полноту акта поглощения пищи — внутреннюю сбалансированность дыхания и кровообращения; тогда лев живет в собственной стихии. Лев не чувствует себя вполне львом, если два его жизненных ритма — дыхание и кровообращение — не достигают совершенной согласованности; жизнь льва зависит от согласованности этих противонаправленных потоков (кровотока и кислородного обмена).

Посмотрите на походку льва, на его прыжки. Посмотрите на то, как он держит голову, на выражение его взгляда. Все это демонстрирует непрерывный ритмический обмен, непрестанно восстанавливающееся равновесие. Взгляд льва, в котором просматривается внутреннее обуздание противонаправленных сил, производит очень странное впечатление. Кажется, что он рассматривает вдалеке какое-то видение. Взгляд льва являет нам укрощение биений сердца дыхательным ритмом.

Посмотрите на морду льва, на характерную структуру его пасти. Даже если вы не обладаете выраженным художественным чувством и не способны разгадать значение формы, все же, наверное, сможете ощутить, что биение сердца доводит поток крови и до этой части тела животного и что ритм дыхания задерживает и умеряет его. Чтобы понять, почему морда льва и его пасть именно таковы, надо постичь смысл происходящих в его организме взаимодействий. Так как лев по существу является грудной клеткой, грудью, то это животное наилучшим образом выражает ритмическую систему. Лев организован так, чтобы предельно выразить связь между сердцем и легкими. Итак, если вы станете искать в человеке то, что более всего похоже на птицу, хотя и в метаморфизированном виде, то найдете голову, а если наиболее похожее на льва, то грудную клетку — местопребывание ритмических функций, то есть дыхания и кровообращения.

Но пока оставим животных — и тех, что обретаются в высях воздушного океана, то есть птиц, и тех, которые живут в циркуляции воздуха, ибо воздух — непосредственное окружение Земли, а именно львов. Я часто упоминал в другой связи о том удовольствии, которое испытываешь при виде пасущегося стада, лежащего на выгоне, насытившегося травой и погруженного в покой, который дает неторопливое пищеварение. Поза животного, выражение его глаз, каждое его движение выдают эту пищеварительную функцию, которой оно полностью поглощено. Посмотрите на корову, лежащую на лугу и поднимающую голову из-за какого-то шума: ее движение выражает тяжесть, корове трудно поднять голову. Можно сказать, что она удивляется необходимости шевелить головой ради какой-либо иной цели, кроме как пастьба. "Для чего еще нужно двигать головой, если не щипать траву?" Понаблюдайте внимательно, что заключается в таком движении. Все существо этого животного выражается в этом движении. Невозможно представить себе льва, так же поднимающего голову. И форма, и вес головы у них совершенно разные. Если продолжить наблюдение, если исследовать форму всей коровы, то выясняется, что она в общем представляет собою гигантский пищеварительный аппарат. Тяжесть функции пищеварения угнетает циркуляцию крови, дыхание, мозговую деятельность. Корова, по существу, является воплощенной функцией пищеварения. Когда созерцаешь эти вещи с духовной точки зрения, то можешь ощутить сколь безмерно велик контраст между легким полетом птиц и грандиозной тяжестью коровы.

Естественно, если физически перенести корову в воздушные выси, птицей она от этого не станет. Однако если преодолеть физическое коровы, сначала перенеся его в прилежащую к земле атмосферу, то есть в воздушно-влажный элемент (одновременно с этим трансформируя эфирный облик коровы в соответствии с влажной стихией), а затем продолжить процесс возгонки вплоть до астрального уровня, — то, достигнув самых высоких областей, корова предстанет птицей. Астрально корова сделается птицей.

Самое примечательное, что астральное тело птицы, то самое, которое наверху создает свое оперение, у коровы сокрыто в самом внутреннем ее плоти, мускулов и костей. То, что у птицы является астральным, у нее — физическое. Само собой разумеется, что в астральном мире все выглядит иначе. Но вышеизложенное не становится от этого менее точным.

А теперь попробуем низвести астральное тело птицы, сопровождая этот процесс соответственным преобразованием в эфирном и физическом; мы увидим, как орел станет коровой. То, что астрально существует в орле, воплощено, материализовано в корове, которая, лежа на земле, жует жвачку. Для осуществления столь могу чего пищеварения необходимо весьма значительное количество астральных сил, и переваривающая пищу корова для ясновидящего взора являет зрелище высокой красоты. Обывательский взгляд на вещи содержит и своего рода обывательский идеализм, когда пищеварение рассматривается как низменная функция тела. От этого предрассудка можно освободиться, рассматривая с высшей точки зрения ту чудесную работу, которую являет пищеварение такого животного, как корова. Она производит тяжелую и великолепную работу, несущую на себе печать самой высокой духовности.

Лев не в состоянии довести такую работу до совершенства. Птица — в еще меньшей степени, так как у птицы пищеварение чисто физическое, эфирное тело еще принимает в нем некоторое участие, но астральное тело — никакого. Наоборот, у коровы астральные силы, которые одушевляют процесс пищеварения, делают это с необычайно широким размахом. Процесс пищеварения этого животного, рассматриваемый астрально, — это целый мир. А что соответствует этому явлению у человеческого существа? То, что у коровы проявляется столь односторонним образом: физическое воплощение астрального элемента — у человека гораздо более гармонично сливается с другими явлениями в его органах пищеварения и с их продолжением — конечностями тела. Подводя итоги, скажем, что орел, парящий в вышине, доводит до кульминации активные силы головы; что в средней области, у поверхности Земли, лев воплощает гармоничное равновесие в ритмической системе, а корова соединяется с подземными силами планеты, которые управляют ее пищеварительной системой. [ Эти три сферы — надземная, наземная и подземная — скорее энергетической, чем топографической природы. —Примеч. перев.] Таким образом, спускаясь от высот к глубинам, встречаешься с тремя существами, качества которых гармонично соединяются в человеке. Голова человека — это прошедшая через метаморфозу птица. Грудь человека — прошедший через метаморфозу лев. Пищеварительная система человека и его конечности — это прошедшая через метаморфозу корова, причем конечности, в свою очередь, претерпели колоссальные изменения. Прозревая эти соотношения, понимаешь, что человек действительно дитя всей природы и несет в себе всю ее совокупность. В первую очередь, он несет в себе все свойства семейства птиц, семейства животных, родственных льву, и животных, родственных корове. Вот конкретные составляющие того абстрактного тезиса, который я выдвинул в начале этой лекции: "Человек — это малое мироздание". Да, человек — малое мироздание, и он заключает в себе все большое мироздание, весь Космос. Тип животного, парящего в воздухе, а также, живущего в атмосфере на поверхности Земли, и животного, конденсирующего подземные силы тяжести, — все они соединены в земном человеке и сплавляются в нем в гармоническое единство.Человек действительно есть слагаемое Орла, Льва и Коровы (Тельца).

После исследования этого вопроса, проведенного методами духовной науки, испытываешь огромное уважение к древнему ясновидению, благодаря которому люди прошлых времен постигали тайны Космоса. Глядя на величественную традиционную картину, изображающую три космических существа — Орла, Льва и Тельца, образующих земное человеческое существо в его целокупности, — испытываешь бесконечное восхищение.

Прежде чем перейти к рассмотрению тех особых сил, которые пронизывают эти три типа животных, я хотел бы рассказать о другом соответствии, которое существует между внутренней природой человека и Космосом.

Птица отображает активность головы человека, Лев отображает природу человеческой груди — дыхание и Корова отображает материальную систему обмена веществ, поддерживающую жизнь организма.

Итак, человеческая голова — это носитель мыслей, грудь человека заключает в себе способность чувствовать, а система обмена веществ является основой воли. Таким образом, человек в своем душевном строе есть отображение космических мыслей, которые в обличий птиц рассекают воздух, а оперение птиц — выражение этих мыслей. Он — отображение космических эмоций, великолепное равновесие которых представляет лев. Эти эмоции у человека смягчены, но все же они несут отпечаток неустрашимости и храбрости. Греческий язык очень точно отражает эту неустрашимость и мужество— моральные качества, за которые отвечают сердце, грудь. А для того чтобы обнаружить внешние признаки формообразования волевых импульсов, локализованных преимущественно в системе обмена веществ, следует обратиться к тому, что формируется в организме коровы.

Все это может показаться гротескным, может быть, даже парадоксальным в эпоху, которая совершенно утратила знания о великих духовных соотношениях. Но все сказанное — это истины, известные с древнейших времен. Например, такой человек, как Махатма Ганди6, довольно сомнительный портрет которого дал западному миру Ромен Роллан, — Махатма Ганди [Ганди М.К. (1869-1948) — один из лидеров индийского национально-освободительного движения, его идеолог. В народе прозван Махатмой — Великим учителем.], вся деятельность которого направлена на внешний мир и который на индийской почве по отношению к древней религии индуизма играет роль своего рода европейского просветителя восемнадцатого века, — Махатма Ганди в сфере своего "просвещенного индуизма" благоговейно сохранил только один из элементов старой индуистской религиозности: культ коровы. Можно только удивляться, с каким искренним рвением он старается сохранить древнее почитание коровы. Этим культом невозможно пренебречь, утверждает Махатма Ганди, который, как известно, за свою активную политическую деятельность в Индии получил от англичан шесть лет тяжелого тюремного заключения. Он сохранил почитание коровы.

Для того чтобы объяснить то упорство, с которым поддерживался этот культ в древних цивилизациях, обладавших высокой духовностью, надо знать тайну этого жвачного животного, понимать, что это животное действительно дает возможность созерцать самые высокие реальности астрального мира, нисшедшие вниз и сделавшиеся земными. Тогда становится понятной верность индусов этому культу. Между тем, попытки рационалистического истолкования только усугубляют тайну, окружая ее непреодолимым нагромождением абстрактных сведений.

Мы видим, что воля, чувство и мысль имеют свои соответствия и в Космосе, и в организме человека.

Но и в Космосе, и в человеке существует также многое другое. Вспомните хотя бы метаморфозу, которую претерпевает маленькое животное, становясь бабочкой.

Вы знаете, что бабочка откладывает яйцо и что из этого яйца появляется гусеница. Гусеница выходит из герметически закупоренного яйца, в котором в скрытом виде заключена вся будущая бабочка. Освободившись, гусеница выползает в окружающее освещенное пространство, в среду, где протекает ее жизнь. Запомните хорошенько этот факт: гусеница живет в воздухе, пронизанном солнечным теплом. Вечером ночная бабочка, влетевшая в открытое окно на свет зажженной лампы, порхает вокруг нее и находит в итоге свою смерть. Такова сила притяжения света, к которому стремится бабочка, не в силах этой силе противиться. Это маленькое происшествие показывает нам, сколь могущественно влияние света на живые существа.

Но гусеница (сегодня в афористической манере я только обращаю ваше внимание на эти вещи — завтра и послезавтра мы их разовьем подробнее) не способна приблизиться к сияющему источнику света, чтобы уничтожить себя в нем. Однако она испытывает такое же непреодолимое стремление к свету, как и бабочка, которая бросается в пламя и исчезает в физическом элементе огня. Гусеница тоже ищет пламени солнца, но, не имея возможности броситься в него, все же осуществляет — как духовный феномен — свой переход в свет и тепло. Силы солнца действуют на нее духовно. Она ползет по направлению солнечного луча и руководствуется им в течение целого дня. Это медленное движение, но оно той же природы, что и у бабочки, бросающейся в пламя. Бабочка приносит в жертву свету все земное вещество, которым она обладает. И гусеница тоже, но более медленно, вплетает в свет земную субстанцию, из которой состоит. Она день за днем прядет тонкую шелковую нить, останавливаясь только ночью, а на заре вновь возобновляет свою работу и таким образом окружает себя коконом. Тонкие шелковые нити, образующие кокон, состоят из вещества самой гусеницы, в которое вплетены потоки света. Ставши куколкой, маленькое животное полностью окружает себя солнечными лучами, которые оно материализовало ценою собственного вещества. Бабочка в одну секунду сгорает в физическом огне, гусеница же жертвенно посвящает себя огню духовному, она прядет свой шелк, точно следуя направлению солнечных лучей. Посмотрите на кокон шелкопряда. Это конденсированный свет, и этот свет смог воплотиться благодаря субстанции самой гусеницы шелкопряда. Благодаря этому пространство ограничивается изнутри. Внешний солнечный свет как бы преодолевается. В этой чудесной нити, которой тысячи раз обертывается внутренность кокона, так сказать, уловлен и заключен внешний светом. Вспомните то, что я вам говорил на лекциях о мистериях друидов. Невидимый элемент света, который проникает в кромлех, — это именно то, что заключено во внутренности кокона. Вначале солнце оказывало на гусеницу физическое воздействие, побуждая ее прясть нити кокона. После этого оно духовно воздействует на само животное и превращает его в бабочку. Бабочка выходит из кокона, и цикл развития возобновляется.



Все эти явления встречаются и у птиц, но в сокращенном, укороченном виде. Посмотрим, как птица сносит яйцо и как из него вылупляется птенец. Благодаря особому метаморфизированному процессу известковая скорлупа образуется в организме у матери. В данном случае силы солнца используют физическое вещество извести, чтобы интегрировать воедино процесс, который у бабочки дифференцирован на стадии: яйцо, гусеницу и кокон. Интеграция имеет место, например, когда вокруг птенца строится твердая оболочка. Благодаря этой интеграции дифференцированного процесса все эмбриональное развитие у птиц проходит по-другому. У бабочки раздельно протекает то, что у птицы одновременно доводится до третьей стадии; у бабочки разделены образование яйца, гусеницы, куколки и кокона. Эту метаморфозу можно наблюдать внешним образом. Затем вылетает бабочка.

Что же воспринимаешь, наблюдая эти фазы развития с точки зрения астрального? Мы знаем, что птица является отображением человеческой головы, порождающей мысли. Бабочка, как и птица, живет в воздухе, но ее эмбриональное развитие исключительно сложно. Это значит, что бабочка представляет функции головы в их последующей экспансии, то есть силы головы как бы распростраляются на весь организм человека. В организме человека в целом происходит нечто, соот ветствующее не просто образованию птицы, а другому процессу в природе.

Принимая во внимание эфирное и астральное, с человеческой головой происходит нечто, напомина ющее процесс образования яйца, но только в метаморфизированном виде. Если бы у человека были задействованы только функции головы, он мог бы создавать лишь мимолетные мысли. Они никогда не проникали бы в него достаточно глубоко для того, чтобы охватить все его существо, а позже всплыть в форме воспоминаний. Припомним наши мимолетные мысли, такие, какими они возникают под влиянием внешнего мира, а затем поднимем наши взоры к орлу. Перья орла— это материализованные мысли, мысли мимолетные. А что такое воспоминания? Их происхождение исключительно сложно. В глубинах человеческого тела, хотя и совершенно духовным образом, происходит своего рода формирование яйца: в эфирном теле имеет место процесс особого рода, внешне сходный с физическим появлением гусеницы; в астральном теле процесс внутренним образом аналогичен образованию куколки, кокона, а то, что порождает мысль в момент восприятия, нисходит в глубь физического тела. Это напоминает откладывание яйца бабочкой. Такая трансформация сродни той, что происходит с гусеницей: жизнь в эфирном теле приносится в жертву духовному свету; тогда мысль как бы обволакивается внутренним, астральным коконом, а затем выпархивает воспоминание.[Процесс припоминания (т.е. деятельность человеческого "Я") аналогичен выпархиванию бабочки. —Примеч. перев.] И если оперение птиц можно сравнить с мимолетными мыслями, то в крыльях бабочки, в переливах их окраски, мы видим на духовном уровне происхождение воспоминаний.

Благодаря такому рассмотрению мы можем почувствовать, до какой степени нам родственны существа, населяющие природу. Человеку присуще мышление, и вот в парящих птицах нам предстает мир мыслей. Человеку свойственно воспоминание, и вот — в порхающих в солнечном свете бабочках перед нами целый мир образов-воспоминаний. Человек действительно микрокосм. У всего, что существует внутри нас: мыслей, чувств, желаний, памяти — есть второе лицо, лицо макрокосмическое, и все это находится в различных областях царств природы.

Вот что значит проникать в реальность. Реальность не постигается простым размышлением: оно скреплено только логикой, а к реальности безучастно.Для иллюстрации всего этого позвольте рассказать вам небольшую басню, бытующую в одном негритянском племени — у феллатов.

Однажды лев, волк и гиена решили вместе пойти на охоту; охота удалась: они быстро загнали и убили антилопу. Три хищника были очень хорошими друзьями. Теперь им предстояло разделить добычу. Лев сказал гиене: "Дели-ка ты". Гиена руководствовалась своей логикой. Она — зверь, который питается падалью, мертвечиной. Поэтому ее логика основана скорее на наглости, чем на оборотистости. Соотношение сил в реальности определяется у нее мерой наглости. Гиена сказала: "Разделим антилопу на три равные части: одну тебе, лев, другую — волку, а оставшуюся — мне". Такая логика льву не понравилась. Он набросился на гиену и убил. Затем повернулся к волку. "Теперь твоя очередь делить добычу, дружище! Как рассудишь?" — "Очень просто, — ответил волк. — Теперь, когда нас осталось двое, делить добычу надо иначе. Ты освободил нас от гиены, поэтому тебе положена ее треть. Вторую треть ты получил бы и так, даже если бы гиена была жива. Что же касается третьей части добычи, то она принадлежит тебе по праву, ибо ты самый мудрый и самый храбрый из зверей". Так разделил добычу волк. Лев спросил его: "Кто научил тебя так хорошо делить добычу?" — "Гиена", — ответил волк. Такая логика льва удовлетворила. Он сожрал добычу, а волка не тронул.

Вы видите, что интеллект, логика, способность к счету у гиены и у волка были одинаковы, но глубоко различным было приложение этих способностей к реальности, поэтому судьба этих животных сложилась по-разному. Волк уцелел, потому что, увидев печальную участь гиены, сообразил: ее логика не приложима к данной реальности. А его логика учитывала реальное положение вещей, потому он и уцелел.

Как видите, волк понимал логику гиены, но применительно к действительности логическое и реальное — это разные вещи.

То же случается и со всеми абстракциями. Из них можно сделать все что угодно, придерживаясь метода, согласно которому их хотят использовать. Давайте оставим абстракции и поищем реальные связи, которые соединяют человека — этот микрокосм — с макрокосмом. Не надо ограничивать себя только логическими рассуждениями, надо приступить к делу с более тонким, чем логика, инструментом. И когда интеллектуальное вы сможете трансформировать в художественное, а художественный подход сделаете познавательным принципом, вы обретете в самом человеке то, что там, в Макрокосме, в большом мире, живет по человеческому подобию, а не просто природным образом. Тогда вы в истинном смысле слова раскроете родство человека с большим миром.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:

I связи между космосом, землей, животными и человеком первая лекция iconРассматриваемые вопросы: Энергетические каналы и центры
Цель занятия Осознать себя, как биоэнергетическую систему, обладающую энергетическими каналами, центрами, для связи с Космосом и...

I связи между космосом, землей, животными и человеком первая лекция icon1. Разъяснение по поводу установленных мудрецами четырех днях поста....
О нарушении «связи с землей Израиля». Ответ на вопрос: о возможности перенесения законов о связи народа Израиля с землей на текущие...

I связи между космосом, землей, животными и человеком первая лекция iconЛекция первая
И перед этой пропастью между частными и общими истинами недостаточно подготовленных людей настигает обыкновенно недоверие

I связи между космосом, землей, животными и человеком первая лекция iconМарк Леви Между небом и землёй Марк Леви Между небом и землёй Посвящается Куй глава 1
Маленький будильник на ночном столике светлого дерева прозвонил только что. Было полшестого, и комнату заливало золотистое сияние,...

I связи между космосом, землей, животными и человеком первая лекция iconЛекция первая
Сегодня я хотел бы опять говорить в связи с только что представленной сценой из первой части "Фауста", чтобы получить некое единство,...

I связи между космосом, землей, животными и человеком первая лекция iconЛекция первая
В четырех лекциях, которые мне предстоит прочесть в ходе нашего Генерального собрания, я хотел бы поговорить с вами о связи человека...

I связи между космосом, землей, животными и человеком первая лекция iconМарк Леви Дети свободы «Дети свободы»: Иностранка; Москва; 2008 isbn 978-5-389-00265-4
Первая же его книга "Между небом и землей" (2000 г.) прогремела на весь мир и вскоре была экранизирована (продюсер Стивен Спилберг)....

I связи между космосом, землей, животными и человеком первая лекция iconЛекция 3 система права и система законодательства
Понятие «система права» означает, что право представляет собой некое целостное образование, состоящее из множества элементов, находящихся...

I связи между космосом, землей, животными и человеком первая лекция iconМы должны с вами выяснить, как обстоят дела с бездомными животными...
Так ли это? Неужели настала пора расстаться с друзьями, делившим с человеком все тяготы жизни на протяжении тысяч лет? Жизнь животных...

I связи между космосом, землей, животными и человеком первая лекция iconКурсовая работа
Задание 2 – выявить наличие корреляционной связи между признаками, установить направление связи и измерить ее тесноту

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница