Порядок выбора программ элективных учебных предметов профильного обучения на старшей ступени общего образования и рецензирования авторских программ




Скачать 232.82 Kb.
НазваниеПорядок выбора программ элективных учебных предметов профильного обучения на старшей ступени общего образования и рецензирования авторских программ
страница1/3
Дата публикации15.03.2013
Размер232.82 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Биология > Документы
  1   2   3
ПОРЯДОК

выбора программ элективных учебных предметов профильного обучения на старшей ступени общего образования и рецензирования авторских программ

1.Место и назначение элективных курсов в учебном плане старшей школы

Элективные курсы - важнейшая составляющая по организации профильного обучения, это обязательные учебные предметы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения.

Главная задача элективных курсов – «удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы «компенсируют» во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников», - отмечается в письме Департамента общего и дошкольного образования МО РФ № 14-51-277/13 от 13.11.2003 г. «Элективные курсы в профильном образовании», являющимся единственным официальным документом, регламентирующим организацию элективных курсов в профильном обучении.

В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования (2002 год) определены две функции элективных курсов:

  • «поддержка» изучения основных профильных предметов на заданном

профильном стандартном уровне;

  • внутрипрофильная специализация обучения, построение индивидуальных

образовательных траекторий.

В пояснительной записке к Федеральному базисному учебному плану 2004 года говорится уже о трёх основных функциях элективных учебных предметов:

  • они является «надстройкой» профильного учебного предмета;

  • развивают содержание одного из базовых учебных предметов;

  • способствуют удовлетворению познавательных интересов в различных областях

деятельности человека.

В Примерных учебных планах для некоторых возможных профилей, предложенных в Концепции профильного обучения, используется понятие «элективные курсы», в Федеральном БУПе-2004 – «элективные учебные предметы» как видовое понятие учебных предметов учебного плана наряду с базовыми и профильными предметами. Понятием «элективные учебные предметы», по сути, обозначается четыре формы обучения:

  • учебные предметы, предлагаемые образовательным учреждением;

  • учебные практики;

  • проекты;

  • исследовательская деятельность.

Среди разработчиков профильного обучения нет единства в том, какой должна быть программа элективного учебного предмета: одни утверждают, что только государственной, другие допускают существование и авторских программ, которые проходят «внутреннюю» или «внешнюю» экспертизы.

Несогласованность в терминах, в функциях элективных курсов, в требованиях к программам делает необходимым создание документа, регламентирующего введение элективных курсов в конкретном учебном заведении, каковым и является данное Положение.
^ 2.Порядок выбора программы элективного курса

педагогом профильного класса
2.1. Содержание компонента образовательного учреждения в типовых профилях обучения (элективные курсы, проектная и исследовательская деятельность учащихся)
В соответствии с Законом «Об образовании» к исключительной компетенции общеобразовательного учреждения относится определение содержания образования школьного компонента учебного плана (п. 5 ст. 14 и п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании»). Поэтому, исходя из выбора профилей обучения и основных задач, решаемых элективными учебными предметами, учебное заведение самостоятельно определяет необходимую направленность и перечень элективных курсов, количество которых должно быть избыточно и объём их в учебном плане должен составлять не менее 20%.

Содержание элективного курса должно, с одной стороны, соответствовать познавательным возможностям учеников, а с другой стороны, предоставлять ученику возможность приобретения опыта работы на уровне повышенных требований, развивать его учебную мотивацию.

Основными мотивами выбора элективных курсов в 10-11 классе, которые следует учитывать при разработке и реализации элективных курсов, относятся:

  • подготовка к ЕГЭ по профильным предметам;

  • приобретение знаний и навыков, освоение способов деятельности для решения практических, жизненных задач, уход от традиционного школьного «академизма»;

  • возможности успешной карьеры, продвижения на рынке труда;

  • любопытство;

  • поддержка изучения базовых курсов;

  • профессиональная ориентация;

  • интеграция имеющихся представлений в целостную картину мира.

Содержанием курса может быть:

  • расширенный, углубленный вариант какого-то раздела базового или учебного предмета .

  • введение в одну из сопутствующих данному предмету наук, профессий (астрономия, археология, журналистика и т.д.);

  • совокупность фрагментов из различных разделов одного или нескольких предметов, если курс ориентирован на определенный уровень обобщения (например, «Естествознание») или освоение определенного вида деятельности (например, «Эксперименты в физике, химии, биологии», «Работа с источниками информации»).

Можно условно выделить следующие типы элективных курсов.

I. ^ Предметные курсы, задача которых - углубление и расширение знаний по предметам, входящих в базисный учебный школы.

В свою очередь, предметные элективные курсы можно разделить на несколько групп.

1) Элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубление того или иного учебного предмета, имеющие как тематическое, так и временное согласование с этим учебным предметом. Выбор такого элективного курса позволит изучить выбранный предмет не на профильном, а на углубленном уровне. В этом случае все разделы курса углубляются более или менее равномерно.

2) Элективные курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, входящие в обязательную программу данного предмета.

3) Элективные курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, не входящие в обязательную программу данного предмета.

4) Прикладные элективные курсы, цель которых - знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству.

5) Элективные курсы, посвященные изучению методов познания природы.

6) Элективные курсы, посвященные истории предмета, как входящего в учебный план школы (история физики, биологии, химии, географических открытий), так и не входящего в него (история астрономии, техники, религии и др.).

7) Элективные курсы, посвященные изучению методов решения задач (математических, физических, химических, биологических и т.д.), составлению и решению задач на основе физического, химического, биологического эксперимента.

II. ^ Межпредметные элективные курсы, цель которых - интеграция знаний учащихся о природе и обществе.

III. Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план.

Элективные курсы, хотя и различаются целями и содержанием, но во всех случаях они должны соответствовать запросам учащихся, которые их выбирают.
^ 2.2.Выбор программы элективного курса
Выбор программ элективных курсов зависит от трёх условий: от профиля обучения, от выбора типа и функции электива, которые определяет учитель, и от выбора ученика.

На сегодняшний день существует четыре типа программ элективных курсов:

1.Программы, прошедшие конкурсный отбор через Национальный фонд подготовки кадров в 2002-2003 годах и рекомендованные Министерством образования РФ для использования в профильном обучении.

2.Программы или учебные пособия элективных курсов, выпущенные ведущими издательствами учебной литературы: «Дрофой», «Просвещением», «Русским словом».

3.Авторские программы, созданные учителями России, опубликованные в журнале «Профильная школа» и в предметных журналах.

4.Рабочие программы, которые создаются учителями школы ежегодно под существующий профиль обучения и учитывают мотивы выбора элективных курсов старшеклассниками.

Детальное изучение существующих программ элективных курсов, проведённое учёными Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена О.Б.Даутовой и И.Б.Готской, позволило им прийти к выводу, решающему большинство проблем с программами элективных курсов: любой элективный курс авторский, что означает следующее:

  • Программа построена так, что она может использоваться «частями» (поделена на

логически законченные модули);

  • Может использоваться в различных сочетаниях с базовым предметом;

  • Поскольку элективные учебные предметы ориентированы на удовлетворение запросов конкретных групп учащихся, то можно допустить определенную корректировку программы, которую учитель может осуществить, исходя из своих профессиональных возможностей, интересов и особенностей состава учащихся.

  • Программы элективных курсов жестко не определяют обязательный для изучения объем учебного материала, поскольку содержание итогового контроля (по возможности более интересного, необычного) определяется самим учителем. Темп изучения элективного предмета может быть адекватен реально складывающейся ситуации: на чем-то задержались ввиду особого интереса учащихся, что-то рассмотрели бегло, а какой-то материал вовсе выпустили.

Алгоритм

выбора и разработки рабочей программы элективного учебного предмета:

Шаг 1. Если учитель выбирает и имеет в наличии программу элективного курса, рекомендованную МОиН РФ, или изданную в одном из издательств, то на основании её он составляет только календарно-тематическое планирование, указывая в пояснительной записке, на какую программу опирается в своей работе и какие коррективы в неё вносит.

Шаг 2.Если учитель не имеет программы элективного курса, но у него есть учебное пособие по элективному курс, изданное в одном из ведущих издательств учебной литературы, то на основании этого учебного пособия он также составляет календарно-тематическое планирование с указанием в пояснительной записке, на основании чего оно составлено

В этих случаях ни рецензированию, ни экспертизе программа не подвергается, а только рекомендуется для работы проблемной предметной лабораторией.

Шаг 3.Если из-за отсутствия государственных программ элективных курсов учитель берёт за основу авторскую программу, опубликованную в предметных журналах или в журнале «Профильная школа», или составляет свою на основе имеющихся в его распоряжении материалов и с учётом запросов учащихся, то эта программа проходит процедуру экспертизы или рецензирования..

^ Создание собственной программы элективных курсов не противоречит ни одному ныне существующему официальному документу.

В письме Департамента общего и дошкольного образования МО РФ от 13.11.2003 г. «Элективные курсы в профильном обучении» подчёркивается, «что в качестве учебной литературы по элективным курсам могут быть использованы … учебные пособия по факультативным курсам, для кружковой работы, а также научно-популярная литература, справочные издания».

В письме Департамента образования и науки Кемеровской области № 2566/03 от 27.06.2007 подчёркивается, что «выбор элективных учебных предметов должен основываться на базе учебников, входящих в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, и соответствовать стандартам общего образования, целям предпофильной подготовки и профильного обучения».

^ 3.Порядок экспертизы авторских программ элективных курсов

На сегодняшний день однозначно не отработана процедура утверждения элективных курсов.

В нашей деятельности по экспертизе элективных курсов мы опираемся на методические рекомендации учёных Российского педагогического университета им. А.И.Герцена, созданные в рамках проекта «Дистанционная поддержка профильного обучения» (2006 год):
1.Уровень общеобразовательного учреждения (внутренний)

I этапРассмотрение программ элективных курсов методическими объединениями учителей-предметников (ППЛ) или школьным методическим советом, которые выносят свое решение о соответствии программ существующим требованиям и уставу общеобразовательного учреждения, целесообразности их введения в учебный план (школьный компонент) и вынесения на внешнее рецензирование - на утверждение педагогическим советом школы (до 1 апреля).

^ II этап - Проведение анкет по выбору учащимися школы тех или иных элективных курсов (апрель).

III этап- Утверждение списка программ элективных курсов, рекомендованных для прохождения экспертизы, на педагогическом совете школы (до 15 апреля).

IV этапНаписание рецензий на программы элективных курсов учителями с высшей квалификационной категорией или руководителями ППЛ (методического совета) (до 1 мая)

^ V этап - Утверждение программ элективных курсов на педагогическом совете (до 1 сентября) на основе рекомендаций муниципального экспертного совета.

2. Уровень муниципального органа управления образованием (внешний)

Проведение экспертизы учебных программ элективных курсов на основе предоставленных рецензий из школ, а также рецензирование программ специалистами органов управления образованием, методистами районного методического кабинета, руководителями районных МО (до 1 июня).

^ 4. Критерии оценки программы элективного курса

Одним из важных шагов, предполагаемых экспертизой, является рецензирование элективных курсов специалистами на разных уровнях. Помещённые ниже материалы необходимы и составителям программ, и создателям рецензий на эти программы.
^ 4.1.Вопросы для самоанализа разработчика элективного курса
1. На каком содержательном материале выстроен курс?

2. Чем содержание курса будет качественно отличаться от базового курса …?

3. Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен?

4. Какие виды деятельности возможны …?

5. Какие виды работ могут выполнить учащиеся?

6. Какова доля самостоятельности ученика?

7. Каковы критерии успешности?

8. Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса?

9. Какова форма итоговой отчетности?
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:

Порядок выбора программ элективных учебных предметов профильного обучения на старшей ступени общего образования и рецензирования авторских программ iconПояснительная записка Согласно концепции профильного обучения, академический...
Концепция профильного обучения в старшей школе. Изучение предметов на академическом уровне должно обеспечить подготовку учащихся...

Порядок выбора программ элективных учебных предметов профильного обучения на старшей ступени общего образования и рецензирования авторских программ iconМуниципальное общеобразовательное учреждние
Разработка учебного плана на I ступени обучения в соответствии с количеством учебных часов, отведенных на преподавание учебных предметов...

Порядок выбора программ элективных учебных предметов профильного обучения на старшей ступени общего образования и рецензирования авторских программ iconПримерная программа по русскому языку создана на основе федерального...
В программе дается условное распределение учебных часов по крупным разделам курса. Примерная программа служит ориентиром для разработчиков...

Порядок выбора программ элективных учебных предметов профильного обучения на старшей ступени общего образования и рецензирования авторских программ iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фунда­мента всего последующего...

Порядок выбора программ элективных учебных предметов профильного обучения на старшей ступени общего образования и рецензирования авторских программ iconРабочая программа по информатике и икт для 8-9 класса разработана...
«Об утверждении примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин...

Порядок выбора программ элективных учебных предметов профильного обучения на старшей ступени общего образования и рецензирования авторских программ iconСоставитель М. Н. Бородин. 6-е изд
«Об утверждении примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин...

Порядок выбора программ элективных учебных предметов профильного обучения на старшей ступени общего образования и рецензирования авторских программ iconРабочая программа по информатике и икт для 10-11 класса разработана...
«Об утверждении примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин...

Порядок выбора программ элективных учебных предметов профильного обучения на старшей ступени общего образования и рецензирования авторских программ iconAnnex Список предметов / Академических дисциплин для проектов по...
Пожалуйста, отметьте соответствующие академические дисциплины, определенные в качестве приоритетных предметов для проектов по реформе...

Порядок выбора программ элективных учебных предметов профильного обучения на старшей ступени общего образования и рецензирования авторских программ iconАкт, отражающий цель деятельности
Реализация общеобразовательных программ начального общего, основного общего образования, программ специального (коррекционного) общеобразовательного...

Порядок выбора программ элективных учебных предметов профильного обучения на старшей ступени общего образования и рецензирования авторских программ iconО портфолио обучающихся I ступени обучения муниципального бюджетного...
Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница