Урок по обществознанию на тему «Воздействие человека на природу»




Скачать 102.76 Kb.
НазваниеУрок по обществознанию на тему «Воздействие человека на природу»
Дата публикации05.08.2013
Размер102.76 Kb.
ТипУрок
vbibl.ru > Биология > Урок
Урок по обществознанию на тему «Воздействие человека на природу»
Цель: рассмотреть, в чём проявляется негативное воздействие человека на природу, познакомиться с основными путями решения современных экологических проблем.
Предмет: обществознание.

Класс: 6.

Дата проведения: 07.04.2011 г.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.
I. Повторение пройденного материала.
1. Беседа по вопросам:


  1. Что такое наследственность? Какие биологические признаки наследует живое существо?

  2. Чем различается деятельность животного и человека?

  3. Известны ли вам случаи, когда человеческого детёныша воспитывали звери? Что из этого получилось?

  4. Почему люди верят в амулеты, тотемы, талисманы? Как вы думаете, людей, верующих в них, было больше в древности или сейчас? Почему?

  5. Рассмотрите рисунки и объясните, какие действия животных можно отнести к наследственному поведению, а какие они приобрели в процессе своей жизни.


2. Сообщение темы и цели урока.
II. Изложение программного материала.
ВСПОМНИ
Что вы знаете об экологии? Назовите основные занятия первобытного человека. Что такое производящее хозяйство?
^ ОБСУДИМ ВМЕСТЕ
Знаменитый писатель Валентин Распутин считает, что самым громким словом, даже громче войны и стихии, стало слово экология. «Удивительно, - говорит писатель, - но на всех языках мира оно звучит одинаково. И выражает одно и то же – понимание вселенской беды, никогда прежде не существовавшей в подобных масштабах и тяжести…»

Как вы понимаете слова писателя? Расскажите, что вы знаете об экологическом кризисе на нашей планете.
Самое громкое слово
Откуда же пришла эта беда? И почему она стала вселенской?

Давайте подумаем вместе и найдём ответ на эти вопросы.

Вы уже знаете, что человек разумный появился на Земле много позже других живых существ – рыб, насекомых, птиц, млекопитающих. А как складывались отношения человека с окружающей средой? Приходилось ли вам думать над этим вопросом?

С появлением человека именно он (человек) начинает оказывать решающее влияние на судьбу многих живых существ Земли. И это влияние может быть не только положительным.

Вряд ли охота, собирательство, основные занятия первобытного человека, были экологически вредными. К тому же людей на Земле было тогда не больше, чем сегодня жителей одного только города среднего масштаба. Но со временем отношения человека с природой стали меняться.

Вспоминая историю развития хозяйственной деятельности человека, следовало бы сказать об открытии огня, о возникновении земледелия, скотоводства, о переходе к осёдлому образу жизни и т. д. – короче говоря, о развитии производящего хозяйства, а также о способности человека к творчеству, благодаря которому он создал и будет создавать что-то новое, чего в природе нет, - «вторую природу»: машины, города, заводы, электростанции, а также науку, искусство.

Но, пожалуй, самое главное в истории хозяйственной деятельности человека заключается в том, что он начал активно вторгаться в жизнь природы, не всегда думая о последствиях.
Бесценный дар или неисчерпаемая кладовая
Как видите, самое время поговорить об экологии – науке взаимодействия человека с природой. Удивительное это слово – «экология» («ойкос» по-гречески означает «дом, жилище, место пребывания»). Природа ведь и есть дом, в котором мы живём, то место, где все мы, люди, пребываем. Поэтому мы должны беречь своё природное жильё, уважать всех, кто в нём живёт.

Современные учёные-экологи считают, что человек, увлечённый бурной хозяйственной деятельностью, не заметил, как стал разрушать и губить природу. Великие научные и технические открытия вскружили ему голову. Он вдруг решил, что окончательно победил природу, стал её царём и властелином. С жадностью завоевателя набросился человек на природные богатства, которые представлялись ему неисчерпаемыми: безжалостно вырубал и сегодня продолжает вырубать леса, выкачивать сколько угодно нефти и газа, доставать из недр Земли несметное количество полезных ископаемых, использовать любое количество пресной воды и т. д.

При этом из разнообразного сырья, которое добывается ежегодно в мире, на пользу человеку идёт лишь малая толика. Представьте себе, что мама испекла большой пирог с изюмом, а вы выковыряли из него только одну изюминку, а остальное выбросили. Ужас! А разве не ужас, что из всего добываемого сырья в конечный продукт перерабатывается только 1-2% первоначальной массы, остальные 98-99% идут в отходы. И так каждый год!

А что сотворил человек с животным миром! Вот, например, выдели ли вы когда-нибудь морскую корову? Не видели. И не увидите никогда. А ведь это было замечательное животное, обитавшее в северной части Тихого океана. Длиной в 10 метров и весом в 4 тонны, характером оно отличалось безобидным и доверчивым. Человек истребил его из-за мяса, жира и кожи. Такая же печальная судьба у зебры квагги, голубой лошадиной антилопы и сотен, сотен других животных и птиц. Так появилась «чёрная книга» - в ней перечислены животные, которых никогда мы больше не увидим, а ведь это тоже был бесценный дар природы.

Конечно, человеку необходимо иметь сырьё. Но современная наука предупреждает: следует помнить о великом экологическом правиле: нельзя требовать у природы больше, чем она способна дать. Значит, чтобы не наделать беды, нужно изучать законы природы. Например, надо учитывать, что все природные богатства (их ещё называют словом «ресурсы») делятся на две группы – исчерпаемые, т. е. такие, которые в будущем могут быть «вычерпаны» до конца, и неисчерпаемые.

К исчерпаемым относят богатства недр нашей планеты – уголь, металлические руды, нефть, газ, а также почву, растительный и животный мир.

К неисчерпаемым богатствам относят воду (особенно воду Мирового океана), климатические ресурсы (воздух и энергия ветра), космические ресурсы (солнечная радиация, энергия морских приливов и отливов).

О том, что происходит с неисчерпаемыми богатствами, вы узнаете дальше.
Жил на свете человек
Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) – великий русский учёный, академик, основоположник многих наук о Земле. Учёный много путешествовал. Его увлекала жизнь природы. Он видел много разных городов, заводов – «вторую природу», созданную руками человека. Большое впечатление произвела на него Америка, её города и промышленность. Однажды он побывал в штате Онтарио, в тех местах, где добывали редкий металл – никель, и увидел мрачную картину. Люди буквально истребляли лес, не оставляя даже маленького деревца для размножения самосевом красивейших канадских сосен. Там, где раньше шумели леса, учёный увидел бесплодные чёрные равнины и силуэты высоких труб, дымившихся день и ночь, - шла переработка руды.

Наблюдая всё это, Вернадских задумался о мощном воздействии человека на биосферу – живую оболочку Земли. Учёный впервые осознал, что идёт гигантский процесс изменения природы под влиянием человеческого разума. Своими научными открытиями он заставил людей задуматься об отрицательном влиянии их деятельности на окружающую среду.
Поэтическое слово
***
…Плакала Саша, как лес вырубали,

Ей и теперь его жалко до слёз.

Сколько тут было кудрявых берёз!

Там из-за старой, нахмуренной ели

Красные грозди калины глядели,

Там поднимался дубок молодой.

Птицы царили в вершине лесной,

Понизу всякие звери таились.

Вдруг мужики с топорами явились –

Лес зазвенел, задрожал, затрещал…
Н. А. Некрасов. Саша
Какое настроение вызывают у вас эти стихи и почему именно такое? Какие слова вы могли бы сказать в утешение девочке Саше – героине поэмы? В чём экологическая опасность хищнической вырубки леса?
Загрязнение атмосферы
Слово «загрязнение» вам знакомо хорошо. Мы говорим: грязные руки, грязный двор, грязный город. А можно ли сказать: грязный воздух, грязная вода, грязный лес, грязная земля?

К сожалению, можно. Точнее, так: загрязнённый воздух, загрязнённый лес, загрязнённые вода и почва. В наше время загрязнение биосферы стало страшной экологической бедой.

Откуда исходит загрязнение, вы, конечно, догадываетесь. Но давайте предоставим слово учёным. Они указывают на две причины загрязнения атмосферы.

Существует естественное, природное загрязнение, например, извержение вулканов, которые выбрасывают в атмосферу тысячи тонн различных веществ. Однако самое страшное загрязнение создаёт деятельность человека, связанная, прежде всего, с сжиганием топлива.

Для того чтобы жить, человеку нужно готовить пищу, иметь тёплое жилище, поэтому он вынужден сжигать топливо. И делает он это тысячи лет. Сначала горели обычные костры, а потом появились необычные, образно говоря, «научно-технические костры» - топки паровозов, пароходов, металлургических заводов, электростанций. А ещё прибавьте к этому миллионы двигателей внутреннего сгорания, реактивные двигатели и, наконец, атомные реакторы. Чем же все они опасны?

Во-первых, любой костёр нужно «кормить» - подбрасывать топливо. Значит, нужно постоянно добывать его в огромных количествах. К тому же, чтобы костёр горел, ему требуется кислород, который необходим всем живым организмам, а «научно-технические» костры сжигают всё больше и больше атмосферного кислорода.

Один из самых страшных пожирателей кислорода – автомобиль. За одну только поездку, например, из Москвы в Петербург и обратно легковой автомобиль способен поглотить столько кислорода, сколько человеку необходимо на целые сутки. Но ведь по Земле ездят миллионы автомобилей. Вот и подсчитайте, какое количество кислорода они отнимают у всех живых существ.

Только учтите, что количество кислорода, поступающего в атмосферу, постоянно сокращается из-за вырубки лесов, загрязнения рек, морей, озёр и океанов – основных производителей кислорода. По подсчётам учёных, в ближайшее столетие количество кислорода в атмосфере сократится на одну треть. Чем тогда дышать?

Во-вторых, любой костёр дымит. Присмотритесь к современному пейзажу: трубы, трубы, трубы. Отопительные системы, заводы, электростанции, все виды транспорта выбрасывают в атмосферу отравляющие вещества, газы, пыль, сажу, золу. Например, выхлопные газы нашего любимого автомобиля содержат мельчайшие частички свинца. Если бы вы изобрели такое устройство, которое смогло бы улавливать все эти частички, то за год набрали бы килограмм редкого и дорогого металла! Подумайте, сколько же свинца выбрасывают в атмосферу все автомобили. А ведь свинец, когда он при дыхании вместе с воздухом проникает в организм, становится опаснейшим ядом, вызывающим тяжёлые болезни.

В результате промышленного загрязнения воздуха над всеми большими городами мира нередко нависает ядовитый туман – смог. Он очень опасен. Были случаи, когда из-за длительного смога резко возрастала смертность людей.
Загрязнение воды и почвы
Есть такая поговорка: «Беда не приходит одна». Страдает воздух, значит, страдает и вода, и земля – вся биосфера. Поднявшиеся в атмосферу частицы отравляющих веществ оседают на землю и воду. А ещё бывают кислотные дожди. Представьте себе: в воздухе висит смог, а сверху на него полил дождь. Капли дождя соединяются с частицами отравляющих веществ, висящих в атмосфере, образуется кислота (серная, азотная). Как вы думаете, приятно, когда вам на голову льётся такой «освежающий» душ? А что получается, когда всё это обрушивается на почву, деревья, воду? Они загрязняются, болеют, разрушаются, гибнут.

Но на землю и воду обрушивается не только атмосферное загрязнение. Есть ещё огромное количество отходов промышленности, особенно химической.

Как от них избавляются? Ответ вы знаете: их сваливают в огромные кучи, зарывают в землю, сбрасывают в водоёмы, реки, моря, океаны. А ведь это страшная отрава.

А ещё есть бытовые отходы городов и населённых пунктов – горы мусора, канализационные стоки.

Куда всё это уходит? И как при этом чувствуют себя земля и вода?

Печальные ответы на эти вопросы даёт наука экология. Она говорит: воды на Земле много, очень много, а чистой пресной воды почти уже нет. Загрязнение вызвало всемирное ухудшение качества воды.

Всё человечество испытывает теперь недостаток чистой пресной воды. Некоторые государства уже привозят себе воду из других стран или перегоняют её по трубам, как нефть. Вот и решайте, исчерпаемы ли неисчерпаемые ресурсы.

А как чувствует себя почва? Не надо объяснять, что почва – это среда жизни, что она, как огромный живой организм, обнимает нашу планету.

Почва – одно из великих чудес Земли. Учёные предполагают, что почвы больше нет нигде во всей Вселенной. Даже на Земле не везде есть почва (в пустынях, в горах). И вот от этого тончайшего слоя (толщиной в среднем около 20 см) зависит вся наша жизнь, потому что почва даёт нам пищу. Однако под воздействием человеческой деятельности почва также загрязняется, задыхается от мусора, отравляется ядохимикатами, как воздух и вода. В результате она становится непригодной для жизни.

Учёные говорят, что площадь почвы на Земле постоянно сокращается, потому что она относится к исчерпаемым ресурсам.

Как видите, современный человек активно воздействует на всю биосферу. И что из этого получается, вы тоже видите. Значит, теперь вы понимаете, почему так тревожно звучат слова писателя В. Распутина, знаете, откуда пришла беда и почему стала вселенской.

Почва образуется очень медленно: для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А разрушить её можно очень быстро. За последние сто лет на Земле уничтожена почти четвёртая часть всех плодородных почв. Брошенная бумага сгнивает или перегнивает только через два года, а консервная банка или полиэтиленовый пакет – через пятьдесят-шестьдесят лет.
Картинная галерея
А. А. Рылов (1870-1939). В голубом просторе. Фрагмент. 1918 г. ГТГ.

В. Ф. Коренков (р. 1938). Вечер на Умбозере (из цикла «Русский север»). 1995 г. Частное собрание.

М. С. Сарьян (1880-1972). Полуденная тишь. 1924 г. Государственная картинная галерея Армении, Ереван.

Ф. А. Васильев (1850-1873). Болото в лесу. Осень. Фрагмент. 1872-1873 гг. ГРМ.

И. И. Шишкин (1832-1898). Дубы. 1887 г. ГРМ.

И. И. Шишкин (1832-1898). Травки. Этюд. Фрагмент. 1892 г. ГРМ.
Почему художники любят изображать природу? Какие чувства они стремятся передать зрителю? Попробуйте ответить на эти вопросы, рассмотрев репродукции картин.
III. Итог урока.
^ ПРОВЕРЬ СЕБЯ


  1. Чему учит нас великое экологическое правило? Почему его нельзя нарушать?

  2. Что такое кислотные дожди? В чём их опасность?

  3. Что такое смог? Чем опасно загрязнение атмосферы? Каковы основные причины загрязнения атмосферы?

  4. Каковы основные причины загрязнения воды и почвы? В чём опасность такого загрязнения?

  5. Можно ли утверждать, что богатства природы неисчерпаемы? Как наука отвечает на этот вопрос?

  6. Объясните, как относятся люди к исчерпаемым ресурсам.

  7. Что происходит с неисчерпаемыми богатствами Земли?


^ В КЛАССЕ И ДОМА


  1. Подготовьте короткое сообщение об экологическом состоянии вашего дома, двора, улицы. Определите основные источники их загрязнения.

  2. Посетите краеведческий музей. Найдите материалы и подготовьте сообщение о некоторых исчезнувших видах животных и птиц. Сделайте рисунок одного-двух видов исчезнувших животных и птиц.

  3. Подготовьте сообщение о тех видах животных и птиц вашего края, которым грозит исчезновение. Расскажите, как их можно сохранить.

  4. Научитесь убирать за собой, никогда и нигде не мусорить. Привыкните к этому сами и объясните другим, почему нельзя загрязнять окружающую среду.

  5. В одной шутливой песенке поётся: «Потому что без воды и ни туды, и ни сюды». В каждой шутке есть доля истины. Что может случиться, если чистой воды на Земле не останется?


Оценивание ответов учащихся.
Домашнее задание: читать §2 «Воздействие человека на природу».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по обществознанию на тему «Воздействие человека на природу» iconУрок по обществознанию на тему «Воздействие человека на природу»
Цель: рассмотреть, в чём проявляется негативное воздействие человека на природу, познакомиться с основными путями решения современных...

Урок по обществознанию на тему «Воздействие человека на природу» iconУрок по обществознанию на тему «Охранять природу значит охранять жизнь»
Цель: расширить знания в области охраны природы; рассмотреть примеры и последствия безответственного отношения общества к природным...

Урок по обществознанию на тему «Воздействие человека на природу» iconУрок по обществознанию на тему «Социальные права»
Цель: познакомиться с основным содержанием социальных прав человека и гражданина

Урок по обществознанию на тему «Воздействие человека на природу» iconУрок по обществознанию на тему «Международная защита прав человека»
...

Урок по обществознанию на тему «Воздействие человека на природу» iconУрок по обществознанию на тему «Правоотношения и правонарушения»
Цель: познакомиться с понятиями «правоотношения» и «правонарушения»; рассмотреть основные характеристики юридической ответственности...

Урок по обществознанию на тему «Воздействие человека на природу» iconУрок по обществознанию на тему «Общество как форма жизнедеятельности людей»
Какие признаки человека характеризуют его как индивидуальность, а какие – как личность? Приведите примеры

Урок по обществознанию на тему «Воздействие человека на природу» iconУрок по обществознанию на тему «Правовые основы предпринимательской деятельности»

Урок по обществознанию на тему «Воздействие человека на природу» iconУрок по обществознанию на тему «Гражданское право»
Цель: рассмотреть структуру, содержание и особенности гражданских правоотношений

Урок по обществознанию на тему «Воздействие человека на природу» iconУрок по обществознанию на тему «Социальные взаимодействия»
Могут ли люди существовать, не взаимодействуя друг с другом? Все ли наши отношения с другими людьми могут быть отнесены к социальному...

Урок по обществознанию на тему «Воздействие человека на природу» iconУрок по обществознанию на тему «Политическая система»
Цель: рассмотреть политическую систему в её структуре, формах и типах по политическому режиму

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница