Лазарь Фрейдгейм Версии экспедиции "Челюскина"




НазваниеЛазарь Фрейдгейм Версии экспедиции "Челюскина"
страница1/4
Дата публикации27.03.2013
Размер0.65 Mb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Астрономия > Документы
  1   2   3   4
Лазарь Фрейдгейм

Версии экспедиции "Челюскина"

Вместо предисловия.

Больше 70 лет прошло с героической эпопеи спасения челюскинцев. Немало времени прошло с появления слухов о гибели большого числа заключенных, транспортируемых вторым пароходом, шедшим одновременно с «Челюскиным» для освоения рудников по добыче олова и цветных металлов на Чукотке. О первых известно много, о вторых настолько мало, что возникает вопрос о мистификациях.

В августе этого года закончилась неудачей очередная экспедиция по поиску затонувшего «Челюскина». Руководитель экспедиции, директор Русского подводного музея Алексей Михайлов, заявил, что причиной неудачи является фальсификация данных о месте гибели парохода.

Как могло случиться, что у организаторов экспедиции отсутствовали координаты места крушения, когда в этом районе был организован вошедший в историю ледовый лагерь Шмидта, позволивший просуществовать спасенным, включая детей, в условиях полярной зимы на льдине много недель? Как могло случиться, что журналисты ни разу не подняли вопрос о необходимости проверки версии о затоплении в этом же районе второго корабля идентичной конструкции? Многократно спасатели достигали зимовщиков поневоле. Трудно себе представить, что это было возможно без знания координат лагеря. Заметим при этом, что координаты ледового лагеря могли меняться вследствие дрейфа. Координаты затонувшего корабля – вечны.

Что значит: координаты были фальсифицированы? Это означает, что с первого дня аварии данные о месте катастрофы, занесенные в судовой журнал, были засекречены, что все сведения, многократно публиковавшиеся в печати о месте гибели «Челюскина», были ложными. В нормальных условиях это может показаться невозможным. Но в истории Советского Союза и унаследовавших старые порядки секретных служб нынешней России это вполне возможно. Но для этого всегда должны были быть веские причины, как правило, связанные с попыткой сохранения благостного лица советской власти. В течение почти 50 лет советско-российская пропаганда утверждала, что нет доказательств существования секретных приложений к пакту Рибентропа-Молотова, фиксировавших сговор по разделу Европы между Германией и СССР. Даже, когда после войны американские власти привели в доказательство очевидного сговора по разделу сфер влияния между гитлеровской Германией и сталинской Россией фотокопии немецкого экземпляра протокола, Советский Союз твердил – нет. Естественно, подлинный протокол нашелся в надлежащей папке, когда временно ослаб контроль за жизнью страны всевластных органов, в любви к которым в последнее время так часто изъясняется президент России. Есть ли хоть один логический довод, почему через 70 лет нужно скрывать место гибели корабля, выполнявшего научные задачи? Таких доводов нет и быть не может. Но картина резко меняется, если предположить, что можно обнаружить не один, а два затонувших корабля. Картина со всей очевидностью меняется только для тех, кто считает себя продолжателем дела строителей коммунистического общества ценой жизни поколений этих строителей. Нет сомнения, что такие люди есть в верхних слоях российской власти.

Но почему соучастниками столь неправого дела становятся географы и физики, берущие на себя исследовательские задачи? Почему не слышно трезвых вопросов журналистов в не стыкующихся между собой обстоятельствах?

Задачей любой научной экспедиции является поиск правды, расширение изученности проблемы. Задача журналистов – получение объективной информации. Мысленно возвращаясь во времена плавания «Челюскина», можно представить себе, что Отто Юльевич Шмидт – научный руководитель экспедиции - ставил перед собой интереснейшую научную задачу изучения Северного морского пути и не мог отказаться от навязанных условий этой экспедиции. Это мог быть вопрос не научного будущего, а вопрос жизни. Сейчас, смотря с американской стороны, мы не видим четкой жизненной угрозы при протесте или легком неповиновении. Достаточно ли сегодня оснований для приспособленческих решений? Это, конечно, риторический вопрос, поскольку ответ на него определяется только совестью каждого. Впрочем, может быть и худшее предположение: сегодня уже нет особой разницы между старыми и новыми порядками. Как и нет особой разницы между старым памятником Дзержинскому и новым памятником его последователю Ю. Андропову, несмываемо запятнавшему свое имя в карательных венгерских событиях и изощренном преследовании инакомыслящих в СССР.

Движимый попыткой громко задать и посильно ответить на эти вопросы я начал скрупулезно знакомиться с опубликованными документами и воспоминаниями об этих событиях. Но эти изыскания увели меня заметно в сторону от первоначального плана.

Что из этого вышло, я попытаюсь рассказать ниже. Опыт научно-исследовательской работы всей жизни подталкивает к обстоятельности, которая в отдельных местах может показаться слишком скучной. Заранее прошу прощения и нетерпеливого читателя отправляю сразу к заключению.

Немного истории

В феврале 1934 года, раздавленный льдами в Чукотском море, затонул пароход «Челюскин». Один человек погиб, а 104 члена экипажа высадились на лед океана. Часть грузов и продовольствия удалось с парохода снять. Такая колония людей на льду Северного Ледовитого океана — случай неслыханный. Как это случилось?

Советское правительство осуществляло традиционную русскую идею освоения восточных и северных районов страны. Начало идеи положил еще в 16 веке Ермак Тимофеевич. Научно ее сформулировал Михайло Ломоносов. Но с наибольшей интенсивностью идея осуществлялась в советское время. В 1928 году постановлением Совета Народных Комиссаров была учреждена Арктическая правительственная комиссия. Ее возглавил бывший главком Вооруженных Сил страны С. С. Каменев. В комиссию вошли ученые и летчики. Комиссия руководила созданием на побережье Ледовитого океана морских и авиационных баз, метеостанций и регламентировала плавание судов. Первым практическим результатом работы комиссии было спасение экспедиции Нобиле, потерпевшей аварию на дирижабле «Италия». Ее же усилиями были спасены зазимовавшие во льдах океана советский пароход «Ставрополь» и американская шхуна «Нанук».

^ Основная официальная версия

В качестве основы для изложения этого раздела использованы воспоминания Эрнста Кренкеля «Второй ледовый поход»1 и публикация А.А.Щербакова. «Летчики, самолеты, испытания»2 с привлечением многих других публикаций для уточнения событий и дат, которые зачастую специально не оговариваются.

Для обеспечения доставки грузов в самые восточные районы побережья Северным морским путем нужно было попытаться пройти весь путь от Европы до Чукотки за одну короткую летнюю навигацию. Первым это сделал в 1932 году ледокол «Сибиряков». Но у ледоколов были недостаточные возможности перевозки грузов. Для грузовых, коммерческих перевозок, соответствующих задачам освоения Севера, нужны были суда с большей коммерческой нагрузкой, приспособленные к плаванию в условиях севера. Это привело советское руководство к идее использования парохода «Челюскин» для освоения Северного морского пути. Он был построен в 1933 году в Дании на верфях фирмы "Burmeister and Wain", B&W, Copenhagen по заказу советских внешнеторговых организаций.

Это была очень известная судостроительная фирма. Достаточно сказать, что еще в 1894 году Рудольф Дизель заключает контракт с Дэвидом Халлеем (David Halley), генеральным директором компании «Бурмейстер и Вайн», Копенгаген о создании на базе компании экспериментальной базы по проектированию и изготовлению новых двигателей. В 1912 г. в Копенгагене строится первый океанский теплоход с четырехтактными реверсивными дизельными двигателями фирмы «Бурмейстер и Вайн» - «Зеландия» (Selandia). Фирма высоко ценила свой авторитет в деловом мире. Пароход водоизмещением 7500 т под названием «Лена» был спущен на воду 3 июня 1933 г. Это был обычный морской сухогруз, не предназначенный специально для плавания во льдах. Первый переход он совершил в Ленинград, куда прибыл уже 5 июня 1933 г. 19 июня 1933 года пароход "Лена" переименовали. Он получил новое название - "Челюскин" в память русского мореплавателя и исследователя севера С.И. Челюскина.

Челюскин Семен Иванович (ок. 1700-1764), русский мореплаватель, капитан 3-го ранга. Из старинного дворянского рода. В 1733 произведен в штурманы и назначен в Великую Северную экспедицию В.И. Беринга, в которой пробыл до 1742 г. Сначала находился в отряде Прончищева, после смерти которого принял командование судном, затем в отряде X. Лаптева. Участвовал в исследовании побережья Северного Ледовитого океана от устья Лены до Енисея. Весной 1741 г. прошел по суше от р. Хатанги до р. Пясины и составил описание западного побережья полуострова Таймыр до м. Стерлегова. Зимой 1741—42 гг. проехал на собачьих упряжках из Туруханска до устья Хатанги, затем составил описание всего восточного побережья Таймыра до самой северной точки материка, названной его именем (мыс Челюскин).

Пароход сразу стали готовить к длительному плаванию в северных морях. 16 июля 1933 г., имея на борту 800 тонн груза, 3500 тонн угля и более ста членов команды и участников экспедиции, "Челюскин" покинул ленинградский порт и направился на запад, к месту своего рождения – Копенгагену. На верфи судостроители за шесть дней устранили некоторые из дефектов. Затем переход в Мурманск с дополнительной погрузкой. Техника получила пополнение в виде самолета-амфибии "Ш-2", а в состав экспедиции вошел ее экипаж - один из старейших советских полярных летчиков М.С. Бабушкин и механик Г.С. Валавин. 2 августа 1933 г. со112 человеками на борту «Челюскин» вышел из Мурманска в свое историческое плавание.

Плавание шло успешно вплоть до Новой Земли. «Челюскин» вошел в Карское море, не замедлившее показать и свой плохой характер, и беззащитность "Челюскина" перед настоящими полярными льдами. Серьезная деформация корпуса и течь появились 13 августа 1933 года. Встал вопрос о возврате назад, но было принято решение продолжать путь.

Важное событие принесло Карское море - у Доротеи Ивановны (девичья фамилия Дорфман) и Василия Гавриловича Васильевых, направлявшихся на зимовку на остров Врангеля, родилась дочь. (Это событие особенно важно в нашем сопоставительном исследовании, поэтому обратим особое внимание на действующих лиц и дату). Запись о рождении была сделана В. И. Ворониным в судовом журнале "Челюскина". Эта запись гласила: "31 августа. 5 час. 30 м. у супругов Васильевых родился ребенок, девочка. Счислимая широта 75°46'51" сев., долгота 91°06' вост., глубина моря 52 метра"2. Утром 1 сентября по судовой трансляции прозвучало: "Товарищи, поздравляем с появлением нового члена нашей экспедиции. Теперь у нас 113 человек. Жена геодезиста Васильева родила дочку".

1 сентября 1933 г. шесть советских пароходов стояли на якорях у мыса Челюскин. Это были ледоколы и пароходы "Красин", "Сибиряков", "Сталин", "Русанов", "Челюскин" и "Седов". Корабли приветствовали друг друга, это был праздник советского арктического флота.

Как сообщал начальник северо-восточной летной группы Г. Д. Красинский, ледовая обстановка в Чукотском море складывалась явно не пользу неповоротливого "Челюскина". В преддверии больших неприятностей начались малые. В Восточно-Сибирском море стали попадаться тяжелые льды; 9 и 10 сентября "Челюскин" получил вмятины по правому и левому борту. Лопнул один из шпангоутов. Усилилась течь судна...

Опыт дальневосточных капитанов, плававших северными морями, утверждал: 15-20 сентября - самый поздний срок для входа в Берингов пролив. Плавание осенью в Арктике - дело трудное. Зимой - невозможное.

В один из этих осенне-зимних сентябрьских дней (осенних по календарю, зимних по холоду) к «Челюскину» прибыло несколько собачьих упряжек. Это был визит вежливости и дружбы чукчей, поселок которых находился в 35 километрах от парохода. Никто не знал, сколько времени продлится ледовое заточение, где каждый лишний человек мог составить достаточно серьезную проблему. Восемь челюскинцев, больных, слабых, или просто в условиях дрейфа не нужных, были отправлены пешим путем. По приказу Шмидта корабль покидали: Леонид Муханов, назначенный старшим этой группы, поэт Илья Сельвинский, кинооператор Марк Трояновский, синоптик Простяков, радист Николай Стромилов, инженер-электрик Кольнер, врач Мироненко и больной кочегар Данилкин. На корабле осталось 105 человек.

Несмотря на ухудшающуюся ледовую обстановку на корабле была спокойная деловая обстановка. Об этом лучше всего говорит дух радиограммы, посланной радистами с «Челюскина» радисту Н. Стромилову (незадолго до этого он покинул пароход) по случаю рождения у него дочери: «Не токмо отче ейный возрадовался зпт но иже с ним беспроволочная часть сверхмощного ледокола тчк Входим прошением завхозу на предмет обмытия оной дщери тчк Кренкель Иванюк Иванов»3.

4 ноября 1934 г. благодаря удачному дрейфу «Челюскин» вошел в Берингов пролив. До чистой воды оставались считанные мили. Но никакие усилия команды не смогли спасти положения. Движение на юг стало невозможным. В проливе началось движение льдов в обратную сторону, и «Челюскин» снова оказался в Чукотском море. Судьба корабля зависела полностью от ледовой обстановки. Зажатый льдами пароход самостоятельно передвигаться не мог. Судьба оказалась не милостива… Все это предшествовало знаменитой радиограмме О.Ю. Шмидта, начинавшейся словами: "13 февраля в 15 часов 30 минут в 155 милях от мыса Северный и в 144 милях от мыса Уэллен "Челюскин" затонул, раздавленный сжатием льдов..."
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:

Лазарь Фрейдгейм Версии экспедиции \"Челюскина\" iconИнструкция по переводу сбис++ эо с версии * на * порядок перехода с версии 2 на 3
...

Лазарь Фрейдгейм Версии экспедиции \"Челюскина\" iconРуководство по установке внимание! Установка программы
Для установки версии 19 не требуется наличие установленной более ранней версии

Лазарь Фрейдгейм Версии экспедиции \"Челюскина\" iconО составлении счета-фактуры по ндс при оказании услуг по договору...
В связи с письмом по вопросам составления счетов-фактур при оказании услуг по договору транспортной экспедиции Департамент налоговой...

Лазарь Фрейдгейм Версии экспедиции \"Челюскина\" iconПри доработке бета-версии до версии 0 основное внимание уделялось...

Лазарь Фрейдгейм Версии экспедиции \"Челюскина\" iconВведение 3
Ссылки из Писаний взяты из Английской переработанной версии, но отмеченные буквами “вкя” и “КХ” взяты соответственно из Версии Короля...

Лазарь Фрейдгейм Версии экспедиции \"Челюскина\" iconЧто нового в версии MvStudium 0 ?
При открытии проекта версии 2 в интегрированной среде 0 проект автоматически конвертируется, старые файлы проекта и установок сохраняются...

Лазарь Фрейдгейм Версии экспедиции \"Челюскина\" iconШалом, украина! День 1, Киев
Синагога Бродского построенное в 1897-98 известным киевским сахарным магнатом Лазарь Бродский

Лазарь Фрейдгейм Версии экспедиции \"Челюскина\" iconИзменения в программе версии 103. 1 по отношению к  программе версии 103. 0
Удален признак «стандартный цвет» в мастере ворот, для панелей с цветом «под дерево». 2

Лазарь Фрейдгейм Версии экспедиции \"Челюскина\" iconРезюме оксана Александровна Яцюта
Подготовка обзоров сегментов рынка it-решений. Наполнение англоязычной версии корпоративного веб-портала. Поддержка англоязычной...

Лазарь Фрейдгейм Версии экспедиции \"Челюскина\" iconИнструкция по предоставлению рекламных материалов Обработка рекламных материалов
Примечание. Суффиксы c01 или t01 означают «креатив версии один» или «тэг версии один»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница