Фабриканты чудес




НазваниеФабриканты чудес
страница1/46
Дата публикации16.03.2013
Размер4.16 Mb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Астрономия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   46

Владимир Львов
ФАБРИКАНТЫ ЧУДЕС
Об авторе

Ленинградский писатель Владимир Евгеньевич Львов — автор многих книг и публицистических журнальных работ, посвященных вопросам истории науки, освоения космоса, философским и идеологическим проблемам науки и культуры.

Совместно с Я. И. Перельманом он участвовал в 1929 году в создании ленинградского «Кружка межпланетных сообщений» — одного из первых в нашей стране. К. Э. Циолковский, поддерживавший творческую связь с кружком, отметил в своей книге «Космические ракетные поезда» (Калуга, 1929) Владимира Львова, как «талантливого пропагандиста новых идей».

Перу В. Е. Львова принадлежат книги «Эйнштейн» (1959), «Страницы жизни Циолковского» (1962), «Покорение планеты» (1963), «Молодая вселенная» (1969) и другие.

Некоторые вопросы, затрагиваемые автором в данной книге, являются дискуссионными, автор высказывает свою точку зрения. Издательство полагает, что она может привлечь внимание читателей.
^ ОТ АВТОРА

Фабриканты — пропагандистские центры империализма.

Актуальность этой темы для нас, советских людей, состоит также и в том, что образцы этой оглупляющей интеллектуальной отравы забрасываются время от времени в нашу страну. Борьба с идеологической контрабандой ведется, и в этой борьбе мы, советские люди, не одиноки. С нами в одном строю прогрессивные деятели культуры во всем мире. В работе над некоторыми главами этой книги автор пользовался, — в частности, материалами, любезно предоставленными ему Союзом рационалистов Франции.[1] Под этим названием действует дружественная нашей стране ассоциация борцов за разум, созданная в свое время при участии великих ученых-материалистов Поля Ланжевена и Фредерика Жолио-Кюри. К ней примыкают лучшие люди прогрессивной французской науки. Со своей стороны Союз рационалистов помог опубликовать в Париже переводы некоторых из очерков, вошедших в нашу книгу. В этом проявилась интернациональная солидарность всех, кто заинтересован в отпоре мутной волне иррационализма и мистики, калечащих светлый разум Человека.
^ СВИДЕТЕЛИ КОЛДОВСТВА
ЗНАКОМЬТЕСЬ: КОЛДУН!

1

Выяснить, во что веровали люди в первобытные времена, удалось ученым — археологам и этнографам, проникшим в заброшенные уголки земного шара.

В середине XIX века таких мест, где сохранился древнейший образ жизни людей, было еще достаточно много. Даже сегодня в бассейне реки Амазонки и джунглях Новой Гвинеи и Западного Ириана обнаруживаются кое-где «островки каменного века» — племена, отставшие от современной технической цивилизации на 10–15 тысяч лет.

Было бы неправильно считать, конечно, что головы первобытных людей были наполнены одними лишь наивными фантазиями и суевериями. Тяжким трудом, в борьбе с суровой природой было накоплено и немало полезных знаний. Крупицы этих знаний вплелись впоследствии в общую сокровищницу человеческой науки. Древние люди научились добывать огонь (величайшее открытие, равное по значению только овладению ядерной энергией в XX веке). Они достигли тонкого мастерства в обтачивании камня и обжиге глины, в использовании лечебных трав и вытяжек. Переход к земледелию побудил еще пристальнее наблюдать за солнцем и звездами, за погодой, за всем, что творится вокруг людей на небе и на земле…

Исследователи, изучавшие жизнь «дикарей», не раз удивлялись трезвости их мысли и здравому смыслу (качествам, которым, к слову сказать, могли бы позавидовать некоторые современные буржуазные профессора философии!). Канадский этнограф Кнуд Расмуссен рассказывает, например, об эскимосах Гренландии, от которых он хотел получить ответ на вопрос: «Кто и когда сотворил небо и землю?» Ответ прозвучал так: «Никто не сотворил. Это всегда было и будет». «А что ждет человека после смерти?» — продолжал допытываться Расмуссеп. «Ничего, — последовал ответ. — Со смертью все кончается».

Но верно и то, что, наряду с крупицами добытых ощупью полезных знаний и верных мыслей, первобытный разум еще чаще блуждал в тумане фантастических образов и ложных представлений. Именно тут корни магии (колдовства) и выросшей из них религии.

Началом религии было фантастическое удвоение и одушевление первобытными людьми окружающего их мира. То, что называется анимизмом (от латинского anima — душа). В каждой вещи, в каждом предмете — будь то камень, растение, животное или человек— как бы поселяется невидимый двойник, дух, способный мгновенно переноситься на любое расстояние. Перелетевшему — из одного тела в другое духу ничего не стоит, например, сообщить новому хозяину мысли, таящиеся у другого человека. Дух может навсегда (или временно) покинуть своего хозяина и обосноваться в новом месте, скажем, в теле животного или в любой вещи. Это равносильно вере в то, что человек способен «обернуться» зверем или как бы раздвоиться, присутствуя сразу в нескольких местах. Он может после смерти продолжать жить в образе какого-нибудь насекомого, или травинки, или даже камня, И дух человека способен оставить свой след где угодно, например, на маленькой глиняной фигурке, изображающей этого самого чело-, века. Тогда, вылепив или нарисовав изображение вашего врага и разбив (или проколов) статуэтку или рисунок, вы обречете на смерть того, кто там изображен. Наоборот, повесив себе на грудь кусочек тела (клык, зуб) хищного и опасного зверя, охотник может стать обладателем духа этого зверя, сделаться таким же сильным и хитрым, как он. Амулеты, фетиши, талисманы — так обозначаются у исследователей древних верований эти волшебные предметы — вместилища добрых и злых духов, Вера в них (и в связанные с ними колдовские манипуляции) и составляет сущность колдовства как древнейшей формы религии.

Уметь общаться с духами — значит, по мнению верующих, овладеть неслыханной, таинственной властью над людьми и природой. Но эта власть — в руках у избранных, у тех, кому выпала судьба проникнуть в тайну общения с духами. У колдунов, жрецов, чародеев.

С живыми колдунами мы можем познакомиться и сегодня.

Магия в ее древнейшей форме сохранилась (с незначительными изменениями) кое-где там, где колониализм веками душил свободное развитие народов.

В странах Западной Африки колдунов называют нгомбо, в центре Африки — нианга, у гренландских эскимосов — ангалок. У малых народов нашей дореволюционной Восточной Сибири чародеи, как известно, именовались шаманами.

2

С литературными портретами некоторых современных представителей этой первобытной профессии читатель может познакомиться по книге — она вышла у нас в 1971 году — американского путешественника Гарри Райта. Название книги — «Свидетель колдовства». Автор ее побывал уже после второй мировой войны во многих глухих местах Бразилии, Африки, Индонезии. Портреты получились любопытные. Колдунами, как отмечает Райт (и это было известно давно), становятся чаще всего «люди психически ущербные» — эпилептики, шизофреники, маньяки. «Зачастую они подвержены видениям, трансам и другим ненормальным психическим состояниям». Им присущи большие способности внушения и самовнушения. Типичный колдун вместе с тем — человек волевой и ловкий в приемах фокусничества и шарлатанства. Комбинируя внушение и лечебные травы с тем, что на современном языке называется иллюзионной техникой, шаманы и их собратья добиваются немалых успехов по части психотерапии. На глазах у Г. Райта, например, старый индеец—колдун в джунглях Бразилии следующим образом устранил зубную боль у одного из своих пациентов. «Старик грубо прижал голову (пациента) к земле и начал яростно и шумно сосать его щеку…» Затем он выплюнул несколько штук муравьев, кузнечика и маленькую ящерицу. Судя по всему, — пишет Райт, — старик незаметно совал все это себе в рот. Он объяснил потом, что злые духи, вселившиеся в пациента, попали туда, приняв вид насекомых и ящерицы. Но когда оказалось, что боль не совсем оставила жертву, колдун дополнительно окурил больной зуб дымом от наркотической лечебной травы…

Главная основа успеха колдовской психотерапии — безграничная вера и столь же безграничный страх людей перед всемогуществом колдунов. Значительно хуже, отмечает Райт, удается им «вызывание дождя» (приметы не всегда оправдываются). Но зато сеансы индивидуального и коллективного внушения приводят иногда к эффектам впечатляющим. Туземец, которому злобствовавший против него колдун грозно провозгласил, что тот умрет через три дня, действительно умер (от вызванного страхом паралича сердца). Еще поучительнее, замечу, случай, наблюдавшийся недавно врачами госпиталя имени Альберта Швейцера в Ламбарене (Республика Габон в Западной Африке). Туземцы одного из живущих здесь племен считают, что они — потомки пауков и в каждом живет «дух паука». Он для них заколдованное неприкасаемое существо — «тотем». И когда однажды молодой человек из этого племени, садясь в лодку, случайно наступил на паука, психическая реакция была так сильна, что несчастный упал в конвульсиях. Доставленный в больницу, он умер через несколько часов от паралича дыхательных путей.

Современная физиология высшей нервной деятельности давно имеет дело с этой областью явлений. В ней нет ничего таинственного. Психогенное (действующее через словесное внушение) влияние на работу внутренних органов человека изучено на обширном клиническом материале. В вышедшей еще в начале этого столетия классической монографии немецкого психиатра Молля приводятся десятки случаев тяжелых заболеваний и даже смерти, вызванных самовнушением на почве страха..[2]

Действие коллективного внушения испытал на себе и сам автор «Свидетеля колдовства». Во время ритуального действа (в тропическом лесу Дагомеи), под бьющие по нервам звуки барабанов, среди одуряющих паров сжигаемой «священной травы» (сильный наркотик), участники оргии начинали «видеть», как люди превращаются в леопардов. «Это был, — пишет Райт, — тот самый древний ритуал, о котором мне приходилось слышать»… И когда сосед Г. Райта шепнул ему, что сейчас он увидит леопардов (до которых, однако, «нельзя дотрагиваться»), он «увидел»… Автор «Свидетеля колдовства» делает вполне правильный вывод о том, что он стал жертвой коллективной галлюцинации и коллективного внушения. Но, очевидно, для пущей таинственности Г. Райт сопровождает описание этого и подобных эпизодов комментариями вроде:

«Возникло странное ощущение, как будто бы я на мгновение приоткрыл покрывало тайного, неведомого…»

Или:

«Осталось странное чувство, словно я стал свидетелем нового и необычного вида знания…»

3

Странно, на мой взгляд, другое. Странно, что автор предисловия к советскому изданию книги Райта врач-психиатр В. Леви не снял с этих страниц все мистические (а точнее мифические) «покрывала» и не разъяснил читателю что к чему. Ведь психиатрия и этнография располагают опять-таки большим клиническим и историко-научным материалом по этой части. Взять хотя бы так называемые «камланья» чукотских шаманов. Их подробно изучил и описал в свое время наш известный исследователь Сибири В. Г. Тан-Богораз. «Выкурив трубку крепчайшего табака (с примесью других наркотиков) и выпив стакан «сердитой воды» (спирта)», — читаем у Тана-Богораза, — шаман начинает стучать в бубен и звать «духов келе»… Проходит час, другой… Очаг в центре яранги слабо тлеет… И вот духи являются. Шаман кричит: «Это они! Мохнатые! С острыми когтями!» Зрители, сидящие кружком, подтверждают, что они тоже видят духов. С лица шамана льет пот. Наконец, в страшном изнеможении, корчась и глухо стеная, он валится наземь и засыпает…»

Но незачем забираться так далеко — в джунгли Дагомеи и в дореволюционную чукотскую ярангу. Можно убедиться, что «тайны», подобные описанным в «Свидетеле колдовства», наблюдаются подчас среди бела дня в европейских столицах. Знаменитый английский философ и математик Бертран Рассел в своих «Этюдах скептицизма» рассказывает. Уличному прохожему в Лондоне (может быть, он был навеселе) показалось, что каменный лев на фронтоне дворца герцога Нортумберлендского вильнул хвостом. Собралась толпа, явилась полиция, и десятки людей показали под присягой, что они видели, как каменный лев вильнул хвостом! У Рассела же (и в вышедшей у нас в 1972 году книге американского историка Барбары Такман) можно прочесть и другую, похожую историю. В самом начале первой мировой войны, когда решалась судьба Парижа, распространился слух, что в Англии на выручку союзникам высадились «125 000 русских казаков».[3] Один английский офицер из Шотландии «видел» русских казаков в Эдинбурге. «Они были одеты в длинные ярко расшитые шинели и большие меховые шапки». Их лошади «походили на шотландских пони, только костлявее». Как уверял другой английский офицер, он видел, как «русские сбивали снег с сапог на платформе железнодорожной станции» (это в августе-то!). Военная цензура якобы запретила об этом сообщать, но сотни людей клялись, что «своими глазами» смотрели на русские полки, марширующие по Британским островам. Как мы увидим дальше, на «военную тайну» ссылались впоследствии неоднократно и авторы дутых телепатических экспериментов. А также «очевидцы», которые собственными глазами наблюдали «летающие тарелки» и выходящих из них марсиан и венериан…
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   46

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Фабриканты чудес iconСергей Анатольевич Мусский 100 великих чудес техники 100 великих SpellCheck: Chububu, 2007
Лучшие достижения человеческой цивилизации могут вызывать только восхищение могуществом разума человека и искусными деяниями человеческих...

Фабриканты чудес iconКак мы вручали призы газеты в Латгалии
Акция «Семь чудес Латвии», организованная «Субботой», завершилась еще в ноябре. За год мы объехали страну — все 26 ее нынешних районов,...

Фабриканты чудес iconКеннет Уопник Курс чудес объединенное издание I текст II учебник...
«Курсу Чудес». Две первых части Как он появился и Что он собою представляет Хелен Шакман написала сама. Заключительная часть о чем...

Фабриканты чудес iconПрочитайте стихотворение-перевод из книги «Алиса в Стране Чудес»....
Задание 1: Прочитайте стихотворение-перевод из книги «Алиса в Стране Чудес». В чем необычность этого стихотворения? Можно ли понять,...

Фабриканты чудес iconЕконовини міста
Дворецкий А. Николаевцы могут выбирать "7 природных чудес Николаевщины" // Вестник Прибужья. 2009. 3 сентября. C. 1

Фабриканты чудес iconМузыкальное «поле чудес»
Какая русская река из известной песни Людмилы Зыкиной текла «издалека долго»?(Волга)

Фабриканты чудес iconМинистерство просвещения и науки рд
Уважаемые дамы и господа! Я рада приветствовать вас в игре «Поле физических чудес». Сегодня у нас играют учащиеся 8 класса

Фабриканты чудес icon"альф туристический оператор"
Теотиуакан, Теночтитлан, Ла Вента, Паленке, Чичен Итца, которую объявили в 2007 году новым Чудом Света среди новых семи чудес!

Фабриканты чудес icon««Семь чудес Света» Россия, г. Москва, ул. Гиляровского 6, оф. 212...
Сбор туристов в г. Москве у гостиницы «Космос». Отправление на комфортабельном автобусе «манн»

Фабриканты чудес iconП арк – отель «Porto Mare», Алушта Новогодний тур «новый год в стране чудес»
Новогодний банкет, бесплатное посещение спа комплекса «Цунами», шампанское и много других призов

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница