Развитие творческого мышления учащихся начальной школы




Скачать 129.54 Kb.
НазваниеРазвитие творческого мышления учащихся начальной школы
страница1/2
Дата публикации18.09.2013
Размер129.54 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Астрономия > Документы
  1   2
Развитие творческого мышления

учащихся начальной школы.

Для современной школы исключительно важной является проблема развития творческих способностей учащихся.

В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей. Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте.

Отличие мышления от других психологических процессов состоит в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуа­ции, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которой эта задача задана. В процессе мыслительной деятельности человек познает окружающий мир с помощью особых умственных операций.

В классической системе образования учебные программы построены, как пра­вило, на запоминании, накоплении фактов и других нетворческих формах деятель­ности. Потому большинство учащихся, особенно из числа хорошо успевающих в школе, оказывают серьезное сопротивление, если дальнейшая учеба или работа требует от них проявления творческих способностей. Избежать таких конфликтов можно, если тренировка и поощрение творческой деятельности начинается в самом начале образовательного курса.

Что же характеризует творческое мышление? Это особенность необходимо­сти применения нетрадиционного способа мышления, необычного видения про­блемы, выхода мысли за пределы привычного способа рассуждений.

Основная особенность творческого мышления как интеллектуальной системы - это умение анализировать любые проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить для них решение на уровне идеальных, прогнозировать возможные варианты развитий.

^ Что же такое творческое мышление?

Это вид мышления, связанный с созда­нием или открытием чего-либо нового. Составляющими творческой деятельности являются:

1.^ Оригинальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти и всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение.

2.^ Гибкость ума, т.е. способность видеть объект под новым уг­лом зрения, обнаружить его новое использование, расширять функциональное применение на практике.

3.Систематичность и последовательность, т. е. когда все идеи сводятся в определенную систему и последовательно анализируются.

4. Диалектичность (такой человек может четко сформулировать противоречие и найти способ его решения.

Творческое мышление, происходит следующим образом:

  • посредством наблюдения собираются факты, накапливаются в памяти;

  • факты располагаются в порядке, который диктуется рациональным мышлением.

Так как один из признаков творчества - это создание новых полезных комбинаций, то воображение, создающее эти комбинации, является основой творческого.

Еще один непременный компонент творческого мышления - это оригиналь­ность, она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других решений.

В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творче­ской деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей.

Проблемные ситуации специально создаю путем применения особых методических приемов:

  • подвожу школьников к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения;

  • сталкиваю противоречия практической деятельности;

  • даю возможность излагать различные точки зрения на один и тот же вопрос;

  • предлагаю классу рассмотреть явление с различных позиций;

  • побуждаю обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

  • ставлю конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения;

  • определяю проблемные теоретические и практические задания;

  • ставлю проблемные ситуации (с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения).

  • Все высказывания обязательно фиксируем на бумаге или на доске.

Хочется выделить четыре принципа, которыми стараюсь руководствоваться, чтобы поощрять творческое мышление:

  • Внимательно отношусь к необычным вопросам.

  • Уважительно отношусь к необычным идеям.

  • Показываю детям, что их идеи имеют ценность.

  • Предоставляю удобные случаи для самостоятельного обучения и хвалю за это.

Анализируя работу, я вижу, работая систематически над этой проблемой, у учащихся улучшается речь, увеличивается словарный запас, дети необычны в своих высказываниях и рассуждениях, умеют работать коллективно (в группах).

В 1 классе, при изучении темы: «Слово, предложение, текст» я ставлю перед детьми проблемную ситуацию и предлагаю им самим найти способ его решения. Эта работа проходит в виде упражнения на определение необходимости следить за порядком предложений в тексте. Сделать работу наглядной помогает задание:

«Пирамида». Учащимся предлагаю рассмотреть картинку, после чего я сообщаю, что придумала несколько предложений, и прошу определить, можно ли из них составить рассказ.
О ком будет рассказ? (О детях).

Что мы о них расскажем? (Они играют в прятки).

Проверим, все ли предложения из моего набора будут нужны для рассказа.

(Предложения записаны на доске и на полосках бумаги – колечках «пирамиды», которые лежат на столе учителя.)
Дети играют.

У Нины красивые бантики.

Алла стоит в кустах.

Светит солнце.

Алик искал Аллу и Нину.

Учащиеся читают предложения, и если, окажется, что какое – то из них соответствует замыслу, то полоску – колечко с ним надевают на основу «пирамиды». После этого читают предложения на «пирамиде». Если порядок нарушен – рассказ выглядит нескладным. Возникает необходимость еще раз все прочитать, чтобы навести порядок (починить «пирамиду»).

Выполняя подобное упражнение, учащиеся практически сами усваивают, что текст – это группа предложений, связанных по смыслу, раскрывающих одну тему и выстроенных в строгой последовательности.

При повторении темы «Заглавная буква в именах и в фамилиях» использую задания вида:

«Прочти имя».

^ *И*О*А* - НИКОЛАЙ М * Р * Н * - МАРИНА

*Е**Е*- СЕРГЕЙ М * К С*М – МАКСИМ

При этом нужно не только прочитать имя, но и определить, чем отличается первый столбик слов от другого? (1-пропущены согласные, а во 2- гласные). С заданием справляется основная масса учащихся. Результаты показали, что для учащихся такие задания не вызывают затруднения.

Большое внимание уделяю на повышение уровня речевого развития младших школьников. Предлагаю детям выполнить такие задания:
^ А)«Проследи последствия».

(групповая работа)

Детям нужно придумать как можно больше событий, которые могут произойти из–за названного события.

Событие: ^ Охотник выстрелил в воздух.

Следствие: а) из – за сотрясения воздуха в горах случился обвал;

б) ружье дало отдачу в плечо, и охотник упал;

в) пуля попала в пролетавшую утку.
События:

Девочка уронила карандаш на пол.

Из окна выбросили кусочек булки.

Садовник из шланга стал поливать клумбу.

На улице кто-то разбил банку варенья.

Мальчик чиркнул спичкой.

Б) «Найди связь».

(групповая работа).

Нужно найти связь между двумя, на первый взгляд, не связанными друг с другом событиями и объяснить, как все происходило.

  1. Белка, сидя на дереве, упустила шишку.

Самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя.

(Например: Шишка, падая, спугнула зайца, сидящего под деревом. Заяц выскочил на дорогу. Водитель самосвала увидел зайца, остановил машину и побежал за ним. Заяц бросился в лес, водитель за ним. Водитель в лесу заблудился, и самосвал с грузом не пришел по назначению во- время.

  1. Собака погналась за курицей.

Школьники не могли поехать на экскурсию.


  1. Молоко выкипело.

Самолет совершил вынужденную посадку.
^ В) «Почему это произошло?»

(групповая работа)
Нужно назвать как можно больше возможных причин для каждой из описанных ниже ситуаций:

А) Во всем доме внезапно погасли все электрические лампочки.

Б) Стоящее во дворе дерево все было облеплено птицами.

В) Речка вышла из берегов и затопила окрестные луга.

Г) Подойдя к дому можно увидеть, что все окна в квартире распахнуты настежь.

Д) Внезапно из леса раздалось громкое, протяжное звериное рычание.
^ Г) «По одной причине».

(групповая работа)

Два события возникли по одной и той же причине. Найдите эту общую причину.
I. Папа раскрыл книгу. – Комната наполнилась дымом.

(например: 1причина - Папа захотел приготовить по кулинарной книге обед;

2 причина – загорелся телевизор, комната наполнилась дымом, и папа раскрыл телефонную книгу для вызова мастера.

II. Дворник взял метлу. – Мама вдела в нитку в иголку.
III. Котенок подошел к блюдечку. – Мальчик не выучил урок.
^ Д) «Поймайте мышь».
Мышь съела волшебную таблетку и стала невидимкой. Как сделать так, чтобы кот увидел мышь.

Такие задания побуждают детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.


Стараюсь разнообразить формы проверки усвоения знаний. Так при повторении темы: «Однокоренные слова» провожу такие задания:

А) Записать как можно больше слов таким образом, чтобы следующее слово начиналось с последней буквы предыдущего. Продолжить словарный ряд: адрес, салют,….

^ Б) Составить как можно больше слов из букв слова ПИЛКА.

В) Подобрать и написать как можно больше слов, родственных слову СНЕГ.

Г) (Групповая работа)

Составить и записать окончание сказки.

^ Жил был врач в сельской местности. Был у него дом, а собаки не было.

Однажды он ушел на вызов к больному, а вместо собаки оставил чернильницу. А тут как раз решил залезть в его дом вор….»
После проверки результатов, составляю таблицу, что дает возможность определить уровень усвоения каждого учащегося.

Фамилия

Ошибки

Кол-во баллов







































Ещё в период обучения грамоте прочитанные тексты начала проверять в форме тестов, например:

Проверка домашнего задания.

(Задания с выбором ответов по рассказу «Папина профессия», стр. 143, «Моя любимая АЗБУКА»).
-Кем работает папа Саши Ефимова?

А) водителем

^ Б) фотокорреспондентом

В) врачом

Г) фокусником
-Что берет Андрей Ефимов с собой в путешествие?

А) конфеты

Б) кофе

В) фотокамеру

Г) фонарь
-Куда ходил Саша со своим отцом в Москве?

^ А) на выставку

Б) на концерт

В) в цирк

Г) на футбол

При изучении темы: «Слова, которые отвечают на вопрос какой? какая? какое?» предлагаю учащимся выполнить такие задания, как:

«Ассоциативная цепочка».

Нужно составить ассоциативную цепочку со словом – корова. /^ Корова рыжая, как солнце; солнце круглое, как мяч; мяч яркий, как цветок; цветок нежный, как мама…/

«Два признака».

Назовите по 3 предмета, которые могут сочетать два названные признаки. Признаки могут использоваться и в переносном смысле.
Например: ЯРКИЙ ЖЕЛТЫЙ ПРОЗРАЧНЫЙ ГОЛУБОЙ

СВЕТ ___________

СОЛНЦЕ __________

ЛИМОН ___________

^ ПУШИСТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СЛАДКИЙ ЛЕГКИЙ

___________ ___________

___________ ___________

___________ ___________
«Три признака».

Назовите два предмета, которые бы обладали сразу тремя признаками:
ГЛАДКИЙ ЧЕРНЫЙ ТИХИЙ ТЕМНЫЙ ТЯЖЕЛЫЙ ШУМНЫЙ ___________ ____________

__________ ____________
Учащиеся легко справляются с такими заданиями.

Чтобы оживить урок, повысить его познавательное значение, привить любовь к языку в учебной работе использую задания вида:

«Назови лишнее слово».
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Развитие творческого мышления учащихся начальной школы iconI. тесты творческого мышления
Е. Е. Туник. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. — Спб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002

Развитие творческого мышления учащихся начальной школы iconЩебланова Е. И. Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование»....
Первом выпуске серии (Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: Пособие для школьных психологов. М.: Интор, 1995) была представлена...

Развитие творческого мышления учащихся начальной школы iconОбеспечение преемственности дошкольного образования и начальной школы
Преемственность детского сада и начальной школы – одна из приоритетных задач дошкольных образовательных учреждений в новом учебном...

Развитие творческого мышления учащихся начальной школы iconРабочая учебная программа для начальной школы по литературному чтению пояснительная записка
Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях и ориентирована...

Развитие творческого мышления учащихся начальной школы iconСледует упомянуть всех директоров и заведующих начальной школой и...
Дагревком принял решение о ликвидации неграмотности среди населения в возрасте от 15 до 50 лет

Развитие творческого мышления учащихся начальной школы iconО республиканском конкурсе (с международным участием) творческих...
«Мы хозяева нашей природы…», посвященного изучению творчества М. М. Пришвина в начальной школе

Развитие творческого мышления учащихся начальной школы iconПрограмма «Духовно нравственного развития и воспитания учащихся начальной...
«Духовно – нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы моу «сош №2»

Развитие творческого мышления учащихся начальной школы icon«Роль креативных технологий в развитии творческого потенциала младших школьников»
Одной из главных задач нас, педагогов, является развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала учащихся. Этому могут...

Развитие творческого мышления учащихся начальной школы iconПлан внеурочной деятельности для учащихся начальной школы мбоу «сош №34» г. Владимира
Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во внеурочное время

Развитие творческого мышления учащихся начальной школы iconОбразовательная программа внеурочной деятельности для учащихся начальной...
Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во внеурочное время

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница