В один из дней начинающейся недели мы отметим рош ходеш начало нового месяца




Скачать 180.78 Kb.
НазваниеВ один из дней начинающейся недели мы отметим рош ходеш начало нового месяца
страница1/3
Дата публикации30.08.2013
Размер180.78 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Астрономия > Документы
  1   2   3
Рав Зеев Мешков

Март 2002

Месяц Нисан

В один из дней начинающейся недели мы отметим - рош ходеш - начало нового месяца.

С точки зрения еврейского закона, лишить человека свободы - это все равно, что лишить его жизни. Запрещено порабощение еврея (продажа в рабство на шесть лет - наказание за воровство, применявшееся крайне редко – когда не было никакой другой возможности компенсировать краденое). Похищение человека с целью поработить его наказывается смертной казнью. Самая великая заповедь - выкуп пленных. При этом если двое попали в плен и одному угрожает смерть, а другой - будет обречен на вечное рабство, обреченного на жизнь в рабстве выкупают в первую очередь, а приговоренного к смертной казни - только в том случае, если есть возможность выкупить их двоих.

Свобода! Это не так просто понять, что такое свобода! Когда раскрывается Б-г, Он дарует свободу, ибо Он раскрывается, чтобы даровать ее. Потому что раб не воспримет Его раскрытия, потому что Его раскрытие - наша свобода. Что мешает Его раскрытию в мире? Только наше дурное желание.

Человек становится свободным не в момент обретения возможности претворять в жизнь все свои прихоти, а тогда, когда он вырывается из-под власти заложенных самой природой инстинктов, ограничивающих его способность воспринимать и мыслить. Свободным становится только тот, кто обретает силы преодолевать ограниченность, прижимающую его к земле и пробуждающую в нем низкие или недобрые мысли и чувства.

Сказал Рабби Элазар: “При помощи света, сотворенного в первый день, Адам видел от края мира и до края мира. Но посмотрев в будущее и увидев поколение потопа и поколение Вавилонской башни, Вс-вышний спрятал этот свет для праведников, чтобы они пользовались им, когда мир будет исправлен” (Хагига, 12а). “Но куда же спрятал Вс-сильный этот свет? В буквы Торы. И поэтому праведники в каждом поколении пользуются этим светом и могут при помощи него видеть от края мира и до края мира” (Бааль Шем Тов). Праведник, исправляя свой внутренний мир, удостаивается света, дарующего ему великую радость, позволяющего четко видеть настоящее, прошлое и будущее и открывающего возможность помочь другим людям найти самих себя. Жесткие рамки материального мира расступаются, Тора раскрывает неограниченные возможности человека, и он становится хозяином своей судьбы и судьбы всех тех, кто, оказавшись в беде, обращается к нему за помощью.
Каббала Аризаля

Маца - мэм цади вав эй. Первые две буквы этого слова - мэм - 10-я с конца алфавита, и цади - 5-я с конца алфавита. По правилам комментирования, применяемых мудрецами, владеющими тайным смыслом Торы, их можно заменить соответственно на йод (10-ю букву с начала алфавита) и эй (5-ю букву с начала алфавита). Заменив мэм в слове маца на йод, а цади на эй, мы получим йод кей вав кей - четырехбуквенное имя Вс-вышнего. Это означает, что в Песах происходит раскрытие Б-жественного Присутствия, но оно не осуществляется до конца. Самая сильная его составляющая - йод эй остается скрытой и проявит себя в полной мере только во времена Машиаха. Поэтому существует обычай класть на стол три пластины мацы, разламывать среднюю из них на две неравные части и большую из них прятать, чтобы дети, уставшие сидеть на стульях, занялись ее поиском. Спрятанная часть называется цафун (“скрытое”) - та сила Б-жественного Присутствмя, которая раскроется в будущем.
Так поступали наши мудрецы

Песах без мечты о свободе, как Рош а-Шана - без раскаяния. Если трубит шофар, а человек размышляет о своих доходах или смотрит на новые ботинки, ничего не получается - пустой звук. Слушая шофар нужно перевернуть свою душу, а вкушая мацу нужно всей душой устремиться к свободе.

Но есть люди, для которых Песах - домашний праздник - и все, и не мешайте вы им разговорами о поселенцах, территориях, цельности земли Израиля, неделимости Иерусалима, Храмовой горе и будущем Храме - дайте им спокойно вспоминать о том, что было 3300 лет назад. Но забывая о вечной борьбе за свободу, они извращают традицию наших мудрецов, да будут благословенны их имена.

“Был случай. Рабби Элиэзер, рабби Йе’ошуа, рабби Элазар бен Азария, рабби Акива и рабби Тарфон сидели в Бней-Браке и рассказывали об исходе из Египта всю ту ночь [первого дня праздника Песах], пока не пришли их ученики и не сказали им: “Учителя наши, приблизилось время чтения утренней молитвы Шма”.

Известно, что рабби Йе’ошуа, рабби Элиэзер и рабби Тарфон были учителями рабби Акивы. Почему они вместе с главой Сан’эдрина рабби Элазаром бен Азария пришли в гости к своему ученику, который (единственный из мудрецов) жил в Бней Браке. рабби Элиэзер пришел из Лода, рабби Йе’ошуа - из Пкиина, рабби Элазар бен Азария - из Акко или из Явне. Казалось бы, рабби Акиве следовало пойти к рабби Йе’ошуа (ибо рабби Элиэзер из-за своих крайних мнений был отстранен от заседаний Сан’эдрина и ученики не приходили к нему), так как на праздник ученику положено быть у учителя, потому что посещение учителя в праздник подобно восхождению в Храм. Так почему же мудрецы празднуют Песах в доме рабби Акивы? Потому что его учение, будившее в сердцах пламя свободы, сделало его руководителем поколения, а несколько позже - духовным лидером восстания Бар Кохбы. Народ пошел за рабби Акивой, и мудрецы оказали ему уважение, придя на Песах в его дом как ученики к учителю. Они сидят в потайном месте, в помещении без окон, чтобы никто не увидел их, так как разговор идет о предстоящем восстании. Молодые ученики рабби Акивы охраняют мудрецов до утра и стучат в дверь, чтобы сообщить о появлении первого луча - времени, когда положено читать утреннее Шма. Эти ученики - будущие воины Бар-Кохбы. Они будут среди тех, кто освободит Иерусалим и построит Храм. И пусть он простоит всего два года - это докажет всем поколениям евреев, что нет непобедимых врагов. Восстание научит тому, что стоит сражаться не только за жизнь, но и за достоинство и честь народа.

Текст Пасхальной агады был составлен в период римского владычества, и ее составители не могли написать: “Берите пример с наших мудрецов, которые - когда речь шла о борьбе за свободу - объединялись и вместе со всем народом боролись за нее даже в самых невероятных условиях”. Римские власти расправились бы с авторами подобного учебного пособия. Но тот, кто умеет читать между строк, - поймет: , что многие из наших мудрецов отдали жизнь за то, чтобы мечта о свободе жила вечно.

Наш современник Рав Моше Левингер долго размышлял над текстом Пасхальной агады и выучил из нее, как нужно правильно исполнять заповедь еды мацы: в 1968 году вместе с несколькими семьями он снял номера в арабской гостинице “Парк” в Хевроне, чтобы провести седер Песах в древнем еврейском городе, в котором после погрома 29-го года не осталось евреев. А после пасхальной недели все семьи остались в гостинице. Так начался новый город Кирьят Арба и возобновилось еврейское поселение в центре древнего Хеврона.

Исход начинается с повеления Аврааму “Иди себе...” (Берешит 12:1) или в другом переводе - “Иди к себе” - будь самим собой. Эта заповедь распространяется на каждого из нас. Но для того, чтобы ее исполнить, нужно выяснить - кто я такой.

В первом приближении ответ на этот вопрос простой: “Еврей”. Но в чем суть этого понятия? Слово “еврей” образовано от слова иври (“перешедший”). Великий Ма’арал делает из этого следующий вывод: “Еврей - это тот, кто может перейти через море”. Или иными словами: “Еврей - это человек, который несет в своей душе потенциал преодоления любых ограничений, потому что душа его, напрямую связанная с бесконечностью, сама обладает свойствами света, не ограниченного никакими рамками. А главное свойство бесконечных сущностей - простота: ведь бесконечность не делится на составные части. Поэтому и было заповедано Аврааму: “Ходи передо Мной и будь совершенно прост (тамим)” (Берешит 17:1). Поэтому заповедано и нам: “Прост будь с Б-гом Вс-сильным твоим” (Дварим 18:13).

И в день нашего освобождения мы едим мацу - символ простоты нашей души. Мука, вода - и все. А если замешать ее на вине или молоке - не исполнить заповеди еды мацы в пасхальный вечер. А если тесто, замешанное на воде, набухнет, от попадания в него воздуха и появятся трещины, разрушая простую структуру, - нельзя его есть все дни Песаха. Так что же такое простота? Говорит Раши: “Человек простой - что на сердце, то и на языке”. То, о чем думаешь - скажи, а то, что стыдно сказать, - о том не думай. И когда у человека на языке будет то же, что и на сердце, и он не будет стыдиться своих мыслей и чувств, о что все они будут хорошими и добрыми - настанет день свободы.

“День мести в сердце Моем”. И говорят мудрецы: “в сердце Моем...” - это значит, что сердце Пресвятого, благословен Он, не открыло Свою тайну Его устам”. Потому что все в мире устроено по принципу “мера за меру”: пока у вас сердце отдельно и уста отдельно, и Мое сердце не откроет того, что хранится в нем. Но почему же на сердце Вс-вышнего месть народам мира и именно с ней связано будущее освобождение? Если мы сумеем стать честными (что на сердце то и на языке), то выяснится, что все наши дурные качества были внешними и наносными. Ведь отказаться можно только от того, что не является твоей сущностью - от себя не откажешься. Отказавшись от всего дурного, что в нашем сердце, от всего того, что стыдно произнести устами, мы докажем, что все плохое не наше. А если не наше - то откуда же оно было у нас? От народов мира. И Вс-вышний отомстит им за то, что они на протяжении долгих лет изгнания, когда мы были в зависимости от них, оскверняли нашу душу, отбирая у нас самое дорогое - нас самих и наших детей. Нет большей свободы, чем быть простым человеком. И если мы достигнем простоты, “день мести” откроется устами Вс-сильного, а Его устами был сотворен мир. Был сотворен и будет исправлен - освобожден от всего дурного, чтобы еврей никогда больше не терял себя и всегда был самим собой. Счастье в том, чтобы быть собой.
Свобода

16.03.2004

Песах - праздник свободы. Как во всякий праздничный день, настраиваясь на его дух и исполняя его заповеди, ты впускаешь в себя то, что присуще ему. Освободиться и перейти через море, получить Тору и войти в Святую Землю, стереть память об Амалеке и построить Храм - это ты должен сделать, восседая за праздничным столом в пасхальную ночь. Ты должен исполнить заповеди пасхального седера так, чтобы в полночь, когда ты откроешь дверь, за ней уже стоял пророк Элияhу, который скажет тебе: "Твои желания поднялись до небес и стали реальностью. Выйди, взгляни на мир - он совсем иной. Даже звезды оставили свои привычные пути и бегут по небу вслед за евреями: навстречу еврейскому царю - туда, в Йерушалаим, где на гору опускается с неба огненный Дворец".

А если не стремиться к тому, чтобы все это произошло в полночь, то зачем же давиться мацой, пить на пустой желудок четыре бокала вина и уродоваться, напихиваясь тертым хреном?

Это там на чужбине, за пределами Земли Израиля, где человек не чувствует Присутствия Б-га, можно тешить себя мыслью, что ты, съев кусок мацы и прочитав агаду на английском, мамелошн исполнил все десять заповедей идишкайт и еще немного добавил, чтобы быть хасидом.

А здесь, где все свято, грех себя обманывать. Ты, удостоившийся добраться сюда, знаешь, что все настоящее и живое: и земля живая, и Тора живая, и заповеди живые! В пасхальном рассказе, маце, вине и горькой зелени должна родиться живая свобода!

Все начинается со свободы, а до свободы - нет ничего. Это отражено в еврейском законе. Запрещено порабощение еврея. Продажа в рабство на шесть лет - это наказание за воровство, но применялось оно редко. Похищение человека с целью поработить его наказывается смертной казнью.

Самая великая заповедь - выкуп пленных. Если кто-то приговорен неевреями к смертной казни, если кто-то попал в плен и обречен на жизнь в рабстве, и есть возможность выкупить только одного из них, следует выкупить того, кто станет рабом в руках неевреев.

Свобода! Это не так просто понять, что такое свобода! Когда раскрывается Б-г, Он дарует свободу, ибо Он раскрывается, чтобы даровать ее. Потому что раб не воспримет Его раскрытия, потому что Его Раскрытие - твоя свобода.

Ты знаешь что такое свобода?

Бердичевский Ребе не знал, а Хаим-грузчик знал!

Однажды Святой Ребе из Бердичева Леви Ицхак готовил "седер Песах" и казалось ему, что в этот вечер он выполнит все так, что в каждое действие, произведенное за пасхальным столом, будет вложен высший смысл и понимание того, что такое геула - освобождение еврея от рабства.

Но открыли ему с Небес (наверное, Элияhу hа-нави), что не следует ему так уж гордиться своими приготовлениями и глубоким пониманием заповедей седера, потому что есть в его городе еврей по имени Хаим Тригер ("грузчик"), который уже исполнил все заповеди этой ночи и все, что нужно исполнить в пасхальный вечер, сделал во много раз лучше, чем это собирается сделать он, бердичевский Ребе.

Между тем к Ребе собирались хасиды, чтобы присутствовать за его столом и с трепетом следить за всеми действиями мудреца и праведника.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В один из дней начинающейся недели мы отметим рош ходеш начало нового месяца icon3. Период условия чонсонг начнется с 16 числа 1 месяца по 6 число...
Ниже приводится переводится перевод официального письма об особом трехнедельном условии

В один из дней начинающейся недели мы отметим рош ходеш начало нового месяца iconРеувен Пятигорский
Осенними мы вправе назвать три еврейских праздника, идущие один за другим в месяце тишрей: Рош ха шана (он же День Суда), Йом-Кипур...

В один из дней начинающейся недели мы отметим рош ходеш начало нового месяца iconТест на стресс
Таблицу заполняют ежедневно в течение недели по вечерам. Необходимо поставить «галочку» или знак «+» против тех пунктов, где приходится...

В один из дней начинающейся недели мы отметим рош ходеш начало нового месяца iconФаксимиле Леонида федосеева
Папа Римский Григорий поступил необычайно прозорливо, оставив начало Нового года на 1 января, но продолжая счет времени «от Рождества...

В один из дней начинающейся недели мы отметим рош ходеш начало нового месяца iconВеликие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии
Ткрытий, их ходе. Формирование представления о начале межцивилизационного диалога и его воздействии на судьбы участников: гибель...

В один из дней начинающейся недели мы отметим рош ходеш начало нового месяца iconКак объективно связаны между собой новые информационные технологии...
Знаменитый договор 421 г до н э между Афинами и Спартой – Никиев мир – был датирован так: «При спартанском афоре Плистоле, за 4 дня...

В один из дней начинающейся недели мы отметим рош ходеш начало нового месяца iconПрограмма страхования «А» Фамилия Имя Серия и № паспорта дата дата...
Застрахованное лицо\insured дата рождении Паспортные Начало поездки Конец поездки Кол-во дней Дата оформления

В один из дней начинающейся недели мы отметим рош ходеш начало нового месяца iconИздание школьного кружка «Юный журналист», декабрь 2012
Декабрь – месяц чудес и ожиданий… Поэтому я предлагаю вам написать стихотворение о волшебном месяце Декабре, о наступающем празднике...

В один из дней начинающейся недели мы отметим рош ходеш начало нового месяца iconЕкатерина Данилова Олег Игоревич Кильдишев Управляя мужчиной управляешь жизнью Transmatika
Умная: Он уехал в отпуск, я его не видела две недели, потом приехал на два дня и даже не позвонил, а сейчас улетел в командировку...

В один из дней начинающейся недели мы отметим рош ходеш начало нового месяца iconВо вторник 25 октября завершился период осенних праздников и грозных...
Пятикнижия состоит в порядке его чтения. На “биму”, возвышение, к столу со свитком Торы вызывают поочередно не семь человек, как...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница